r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

Буквица как искусство. Узорная тайна заглавной буквы

В ‎этой‏ ‎публикации ‎речь ‎пойдёт ‎о ‎Буквице‏ ‎— ‎большой‏ ‎и‏ ‎затейливо ‎оформленной ‎первой‏ ‎букве ‎текста,‏ ‎которая ‎всегда ‎была ‎важной‏ ‎частью‏ ‎искусства ‎украшения‏ ‎книг. ‎Пост‏ ‎не ‎мой, ‎но ‎очень ‎хорошо‏ ‎перекликается‏ ‎с ‎тем‏ ‎контентом, ‎который‏ ‎ранее ‎публиковал ‎и ‎именно ‎поэтому‏ ‎решил‏ ‎повторить‏ ‎на ‎моей‏ ‎площадке...

Далее ‎весь‏ ‎текст ‎хозяйки‏ ‎поста.‏ ‎Моя ‎симпатия‏ ‎к ‎буквицам ‎появилась ‎ещё ‎в‏ ‎детстве ‎благодаря‏ ‎сборнику‏ ‎сказок ‎Афанасьева ‎с‏ ‎иллюстрациями ‎Татьяны‏ ‎Мавриной ‎и ‎её ‎же‏ ‎красочными‏ ‎буквицами ‎в‏ ‎начале ‎каждой‏ ‎сказки. ‎С ‎тех ‎пор ‎у‏ ‎меня‏ ‎особое ‎отношение‏ ‎к ‎книгам,‏ ‎в ‎которых ‎есть ‎узорные ‎буквицы.

Как‏ ‎таковое‏ ‎искусство‏ ‎оформления ‎книг‏ ‎стало ‎активно‏ ‎развиваться ‎в‏ ‎раннехристианские‏ ‎времена, ‎когда‏ ‎появились ‎тексты, ‎считавшиеся ‎божественными, ‎и,‏ ‎следовательно, ‎требовавшие‏ ‎особого‏ ‎отношения. ‎Постепенно ‎книга‏ ‎перестала ‎считаться‏ ‎простой ‎фиксацией ‎звучащей ‎речи‏ ‎и‏ ‎превратилась ‎в‏ ‎самостоятельное ‎произведение‏ ‎искусства. ‎Это ‎отношение ‎распространилось ‎и‏ ‎на‏ ‎светские ‎книги.

И‏ ‎тогда ‎же‏ ‎появилась ‎буквица ‎как ‎обязательная ‎часть‏ ‎книжного‏ ‎декора.‏ ‎Буквицы ‎щедро‏ ‎украшались ‎цветными‏ ‎растительными ‎орнаментами,‏ ‎часто‏ ‎доведёнными ‎до‏ ‎поразительной ‎ажурно-филигранной ‎тонкости. ‎Буквицы ‎могли‏ ‎изображаться ‎и‏ ‎в‏ ‎виде ‎людей ‎или‏ ‎животных, ‎переплетённых‏ ‎с ‎геометрическими ‎узорами. ‎В‏ ‎религиозных‏ ‎книгах ‎буквицы‏ ‎украшались ‎цветными‏ ‎иллюстрациями ‎на ‎библейские ‎темы. ‎Но‏ ‎далеко‏ ‎не ‎всегда‏ ‎оформление ‎буквиц‏ ‎напрямую ‎соотносилось ‎с ‎содержанием ‎и‏ ‎назначением‏ ‎текста.‏ ‎В ‎некоторых‏ ‎случаях ‎оно‏ ‎ему ‎даже‏ ‎противоречило.‏ ‎Например, ‎буквицы‏ ‎в ‎христианских ‎книгах ‎содержат ‎изображения,‏ ‎явно ‎имеющие‏ ‎языческое‏ ‎происхождение. ‎Символический ‎язык‏ ‎старинных ‎буквиц‏ ‎очень ‎сложен ‎и ‎во‏ ‎многом‏ ‎до ‎сих‏ ‎пор ‎не‏ ‎расшифрован.

Буквица ‎– ‎не ‎просто ‎декоративный‏ ‎элемент.‏ ‎Она ‎играет‏ ‎особую ‎роль.‏ ‎Буквица ‎– ‎первая ‎буква ‎записанной‏ ‎истории,‏ ‎пограничная‏ ‎точка, ‎в‏ ‎которой ‎повседневная‏ ‎жизнь ‎прерывается‏ ‎и‏ ‎возникает ‎другая‏ ‎жизнь, ‎другой ‎мир ‎– ‎тот,‏ ‎о ‎котором‏ ‎рассказывает‏ ‎текст. ‎Это ‎точка,‏ ‎в ‎которой‏ ‎пересекаются ‎тайна ‎природы ‎(растительный‏ ‎орнамент),‏ ‎тайна ‎человеческих‏ ‎чувств ‎и‏ ‎страстей ‎(их ‎изображают ‎животные ‎и‏ ‎люди)‏ ‎– ‎и‏ ‎тайна ‎слова,‏ ‎тайна ‎преображения ‎человека ‎и ‎мира‏ ‎под‏ ‎действием‏ ‎слова. ‎Поэтому‏ ‎текст, ‎оформленный‏ ‎с ‎буквицами,‏ ‎воспринимается‏ ‎по-другому ‎–‏ ‎он ‎более ‎живой. ‎А ‎ещё‏ ‎буквица ‎–‏ ‎пространство‏ ‎для ‎индивидуального ‎творчества.‏ ‎

А ‎ещё‏ ‎буквица ‎– ‎пространство ‎для‏ ‎индивидуального‏ ‎творчества. ‎В‏ ‎книгах ‎все‏ ‎буквицы ‎уникальны. ‎И ‎сейчас ‎любую‏ ‎открытку‏ ‎или ‎книгу‏ ‎можно ‎сделать‏ ‎неповторимой ‎с ‎помощью ‎буквиц. ‎Даже‏ ‎для‏ ‎тех,‏ ‎кто ‎не‏ ‎рисует ‎сам‏ ‎– ‎в‏ ‎сети‏ ‎очень ‎много‏ ‎готовых ‎вариантов ‎буквиц, ‎есть ‎из‏ ‎чего ‎выбрать.

Предлагаю‏ ‎вашему‏ ‎вниманию ‎большую ‎подборку‏ ‎красивых ‎и‏ ‎интересных ‎буквиц – русских ‎и ‎латинских,‏ ‎старинных‏ ‎и ‎современных.‏ ‎Обратите ‎внимание,‏ ‎что ‎пояснения ‎к ‎иллюстрациям ‎расположены‏ ‎перед ними.

На‏ ‎Руси ‎буквицы‏ ‎появились ‎предположительно‏ ‎в ‎X ‎веке ‎(более ‎старые‏ ‎книги‏ ‎не‏ ‎сохранились) ‎под‏ ‎влиянием ‎византийского‏ ‎искусства. ‎В‏ ‎988‏ ‎году ‎киевский‏ ‎князь ‎Владимир ‎Святославович ‎женился ‎на‏ ‎византийской ‎царевне‏ ‎Анне.‏ ‎Вместе ‎с ‎ней‏ ‎в ‎Киев‏ ‎прибыли ‎священники, ‎они ‎привезли‏ ‎церковную‏ ‎утварь ‎и‏ ‎богослужебные ‎книги.‏ ‎Состоявшееся ‎тогда ‎же ‎крещение ‎русского‏ ‎народа‏ ‎определило ‎не‏ ‎только ‎то,‏ ‎какая ‎литература ‎получит ‎распространение ‎на‏ ‎Руси,‏ ‎но‏ ‎и ‎то,‏ ‎по ‎каким‏ ‎образцам ‎рукописи‏ ‎будут‏ ‎украшаться.

Уже ‎древнейшие‏ ‎из ‎сохранившихся ‎русских ‎книг ‎-‏ ‎Остромирово ‎Евангелие‏ ‎(1056-1057)‏ ‎и ‎Изборник ‎Святослава‏ ‎(1073) ‎-‏ ‎во ‎всём ‎следуют ‎византийской‏ ‎манере‏ ‎оформления ‎книг.‏ ‎Из ‎всех‏ ‎способов ‎украшения ‎заглавных ‎букв ‎русских‏ ‎художников-изографов‏ ‎больше ‎всего‏ ‎привлекали ‎растительные‏ ‎мотивы, ‎доведённые ‎византийскими ‎мастерами ‎до‏ ‎предельной‏ ‎условности.‏ ‎Смелые ‎сочетания‏ ‎ярких ‎красок‏ ‎ткали ‎неповторимый,‏ ‎праздничный‏ ‎наряд ‎книги.‏ ‎Для ‎богатых ‎заказчиков ‎применялось ‎«металлическое»‏ ‎письмо: ‎особый‏ ‎писец‏ ‎- ‎златописец ‎-‏ ‎обводил ‎контур‏ ‎буквицы ‎чернилами ‎из ‎творёного‏ ‎золота,‏ ‎придавая ‎ей‏ ‎вид ‎драгоценного‏ ‎украшения.

Буквицы ‎из ‎Остромирова ‎Евангелия. ‎Великий‏ ‎Новгород,‏ ‎1056-1057 ‎годы.


Впрочем,‏ ‎красоты ‎часто‏ ‎добивались ‎одной ‎только ‎красной ‎киноварью.

Русские‏ ‎буквицы‏ ‎К‏ ‎и ‎Л,‏ ‎XII ‎век.

В‏ ‎XII-XIII ‎веках‏ ‎оформился‏ ‎своеобразный ‎звериный‏ ‎стиль ‎русских ‎буквиц, ‎предположительно ‎связанный‏ ‎с ‎похожими‏ ‎буквицами‏ ‎у ‎кельтов. ‎Этот‏ ‎стиль ‎назван‏ ‎«тератологическим» ‎(от ‎греческого ‎слова‏ ‎«чудище»)‏ ‎Но ‎русские‏ ‎«чудища» ‎на‏ ‎буквицах, ‎в ‎отличие ‎от ‎кельтских,‏ ‎более‏ ‎спокойные ‎и‏ ‎добродушные.

В ‎средневековой‏ ‎Европе ‎одни ‎из ‎самых ‎старых‏ ‎буквиц-шедевров‏ ‎содержатся‏ ‎в ‎Келлской‏ ‎книге, ‎созданной‏ ‎ирландскими ‎монахами‏ ‎около‏ ‎800 ‎года.‏ ‎Эта ‎книга ‎и ‎сейчас ‎поражает‏ ‎невероятной ‎сложностью‏ ‎и‏ ‎пышностью ‎своего ‎узорного‏ ‎оформления. ‎В‏ ‎книге ‎очень ‎много ‎разнообразных‏ ‎цветных‏ ‎буквиц ‎(в‏ ‎Европе ‎их‏ ‎называют ‎инициалами).

Буквицы ‎оттоновского ‎стиля, ‎получившие‏ ‎своё‏ ‎название ‎от‏ ‎династии ‎Оттонов,‏ ‎правившей ‎в ‎восточной ‎части ‎владений‏ ‎Каролингов,‏ ‎на‏ ‎территории ‎современной‏ ‎Германии, ‎с‏ ‎919 ‎по‏ ‎1024‏ ‎год. ‎Оттоны‏ ‎оказывали ‎щедрое ‎покровительство ‎различным ‎видам‏ ‎искусства, ‎благодаря‏ ‎чему‏ ‎развивалось ‎и ‎процветало‏ ‎искусство ‎украшения‏ ‎рукописей. ‎Буквицы, ‎как ‎правило,‏ ‎были‏ ‎большими, ‎с‏ ‎обильной ‎позолотой‏ ‎и ‎характерными ‎для ‎этого ‎периода‏ ‎узорами‏ ‎из ‎переплетающихся‏ ‎ветвей, ‎промежутки‏ ‎между ‎которыми ‎закрашивались ‎яркими ‎цветами.

Буквицы‏ ‎оттоновского‏ ‎стиля,‏ ‎получившие ‎своё‏ ‎название ‎от‏ ‎династии ‎Оттонов,‏ ‎правившей‏ ‎в ‎восточной‏ ‎части ‎владений ‎Каролингов, ‎на ‎территории‏ ‎современной ‎Германии,‏ ‎с‏ ‎919 ‎по ‎1024‏ ‎год. ‎Оттоны‏ ‎оказывали ‎щедрое ‎покровительство ‎различным‏ ‎видам‏ ‎искусства, ‎благодаря‏ ‎чему ‎развивалось‏ ‎и ‎процветало ‎искусство ‎украшения ‎рукописей.‏ ‎Буквицы,‏ ‎как ‎правило,‏ ‎были ‎большими,‏ ‎с ‎обильной ‎позолотой ‎и ‎характерными‏ ‎для‏ ‎этого‏ ‎периода ‎узорами‏ ‎из ‎переплетающихся‏ ‎ветвей, ‎промежутки‏ ‎между‏ ‎которыми ‎закрашивались‏ ‎яркими ‎цветами.

Лист ‎из ‎«Псалтыри ‎королевы‏ ‎Ядвиги» ‎с‏ ‎буквицами‏ ‎в ‎начале ‎главы‏ ‎и ‎стихов.

Буквицы‏ ‎менее ‎значимые ‎оформлялись ‎затейливым‏ ‎и‏ ‎иногда ‎контрастным‏ ‎по ‎цвету‏ ‎филигранным ‎узором, ‎часто ‎доведённым ‎до‏ ‎поразительной‏ ‎тонкости ‎и‏ ‎мастерства.

Европейские ‎буквицы‏ ‎XIV-XV ‎веков.

Книгопечатание ‎в ‎Европе ‎и‏ ‎в‏ ‎России‏ ‎появилось ‎в‏ ‎XV ‎и‏ ‎XVI ‎веках.‏ ‎Поначалу‏ ‎для ‎буквиц‏ ‎оставляли ‎место ‎и ‎рисовали ‎их‏ ‎от ‎руки,‏ ‎но‏ ‎постепенно ‎они ‎во‏ ‎многих ‎книгах‏ ‎тоже ‎стали ‎печатными. ‎Иногда‏ ‎их‏ ‎потом ‎раскрашивали‏ ‎вручную. ‎Упрощать‏ ‎их ‎никто ‎и ‎не ‎думал.‏ ‎Буквица‏ ‎по-прежнему ‎оставалась‏ ‎искусством. ‎Но‏ ‎теперь ‎она ‎стала ‎искусством ‎не‏ ‎только‏ ‎художников,‏ ‎но ‎и‏ ‎мастеров, ‎делающих‏ ‎штампы: ‎резчиков‏ ‎по‏ ‎дереву ‎и‏ ‎гравёров ‎на ‎меди. ‎На ‎гравировку‏ ‎одной ‎сложной‏ ‎буквицы‏ ‎на ‎металле ‎уходило‏ ‎до ‎нескольких‏ ‎месяцев.

Вот ‎буквицы, ‎которые ‎печатал‏ ‎в‏ ‎своих ‎изданиях‏ ‎Иван ‎Фёдоров‏ ‎в ‎1570 ‎году.

У ‎Ивана ‎Фёдорова‏ ‎был‏ ‎сподвижник ‎Пётр‏ ‎Мстиславец, ‎который‏ ‎создал ‎свой ‎собственный ‎стиль ‎буквиц‏ ‎–‏ ‎тонкий,‏ ‎лаконичный ‎и‏ ‎в ‎то‏ ‎же ‎время‏ ‎изысканный.‏ ‎Каллиграфическая ‎непринужденность‏ ‎этих ‎буквиц ‎позволяет ‎совершенно ‎забыть,‏ ‎что ‎они‏ ‎вышли‏ ‎из-­под ‎печатного ‎пресса.‏ ‎Буквицы ‎этого‏ ‎стиля ‎широко ‎использовались ‎в‏ ‎изданиях‏ ‎Московского ‎печатного‏ ‎двора ‎в‏ ‎XVII ‎в.

Один ‎из ‎учеников ‎Ивана‏ ‎Фёдорова‏ ‎– ‎Анисим‏ ‎Радишевский ‎–‏ ‎превратил ‎буквицы ‎в ‎настоящие ‎шедевры.‏ ‎Его‏ ‎тонкую,‏ ‎кружевную ‎манеру‏ ‎растительного ‎рисунка,‏ ‎дробность ‎и‏ ‎детальность,‏ ‎доведённые ‎до‏ ‎ювелирной, ‎почти ‎микроскопичной ‎узорности, ‎невозможно‏ ‎спутать ‎ни‏ ‎с‏ ‎чьей ‎другой ‎работой.

Инициалы‏ ‎Четвероевангелия. ‎Московский‏ ‎печатный ‎двор, ‎1606 ‎год

Листы‏ ‎из‏ ‎старых ‎русских‏ ‎церковных ‎певческих‏ ‎книг ‎XVII-XVIII ‎веков. ‎Великолепное ‎украшение‏ ‎орнаментами‏ ‎в ‎«поморском»‏ ‎и ‎«гуслицком»‏ ‎стиле.«Гуслицкий ‎стиль» ‎происходит ‎из ‎старообрядческого‏ ‎центра‏ ‎Гуслицы,‏ ‎расположенного ‎недалеко‏ ‎от ‎Москвы.‏ ‎«Поморский ‎стиль»‏ ‎сложился‏ ‎на ‎землях,‏ ‎лежащих ‎по ‎берегам ‎Онежского ‎озера‏ ‎и ‎Белого‏ ‎моря.

Фантазия‏ ‎художников ‎при ‎оформлении‏ ‎буквиц ‎была‏ ‎безграничной. ‎Вот ‎несколько ‎примеров‏ ‎буквиц‏ ‎из ‎старинной‏ ‎итальянской ‎книги‏ ‎по ‎каллиграфии ‎Antonio ‎Schiratti ‎(1600-1615‏ ‎гг.)‏ ‎Буквы ‎D,‏ ‎E, ‎K,‏ ‎L.

Буква ‎В ‎немецкого ‎художника ‎Frederic‏ ‎Hottenroth,‏ ‎XVIII‏ ‎век.

В ‎1839‏ ‎году ‎итальянский‏ ‎художник, ‎гравёр‏ ‎и‏ ‎сценограф ‎Антонио‏ ‎Базоли ‎придумал ‎необычные ‎«архитектурные» ‎буквы.

А‏ ‎вот ‎такие‏ ‎необыкновенные‏ ‎и ‎нежные ‎буквицы‏ ‎придумал ‎в‏ ‎XIX ‎веке ‎английский ‎художник‏ ‎Л.‏ ‎Джонс. ‎Каждая‏ ‎буквица ‎–‏ ‎целый ‎пейзаж!

Буквы, ‎вошедшие ‎в ‎«Сборникъ‏ ‎старинно‏ ‎русскихъ ‎и‏ ‎славянскихъ ‎буквъ,‏ ‎заставицъ ‎и ‎каемокъ» ‎К.Д. ‎Далматова‏ ‎(1895)‏ ‎

Буква‏ ‎А ‎художника‏ ‎Сергея ‎Чехонина,‏ ‎1919 ‎год‏ ‎–‏ ‎как ‎раз‏ ‎очень ‎популярен ‎был ‎«Балаганчик» ‎Блока‏ ‎и ‎одноимённый‏ ‎спектакль‏ ‎Мейерхольда. ‎Вероятно, ‎отсюда‏ ‎и ‎идея‏ ‎с ‎Арлекином.

В ‎наше ‎время‏ ‎самые‏ ‎разные ‎буквицы‏ ‎можно ‎создавать‏ ‎при ‎помощи ‎компьютерной ‎графики. ‎Но‏ ‎и‏ ‎эти ‎буквицы‏ ‎сохраняют ‎отчётливое‏ ‎сходство ‎со ‎старинными ‎традициями ‎оформления‏ ‎буквиц.

Работы‏ ‎студентов‏ ‎Санкт-Петербургского ‎университета‏ ‎промышленных ‎технологий‏ ‎и ‎дизайна,‏ ‎дисциплина‏ ‎«Шрифты ‎и‏ ‎каллиграфия»

Ветковский ‎стиль ‎книжного ‎оформления ‎сложился‏ ‎в ‎городе‏ ‎Ветка‏ ‎в ‎Белоруссии, ‎ещё‏ ‎в ‎XVII-XVIII‏ ‎веках. ‎Но ‎он ‎и‏ ‎сейчас‏ ‎востребован ‎художниками.‏ ‎Буквица ‎Б,‏ ‎автор ‎Татьяна ‎Хайнак.

А ‎это буквица ‎С‏ ‎российского‏ ‎писателя ‎и‏ ‎художника ‎В.Л.‏ ‎Ланга. ‎

Лаконичный ‎стиль ‎буквиц ‎в‏ ‎издании‏ ‎А.‏ ‎и ‎Б.‏ ‎Стругацких

Буквица ‎К‏ ‎к ‎сказке‏ ‎«Эгле,‏ ‎королева ‎ужей».‏ ‎Автор ‎Аня ‎Опарина

Новогодняя ‎буквица ‎от‏ ‎Кирилла ‎Ткачова

Среди‏ ‎современных‏ ‎авторских ‎буквиц ‎для‏ ‎детских ‎книг‏ ‎можно ‎встретить ‎совсем ‎простые,‏ ‎но‏ ‎при ‎этом‏ ‎очень ‎обаятельные.‏ ‎Буквица ‎Д. ‎Автор ‎Александр ‎Сичкарь.

Буквица‏ ‎О‏ ‎для ‎«Алисы‏ ‎в ‎стране‏ ‎чудес». ‎Автор ‎Ася ‎Белова. ‎

Конечно,‏ ‎здесь‏ ‎представлены‏ ‎далеко ‎не‏ ‎все ‎из‏ ‎возможных ‎вариантов‏ ‎буквиц.‏ ‎Как ‎уже‏ ‎было ‎сказано, ‎в ‎сети ‎их‏ ‎выбор ‎огромен.‏ ‎Возможно,‏ ‎кого-то ‎из ‎читателей‏ ‎буквицы ‎вдохновят‏ ‎на ‎новые ‎идеи ‎в‏ ‎творчестве.

И‏ ‎напоследок ‎–‏ ‎буквы ‎Татьяны‏ ‎Мавриной ‎из ‎её ‎«Сказочной ‎азбуки».‏ ‎Какой‏ ‎же ‎надо‏ ‎иметь ‎талант,‏ ‎чтобы ‎в ‎таком ‎многовековом ‎искусстве,‏ ‎как‏ ‎буквица,‏ ‎выработать ‎свой,‏ ‎сразу ‎узнаваемый,‏ ‎стиль!

Всем ‎прочитавшим‏ ‎–

Даю‏ ‎ссылку ‎на‏ ‎источник, вполне ‎возможно, ‎что ‎там ‎вы‏ ‎найдёте, ‎много‏ ‎интересного,‏ ‎тем ‎более, ‎после‏ ‎выхода ‎поста‏ ‎прошло ‎уже ‎шесть ‎лет.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Статистика

2 подписчика

Контакты

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048