С ядерной бомбой на парашюте
Во время холодной войны спецназ сбрасывали с парашютами вместе с ядерным оружием
ОРИГИНАЛ Оливер Паркен, The WarZone
Команды спецназа «Грин Лайт» во время холодной войны обучали использовать небольшие ядерные бомбы, называемые специальными ядерными фугасами.

Для американских спецназовцев прыжки с парашютом с большой высоты являются обычным делом. Однако делать это с ядерной бомбой, зажатой между ног, — это совершенно другой уровень.
Именно это можно увидеть на снимке выше, на котором десантник спецназа армии США снят в свободном падении во время учений с прикрепленным к нему специальным ядерным фугасом (Special Atomic Demolition Munition, SADM). SADM, разновидность атомного боеприпаса, представляли собой переносное ядерное оружие, также известное как «ядерные ранцы». Эти боеприпасы помещались в специально разработанные жесткие чехлы для переноски на спине (или между ног). SADM весили около 150 фунтов, а их боеголовки W-54/B-54 весили около 50-55 фунтов. SADM были чрезвычайно маленькими: всего 24 дюйма в длину и 16 дюймов в ширину.
Но зачем бойцы спецназа тренировались с этими боеприпасами? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вернуться в 1950-е и 1960-е годы, когда США начали диверсифицировать свои возможности в области ядерного оружия.
Атомные взрывы в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 года привели к такому уровню разрушений, какого никогда не видела история человеческих конфликтов. Всего несколько лет спустя, в августе 1949 года, Советский Союз взорвал свою первую атомную бомбу, получившую в США кодовое название «Джо-1». [«Джо» в данном случае — «Иосиф», в смысле Сталин. У нас эта бомба называлась РДС-1, «Реактивный двигатель специальный»; доморощенные остряки предлагали всякие альтернативные расшифровки — «Реактивный двигатель Сталина», «Россия делает сама» и т. д. — прим. Е.Н.]
Во время дальнейших испытаний такого оружия в начале холодной войны американские военные пришли к выводу, что ядерное оружие меньшего размера для ограниченных тактических целей, вероятно, окажется критически важным для операций в будущих конфликтах.
Действительно, идея использования тактического ядерного оружия в возможном конфликте с участием Советского Союза стала важным компонентом политики президента Дуайта Д. Эйзенхауэра «Свежий взгляд» в 1950-х и в начале 1960-х годов. Таким образом, ученые и технические специалисты лабораторий ядерного оружия в Лос-Аламосе и Сандии приступили к уменьшению размеров боеголовок.
В то же время армия США предпринимала шаги по приобретению различных видов боевого ядерного оружия, включая баллистические ракеты малой дальности и печально известное безоткатное орудие Дэви Крокетта М28/М29, которое стреляло ядерными боеголовками мощностью примерно 10-20 тонн в тротиловом эквиваленте.

Часть усилий по внедрению в армию более широкого спектра ядерного оружия также включала разработку ядерных фугасов (ADM).
ADM были разработаны для использования на поверхности земли или под ней (или даже под водой) против конкретных целей для блокирования и сдерживания сил противника. Первоначальной целью ADM было управление ландшафтом — создание гигантских кратеров или разрушение горных склонов, что могло бы помешать силам противника. Предполагалось, что небольшие группы инженеров или силы специальных операций будут нести и эксплуатировать ADM.
Боеприпасы впервые поступили в ядерный арсенал армии США в 1954 году, причем одно из первых испытаний ADM состоялось во время операции «Чайник» (Teapot, 1955 г.), являвшейся частью серии ядерных испытаний, проведенных на полигоне в Неваде. Во время этого испытания был взорван ADM массой 8000 фунтов и мощностью 1,2 килотонны, в результате чего образовался кратер шириной 300 футов и глубиной 128 футов.

В 1960-е годы было разработано целое семейство АДМ. В их число входил тактический атомный подрывной боеприпас (Тactical Atomic Demolition Munition, TADM) с боеголовкой W-30. TADM весили около 840 фунтов.
Также были разработаны средние ядерные фугасы (Medium Atomic Demolition Munitions, MADM). Имея боезаряд W-45, каждый весил около 400 фунтов. В период с 1962 по 1966 год было произведено 350 MADM.
Боезаряды фугасов, как TADM, так и MADM, могли быть настроены на различную мощность.
Желая получить гораздо более легкий переносной ADM, армия в 1964–1966 годах произвела около 300 SADM. Производство боеголовок W-54 Mod 0 началось в апреле 1963 года, а W-54 Mod 1 SADM было запущено в производство в августе 1964 года. Позже, в июне 1965 года, в производство был запущен W-54 Mod 2 SADM. Было создано как минимум две разные конструкции SADM — XM129 и XM159.
В основе системы SADM лежал тактический ядерный боезаряд W-54. W-54 был разработан в конце 1950-х годов — сначала Ливерморской национальной лабораторией Лоуренса до начала 1959 года (обозначаемый XXW-51), а затем Лос-Аламосской национальной лабораторией (затем переименованный в XW-54). W-54 имел длину всего 16 дюймов и диаметр 10,75 дюйма. Мощность W-54 была переменной: от 10 до 1000 тонн взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте.
По сравнению с более тяжелыми ADM, армия предполагала, что легкие SADM можно будет проще использовать для операций в тылу врага в Восточной Европе. Боеприпасы будут использоваться для подавления сил противника путем взрыва укрепленных сооружений, туннелей, горных перевалов и виадуков. Помимо развертывания на суше или на море, SADM также предназначались для отправки в тыл противника с воздуха.
Парашютные команды из двух человек (один человек нес разобранное оружие в брезентовой сумке) спускались к назначенным точкам перед тем, как установить таймер срабатывания взрывного устройства. Из-за особенностей ядерной доктрины США, согласно которой ни у одного человека никогда не будет способа самостоятельно применить ядерное оружие, бомбу будут сопровождать группы по меньшей мере из двух человек (при этом нести ее будет только один человек). Код детонации будет разделен между двумя операторами, причем обе половины будут необходимы для запуска обратного отсчета.
Идея использования групп специального назначения, известных как подразделения «Грин Лайтс», для транспортировки ADM в тыл противника, уходит своими корнями в 1956 год. Действительно, использование подразделений специальных операций для подавления противника с помощью ADM перекликается с историческим происхождением армейского спецназа в начале 1950-х годов. Предполагалось, что эти элитные подразделения будут оставаться за линией фронта в тыловых районах, чтобы атаковать силы противника и даже мобилизовать против них местное сопротивление. Однако ранние ADM, такие как ADM-4, были слишком большими и тяжелыми, чтобы их могли нести один или два человека. Производство SADM быстро продвинуло эту концепцию.

Быть избранным в «Грин Лайтс» было редким и крайне секретным событием. Как отмечает Энни Якобсен в своей книге «Удиви, убей, исчезни: секретная история военизированных групп, операторов и убийц ЦРУ», персонал «Грин Лайтс» был отобран из армейского спецназа, подразделений «морских котиков» и морской пехоты. Подразделения работали под псевдонимами и носили форму без опознавательных знаков. Начальная подготовка включала изучение методов проникновения, включая прыжки с парашютом и высадку с подводных лодок. В целом обучение подразделений продолжалось в течение недели, от восьми до 12 часов каждый день.
В 1960-х и 1970-х годах прыжки с парашютом с использованием SADM выполнялись как над морем, так и над сушей, чтобы подготовиться к их потенциальному подрыву за рубежом. В 1972 году подразделения «Грин Лайтс» прыгали с парашютом возле заповедника Уайт Маунтин в Нью-Гэмпшире. Как отмечает Foreign Policy, использованное ядерное оружие было учебным. Морские котики также провели подводную тренировку с боеприпасами. Более того, учения с участием SADM также проводились за пределами США: например, команды спецназа даже катались с ними на лыжах в Баварских Альпах.
«Время решало все», когда дело доходило до парашютных прыжков с ядерным оружием. Билли Во вспоминает время, проведенное с «Зелеными огнями» в «Удиви, убей, исчезни». «Нужно было прыгать быстро — нельзя было позволить себе распластаться при приземлении на землю».

Действительно, такелаж парашютиста был спроектирован таким образом, что ядерный компонент падал до конца спускового троса длиной 17 футов, оказавшись за пределами самолета.
Как только SADM устанавливались на место и их детонационные заряды срабатывали, персоналу «Грин Лайтс» необходимо было отступить в «безопасное» место, чтобы не попасть в зону взрыва. Это было трудной задачей, учитывая, что на абсолютную точность таймеров нельзя было положиться. Как указывалось в армейских полевых руководствах того времени, «невозможно было утверждать, что [таймеры SADM] сработают в определенное время».
Кроме того, группы «Грин Лайтс» должны были покинуть территорию противника после взрыва боеприпаса. По словам Билла Флавина, который командовал группой спецназа SADM во время холодной войны, «были реальные проблемы с оперативной эффективностью программы, и те, кто должен был непосредственно участвовать в выполнении задачи, были уверены, что тот, кто это придумал, обкурился». [в оригинале вычурнее: «конопля у него плохая». Плохой у вас план, в общем — прим. Е.Н.]. Действительно, многие бойцы войск спецназначения охарактеризовали работу групп «Грин Лайтс» как крайне опасные миссии.
Поскольку SADM никогда не применялись на чужой территории во время холодной войны, эти планы, к счастью, так и не были реализованы. Тот факт, что американские военные обучали личный состав сил специального назначения лично транспортировать ядерное оружие в тыл врага, получил широкую огласку в 1984 году. Бывший офицер армейской разведки Уильям Аркин и его коллеги представили эскизы и описания SADM Совету по защите природных ресурсов, и это разоблачение нашло отклик в Конгрессе и среди общественности. После этого производство такого оружия постепенно прекращалось и оно было официально снято с вооружения в 1989 году.
Итак, вот она, безумная история, стоящая за использованием армией США такого ядерного оружия как SADM. В следующий раз, когда вы подумаете, что у вас нервная работа, просто помните, что у вас нет ядерной бомбы, буквально привязанной к вам, когда вы выпрыгиваете из самолета.
0 комментариев