21. Четыре важных разговора
Разговоры помогают. Главное, не молчать. Согласны? Какие четыре разговора- опоры ждут, чтобы вы вспомнили о них?
Не стесняйтесь рассказывать
Не стесняйтесь рассказывать о своем проекте. Более того, старайтесь это делать как можно чаще и как можно большему количеству людей. И выбирайте людей совершенно разного статуса, образования, интеллекта, эмоционального типа.
Таким образом вы не только проверите заразительность и понятность своей идеи на разной целевой аудитории, но прежде всего поможете самому себе лучше взглянуть на свой новый проект.
Понятно, что вы уже тысячу раз проговаривали все детали своего нового детища внутри себя. Но это не совсем то. Сознание наше, несмотря на иллюзию того, что вы пользуетесь внутри него традиционной речью, на самом деле с вами лукавит. И какие-то неочевидные вещи в вашей идее оно ловко пробрасывает и обходит стороной. Вполне вероятно, с вероятностью 99 процентов в вашем стартапе есть какие-то недодуманные места, определенные пробелы. Но вам подсознательно так хочется, чтобы проект вышел на стадию реализации, что вы убеждаете себя, что он идеален.
Между тем, начиная кому-то рассказывать свою идею вы вынуждены излагать ее поступательно и последовательно. И если в ходе рассказа появляется "слабое место", так просто обойти его уже не получится. И как минимум, вы поймете для себя, что где-то есть "затык". А как максимум, тут же, по бразильской системе, найдете решение проблемного места. Либо ваш собеседник в диалоге натолкнет вас на это решение.
С другой стороны в вашем распоряжении окажется источник интеллектуального и эмоционального фидбэка, притом в реальном времени. Вы тут же почувствуете, когда ваш визави теряет интерес к вашей истории (значит, здесь есть какая-то слабина) и ровно наоборот, вы увидите, когда загорятся его глаза. Именно то, о чем вы будете говорить в этот момент, является смысловым и эмоциональным узлом проекта.
И наконец проговаривая сто раз одну и ту же историю, вы естественным образом разложите весь проект по смысловым полочкам, структурируете его в той последовательности, которая максимально понятна вашей аудитории. Грубо говоря, вы проведете полевое исследование и одновременно черновик вашей официальной презентации.
Очень важно, чтобы во время таких спонтанных рассказов вам ничего не нужно было от собеседника в материальном плане. Это не должен быть питч для инвестора, потому что в этом варианте вам будет мешать ощущение экстремальности ситуации. И напротив, натренировавшись на лояльных друзьях, вы гораздо спокойнее подойдете к ответственному моменту презентации проекта для потенциальных партнеров.
Самое последнее - это сверхзадача таких разговоров. Вне зависимости от содержательной части, вы вступаете в диалог и обмениваетесь энергией общения. Заражая друг друга и в целом вынося подспудное, но очень важное ощущение энергии действия и созидания.