Сеанс черной магии. «Володя-Якут»
В 1995 году в Грозном появился загадочный суперснайпер родом из Якутии. Восемнадцатилетний юноша, охотник-промысловик, явился к генералу Рохлину и начал с его позволения по собственному почину наводить ужас на дудаевских боевиков. Он почти не общался даже со своими — только брал патроны к СВД, воду и сухари — и шел на охоту за террористами, которых истреблял точными выстрелами в глаз. Его боялся Шамиль Басаев, он застрелил опытного наемника-араба, и в конце концов вернулся домой, имея личный счет в 362 боевика. Его прозвали Володя-Якут, и он стал самым результативным снайпером Российской армии. Прекрасная история за исключением одного обстоятельства: снайпер Володя-Якут никогда не существовал.
Полностью выдуманные герои войны, или обычные солдаты, которых фронтовые легенды возводили в ранг суперменов, явление совершенно интернациональное. И Володя-Якут — один из самых ярких представителей когорты. Существует как минимум одна фотография, на которой якобы изображен «Володя» на поле боя, а также еще одна — на которой геройский снайпер встречается с Дмитрием Медведевым и получает из его рук награду. Есть у него и имя — Владимир Колотов.
Однако погрузившись в детальное рассмотрение легенды, мы обнаруживаем множество несообразностей. Проще всего с фотографиями.

Одну из них легко обнаружить в посвященной битве за Грозный книге «Грозный. Особый район», посвященной штурму чеченской столицы, и она действительно сделана в Грозном в ходе штурма… вот только не в 1995 году, а во время второй осады, в 2000, и на ней запечатлен не мистический якут-доброволец, а вполне обычный боец внутренних войск на руинах консервного завода. Самое известное изображение «Володи» оказывается сделано не просто не зимой 1995 года, но вообще на другой войне.
Фото же с Медведевым и вовсе оказалось взято с церемонии награждения многодетных родителей орденом «Родительская слава», и запечатленная семейная пара, хотя и точно из Якутии, в точном соответствии с известной формулой занималась любовью, а не войной.

Байка же про Володю страдает от той же проблемы, что и любая история подобного плана. Подобные герои всегда существуют вне контекста. У них нет сослуживцев, которые вспоминают о таком удивительном соратнике, они не оставляют следа в памяти командиров (отчего-то Рохлин, подробно рассказавший журналистам историю своей войны в Чечне, ни словом не обмолвился о феноменальном стрелке). Точно так же, о них не слышал противник. Вдобавок, история Володи полна необычных штрихов:
— милиционеры, обнаружив якута, едущего с винтовкой на войну, не заводят уголовного дела о незаконном ношении оружия;
— героя не встраивают ни в какую воинскую часть, а посылают на свободную охоту, поверив на слово.
— предполагаемое награждение орденом Мужества упирается в полное отсутствие подтверждающих историю документов.
Словом, при попытке привязать Якута хоть к каким-то реальным событиям, воинским частям и боевым столкновениям, мы обнаруживаем зияющую пустоту.
Это общая черта подобных легендарных личностей. Таинственный суперсолдат всегда оказывается бойцом какого-то соседнего подразделения, не имеет друзей, жизни и даже воинской службы за пределами мифа о собственных победах, а его боевая биография оказывается в лучшем случае туманной. Именно нехватка контекста позволяет отделить зерна от плевел, а хорошего реального солдата — от легенды.
0 комментариев