История отношений Павла с церковью в Коринфе
О том, как развивались события в Коринфской церкви после написания 1 Послания к Коринфянам, неизвестно. Книга Деяний ничего не говорит о приезде Павла в Коринф между его первым визитом и пребыванием «в Элладе» в течение трех месяцев (Деян. 20:1-3). Во 2 Коринфянам Павел довольно подробно рассказал о запланированном путешествии в Коринф. Можно было бы предположить, что поездка, о которой говорится в Деян. 20:1-3, и есть та, о которой идет речь в 2 Кор. 12:14 и 13:1. Однако в этих стихах апостол говорит о том, что это будет уже третье посещение. Более того, Павел описывает путешествие в Коринф в своем втором послании (2 Кор. 2:1-4; 7:5-8), которое никак не совпадает с первым посещением в Деян. 18.
Сопоставляя информацию из книги Деяний и 2 Коринфянам, мы приходим к выводу, что Павел совершил путешествие в Коринф из Эфеса, когда там благовествовал (Деян. 19). Его упоминание о поездке в 2 Кор. 2:1-4 позволяет сделать вывод о противостоянии между Павлом и некоторыми членами общины в Коринфе. После этого апостол, вероятно, написал еще одно письмо братьям в Коринфе. Все, что нам известно об этом письме, это несколько фраз Павла в 2 Кор. 2 и 7. По его словам, он написал это письмо «от великой скорби и стесненного сердца» (2 Кор. 2:4).
Несомненно, и это посещение, и последующее за ним письмо стали важными вехами в развитии отношений между Павлом и Коринфской церковью. Почему Лука не упомянул об этом втором визите и скорбном письме? Этому есть, как минимум, два вероятных объяснения. Во-первых, Лука мог и не знать об этой поездке. Вдохновение от Святого Духа не предполагает, чтобы ведомый им автор делал собственные расследования (см. Лк. 1:1-4). Судя по разделам в книге Деяний с местоимением «мы» (например, 20:6-15), Павел и Лука периодически путешествовали и трудились вместе. Мы можем предположить, что Павел говорил Луке о своих планах совершить вторую поездку, но нельзя исключать того, что у апостола могли быть свои причины ничего не говорить Луке о ней.
Второе объяснение состоит в том, что, согласно некоторым замечаниям в книге Деяний, Лука стремился изобразить Павла в благоприятном свете. Например, Лука упоминает некоторых римских чиновников, которые благоволили к Павлу. Римский проконсул Сергий Павел «призвав Варнаву и Павла, пожелал услышать слово Божие» (Деян. 13:7). В Коринфе Павел обрел благосклонность в лице проконсула Галлиона, который упрекнул его противников из иудеев (Деян. 18:14-16). Асиархи в Эфесе, «будучи друзьями» Павла, смогли защитить его, опираясь на Римские законы (Деян. 19:31). Когда Павла везли в Рим, он пользовался уважением и покровительством римского сотника (Деян. 27:3, 31-33).
Стремление Луки представить Павла в самом выгодном свете прослеживается и в его упоминании о том, как Павел собирал пожертвования для нуждающихся верующих в Иерусалиме. Несмотря на подчеркнутое внимание к этим сборам в 2 Кор. 8; 9 и в Рим. 15:25-27, в книге Деяний о них сказано вскользь (см. Деян. 24:17). Возможно, расчеты Павла на сборы пожертвований не оправдались (см. Деян. 21:19-29). Вместо желанного примирения между христианами из иудеев и язычников, его визит закончился бунтом (Деян. 21:30-33). Возможно, поэтому Лука решил не распространяться об этом. Подобным образом он мог умолчать и о поездке Павла из Эфеса в Коринф (второй поездке туда апостола), поскольку она не увенчалась успехом.
Комментаторы прошлого были склонны считать неудачный визит Павла в Коринф (2 Кор. 2:2) его первой поездкой туда, о которой сообщается в Деян. 18. Некоторые из них объясняли слова апостола о «третьем путешествии» (12:14; 13:1) как художественное преувеличение. Согласно им, Павел имел в виду свои планы на третий визит, а не то, что он уже побывал в Коринфе до этого уже дважды. Подобное толкование выходит за границы простого и ясного языка апостола. Кроме того, вряд ли апостол имел в виду свое пребывание в Коринфе, о котором сообщал Лука в Деян. 18, когда писал: «Я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением» (2 Кор. 2:1). Если бы эти слова относились к его первому посещению Коринфа, тогда последовавшим за ним письмом «от скорби и стесненного сердца» (2:4) стало бы 1 Коринфянам. Подобные слова плохо согласуются с главной темой этого послания.
На основании истории, реконструированной по книге Деяний и комментариям в 2 Коринфянам, можно сделать вывод о поездке Павла из Эфеса в Коринф, о которой книга Деяний умолчала. Вторая поездка и скорбное письмо являются необходимыми предпосылками для правильного понимания современными читателями 2 Коринфянам. Кроме всего прочего, они помогают читателю понять умонастроение Павла, когда он приступил к написанию второго послания, и умонастроение его противников в этом городе.
0 комментариев