Утагава Хиросигэ (Utagawa Hiroshige, 1797 — 1858)
Хиросигэ, Утагава (урождённый Андо Хиросигэ, 1797 – 12 Октября 1858) — один из последних представителей направления укиё-э (картины изменчивого мира). И один из наиболее известных за пределами своей родины японский художник-график, после Хокусая, мастер цветной ксилографии.
Хиросигэ мог не только изобразить определенный вид местности, но он, также старался передать настроение окружающей природы, придать всему этому доминирующий эмоциональный оттенок.
Этим, видимо, и объясняется, недостаток уникальных деталей на гравюрах, на которые он, взамен, добавлял элементы, реально не существующие в пейзажах, которые он изображал.
Практически на протяжении почти трёх десятилетий своей профессиональной деятельности Хиросигэ периодически возвращался к теме города Эдо (старое название Токио, современной столицы Японии, до 1868 года, где и родился сам художник), что отчасти нашло своё отражение в серии работ «Сто знаменитых видов Эдо».
Хиросигэ, как будто, приглашает зрителя прогуляться по реке Сумида, живописные виды которой, встречаются в работах художника заметно чаще, чем другие объекты.
Использование цветовых акцентов, не имеющих прямого отношения к пейзажу, который изображает художник, усиливает выразительность его гравюр. Многие его пейзажи воспринимаются, как декоративные работы, прежде всего, благодаря насыщенной цветовой гамме и необычной композиции.
Зачастую в изображении пейзажей, Хиросигэ акцентирует внимание на предметах, находящихся на переднем плане. Подобное противопоставление планов: переднего и заднего, весьма необычно для работ в стиле укиё-э, создается впечатление, что зритель будто сам присутствует на картине.
Автор не менее чем 5400 гравюр. Наиболее известными циклами мастера являются 53 станции Токайдо и 100 известных видов Эдо. Преимущественно работал с характерными для жанра темами, изображая актёров театра кабуки, красивых женщин и разнообразные городские сюжеты Японии периода Эдо. Под влиянием творчества Хокусая Утагава создает цикл 36 видов горы Фудзи, работая в жанре фукэй-га — пейзаж; также экспериментирует с жанром катё-га — изображения птиц и цветов. В лирических камерных пейзажах с жанровыми мотивами передавал зыбкие состояния природы, атмосферные эффекты снега и тумана. Работал под псевдонимом Андо Хиросигэ.
Информация о художнике взята из Википедии — свободной энциклопедии.
Из той же Википедии немного из биографии Хиросигэ.
Хиросигэ родился в районе Яэсу города Эдо (прежнее название Токио), предположительно в 1797 году, в семье потомственных самураев: его прадед служил клану Цугару, дед был тренером лучников. Отец Хиросигэ был начальником пожарной службы набережной этого района. Уже к двенадцатилетнему возрасту мальчик теряет обоих родителей и получает должность заведующего пожарной безопасностью в замке Эдо[3]. Эта служба оставляет Хиросигэ много свободного времени и он начинает рисовать уже в четырнадцатилетнем возрасте.
Хиросигэ стремился получить покровительство Тоёкуни из школы Утагава, однако из-за большого количества учеников мастер не находит для него места, и в итоге юноша попадает к Тоёхиро из той же школы. В процессе учёбы Хиросигэ работает не только в рамках своей школы, но так же изучает техники других: школы Кано, которая пользуется особенной популярностью в аристократической среде, школы Нанга, тяготеющей к китайской живописной школе, и школы Сидзё, находящейся под влиянием европейской художественной традиции. В 1812 году Утагава Хиросигэ получает право подписывать собственные работы, а в 1823 окончательно оставляет свой пост в замке Эдо.
Творчество Хиросигэ редко выходило за рамки классических тем укиё-э, но выразительность и мастерство созданных им картин прославили художника на всю Японию.