Хорошо подготовленная случайность
В зимнюю кампанию 1807 года Наполеон спланировал блестящий удар во фланг русской армии Беннигсена. План состоял в том, что корпус Бернадота будет виктимно показывать податливые тылы Беннигсену, и пока тот мчится на свидание, сам Бонапарт с главной армией ударит ему во фланг. Этот замысел сорвался из-за того, что русские перехватили курьера, ехавшего к Бернадоту с приказами. В результате вместо изящного фатального укола русским во фланг вышло жуткое месилово при Прейсиш-Эйлау с ничейным результатом.
В этом месте фанаты Наполеона, включая историков, часто пускаются в рассуждения о судьбе, военных случайностях и т. д. и т. п. Чандлер, явно кривясь от досады, живописует:
«Волей судьбы одна копия приказов для маршала Бернадота была доверена задерганным Бертье первому попавшемуся ему на глаза офицеру. Он оказался только что произведенным в субалтерны выпускником французской военной школы, следующим к своему первому месту службы. Этот офицерик впервые попал в Польшу, и немудрено, что он вскоре окончательно заблудился. Судьбе было угодно, чтобы он попал в плен к казакам, совершавщим рейд около Лаутенбурга, прежде чем он успел уничтожить свои драгоценные депеши(…)Результаты этой неудачи оказались фатальными…» и т. д. и т. п.
Эти рассуждения о гримасах фортуны звучали бы необычайно веско, если бы не некоторые упущенные детали. Дело, конечно, не в том, что елисаветградские гусары превратились у Чандлера в казаков — у иностранных авторов любая русская легкая кавалерия имеет шансы на бумаге превратиться в казаков — но соль в том, что второй вестовой с дубликатом приказа был захвачен буквально через два часа после первого, а всего русские изловили семерых курьеров за пару дней. «Случайность» состояла только в том, что русские хорошо организовали патрулирование и имели много хорошей легкой кавалерии для этого. Кстати, у этого великого перехвата курьеров имелся и еще один результат — дезориентированный Бернадот в нужный момент оказался очень далеко от места действия.
Короче говоря, случайность с курьером, едущим к Бернадоту — это такая типичная история: ты все хорошо организовал, люди отлично сделали свою работу, а потом все рассказывают, как тебе повезло, и как все решил порыв вдохновения. Везет тому, кто везет, ага.
0 комментариев