Часть третья, заключительная, по поводу знакомства с одной из самых красивых и драгоценных рукописных книг европейского Ренессанса - "Mira calligraphiae monumenta / Образцовая книга каллиграфии"
Том хранится в музее Гетти в Лос-Анджелесе, в начале девяностых музей выпустил книгу со всеми страницами из тома, а затем три отдельных небольших книжечки с подборками этих страниц.
Вот это изображение с фотографии разворота именно настоящей рукописной "Mira calligraphiae monumenta". в предыдущих постах публиковал иллюстрации из печатных книжечек "The Art of the Pen" и "Nature Illuminated", которые явились плодом труда двух авторов, никогда не встречавшихся. Знаменитый каллиграф George Bocskay, бывший имперским секретарем при императоре Священной Римской Империи Фердинанде первом, создал том, который он назвал "Образцовая книга каллиграфии". Страницы этого тома заполнены образцами прекрасной каллиграфии, всех размеров, стилей, начертаний и форм. Антиква, рукописный курсив, иврит, греческий алфавит, готическое письмо - все представлено на пергаментных страницах и украшено орнаментом, вырисованными буквами, завитками и виньетками и расписано золотом и серебром.
Через пятнадцать лет после смерти каллиграфа правящий уже внук Фердинанда, император Рудольф II заказал последнему великому европейскому миниатюристу по имени Joris Hoefnagel украсить том рисунками. Хофнагель воспринял заказ как возможность вступить в соревнование с каллиграфическим гением и постарался сделать так, чтобы его миниатюры не были просто украшением текста, а поражали и приковывали внимание сами по себе. В результате вышел том потрясающей красоты, в котором мастерство миниатюриста и искусство каллиграфа подчеркивают друг друга.
Третья печатная книга посвящена последней части оригинального тома и сделана в форме того, что можно обозначить как "алфавитариум". Это такая специальная форма книги, когда на страницах текст, цитаты или стихотворные строфы, которые начинаются с разных букв алфавита последовательно. На странице есть буква и текст, который начинается с этой буквы. Эта часть книги создана только художником. Первый алфавит состоит из заглавных латинских букв римского происхождения и к ним прилагаются цитаты из священного писания на латыни.
Но так как, как каллиграф Joris Hoefnagel был никакой то все надписи он нарисовал золотом, тексты для надписей взяты из священного писания.
Второй алфавит нарисован строчными готическими буквами. В его рисунках меньше торжественности, но больше вычурности и гротеска. В центре страницы нарисована гротескная маска или странное фантастическое животное. Маски напоминают работы Корнелис Флориса (1514-1575), вполне возможно Йорис с ними был знаком, Флорис умер, когда Хофнагелю было 33 года. Вся третья книжка творческое самовыражение одного Йориса Хофнагеля, в которой он продемонстрировал себя как мастера орнаментального гротеска, особенно во второй части.
На этом знакомство с книгой "Mira calligraphiae monumenta" подошло к завершению, если к первой и третьей книгам в пост включил все иллюстрации полностью, как и предполагал во вторую загрузил не все, когда выясню каких не хватает, обязательно дополню.
Это портрет Хофнагеля Йориса, на странице моей книги "Гротеск в орнаментальном искусстве Ренессанса", которая существует (имеется в виду книга) в виде оригинал-макета в количестве 5 экземпляров, которые печатал к защите дочери.
Конечно хочется, чтобы она появилась в бумажном варианте и не в виде оригинал макета, а в виде книги, но вот желания не всегда совпадают с возможностями, поэтому обращаюсь ко всем читателям, кто заходит на мои посты, стать моими подписчиками, сын проверил, что став подписчиком сразу открываются все закрытые посты.
Прошу всех любителей орнаментального искусства стать разово моими донатами, для помощи в издании данной книги, перечислять можно по номеру телефона +79042750253 любой взнос. по выходу книги на её электронный вариант дам ссылку, тех кто изъявит желание иметь книгу в бумажном варианте связь в мессенджере WhatsApp, Viber , через vk или почту . С уважением Николай.