Шедевры Арабо - Мусульманского орнамента: зулляйдж
Зулляйдж — это часть мавританской культуры, элемент орнамента, присущий только одному определённому региону Мусульманского мира. Традиции создания этого вида орнамента в Марокко до сих пор передаются от отца к сыну, и эта нить никогда не прерывается, как истинный носитель национальной культуры. Зулляйдж родился, благодаря Гириху, о котором мы уже упоминали в материале об Арабо - Мусульманских орнаментах. Гирих — это вид геометрического орнамента, он строился по определённым строгим законам, впрочем, как и Зулляйдж, который вышел из него.
Зулля́йдж делается из изразцов, покрытых глазурью, это традиционные для Магриба плитки из терракоты, орнаментами в городах Марокко покрыты стены, полы, потолки, бассейны. Однако, традиции этой орнаменталистики применяются и в других видах декоративно – прикладного искусства, например, в керамической посуде. Хотя некоторые ученые - марокканцы, а также иностранцы считают традиции Зулляйджа аутентичными, иные специалисты полагают, что это результат социально-экономических манипуляций до и во время Протектората Французов (1912-1956). Так это или иначе, но традиции своего орнамента бережно сохраняются народом.
Интересно прочитать на этот счёт отрывок из книги Тахира Шаха, который долго жил в Касабланке, изучая традиции этой страны. Сам он был англичанином с афганскими корнями.
«В Дар Калифа приступили к сооружению фонтана. Из Феса прибыл грузовик с корзинами квадратной керамической плитки. Плитка была синей и белой, красной и зеленой, желтой и бирюзовой, оранжевой и черной. Двое зеллиджи, резчиков плитки, сложили ее на мягкие, набитые хлопком подушки. Оба были спокойны и сосредоточенны. Подобные им люди способны провести вечность в размышлениях. Подмастерье вынес первую корзину с плиткой во двор и начал размечать плитку по формам мозаики. Для этого он использовал острую бамбуковую палочку, которую окунал в самодельную белую краску. На одном керамическом квадрате умещалось несколько форм. После чего плитка передавалась зеллиджи, который вырезал ее. Необходимо было сделать две тысячи мозаичных кусочков только для одного центрального медальона, а для всего фонтана требовалось вдвое больше. И каждый кусочек должен был быть вырезан здесь, на месте. Азиз сказал, что на подготовку мозаики уйдет месяц. Сначала я подумал, что времени на это потребуется гораздо больше. Но когда увидел, как мастер выстукивал своим молоточком, у меня появилась надежда. Формы мозаичных кусочков были разнообразны: от простых квадратиков и полосок до извилистых загогулин, ромбов, трапеций и восьмиугольных звезд. Каждая мозаичная форма имела свое название: острые пирамидки именовались квандил, плавные волнистые полоски — дардж, треугольники — талия, а восьмигранники, как сказал мне зеллиджи, назывались кура.
Сначала он расчертил центральный медальон. Затем были нарисованы шестнадцать наружных розеток, а потом — задник. Для укладки маленьких вырезанных вручную кусочков мозаики на центральный медальон муалем пользовался пинцетом.
Мастер был настолько опытным, что выложил все пять тысяч кусочков вверх ногами, и у него не возникло никакой необходимости разгибаться и сверяться с чертежом. Его руки двигались со скоростью света, выбирая необходимые фрагменты из заранее разложенных кучек и вставляя их на место. Я спросил его, как он так ловко работает, не видя цветов. Он ответил: — Только слепой знает слабость зрения.»
Тахир Шах «Год в Касабланке».
Кстати, именно зулляйдж в конечном итоге был источником вдохновения для создания своих работ голландского художника М. К. Эшера. Как известно, Эшер начал свои знаменитые исследования в 1936-ом году во время своего путешествия по Испании. Он бывал в Альгамбре, зарисовывая различные арабские мозаики, и впоследствии не раз говорил, что именно это было для него «богатейшим источником вдохновения». Но в Испанию и Португалию изразцы, называемые «азулехос» пришли из Мавритании, а в Португалии слово «зулляйдж» преобразовалось в азулежу, об этих изразцах мы тоже упоминали (ссылка).
В Марокко расцвет декоративно – прикладного искусства «Зулляйдж» пришёлся на время правления династии Маринидов, в это время при создании орнаментов применялись синие, зелёные, а также жёлтые цвета. Красный цвет в этот вид арабо - мусульманского орнамента добавили только в семнадцатом веке. Большое разнообразие различных изразцов мы можем до сих пор видеть в Марокканских городах городов Фес и Мекнес.
Марокканские мастера , которых у себя на родине называют «мааллем», получают своё мастерство от отца и учатся с детства. Тайны семейных мастерских живут в Магрибе до сих пор.
Источники:
Moroccan Ceramics and the Geography of Invented Traditions, Journal article by James E. Housefield; The Geographical Review, Vol. 86, 1997
А вот это ИСТОЧНИК всего поста,