Заглавные буквицы - Синодик из собрания Ф.А.Толстого, в альбоме Виктора Ивановича Бутовского это страницы 78, 79, 80.
Списки имён живых и усопших православных христиан для молитвенного их воспоминания также называются синодиками или помянниками. Помянники могут использоваться как в частном, так и в общественном церковном богослужении. В храмах и монастырях такие списки называют синодиками.
Заглавные буквицы - "Синодик" из собрания Ф.А.Толстого конец XVI века
Все материалы по Заглавным буквицам взяты из альбома "Русский орнамент X - XVI веков по древним рукописям", рисунки в альбоме выполнены под руководством директора Строгановского училища технического рисования и художественно- промышленного музея Виктора Ивановича Бутовского. Заглавные буквицы - Синодик из собрания Ф.А.Толстого, в альбоме это страницы 78, 79, 80. В данном посте для публичного рассмотрения, размещены буквицы только со страницы 78, все остальные будут в закрытом посте только для подписчиков.
Оформив подписку на месяц, получаете доступ ко всем закрытым постам, а их на данный момент уже более двадцати.
Слово "Синодик", встретилось впервые и не знал, что оно означает - это поминальник по усопшим.
Имена рядовых воинов, принимавших участие в крупнейших сражениях середины XVI в.- 60-х годов XVII в., дает нам источник, казалось бы далекий от военных документов, - «Синодик по убиенных во брани». Появление этого памятника, очевидно, связано с соборным решением 1548 г., сохранившимся в записи XVII в.: «В лето 7056-го месяца июня в 21 день... благоверный и христолюбивый царь и великий князь Иоан Васильевич всея России по благословению отца своего Макария, митрополита всея России, уставил общую память благоверным князем и боляром, и христолюбивому воинству, и священническому и иноческому чину, и всем православным християном от иноплеменных на бранех и на всех побоищах избиенных... И повелел по них митрополиту и со всеми соборы пети понахиды и обедни служити в соборной церкви Успения богородицы и по всем церквам в городе и на посаде... И сию общую память по всех православных християнех велел и в прочия лета поминати... И оттоле повеле ту общую память написати в соборныя книги».
Литературный Синодик содержал вступительную часть из трех «слов», сам помянник, заключительную молитву и дополнительные «предисловия». Первое слово учит о спасительной силе чтения синодиков, которая может помочь усопшим христианам на Страшном суде. Второе слово учит о пользе непрерывающегося из рода в род поминовения усопших. Третье слово обращено к пастырям и призывает их к неустанному поминовению всех усопших, включая тех, кто не оставил пожертвования за помин своей души. Впоследствии этот тип синодиков дополнялся церковно-политическими трактатами, прославляющими деятельность русских князей.
Синодик по праву можно назвать литературным сборником, в котором помимо общего поминовения и Помянника, выполняющих теперь вспомогательную функцию, представлены литературно-учительные, назидательные, догматические, апокрифические, агиографические и даже научно-познавательного характера тексты разнообразных жанров и стилей, объединённые синодичной тематикой поминовения усопших». Теперь поминальные списки – не основная, а дополнительная и даже необязательная часть памятника. Это всё относительно того, что означает слово Синодик.