Памяти Заслуженного художника России Владислава Анисенкова
![](/project/958/post/28858/image/54689/imagesprojects958958gpco0g35a5ij6e5i.webp?1677180693822)
С Владиславом Анатольевичем познакомился на защите студентов специальности «Художественное проектирование костюма», это был 2009 год. До этого на отделении дизайн ежегодно возникала проблема, кого пригласить в качестве председателя ГАК (Государственная Аттестационная Комиссия), для проведения процедуры защиты дипломных работ студентов специальности ХПК (художественное проектирование костюма), квалификация художник – стилист.
Обычно приглашали женщин, имевших статус руководителя швейного предприятия, это директора, руководители, но ни как не дизайнеры и не художники, прокомментировать коллекцию, представленную студенткой на защиту им было трудно.
И когда преподаватель специальности ХПК Молчанова Людмила Анатольевна, предложила кандидатуру Анисенкова Владислава Анатольевича, который по своим регалиям идеально подходил для этой должности (главный художник Государственного театра оперы и балета Удмуртии имени Чайковского, к этому ещё и заслуженный художник России.
И на первой же защите мы поняли, что не просто угадали с его кандидатурой, а попали именно в точку. Владислав Анатольевич делал полный анализ не только всей коллекции, а и каждой модели в коллекции, очень внимательно, дотошно рассматривал каждый шов, как пошито и как должно быть пошито, разбор был на высоком профессиональном уровне.
Разбор продолжался и при оглашении оценок, который превращался в удивительное почти театральное действо, проникая в суть каждой модели коллекции, а в коллекции как правило было 5, 6 моделей и он запоминал детали каждой модели любого дипломника, давал незаменимые советы, а его комментарии, замечания, советы были незабываемы.
Мог легко обосновать принятое решение и посоветовать дипломнику, что предпринять, чтобы идея была успешно реализована. Любимое выражение Владислава Анатольевича «Лучше меньше – да лучше», которое подчёркивало основную идею чистоты стиля.
Тогда было не понятно, лично мне, откуда такие профессиональные конструктивно - технологические знания о швах, о шитье у главного художника театра оперы и балета Удмуртской республики.
Это всё прояснилось после концерта, посвящённого памяти главного художника Государственного театра оперы и балета Удмуртии имени Чайковского Владислава Анисенкова, проходившего в концертном зале Филармонии УР. Многие из участников мероприятия уверены, что его годы работы в театре вскоре будут называть эпохой Анисенкова.
![](/project/958/post/28858/image/54690/imagesprojects958958x2iipe35a5ij9595.webp?1677180714198)
Номера были очень разнообразны и три часа концерта пролетели как один миг, особенно мне понравился ведущий концерта Филипп Разенков (главный режиссёр Уфимского театра оперы и балета), между номерами концерта интересно рассказывал о творческом пути художника и становлении его личности, а его рассказ сопровождался показом фотографий из семейного архива и эскизами к постановкам.
![](/project/958/post/28858/image/54691/imagesprojects9589581a93tx35a5ijh7a3.webp?1677180779028)
Информации в этих рассказах было много и стало ясно откуда были такие знания о тонкостях портняжного искусства у Владислава Анатольевича. А мне пора переходить к биографии Анисенкова и онлайн-выставке его творческих работ.
1951 год
![](/project/958/post/28858/image/54692/imagesprojects9589584ldgko35a5j07fe9.webp?1677180862320)
В городе Саратове на свет появился маленький Владик, здесь же в Саратове прошли его детские, отроческие и юношеские годы. Его мама Александра Семёновна была большой любительницей театра, и эту любовь передала сыну. Когда Владику было 17 лет, его фамилия на афише театра ДК профсоюзов уже значится как художника-постановщика спектакля «Снежок».
Завершение учёбы в Школе-студии МХАТ (ВУЗ) имени В.И.Немировича-Данченко по специальности «Художник театра», и получив квалификацию художник театра и кино, отправляется в творческое путешествие по СССР, в рамках которого работал по одному творческому сезону в разных театрах страны.
По завершению творческого турне возвращается в родной Саратов, где становится главным художником театра оперетты. В родном театре обратили внимание на Владислава не только как на талантливого художника, но и талантливого портного.
Народная артистка СССР Ольга Бардина всегда категорично заявляла, что гримировать её и шить костюмы будет «только Владик».
1988 год
Владислав Анатольевич, решает пойти по стопам своего деда, в своё время бывшего главным портным Саратова. Покидает театр и начинает работать художником-модельером в авторском салоне «Стиль», где у него одевались модники не только Саратова, но и столичные.
Многие модницы того времени мечтали иметь платье от кутюрье Владика, но не каждая могла это себе позволить, это было большой роскошью. Мечтала о подобном платье и студентка вокального отделения Саратовской консерватории Тамара Камашева. Ничего случайного в этом мире нет, и по видимому провидению было угодно, чтобы свой дальнейший творческий путь Владислав Анатольевич продолжил в Удмуртии.
А для этого провидение пересекло пути Владислава и Тамары, вспыхнула искра, родившая большую любовь, и в жизни художника началась новая глава, его любовь к женщине родила любовь к Удмуртскому краю. В начале девяностых Владислав Анатольевич переезжает в Ижевск.
1992 год
Назначение на должность главного художника Государственного театра оперы и балета Удмуртии. Владислав Анатольевич возглавил большое художественное хозяйство театра оперы и балета.
Сценография
Специфика работы художника в театре, в первую очередь, это сценограф, дизайнер, занимающийся архитектоникой сцены, создаёт из плоскостных и объёмных элементов единую целостную картину места театрального действия, используя кроме традиционных способов изображения среды и новые современные – проекции, драпировки и другие. Создаёт облик спектакля, заведует созданием декораций, оформлением сцены.
![](/project/958/post/28858/image/54693/imagesprojects9589580mdx3s35a5j1d441.webp?1677181065694)
![](/project/958/post/28858/image/54694/imagesprojects9589584psvac35a5j1gdgh.webp?1677181093551)
![](/project/958/post/28858/image/54695/imagesprojects9589586j4nwx35a5j2076g.webp?1677181122951)
Театральный художник широкое многогранное понятие, это и дизайнер сцены, декоратор, художник, модельер, архитектор сцены, знающий её устройство изнутри, умеющий собственноручно изготовить декорации и костюмы, чтобы профессионально контролировать процесс работы и видеть как идёт процесс воплощения его творческого замысла.
![](/project/958/post/28858/image/54696/imagesprojects958958jvygyz35a5j28926.webp?1677181187656)
![](/project/958/post/28858/image/54697/imagesprojects958958lrfa3u35a5j293dc.webp?1677181193486)
Создавая одежду сцены, отслеживает как дирижёр все элементы художественной организации сценического действия, используя при этом все виды искусства – живопись, графику, скульптуру, архитектуру, интерпретируя это всё под своё видение сценического действия, каждой отдельной постановки, создавая сказочное, волшебное действие на сцене.
![](/project/958/post/28858/image/54698/imagesprojects9589582dvaxh35a5j2g4jf.webp?1677181250011)
![](/project/958/post/28858/image/54699/imagesprojects958958ictkac35a5j2h08c.webp?1677181256188)
Отличие театрального художника и вольного живописца или графика в том, что вольные ни от кого не зависят, а сценографу приходится много копаться в литературе, изучать подробности эпохи, вникать в мельчайшие детали, быть в какой то мере и культорологом хорошо знающим историю, историю театра, архитектуры, культуры, в особенности историю костюма.
Эскизы
![](/project/958/post/28858/image/54700/imagesprojects9589585bfgjm35a5j4bg60.webp?1677181534537)
![](/project/958/post/28858/image/54701/imagesprojects958958e8fs3a35a5j4cj0d.webp?1677181543630)
![](/project/958/post/28858/image/54702/imagesprojects958958uudh9935a5j4dib4.webp?1677181551449)
![](/project/958/post/28858/image/54703/imagesprojects958958e85ins35a5j4ei7j.webp?1677181559392)
![](/project/958/post/28858/image/54704/imagesprojects958958dc17kz35a5j4fijf.webp?1677181567609)
![](/project/958/post/28858/image/54705/imagesprojects958958hbr8x035a5j4ghfj.webp?1677181575134)
![](/project/958/post/28858/image/54706/imagesprojects9589582ymna235a5j4i859.webp?1677181587322)
![](/project/958/post/28858/image/54707/imagesprojects95895813bf3c35a5j50a26.webp?1677181604067)
![](/project/958/post/28858/image/54708/imagesprojects958958ud94sp35a5j51878.webp?1677181611363)
![](/project/958/post/28858/image/54709/imagesprojects95895804ex9s35a5j528eb.webp?1677181619507)
![](/project/958/post/28858/image/54710/imagesprojects958958h1tr9v35a5j53bad.webp?1677181628630)
![](/project/958/post/28858/image/54711/imagesprojects958958kxpfmb35a5j54bc6.webp?1677181636671)
![](/project/958/post/28858/image/54712/imagesprojects958958eloqky35a5j55f7c.webp?1677181646166)
![](/project/958/post/28858/image/54713/imagesprojects958958jdz01i35a5j6c9b0.webp?1677181859842)
![](/project/958/post/28858/image/54714/imagesprojects95895823gzpk35a5j6dfg7.webp?1677181870347)
![](/project/958/post/28858/image/54715/imagesprojects958958kicatl35a5j6egi8.webp?1677181878788)
![](/project/958/post/28858/image/54716/imagesprojects958958j8vxi135a5j6gb3d.webp?1677181892493)
![](/project/958/post/28858/image/54717/imagesprojects958958xjbfbf35a5j6hi6h.webp?1677181903354)
![](/project/958/post/28858/image/54718/imagesprojects95895859bt2x35a5j6j0g5.webp?1677181912346)
![](/project/958/post/28858/image/54719/imagesprojects958958bh6shn35a5j7023a.webp?1677181920888)
![](/project/958/post/28858/image/54720/imagesprojects958958aj85x435a5j71ech.webp?1677181933873)
![](/project/958/post/28858/image/54721/imagesprojects958958tvmr7h35a5j731ce.webp?1677181944673)
![](/project/958/post/28858/image/54722/imagesprojects9589587ztp3b35a5j76e1a.webp?1677181973646)
![](/project/958/post/28858/image/54723/imagesprojects9589587enpmp35a5j789i6.webp?1677181987985)
![](/project/958/post/28858/image/54724/imagesprojects958958ssp7l435a5j7a1gi.webp?1677182000757)
![](/project/958/post/28858/image/54725/imagesprojects958958wc761235a5j7b5dg.webp?1677182010297)
Работая над эскизами костюмов изучал исторические материалы эпохи, периода, проникаясь духом произведения слушал музыку, вникал в характеры и образы всех персонажей, для каждой постановки только эскизов костюмов разрабатывалось от 30 до 40 и более. Индивидуально принимались решения по костюмам хора, статистов, массовки.
Костюмы
![](/project/958/post/28858/image/54726/imagesprojects9589583f8zy535a5j879d6.webp?1677182139887)
![](/project/958/post/28858/image/54727/imagesprojects9589581yws8q35a5j889fe.webp?1677182147937)
![](/project/958/post/28858/image/54728/imagesprojects958958vqn4tk35a5j8b10f.webp?1677182168436)
![](/project/958/post/28858/image/54729/imagesprojects9589580n6uzi35a5j8c7ac.webp?1677182179034)
![](/project/958/post/28858/image/54730/imagesprojects958958twrq8535a5j8d9h2.webp?1677182187964)
![](/project/958/post/28858/image/54731/imagesprojects958958ghwncz35a5j8ebhe.webp?1677182196774)
При изготовлении костюмов, бывали случаи, что нужных тканей не было в ассортименте магазинов и требовалось их создать, чтобы реализовать творческий замысел.
![](/project/958/post/28858/image/54732/imagesprojects958958g1nkxw35a5j93931.webp?1677182267679)
![](/project/958/post/28858/image/54733/imagesprojects9589589l0jnt35a5j94bff.webp?1677182276735)
Следуя за идеей автора, быть сообщником режиссёра, учитывая его творческий замысел, реализуя его задумку, но пассивного воплощения идеи режиссёра в жизнь подчас бывает мало.
И у Владислава Анатольевича хватало опыта и многогранности таланта для расширения, обогащения режиссёрской идеи по сути он был его соавтором и объединяя усилия, согласовывая режиссёрский и художественный замысел с Филиппом Разенковым, они в результате достигали невероятного по силе результата.
В подтверждение этого хочется привести слова Филиппа о Владиславе.
- Самый большой вклад, на мой взгляд, постановка опер и балетов Петра Ильича Чайковского здесь, на его родине. Это постановки такого высокого уровня и класса, что будь Чайковский жив, он порадовался бы несомненно.
Филипп Разенков
Владислав Анисенков- это масштабная творческая личность, которого я считаю своим учителем, с которым мне посчастливилось работать все годы после окончания ГИТИСа в 2011 году. В 2012 году у меня была премьера в Ижевске - опера «Аида». За шесть лет каждая работа с мастером была для меня этапной, значимой. Это и уже перечисленные спектакли, и выездной спектакль «Дни и ночи блокадного Ленинграда», и спектакль на музыку Таривердиева «На Тихорецкую состав отправится», и «Царская невеста» - вершина и некий итог его творчества. В этом спектакле уже чувствовалось, что человек внутренне готов к уходу. В этот спектакль он вложил максимум своего профессионализма и максимум своего человеческого и духовного опыта.
филипп Разенков
К глубокому сожалению нам остались пусть и прекрасные воспоминания, но всё же воспоминания об уникальном талантливом мастере, честном художнике, чутком человеке.
0 комментариев