Прасол, «Объединение Японии, Ода Нобунага»
Трилогия Прасола про объединение Японии замечательная. Там можно погрязнуть, но как минимум стоит прочесть вводную часть, где он описывает экспозицию, общее состояние и нравы страны в описываемую эпоху (конец XVI века, пик межсамурайских разборок).
Идеал верности одному господину возник уже при династии Токугава. Во время классической эпохи самурайских войн существовала поговорка «Самурай что перекати-поле», и считалось нормальным сменить нескольких господ, причем не потому, что предыдущего убили, а потому, что прежний не устраивает. Регулярно возникали ситуации, когда к успешно начавшему войну феодалу толпой валили вассалы противника. Один такой деятель сменил восьмерых господ, причем его все равно очень ценили: больно хорошо дрался. Вообще, очень многие вещи, которые рассматриваются как непременные самурайские фишки, характерны уже для эпохи Токугава, когда все войны закончились, и самурай считался очень крутым, если служил в полиции или пожарной охране. Зато нравы становились все более утонченными.
Социальная мобильность была невероятная. Самурай с мотыгой, как и крестьянин с мечом были совершенно нормальным явлением. В князи поднимались из полной грязи, причем, судя по тексту, на парвеню смотрели гораздо более спокойно, чем в той же Европе. На социальных лифтах катались вовсю, и пропасть между простолюдинами и аристократами была довольно узкой. Многие известные лидеры вышли из низших сословий, мелких торговцев, крестьян и пр. Основатель клана Ходзе в молодости был бичом, и вовсе не Божьим. Сюжет «Семи самураев» имеет очень характерную примету времени: действие происходит после «охоты за мечами». На несколько десятилетий раньше крестьяне сами порубили бы бандитов на сашими.
Носить с собой мешки для голов некоторые вожди вменяли бойцам в обязанность. Так всегда было видно, кто чего стоит. Один самурай получил кликуху «бамбуковый лист». Он убивал очень много врагов, в мешок свидетельства доблести не влезали, поэтому он таскал их в несколько приемов, а чтобы не перепутать свои головы с чужими совал во рты покойникам бамбуковые листья. Вообще, для отчета и фиксации успехов делались многие вещи. Вплоть до того, что договаривались заранее следить друг за другом в бою, чтобы засвидетельствовать, кто как дрался.
Отрубленные головы врагов (если это был значимый враг) тщательно сортировали и очищали для обозрения. Специальные женщины отмывали бошки, причесывали, пудрили, иногда чистили/красили им зубы и перевязывали волосы ленточкой. Башку в знак уважения могли отправить родным. Иногда проигравший давал специальные распоряжения насчет судьбы своей головы после смерти, вплоть до любезного преподнесения главному противнику в качестве презента с расчетом на ответную любезность к товарищам покойного.
Почетная капитуляция в Японии существовала, причем предусматривала, что капитулянт переходит на сторону победителя вместе с подчиненными и наделом. Правда, это все до штурма, если решал защищаться, то да, защищайся до последней капли крови, а обломался, так вспори себе живот. При этом имелся «второй шанс» для подчиненных, когда ситуация становилась явно безнадежной, но вот командир да, к этому моменту должен был пропороть себе пузико. Распространение практики личной ответственности за все сразу и самоубийства по этому случаю на всех членов группы — это уже довольно позднее явление. А вот командиры в безнадежной ситуации самоубивались вовсю. В одном из замков перед сдачей покончили с собой 12 «офицеров», причем они перед этим пробили себе уши и вставили в них кольца с бирками, удостоверявшими личность. Другому коменданту ассистировала во время сеппуку его 13-летняя дочь. Девочку потом приводили в пример как достойного ребенка.
Заложничество практиковалось широко и массово, причем не только в политических, но и просто в коммерческих целях. Известен разговор между Тоетоми Хидэеси и неким миссионером из Португалии. Хидэеси поставил португальцу на вид, бойкую скупку японских рабов миссионерами, на что тот ответил: «Так японцы же нам их сами и продают». Не знаю, как Прасол переводил на современные деньги тогдашнюю валюту, но по его словам, цены на японца начинались, по современным меркам, от полутора тысяч долларов. Правда, нехватка людей была постоянной, и если, например, из-за голода население какой-нибудь провинции сильно сокращалось, цены на рабов в регионе могли взлететь раз в десять. Вообще, война за людей шла непрерывно, и угон крестьян практиковался не меньше, чем угон скотины. Да-да, Такэда Сингэн, Уэсуги Кэнсин и прочие крутые персонажи — это еще и работорговцы. У многих обывателей имелись заранее отрытые схроны в лесах на случай шухера. Иногда жители одного квартала или деревни скидывались на целый редут в лесу. Считалось нормой также заранее заплатить какому-нибудь феодалу за защиту, и на подходах к деревне мог висеть щит с предупреждением, типа, село крышует Зарубей Мочикозляру, лучше даже не начинай безобразия хулиганить.
Сельская самооборона могла быть очень многочисленной и крутой, благо, она состояла часто из бывших/будущих асигару и самураев. После каждой битвы к тем местам, по которым бежали побежденные, стекались веселые пейзане, и если кто-то убегал малым отрядом или в одиночку, его лишали материальных ценностей и устраивали маналулу. Вообще, существовало целое промежуточное сословие таких крестьян-самураев — дзидзамураи.
По статистике, до среднего возраста доживало 20-30% самурайских отпрысков. Бывали кланы, где в пяти поколениях своей смертью не умирал вообще ни один мужчина.
Предсмертные стихи самураи действительно писали, но огромный процент таких стихотворений досочинен в последующие века, по принципу «ну как же такой достойный человек мог не оставить после себя стихотворения». Отделить позднейшие мистификации от аутентичных не всегда возможно.
И ударный момент. Одну из первых побед Нобунага одержал исключительно эффектно, над противником, который превосходил его по численности раз в пять. Пока рисовые поля его провинции топтали соломенные сандалии коварного оккупанта, Нобунага напал на марше на отряд, где находился вражеский дайме и, собственно, его грохнул. После этого неприятельская армия развернулась на 180 градусов и свалила домой. А дальше начались награждения, и в частности, Нобунага должен был назвать лучшего воина. Имелось два главных кандидата: тот, кто тяжело ранил вражеского дайме и тот, кто его убил и отчекрыжил голову. Сложный выбор. И Нобунага назвал имя — имя начальника разведки, который ему доложил, где неприятельский дайме едет. Как-то даже и не удивительно, что именно он в итоге сделал первый большой шаг к объединению Японии.
Замечательная книжка, прям хорошо.
0 комментариев