Так, а про что я хотела написать-то сегодня? А… Про деньги! И про дофамин!
Начну издалека.
Как только человечество перешло от аграрного труда к промышленному станкостроению (примерно 1760 гг), у нас появилась возможность быстрого массового производства товаров, что привело нас в конце концов в ловушку «быстрого дофамина» — состояния, когда у тебя 16-й айфон в руке, а ты после пяти минут эйфории становишься еще более тревожен, еще более несчастлив и начинаешь хотеть уже 17-й поскорее… Но изначально, конечно, пионеры-промышленники даже и не подозревали, что перепроизводство уведет человечество от счастья еще дальше, чем было до…
Без естественного ограничения (сапожник руками может сделать одну, ну, пускаю пару туфель в день — больше не получится, как бы ты не подгонял его на галерах; а вот машина может легко сделать за день 100 пар обуви) рост производства всяческого вида товаров начал расти по экспоненте и… это было неизбежно… в какой-то момент количество товаров превысило реальную нуждаемость в них потребителей. Что же делать? Как убедить человека, что ему нужно купить то, что ему не нужно — не три добротных пары обуви под каждую погоду, а две на выход в свет, четыре повседневных, две рабочих и одну для выходного дня? Правильно, вы только что стали свидетелем трогательного момента зарождения рекламы и ее младшего братика — маркетинга.
И началась война за дофамин…
Вы же помните из моих постов в инсте, что дофамин — это гормон-нейромедиатор, отвечает за ощущение счастья и удовольствия, но вырабатывается он в определенных ситуациях — когда человек достигает какой-то очень желанной цели или узнает что-то новое и интересное. Причем фонтанирует он не в момент получения желаемого или после, а прямо в тот момент, когда цель уже вот близко, еще шаг, еще день, просто протянуть руку, еще пара тысяч и оно мое!!! Таким приятным механизмом поощрения природа додумалась закреплять в нас желательное для развития поведение.
Эффект дофамина, кстати, может объяснить популярность детективов: во время чтения книги или просмотра детективного фильма, с течением сюжета нам все больше и больше становится интересно, а кто же убийца — пока мы пытаемся догадаться дофамин растет-растет и в конце, за секунду до того, как мы узнаем, что это дворецкий — происходит дофаминовый оргазм! И снова побежали за следующим детективчиком! Ни на этом ли нас ловят производители современных сериалов, обрывая каждую новую серию на остром моменте, так что до утра потом не можешь оторваться пока все не досмотришь?
Как можно продать массе потребителей кучу ненужных вещей? Пообещать кучу дофамина от обладания именно вот этим телефончиком или сумочкой, или машинкой, или курсами по исполнению желаний! Ты заплати мне денежку, я дам тебе инструкцию и все сбудется, будет тебе счастье, успех, любовь и достаток — и вот человек уже в предвкушении тонет в дофамине в ожидании чуда… Не чудо важно, а вот этот момент ожидания…
Как это сделать с массой? Обратиться к нижней ступени Пирамиды Маслоу, рептильному мозгу — еда, секс, доминирование.
Например, эта машина подчеркнет ваш особый статус, подарит максимальный комфорт, молодые упругие тела ваших спутниц будут покрываться мурашками от звучания нашей передовой аудио-системы.
И это в последние лет 30 хорошо работало, да и сейчас работает, но уже чувствуется накопленная усталость и та зловещая необъятная пустота, которая стоит за деньгами, владениями, покупками, статусом, та тьма, которая делает нас несчастными с айфоном в руках, ничем не заполняющаяся пустота…
Первая проблема несчастья: дофамин после пика резко снижается и больше не вырабатывается. Он свою работу сделал — поведение поощрил и закрепил. Повторяя аналогичное действие в последующие разы организм вам будет выдавать все меньше и меньше дофамина, толерантность нейромедиаторов к нему будет снижаться и… каждая новая машина будет доставлять все меньше и меньше восторга. Да, это называется привыкание. Нужно придумывать все время чего-нибудь этакое новенькое.
Вторая проблема несчастья: скорость, с которой мы достигаем объектов потребления. Дофамин работает хорошо вдолгую, когда цель масштабна, трудна и далека. Когда нужна стратегия для ее достижения, а не тактические перемоги. Этим можно объяснить тот факт, что при дефиците в Советском союзе добытая с большим трудом и деньгами пластинка группы AC DC долго повергала ее обладателя и всех его друзей во всевозможные стадии эйфории и удовольствия, сейчас же этих пластинок, хоть в магазине, хоть на маркет-плейсе, хоть с Амазона и все будет доставлено прямо к дверям в течение недели максимум… В мире не осталось ничего, что можно так же страстно и долго желать, как ту самую пластинку когда-то. Вопрос только денег, но не об этом сегодня. В прошлые века мужчина мог по 10-15 лет добиваться женщину, вот там дофамин, так дофамин)))
Третья проблема несчастья: телевизор и социальные сети, а по-другому — дешевый (быстрый) дофамин. А это уже из области наркологии. Я не шучу.
С появлением СМИ и социалок мы получили доступ к круглосуточному безостановочному потреблению дофамина — с каждой новостью, картинкой, смешным видео, интервью, статьей, сторис у нас выделяется порция быстрого пустого дофамина… При длительности рилс в среднем 30 секунд получается, что, если смотреть ролики целый час, то каждые 30 секунд за пару секунд до окончания ролика у нас будет выделяться очередная порция дофамина и целый час мы будем заставлять работать дофаминовые рецепторы на износ.
Напомню, наш организм поощряет нас дофамином за узнавание чего-то новенького — изначально эта схема была придумана, чтобы заставить нас расселяться, развиваться, исследовать новые территории, искать способы лучшего совладания с грозным мамонтом. И все бы ничего, но природа задумала этот механизм для редких случаев побед, а тут целые сутки дофамин хлещет без перерыва от картинок, новостей, сериалов, рекламы, мессенджеров, общения, покупок, путешествий… Вместо редких периодов всплеска гормона, человек словно торчок бесконечно накидывается вновь и вновь очередными дозами… В результате мы получаем наркотическую зависимость от постоянного уровня дофамина в крови и расстройство системы поощрения — фоновое ощущение постоянной тревоги и несчастья, вроде бы удовольствия везде, а удовольствия нет. И сил нет, это тоже последствия поломки дофаминовой системы.
А основная моя мысль какова в связи с вышесказанным? Общество потребления неизбежно в конце концов приводит к росту несчастья, тревожности, расстройств психики, депрессиям, упрощению, вырождению и всяческим перверсиям (психическим нарушениям), так как, когда все версии всего уже испробованы, и радости уже не вызывают, то дофамин начинает добываться из запретного, необычного, больного, острого по ощущениям. И это никак не чтение Блаватской на ночь. Иногда кажется, что вот уж смена пола точно избавит от той зияющей пустоты, что временами повергает в ужас, когда остаешься один сам с собой в тишине…
Что же это за пустота? Вы удивитесь — отсутствие высшей осмысленной Цели… Жизнь на нижних двух ступенях пирамиды Маслоу хороша только в момент достижения базовых уровней благополучия и безопасности, затем неизбежно начинает тихо звать верхний уровень — смысл жизни, самореализация, цель.
Как вы думаете, кто будет более счастливым и довольным в итоге, кто получит максимальный уровень здорового дофамина:
- человек, который нашел землю, выбил деньги на ее покупку, договорился в банях с чиновниками на строительство завода, нашел подрядчика, закупил оборудование, нашел персонал, обучил персонал, переобучил персонал, нашел рынки сбыта, подрался за тендеры и лет через 5-8 вышел на положительную прибыль;
- или человек, который сидя в кафе между делом выкупил подобный завод и перепродал его по выгодной цене и улетел на Мальдивы?
Человек, который работает вдолгую, без моментальной большой прибыли, потому что он знает индустрию, он хочет импортозаместить определенный товар и вобще за страну ему обидно, или человек, который заработал на сделке несколько миллионов и прикупил себя очередной мерседес (ладно, мерс сейчас не модно, пусть будет зикр в топ-комплектации)?
Вы удивитесь, но первый — хоть ему и придется пройти все 7 кругов ада каждый год по 10 раз, хоть он и будет за рюмочкой коньяка жаловаться о том, как тяжело и работать в этой стране невозможно, но пробивать потолки он будет, потому что у него есть Цель! и каждый новый успех будет дарить ему много концентрированного высокоочищенного люксового дофамина.
Понятно, что есть нюансы, но я максимально утрированно описала главную мысль — долгосрочная нематериальная цель делает нас счастливыми. Общество потребления дает нам краткосрочные цели (даже если это, например, покупка дома), удовлетворение сиюминутных рефлексов и желаний, которые не ведут к чему-то большему, поиски этого большего приводят к тревоге, нервозу, слепому блужданию по крайностям без понимания куда вообще идти. Отсутствие высших смыслов заменило потребление, долгосрочные цели — выплата ипотеки.
Пусть это звучит пафосно и старомодно, я не коммунист (боже упаси) и возраст мой не такой уж и большой, но у Советского союза была цель, идеология, и все жители страны (нам сейчас не важно правильно ли это было или нет) знали куда живут, имели образ светлого будущего и хотели привести туда своих детей. Было что-то большее, помимо личного счастья. До какого-то времени в Америке ту же функцию выполняла «американская мечта». Однако, победив Советский союз в холодной войне и поддержав его распад, Америка и свою «мечту» убила тут же.
По хорошему бы следовало каждое утро задавать себе вопрос, а что хорошего я могу сделать сегодня для величия своей страны? торжества добра на планете? чистоты и красоты моего города? Я снова специально утрирую, но общую идею, я думаю, вы уловили:)) Что вы готовы делать без денег, вот просто так? Ответ на этот вопрос откроет для вас лестницу на верхние этажи Маслоу.
В мире сейчас всеобщий кризис смыслов, все события последних лет являются последствиями этого кризиса. Старое доказало свою неэффективность (безграничная свобода и потребление), новое пока еще не родилось, тот, кто родит — станет новым локомотивом мира.