Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы
![](/project/958/post/27209/image/50912/imagesprojects958958h2y28q35812i91g5_original.webp?1674313357341)
В этой публикации речь пойдёт о Буквице — большой и затейливо оформленной первой букве текста, которая всегда была важной частью искусства украшения книг. Пост не мой, но очень хорошо перекликается с тем контентом, который ранее публиковал и именно поэтому решил повторить на моей площадке...
Далее весь текст хозяйки поста. Моя симпатия к буквицам появилась ещё в детстве благодаря сборнику сказок Афанасьева с иллюстрациями Татьяны Мавриной и её же красочными буквицами в начале каждой сказки. С тех пор у меня особое отношение к книгам, в которых есть узорные буквицы.
Как таковое искусство оформления книг стало активно развиваться в раннехристианские времена, когда появились тексты, считавшиеся божественными, и, следовательно, требовавшие особого отношения. Постепенно книга перестала считаться простой фиксацией звучащей речи и превратилась в самостоятельное произведение искусства. Это отношение распространилось и на светские книги.
И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора. Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами, часто доведёнными до поразительной ажурно-филигранной тонкости. Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами. В религиозных книгах буквицы украшались цветными иллюстрациями на библейские темы. Но далеко не всегда оформление буквиц напрямую соотносилось с содержанием и назначением текста. В некоторых случаях оно ему даже противоречило. Например, буквицы в христианских книгах содержат изображения, явно имеющие языческое происхождение. Символический язык старинных буквиц очень сложен и во многом до сих пор не расшифрован.
![](/project/958/post/27209/image/50913/imagesprojects958958wrpfju358132b63h.webp?1674314014928)
Буквица – не просто декоративный элемент. Она играет особую роль. Буквица – первая буква записанной истории, пограничная точка, в которой повседневная жизнь прерывается и возникает другая жизнь, другой мир – тот, о котором рассказывает текст. Это точка, в которой пересекаются тайна природы (растительный орнамент), тайна человеческих чувств и страстей (их изображают животные и люди) – и тайна слова, тайна преображения человека и мира под действием слова. Поэтому текст, оформленный с буквицами, воспринимается по-другому – он более живой. А ещё буквица – пространство для индивидуального творчества.
А ещё буквица – пространство для индивидуального творчества. В книгах все буквицы уникальны. И сейчас любую открытку или книгу можно сделать неповторимой с помощью буквиц. Даже для тех, кто не рисует сам – в сети очень много готовых вариантов буквиц, есть из чего выбрать.
Предлагаю вашему вниманию большую подборку красивых и интересных буквиц – русских и латинских, старинных и современных. Обратите внимание, что пояснения к иллюстрациям расположены перед ними.
На Руси буквицы появились предположительно в X веке (более старые книги не сохранились) под влиянием византийского искусства. В 988 году киевский князь Владимир Святославович женился на византийской царевне Анне. Вместе с ней в Киев прибыли священники, они привезли церковную утварь и богослужебные книги. Состоявшееся тогда же крещение русского народа определило не только то, какая литература получит распространение на Руси, но и то, по каким образцам рукописи будут украшаться.
Уже древнейшие из сохранившихся русских книг - Остромирово Евангелие (1056-1057) и Изборник Святослава (1073) - во всём следуют византийской манере оформления книг. Из всех способов украшения заглавных букв русских художников-изографов больше всего привлекали растительные мотивы, доведённые византийскими мастерами до предельной условности. Смелые сочетания ярких красок ткали неповторимый, праздничный наряд книги. Для богатых заказчиков применялось «металлическое» письмо: особый писец - златописец - обводил контур буквицы чернилами из творёного золота, придавая ей вид драгоценного украшения.
Буквицы из Остромирова Евангелия. Великий Новгород, 1056-1057 годы.
![](/project/958/post/27209/image/50914/imagesprojects9589584sdwum358134f2h3.webp?1674314365588)
Впрочем, красоты часто добивались одной только красной киноварью.
![](/project/958/post/27209/image/50916/imagesprojects9589585r6x14358135adjj.webp?1674314490034)
Русские буквицы К и Л, XII век.
![](/project/958/post/27209/image/50917/imagesprojects958958n9wrtc35813633je.webp?1674314590027)
![](/project/958/post/27209/image/50918/imagesprojects958958ubo3m23581365j4f.webp?1674314612142)
В XII-XIII веках оформился своеобразный звериный стиль русских буквиц, предположительно связанный с похожими буквицами у кельтов. Этот стиль назван «тератологическим» (от греческого слова «чудище») Но русские «чудища» на буквицах, в отличие от кельтских, более спокойные и добродушные.
![](/project/958/post/27209/image/50919/imagesprojects958958bh55gk358139ba4j.webp?1674315136544)
В средневековой Европе одни из самых старых буквиц-шедевров содержатся в Келлской книге, созданной ирландскими монахами около 800 года. Эта книга и сейчас поражает невероятной сложностью и пышностью своего узорного оформления. В книге очень много разнообразных цветных буквиц (в Европе их называют инициалами).
![](/project/958/post/27209/image/50920/imagesprojects958958ytpx5335813a47ae.webp?1674315239450)
![](/project/958/post/27209/image/50921/imagesprojects958958sio21k35813a8ef7.webp?1674315274352)
Буквицы оттоновского стиля, получившие своё название от династии Оттонов, правившей в восточной части владений Каролингов, на территории современной Германии, с 919 по 1024 год. Оттоны оказывали щедрое покровительство различным видам искусства, благодаря чему развивалось и процветало искусство украшения рукописей. Буквицы, как правило, были большими, с обильной позолотой и характерными для этого периода узорами из переплетающихся ветвей, промежутки между которыми закрашивались яркими цветами.
![](/project/958/post/27209/image/50922/imagesprojects958958bt8aad35813b0bh8.webp?1674315369196)
Буквицы оттоновского стиля, получившие своё название от династии Оттонов, правившей в восточной части владений Каролингов, на территории современной Германии, с 919 по 1024 год. Оттоны оказывали щедрое покровительство различным видам искусства, благодаря чему развивалось и процветало искусство украшения рукописей. Буквицы, как правило, были большими, с обильной позолотой и характерными для этого периода узорами из переплетающихся ветвей, промежутки между которыми закрашивались яркими цветами.
Лист из «Псалтыри королевы Ядвиги» с буквицами в начале главы и стихов.
![](/project/958/post/27209/image/50923/imagesprojects9589585cfh7y35813bfe3d.webp?1674315490099)
Буквицы менее значимые оформлялись затейливым и иногда контрастным по цвету филигранным узором, часто доведённым до поразительной тонкости и мастерства.
![](/project/958/post/27209/image/50924/imagesprojects958958kpq6gm35813c3115.webp?1674315548859)
Европейские буквицы XIV-XV веков.
![](/project/958/post/27209/image/50925/imagesprojects9589588escfv35813c8c45.webp?1674315593323)
![](/project/958/post/27209/image/50926/imagesprojects958958abkhwl35813cd48g.webp?1674315630225)
![](/project/958/post/27209/image/50927/imagesprojects9589580mr6pt35813cei5j.webp?1674315643746)
Книгопечатание в Европе и в России появилось в XV и XVI веках. Поначалу для буквиц оставляли место и рисовали их от руки, но постепенно они во многих книгах тоже стали печатными. Иногда их потом раскрашивали вручную. Упрощать их никто и не думал. Буквица по-прежнему оставалась искусством. Но теперь она стала искусством не только художников, но и мастеров, делающих штампы: резчиков по дереву и гравёров на меди. На гравировку одной сложной буквицы на металле уходило до нескольких месяцев.
Вот буквицы, которые печатал в своих изданиях Иван Фёдоров в 1570 году.
![](/project/958/post/27209/image/50928/imagesprojects95895839qiv235813d92g4.webp?1674315757595)
У Ивана Фёдорова был сподвижник Пётр Мстиславец, который создал свой собственный стиль буквиц – тонкий, лаконичный и в то же время изысканный. Каллиграфическая непринужденность этих буквиц позволяет совершенно забыть, что они вышли из-под печатного пресса. Буквицы этого стиля широко использовались в изданиях Московского печатного двора в XVII в.
![](/project/958/post/27209/image/50929/imagesprojects958958uo0h6735813e0b0h.webp?1674315848836)
Один из учеников Ивана Фёдорова – Анисим Радишевский – превратил буквицы в настоящие шедевры. Его тонкую, кружевную манеру растительного рисунка, дробность и детальность, доведённые до ювелирной, почти микроскопичной узорности, невозможно спутать ни с чьей другой работой.
Инициалы Четвероевангелия. Московский печатный двор, 1606 год
![](/project/958/post/27209/image/50930/imagesprojects9589587uui2e35813ebgh7.webp?1674315939174)
Листы из старых русских церковных певческих книг XVII-XVIII веков. Великолепное украшение орнаментами в «поморском» и «гуслицком» стиле.«Гуслицкий стиль» происходит из старообрядческого центра Гуслицы, расположенного недалеко от Москвы. «Поморский стиль» сложился на землях, лежащих по берегам Онежского озера и Белого моря.
![](/project/958/post/27209/image/50931/imagesprojects9589588gxvij35813f14jc.webp?1674316014433)
![](/project/958/post/27209/image/50932/imagesprojects958958wjgmhn35813f2if4.webp?1674316027938)
![](/project/958/post/27209/image/50933/imagesprojects958958nytwav35813f53bi.webp?1674316045867)
Фантазия художников при оформлении буквиц была безграничной. Вот несколько примеров буквиц из старинной итальянской книги по каллиграфии Antonio Schiratti (1600-1615 гг.) Буквы D, E, K, L.
![](/project/958/post/27209/image/50934/imagesprojects958958atdxvl35813fdafe.webp?1674316112783)
![](/project/958/post/27209/image/50935/imagesprojects958958z3jtkg35813ff065.webp?1674316124545)
Буква В немецкого художника Frederic Hottenroth, XVIII век.
![](/project/958/post/27209/image/50936/imagesprojects958958kxt5dg35813g3029.webp?1674316188474)
В 1839 году итальянский художник, гравёр и сценограф Антонио Базоли придумал необычные «архитектурные» буквы.
![](/project/958/post/27209/image/50937/imagesprojects9589583g61oc35813gaj7e.webp?1674316252183)
![](/project/958/post/27209/image/50938/imagesprojects958958nqij7i35813gd7h2.webp?1674316271565)
А вот такие необыкновенные и нежные буквицы придумал в XIX веке английский художник Л. Джонс. Каждая буквица – целый пейзаж!
![](/project/958/post/27209/image/50939/imagesprojects958958kyzs7n35813h3h77.webp?1674316355371)
![](/project/958/post/27209/image/50940/imagesprojects958958lvx55e35813h63d8.webp?1674316373886)
Буквы, вошедшие в «Сборникъ старинно русскихъ и славянскихъ буквъ, заставицъ и каемокъ» К.Д. Далматова (1895)
![](/project/958/post/27209/image/50941/imagesprojects958958xnh16d35813hhc9g.webp?1674316465425)
![](/project/958/post/27209/image/50942/imagesprojects9589581l09kg35813i0567.webp?1674316486563)
![](/project/958/post/27209/image/50943/imagesprojects95895879nanu35813i2dii.webp?1674316506000)
Буква А художника Сергея Чехонина, 1919 год – как раз очень популярен был «Балаганчик» Блока и одноимённый спектакль Мейерхольда. Вероятно, отсюда и идея с Арлекином.
![](/project/958/post/27209/image/50944/imagesprojects958958ypfe7y35813ibbha.webp?1674316577187)
В наше время самые разные буквицы можно создавать при помощи компьютерной графики. Но и эти буквицы сохраняют отчётливое сходство со старинными традициями оформления буквиц.
Работы студентов Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна, дисциплина «Шрифты и каллиграфия»
![](/project/958/post/27209/image/50946/imagesprojects958958f2eof135813j44fe.webp?1674316678360)
![](/project/958/post/27209/image/50945/imagesprojects958958dlkeb635813j20ib.webp?1674316660806)
![](/project/958/post/27209/image/50947/imagesprojects9589580j5pgp35813j929d.webp?1674316717413)
![](/project/958/post/27209/image/50948/imagesprojects958958atkb1235813je4c3.webp?1674316758261)
Ветковский стиль книжного оформления сложился в городе Ветка в Белоруссии, ещё в XVII-XVIII веках. Но он и сейчас востребован художниками. Буквица Б, автор Татьяна Хайнак.
![](/project/958/post/27209/image/50949/imagesprojects9589588hx4lm358140745h.webp?1674316862150)
А это буквица С российского писателя и художника В.Л. Ланга.
![](/project/958/post/27209/image/50950/imagesprojects958958yhagkn358140g009.webp?1674316932447)
Лаконичный стиль буквиц в издании А. и Б. Стругацких
![](/project/958/post/27209/image/50951/imagesprojects9589583yflvq3581412990.webp?1674316984271)
Буквица К к сказке «Эгле, королева ужей». Автор Аня Опарина
![](/project/958/post/27209/image/50952/imagesprojects958958bjo8eq358141ag47.webp?1674317050910)
Новогодняя буквица от Кирилла Ткачова
![](/project/958/post/27209/image/50953/imagesprojects958958iy94vt358141i0f3.webp?1674317108739)
Среди современных авторских буквиц для детских книг можно встретить совсем простые, но при этом очень обаятельные. Буквица Д. Автор Александр Сичкарь.
![](/project/958/post/27209/image/50954/imagesprojects9589585dreha358142bbh4.webp?1674317217176)
Буквица О для «Алисы в стране чудес». Автор Ася Белова.
![](/project/958/post/27209/image/50955/imagesprojects958958uxho4q3581437ff7.webp?1674317346730)
Конечно, здесь представлены далеко не все из возможных вариантов буквиц. Как уже было сказано, в сети их выбор огромен. Возможно, кого-то из читателей буквицы вдохновят на новые идеи в творчестве.
И напоследок – буквы Татьяны Мавриной из её «Сказочной азбуки». Какой же надо иметь талант, чтобы в таком многовековом искусстве, как буквица, выработать свой, сразу узнаваемый, стиль!
![](/project/958/post/27209/image/50956/imagesprojects958958hez8y33581440828.webp?1674317447686)
![](/project/958/post/27209/image/50957/imagesprojects958958zyvlhq358144260j.webp?1674317462849)
![](/project/958/post/27209/image/50958/imagesprojects958958pfpv6o358144527b.webp?1674317485382)
Всем прочитавшим –
![](/project/958/post/27209/image/50959/imagesprojects9589581dan6f358144bdgc.webp?1674317538099)
Даю ссылку на источник, вполне возможно, что там вы найдёте, много интересного, тем более, после выхода поста прошло уже шесть лет.