От седьмого ноября к четвёртому: как создать красный день календаря [Семён УРАЛОВ]
От редакции. Отмечаем всенародный праздник всенародного единства тройным залпом РетроОднако – о смыслах и содержании дня 4 ноября.
Семён Уралов, 7 ноября 2015
***
Преемственность и взаимосвязанность Дня народного единства и советского 7 ноября понятны. Кто-то смотрит на эту связь как на попытку замещения — так делают «левые». Кто-то, наоборот, видит в 4 ноября примирение «красных» и «белых»: мол, война против польских интервентов и «ненастоящего» царя была общей, следовательно, противоречия сняты – это точка зрения консерваторов и «запутинцев».
Но дело не в противоречиях. Всё равно никакие праздники эти противоречия не сгладят. Они были, есть и будут в ближайшие 30 лет, пока живы поколения, которые считают, что модель развития, заданная Советским Союзом, была более справедливой и эффективной, чем современная модель. Также в ближайшие 30 лет будут те, кто считает, что только с крахом СССР они смогли вздохнуть свободно.
В нашей политической культуре будет довлеть образ Советского Союза ещё достаточно долго. И не потому что внутри нас живёт сталинист, диссидент или фарцовщик, а потому что слишком масштабным и историчным был проект СССР. Каждая эпоха оставляет о себе память в материальной культуре — от металлургических комбинатов и московского метро до космического корабля «Байконур» и ВАЗ 2109. Пока материальная культура СССР будет жить вокруг нас, до тех пор будет актуален образ Советского Союза. А любая идеология на уровне народных масс всегда является набором образов, а не стройной системой теорем и доказательств.
Главный диссонанс между праздником «Дня народного единства» и его советским предтечей в том, что государству пока не удалось сделать 4 ноября «красным днём календаря» как это удалось СССР сделать с 7 ноября.
О смысле 4 ноября практически нет никаких правильных масскультурных интерпретаций – кинофильмов, мультипликации, роликов, плакатов и компьютерных игр. Фильм «1612» вышел какой-то мутью с единорогами, а больше ничего в широкий прокат и не выходило по факту.
Это более чем странно: Смута, о которой, по идее, должен рассказывать праздник 4 ноября, не стала источником содержания для государственной пропаганды и агитации.
А ведь исторический материал Смуты XVII века даёт много поучительного материала.
Как бояре стали олигархией. Как элита раскололась, и влиятельные семьи поддержали польскую интервенцию. Как семья Романовых балансировала между лагерями и потом получила корону. Как народный герой Пожарский потерялся в дворцовых интригах. Как торговая олигархия (то есть бояре и царедворцы) спекулировали во время голода.
О том, что ополчение, которое организовал Минин и которым командовал Пожарский, суть явление народное – крестьянское, ремесленное и безработное. То есть пролетарское. Ополчение Минина-Пожарского больше походило на Красную армию, чем на контрактно-призывную армию РФ или на сословно-рекрутскую армию Росийской Империи.
Много может быть интересного в празднике 4 ноября. Но этого, к сожалению, нет в государственной пропаганде и агитации. Поэтому и не получается сделать 4 ноября «красным днём». Сегодня господствует форма в виде шариков, флажков и торжественного пиара начальства. А должно быть первичным политическое содержание. Тогда и праздник получится.
Чтобы была понятна преемственность 4 и 7 ноября, надо, чтобы день Народного единства стал днём, когда вся страна вспоминает (смотрит фильмы и мультики, читает в газетах и интернете, проходит на уроках и слушает лекции) о каких-то важных событиях и героических людях.
Это значит, что государство должно доступно и массово разъяснить, как возникает Смута. Что это за явление? Почему поляки смогли оказаться в Москве, не выиграв ни одной битвы (и, кстати, что это за поляки такие и поляки ли они вообще), и как влиятельные русские роды присоединялись к интервентам и присягали на верность Лжецарю?
Для того, чтобы понять, как это нужно делать в массовой культуре, стоит опираться на политический опыт мифологизации 7 ноября в СССР. Сначала это был вообще праздник начала Мировой революции. Потом его трансформировали в день Великой пролетарской революции. И только потом он стал собственно днём Великой октябрьской социалистической революции — каким мы его и запомнили.
7 ноября для каждого советского гражданина было точкой водораздела. Появлялось «до революции» и «после революции». Соответственно, картина мира описывалась в двух действительностях: до и после.
Начиналось новое политическое летоисчисление. Гражданин чувствовал себя сопричастным истории и рождённым в новую эру.
А для сопричастности с историей и нужны те самые фильмы, мультфильмы и компьютерные игры. Помимо школьной и ВУЗовской программы.
Надо объяснить на языке широких народных масс, почему, собственно, 4 ноября это начало нового этапа в истории Московского царства. Что если бы не было победы над интервентами, то Россия стала бы заурядной колонией польских колонизаторов, как стала Южная Америка колонией испанских и португальских. Это сегодня мы можем смотреть из Москвы на Варшаву с высоты страны от Балтики до Тихого океана. А в начале XVII века было с точностью до наоборот. Огромная густонаселённая Польская держава от Балтийского до Чёрного моря против раздираемой гражданской войной Московии, где власть делилась между сотней князей-сепаратистов и бояр-олигархов.
Собственно, не будь 4 ноября в истории Московского царства, не понятно, появилась ли бы потом Россия.
И, кстати, не факт, что было бы успешным восстание Богдана Хмельницкого на Украине, останься при власти в Москве марионетки польских магнатов. Непонятно, что было бы с восточными регионами тогдашней Московии — скорее всего, многочисленные тюркские и угро-финские народы отложились от Москвы, а затем были жёстко колонизированы, как это произошло с аборигенами Индии, обеих Америк, Австралии и Океании.
Вот о чём должен быть праздник 4 ноября. О настоящих проблемах и вызовах России через призму истории. Только тогда есть шанс, что наши граждане выработают чистоту понимания Смуты как политического процесса, который надо прижигать любой ценой. Так же как стоит объяснить, что крушение Советского Союза – это тоже следствие Смуты, только Смуты в политических условиях конца ХХ века. Собственно, это и сможет наконец-то вывести за скобки политические баталии между «красными» и «белыми».
***
Читайте также актуальные рассуждения
- о единстве русской истории
- и о заминке в государственной идеологии
0 комментариев