Апокалиптическая литература
Последнюю часть книги пророка Даниила иногда называют “апокалипсисом”, а литературный стиль, которым написана эта часть, — “апокалиптическим”. Апокалиптической книгой в Новом Завете является Откровение. Вот почему некоторых людей так смущает Откровение. Такой вид литературного творчества был хорошо известен в дни Даниила: для нашего же времени он очень необычен. Людям трудно понять, о чем идет речь.
В таких произведениях обычно говорилось о мировых силах или великих событиях в истории языком таинственных символов, с привлечением животных и чисел. Подобную литературу обычно создавали во время великих гонений. Откровение было написано в период гонения на христиан со стороны Рима, а книга Даниила — в период пленения Иудеи Вавилоном.
Почему писатели использовали подобный стиль? Некоторые думают, что образный язык помогал им уберечь свои произведения. Будь они написаны ясным языком, враги непременно уничтожили бы их. Но когда они брали в руки книгу о четырех странных животных, то, вероятно, говорили: “Что бы это ни было, мне это не очень интересно”. С другой стороны, если бы вавилоняне нашли книгу, в которой бы говорилось: “Вот так падет нечестивый Вавилон”, — реакция была бы совершенно иной. Такую книгу, по всей вероятности, сожгли бы, и не исключено, что вместе с автором. Понимать образный язык бывает не так-то просто. Иногда мы не можем с уверенностью сказать, что автор имел в виду. В настоящей работе я предлагаю вашему вниманию самые лучшие идеи вместе с рассуждениями ученых в их поддержку. Сами решайте, какое толкование для вас имеет наибольший смысл.
Я убежден, что многие образы в апокалиптических писаниях Библии не надо анализировать дословно; они рассчитаны на то, чтобы создать общее впечатление. Если бы вы увидели восседающего на небесном престоле Ветхого днями — в белом, как снег, одеянии, с волосами, как чистая шерсть, престол бы Его полыхал огнем, вокруг бы были горящие колеса, и текла бы перед Ним огненная река, а тысячи и миллионы людей восхваляли бы Его имя, — что бы вы ощутили? Вероятно, вы бы просто подумали: “Поразительно!” Именно такое чувство должна вызывать в нас апокалиптическая литература — “Поразительно! Вот, оказывается, как велик Бог!” Если бы мы увидели такое зрелище, как то, что описано в Дан. 7:9-14, мы только и могли бы, что стоять в изумлении и петь: “Как Ты велик!”
Хотя мы имеем представление о некоторых апокалиптических образах, нам не следует упускать из виду одну проблему, которая, как я полагаю, представляет собой один из величайших грехов, которого мы должны остерегаться сегодня, — слишком легкое отношение к Богу. Эта проблема кажется особенно актуальной для более молодых поколений. Если бы Бог явился перед нами, не думаю, что мы бы сказали: “Привет, Бог! Как дела? Ты классный Папашка”. Знаете, что бы мы сделали? Я уверен, мы все попрятались бы под стулья! Мы бы пали ниц и уткнулись носами в землю.
Мне случалось бывать в местах, где, как нас уверяли, мы поклонялись Богу, а я при этом думал: “Я не могу делать это. Я бы не стал вести себя так небрежно даже по отношению к своему собственному отцу, а уж к Отцу вселенной и подавно”. Когда Иезекииль увидел Бога в Его славе, он пал на свое лицо (Иез. 1:28). Когда Исаия увидел Бога во всей Его славе, он сказал: “Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами... и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа” (Ис. 6:5). Когда Иоанн увидел в своем видении Бога, то “пал к ногам Его, как мертвый” (Отк. 1:17). Апокалиптические образы даются для того, чтобы создать впечатление, и Иезекииль, Исаия и Иоанн почувствовали то же, что почувствовали бы и мы, если бы увидели истинную славу Господа.
Апокалиптические образы в книге Даниила и в Откровении прежде всего призваны впечатлить нас силой и величием Бога. Мы можем не понять всего, о чем читаем в этих книгах, но изучать их очень интересно и полезно.
0 комментариев