Заметка на наполеоновских полях
Существует известный фактоид, согласно которому Багратион был учеником (иногда даже пишут любимым учеником) Суворова. Это не так, конечно: эти два полководца близко сошлись уже в Италии, до того они пересекались разве что совсем по касательной. Подробный разбор см. у Ивченко, статья «Благородно чувствовать умею», а вкратце смысл в том, что к моменту, когда у Багратиона и Суворова уже появилась действительно совместная боевая биография, Пётр Иванович был уже генералом с полутора десятками лет службы за плечами, включая очень острые истории (например, Багратион, как сообщается, был ранен и даже некоторое время провел в плену в злополучной экспедиции против чеченцев шейха Мансура под Алдами.
Насчет Алдов история несколько мутная, но что князь Багратион к моменту похода в Италию был опытным давно сформировавшимся командиром, сомнений нет.
Однако нынче читаю я мемуары Аполлинария Бутенева, дипломата, которого к Багратиону прикомандировали в 1812 году — и буквально на первых страницах он пишет о герое, который считался любимым учеником Суворова.

Это тем более занятно, что «ученик и учитель» вместе не служили и года. Однако за время итальянского и альпийского походов между этими двумя вышла такая «химия», что уже современники связали Багратиона с Суворовым накрепко. Что ж! Легенда не всегда следует за реальностью. Да не за буквальное соответствие ей и ценится.
0 комментариев