У доски и в поле (№190)
Где-то с год назад я по мере сил помогал одной хорошей девушке выехать из Украины. Барышня оказалась на 101% русской и находиться вна Украине текущего формата более не имела сил. Ситуацию осложняло то, что своей русскостью она заразила детей, всех четверых, что осложняло жизнь уже семье в целом, ибо папа там был убандеренный на всю кастрюлю, плюс в самой «европейской» стране даже за нейтральное отношение к России можно присесть в тюрьму благо писать доносы безвизовые граждане наблатыкались на отлично.
Короче, мама с четырьмя детками сбежала в Россию и благодаря приветливым и добросердечным родственникам осела в Москве. Родственники оплачивали квартиру, а всё остальное пришлось добывать в ежедневном бою.
Суть рассказа в том, что старший ребёнок, который НИКОГДА не учил русский язык и вообще учился по «европейской» программе, попав сразу в 11 класс московской школы вначале охренел от реалий, а потом засучил рукава, клацнул зубами и бросился на гранитный массив. В процессе ребёнок умудрился сдать русский и химию лучше всех одноклассников, что вызвало нешуточный прилив ревности у классного руководителя, которая долго отказывалась выдать ребёнку соответствующий сертификат. Как же так, ишь, понаехали. Это то, о чём я многократно говорил – изрядный процент школьных педагогов нельзя подпускать к детям на три пушечных выстрела, потому что эти прекрасные люди не поддерживают хрупких и ломких в силу возраста детей, а топчутся на них, почёсывая свои сраные комплексы и обиды.
Ну да мы не про то. В итоге ребёнок поступил сразу в два медицинских вуза и в оба прошёл на бюджет, чем натурально спас маму от продажи самой себя в рабство, ибо на следующий год поступать второму, а два кредита на обучение вряд ли покроет даже проданная почка. Меня, конечно, больше всего интересовали впечатления ребенка от новой школы, программы обучения, процесса подготовки к ЕГЭ, проведения олимпиад и так далее.
Если совсем просто, то между украинской и российской школьной программой, по словам новоявленного студента, БЕЗДНА. В том плане, что российская намного более современная, комплексная и СЛОЖНАЯ. Прямо вот сложнее на порядки, впрочем, когда я узнал, что вна Украине в школах уже давно отменены сочинения, а дети в качестве контрольного упражнения пишут только диктанты, всё встало на свои места. В общем плане украинских школьников учат азам математики и других точных наук, но именно что на уровне понимания общих процессов и не более. Впервые взяв в руки российские учебники, респондент, скажем так, испытал изрядное удивление пополам с приступом паники.
Про гуманитарные науки вна Украине можно вообще не говорить, тут всё понятно по умолчанию, особенно с историей. Это объясняет тот факт, что украинские школьники и студенты практически не появляются в отчётах международных олимпиад. Считать до ста умеет, крестик под банковским кредитным договором поставить может, ну и хватит. Для нео-европейца в самый раз.
Теперь, когда вы испытали гордость за страну, поговорим о проблемах. Особенно о тех, о которых не принято упоминать в победоносных реляциях и красочных докладах нашего Минпросвета.
В прошлом году мы с моим большим другом выпускали класс, где была девочка-медалистка. Честности ради скажу, что в целом на медаль она не тянула, но была единственным светлым пятном в классе конкретных дебилоидов, была милым и крайне трудолюбивым ребёнком, а потому учительский коллектив, не сговариваясь и в кои-то веки не споря между собой, помогал ей по велению души и сердца.
Ребёнок перевелся в нашу школу из Иркутска, где она училась в лицее №1, который, по её же словам, считается самым лучшим и сильным в городе и, соответственно, регионе.
Проблема заключается в том, что, попав в по сути обычную московскую школу, сразу стало ясно, что девчонка НЕ ТЯНЕТ и причина заключается в том уровне знаний и преподавания, который был в Иркутске. Прошу понять меня правильно – тут нет ни единой буквы надменности и уничижения школьных педагогов из регионов. Я исключительно передаю слова самой отличницы. А их общий посыл в том, что даже при условно (подчеркну, условно) унифицированной программе обучения уровень даваемых знаний в регионах и в двух столичных городах очень разный. Естественно, с положительным отличием во вторую сторону.
Сама девчонка по моей просьбе вот так обозначила основные и ключевые различия:
- в регионах педсостав в школах это преимущественно люди старше среднего или предпенсионного возраста
- очень мало молодых педагогов, которые и «в струе» с учениками
- (конечно же, не все, но) значительная часть учителей в регионах это очень уставшие люди, которым ничего не нужно и на работу они ходят автоматически, чтобы автоматически же начитывать зазубренные параграфы учебников. Именно отсюда, кстати, растёт пресловутый учительский вой про ненавистный ЕГЭ, «который постоянно меняют и надо постоянно доучиваться и подстраиваться»
- региональный менталитет, усиленный подростковыми гормонами, по которому быть умным и отличником взападло. Это вообще уникальное явление, когда во всём мире люди из кожи вон лезут, чтобы получить образование, а у нас культура и культ успешной учёбы отсутствует, как явление. Наследие 90-ых и узкий круг местных возможностей, увы, не способствуют их возникновению, а наоборот еще сильнее накладывают на умы родителей, должных стимулировать, а иногда и кнутом понукать своих отпрысков к успеваемости, шаблон «да зачем оно всё надо, пойдешь вон на автомеханика учиться».
Очередная грань проблемы – это оценка успешности работы школьного образования в целом. Сегодня основным показателем является не средний уровень знаний и умений, а количество баллов, полученных учениками по итогам ОГЭ и ЕГЭ. Система эта крайне пагубная, но школа тут лишь одна из виновниц. В данном случае система образования лишь реагирует на социальный запрос со стороны общества в лице пап-мам и дедушек-бабушек, для которых абсолютным мерилом является поступление чада в университет. Ведь наша Машенька ради этого и мучается с уроками 11 лет! Школа слышит, трясёт гривой, кроит учебную программу (неофициально, ибо по бумагам все проводится в строжайшем соответствии) и сосредотачивает все усилия на натаскивании учебных горизонталей на конкретный результат.
В нашем давнем очерке «Буквари и берцы» здесь мы уже рассматривали базовую задачу армии и школы, как социального института МАССОВОГО обучения. Но если в реалиях современной армии все дебилы отсеиваются в инвалидные кресла или под деревянные кресты, то школа продолжает носить в себе всё те же болячки без малейшего шанса на их даже очаговое лечение.
Но вернемся к основной проблеме – кадрам.
Они, как утверждал товарищ Сталин, решают всё, а уже дед за успешность понимал, как никто другой.
Ещё раз подчеркнём, что мы не мажем черным негативом всех учителей из регионов разом, мы лишь обозначаем пунктиром границы трагедии. Сегодня в России, как бы ни было приятно сравнение с Украиной, учительский корпус испытывает колоссальную нехватку молодых, энергичных и умных людей. Происходит это по причине, которую мне пару лет назад сами школьные коллеги обрисовали, как «двойной отрицательный отбор».
Суть его заключается в том, что до работы у доски доходят лишь ЕДИНИЦЫ действительно грамотных, фанатично влюблённых и желающих сворачивать горы людей. Конечно, в государственном учительском корпусе хватает профи и фанатов, но людей таких мало и тем сильнее они выделяются на общем фоне, незаметно мигрируя в лучшие условия, т.е. в Москву и Питер.
Первое негативное сито – это набор в педагогические вузы. Идут сюда в абсолютной своей массе те, кто не смог поступить «на другую нормальную специальность». Это не мои слова, это цитата выпускников. Понимаю общее возмущение, но сие факт, который подтверждается:
- суммой баллов, которые необходимы для поступления (она ничтожна)
- количеством бюджетных мест (оно огромно)
То есть государство прекрасно понимает, что учиться в пед молодежь не рвётся, а потому молчаливо понижает входную планку. Соответственно, студенческий контингент уже с первых дней представляет собой очень средний и слабо мотивированный социум, где, как известно, всё определяет та самая средняя температура по больнице. Проще говоря, изначально учиться на учителя приходят не самые лучшие и заряженные молодые люди. С исключениями, конечно, которые ещё больше подчеркивают общее правило.
Те, кто дожил до выпускных экзаменов, формируют второе негативное сито или отрицательный отбор.
После выпуска в специальность работать идут считанные единицы и это не фигура речи. Моя жена в свое время оканчивала педагогический университет им. Н.К. Крупской и на сегодняшний день со всего потока только ОДИН человек посвятил свою жизнь обучению детей. Все прочие занимаются чем угодно: работают в полиции, адвокатами, арбитражниками, кое-кто даже проектирует промышленные системы освещения. То есть люди с дипломом педвуза осознанно разбежались, кто куда, лишь бы только не в школу. И даже если допустить, что единственный оставшийся это гений и абсолютный псих, то в целом это не решает вопроса, как массово дать детям знания и практические умения. Один и в поле, и у доски – не воин.
В нашем конкретном сравнении средней школы в Москве и лучшего лицея Иркутска всё описанное выше отражено во всей полноте красок. Благодаря столичным надбавкам даже в среднестатистических ГБОУ столицы достаточно больше количество молодых учителей и мужчин, что отдельная головная боль и трагедия российской школы, где безраздельно правит бабское, да простится мне такое определение, начало.
Московский уровень зарплаты учителя фантастичен для регионов, в рамках самой столицы я бы охарактеризовал его, как средне-конкурентный. То есть имеется изрядная текучка кадров, но она не критична и не приводит к смерти мозга и двигательно-мотивационного аппарата. В средней московской школе есть и молодые преподы, и мужчины, и педагогический состав в массе своей заряжен на работу и получение ожидаемого результата. Мы говорили, что результат этот спорен, но сейчас речь о другом.
В условном Иркутске ситуация ровно обратная.
Даже в самой сильной школе средняя планка учительской заинтересованности и компетентности очень ниже среднего. Из-за также упомянутого двойного отрицательного отбора, когда все умные и энергичные ушли, как минимум, в частное преподавание, или, по завету Дмитрия Медведева, в бизнес деньги зарабатывать. Винить их нельзя, пафосными словами и мантрами про призвание семью не накормишь и автокредит не погасишь.
Соответственно, общий СРЕДНИЙ уровень знаний и умений в регионах значительно НИЖЕ, а точечные вкрапления разрывателей международных олимпиад это не результат успешной работы системы школьного образования в целом, а успех узкопрофильных учебных заведений, вроде полузакрытых школ физики и химии в Казани.
В качестве итога, пожалуй, скажу, что радоваться образовательному днищу у хохлов очень так себе занятие.
Во-первых, мы не эти самые хохлы, вся суть жизненной парадигмы которых сводится к «абы у москаля хуже было». Во-вторых, образование это такой же спорт высоких достижений, как легкая атлетика или бокс, где для восхождения на пьедестал нужно соревноваться и равняться на лучших, типа Сергея Бубки или Сауля Альвареса. Если радоваться, что ты обогнал всех колченогих алкашей и переколотил всех дистрофанов на районе, то реальную мировую планку тебе никогда не взять. Понятное дело, что на мировой уровень выходят единицы, но чтобы эти единицы допрыгнули наверх, они должны отталкиваться от изначально ВЫСОКОГО СРЕДНЕГО УРОВНЯ. В данном случае знаний.
К сожалению, этот текст прочитает сотня подписчиков этой страницы, а наверх отнесут очередной сияющий доклад о головокружительных успехах Минпросвета, где отдельно будет написано, что учителя просят их даже не кормить, чтобы они не отвлекались от своего любимого призвания.
3 комментария