Некоторые характеристики патриархальной эпохи
1. Это был кочевой период. Авраам, Исаак и Иаков были основателями не городов, какими были Мин (Менес), Ассур, Нимрод, но родоначальниками народа и веры. Они жили в шатрах. Они кочевали с места на место. И тем не менее, они не были бродягами без цели и закона, они были странниками Божьими, передвигавшимися по зову Бога и воодушевленные великой и далеко идущей целью.
2. Это был патриархальный период. Отец являлся: (а) правителем семейного клана. У него была власть на жизнь и смерть (См. Быт. 22:10; 28:24); (б) военачальником. Авраам возглавил поход против месопотамских царей; (в) семейным священником. Он строит жертвенник и приносит жертвы за семью; (г) семейным пророком. Ему и через него Бог доносит Свою волю и Свои намерения.
3. Представления о Боге. Патриархи строго придерживались следующих положений: (а) Бог един. Нет даже следа политеизма; (б) Бог - личность. Не существовало никакого пантеизма или прославления природы, что так часто встречалось в Египте. (в) Бог всемирен. Он есть Бог всей земли (Быт. 18:25), Бог не только Авраама и Израиля, но и фараона, Он правит не только на Иордане, но и на Ниле, и на Евфрате; (г) Бог свят. Он не подвержен порокам языческих божеств. Судья всей Земли поступает правосудно (Быт. 18:25).
4. Формы поклонения. Не было ни храмов, ни установленных праздников. Нет упоминаний и о субботе, хотя последующий закон Моисея был основан на том, что Бог отдыхал на седьмой день, и имеются следы деления времени на недели (Быт. 8:10-12). Существовали грубые жертвенники, жертвоприношения скотом, посвященные памятники, клятвы, паломничества, молитвы, выплата десятины и обряд обрезания.
5. Уровень цивилизации. Патриархи были кочевниками, но не варварами. Они соприкоснулись с самыми высокоразвитыми цивилизациями той эпохи - Халдеи и Египта. Они были пастухами, но занимались и сельским хозяйством. У них были деньги и драгоценности; у Иуды было кольцо-печатка, а у Иосифа - царская одежда. Вполне возможно, что они были знакомы с искусством письменности, которое процветало в долинах Нила и Евфрата.
6. Значение Завета. Завет с Авраамом является ключом к пониманию патриархального периода и еврейской истории в целом. Несомненно, что история эта тесно связана с людьми. Все естественные мотивы играют свою определенную роль в переселениях, в семейной жизни и жизни народа. Но Завет - это созидательный факт и сила. Именно он выделил евреев из мира. Именно он постоянно вел их к земле, к формированию народа, и к “семени”, которому предназначено было благословить все народы. Первоначально заключенный с Авраамом в Халдее, завет этот был подтвержден ему пять или шесть раз в Ханаане, многократно обновлен с Исааком, а также с Иаковом. На нем основано предсмертное завещание Иосифа, а столетия спустя завет был обновлен с Моисеем (у горящего куста) и превращен на горе Синай в завет для всего народа. Невозможно измерить влияние веры и надежды такой созидательной силы на характер человека или народа.
0 комментариев