logo Норин

Дар аль-Харб. Теракт на Дубровке, 2002

Вечер ‎23‏ ‎октября ‎2002 ‎года ‎Александра ‎Королева‏ ‎провела ‎в‏ ‎дурном‏ ‎настроении. ‎В ‎Московском‏ ‎театре ‎на‏ ‎Дубровке ‎шел ‎мюзикл ‎«Норд-Ост»,‏ ‎поставленный‏ ‎по ‎приключенческому‏ ‎роману ‎советской‏ ‎эпохи. ‎Женщине ‎пришлось ‎уйти ‎после‏ ‎первого‏ ‎акта. ‎В‏ ‎фойе ‎было‏ ‎полно ‎народу, ‎атмосфера ‎была ‎расслабленно-праздничной,‏ ‎а‏ ‎на‏ ‎улице ‎лил‏ ‎мерзкий ‎осенний‏ ‎дождь. ‎Александра‏ ‎пришла‏ ‎домой ‎продрогшая.‏ ‎Она ‎налила ‎себе ‎чаю, ‎включила‏ ‎радио ‎и‏ ‎узнала,‏ ‎что ‎минут ‎на‏ ‎десять ‎разминулась‏ ‎с ‎собственной ‎смертью. ‎Театр‏ ‎был‏ ‎захвачен ‎вооруженными‏ ‎до ‎зубов‏ ‎террористами.

В ‎2002 ‎году ‎Россия ‎вела‏ ‎мучительную‏ ‎контртеррористическую ‎операцию‏ ‎в ‎Чечне.‏ ‎Войска, ‎несмотря ‎на ‎все ‎проблемы,‏ ‎типичные‏ ‎для‏ ‎советской, ‎а‏ ‎затем ‎и‏ ‎российской ‎армии,‏ ‎разгромили‏ ‎неприятеля ‎в‏ ‎открытых ‎боях, ‎но ‎теперь ‎втянулись‏ ‎в ‎тягучие,‏ ‎казавшиеся‏ ‎бесконечными ‎контрпартизанские ‎операции‏ ‎в ‎покрытой‏ ‎горами ‎и ‎лесами ‎республике.

Засады,‏ ‎подрывы‏ ‎и ‎налеты‏ ‎следовали ‎один‏ ‎за ‎другим ‎в ‎бесконечной ‎карусели.‏ ‎В‏ ‎России ‎постоянно‏ ‎гремели ‎взрывы‏ ‎— ‎кустарные ‎бомбы ‎в ‎людных‏ ‎местах‏ ‎уносили‏ ‎жизни ‎иногда‏ ‎десятков ‎людей‏ ‎за ‎раз.‏ ‎К‏ ‎тому ‎же,‏ ‎исламисты ‎освоили ‎«технологию» ‎обработки ‎смертников.‏ ‎Кавказское ‎террористическое‏ ‎подполье‏ ‎быстро ‎переняло ‎у‏ ‎собратьев ‎с‏ ‎Ближнего ‎Востока ‎хорошо ‎работающий‏ ‎прием,‏ ‎развило ‎и‏ ‎усовершенствовало ‎тактику‏ ‎использования ‎террористов-камикадзе.

В ‎Чечне ‎на ‎смерть‏ ‎посылали‏ ‎в ‎основном‏ ‎девушек. ‎Кандидатку‏ ‎обрабатывали ‎так, ‎как ‎это ‎обычно‏ ‎делают‏ ‎в‏ ‎тоталитарных ‎религиозных‏ ‎сектах: ‎девушке‏ ‎внушали, ‎что‏ ‎она‏ ‎избранная ‎и‏ ‎вскоре ‎вознесется ‎на ‎небеса, ‎чтобы‏ ‎там ‎обрести‏ ‎блаженство‏ ‎в ‎обществе ‎мужчин,‏ ‎погибших ‎во‏ ‎имя ‎веры.

Удостоверение ‎личности ‎Зуры‏ ‎Бициевой.‏ ‎Эта ‎девушка‏ ‎полностью ‎соответствовала‏ ‎типичному ‎портрету ‎смертницы. ‎Из ‎неудачливой‏ ‎семьи‏ ‎(отец ‎погиб‏ ‎в ‎пьяной‏ ‎драке, ‎когда ‎она ‎была ‎маленькой),‏ ‎очень‏ ‎религиозная,‏ ‎очень ‎послушная.‏ ‎Отправляясь ‎на‏ ‎Дубровку, ‎она‏ ‎рассчитывала‏ ‎вернуться ‎домой‏ ‎и ‎даже ‎имела ‎обратный ‎билет‏ ‎из ‎Москвы.‏ ‎Билет‏ ‎ей ‎не ‎понадобился.

Обрабатывали‏ ‎чаще ‎всего‏ ‎конформных ‎плохо ‎образованных ‎девушек‏ ‎из‏ ‎горных ‎сел,‏ ‎выросших ‎в‏ ‎жестко ‎патриархальном ‎обществе, ‎часто ‎—‏ ‎имеющих‏ ‎серьезные ‎проблемы‏ ‎с ‎психическим‏ ‎здоровьем. ‎Кроме ‎того, ‎таких ‎девушек‏ ‎пичкали‏ ‎транквилизаторами.‏ ‎Иной ‎раз‏ ‎подготовка ‎смертницы‏ ‎включала ‎сексуальное‏ ‎насилие,‏ ‎после ‎чего‏ ‎по ‎жестким ‎понятиям ‎горского ‎общества‏ ‎в ‎этой‏ ‎жизни‏ ‎у ‎женщины ‎не‏ ‎было ‎будущего,‏ ‎и ‎обрести ‎его ‎можно‏ ‎было‏ ‎только ‎на‏ ‎том ‎свете.‏ ‎Ситуации, ‎когда ‎смертница, ‎единожды ‎попав‏ ‎в‏ ‎эту ‎систему,‏ ‎оставалась ‎в‏ ‎живых, ‎были ‎крайне ‎редкими, ‎и‏ ‎их‏ ‎можно‏ ‎посчитать ‎по‏ ‎пальцам.

Для ‎организации‏ ‎терактов, ‎в‏ ‎частности‏ ‎силами ‎смертниц,‏ ‎наиболее ‎авторитетный ‎и ‎одиозный ‎лидер‏ ‎боевиков ‎Шамиль‏ ‎Басаев‏ ‎создал ‎специальную ‎группу‏ ‎«Риядус ‎Салихийн».‏ ‎Ее ‎постоянный ‎состав ‎был‏ ‎небольшим,‏ ‎а ‎вот‏ ‎рядовые ‎участники‏ ‎стремительно ‎«проматывались», ‎исчезая ‎в ‎пламени‏ ‎взрывов.

Несмотря‏ ‎на ‎весь‏ ‎этот ‎разгул‏ ‎жестокого ‎креатива, ‎положение ‎террористов ‎было‏ ‎тяжелым.‏ ‎Партизанская‏ ‎война ‎постепенно‏ ‎проигрывалась ‎ими.‏ ‎Отряды ‎сокращались,‏ ‎мелкие‏ ‎— ‎полностью‏ ‎распадались. ‎Выиграть ‎войну ‎террористы ‎могли‏ ‎только ‎одним‏ ‎способом:‏ ‎совершить ‎какой-то ‎террористический‏ ‎акт, ‎после‏ ‎которого ‎Москва ‎психологически ‎сломается‏ ‎и‏ ‎согласится ‎на‏ ‎переговоры ‎с‏ ‎лидерами ‎боевиков. ‎В ‎рамках ‎плана‏ ‎новой‏ ‎кампании ‎ключевую‏ ‎роль ‎играли‏ ‎два ‎человека. ‎Басаев ‎был ‎признанным‏ ‎лидером‏ ‎террористов,‏ ‎организовавшим ‎крупнейший‏ ‎и ‎самый‏ ‎успешный ‎для‏ ‎чеченских‏ ‎боевиков ‎массовый‏ ‎захват ‎заложников ‎в ‎Буденновске ‎в‏ ‎1995 ‎году.

Тогда‏ ‎Россия‏ ‎пошла ‎на ‎выполнение‏ ‎требований ‎боевиков,‏ ‎что ‎позволило ‎им ‎спасти‏ ‎свое‏ ‎движение ‎от‏ ‎коллапса. ‎Теперь‏ ‎злобный ‎гений ‎Басаева ‎требовался ‎для‏ ‎планирования‏ ‎еще ‎более‏ ‎грандиозного ‎теракта.

Другой‏ ‎важнейшей ‎фигурой ‎в ‎этой ‎комбинации‏ ‎был‏ ‎Аслан‏ ‎Масхадов. ‎Масхадов‏ ‎считался ‎умеренным‏ ‎командиром, ‎он‏ ‎пришел‏ ‎к ‎власти‏ ‎в ‎Чечне ‎путем ‎выборов ‎и‏ ‎в ‎наибольшей‏ ‎степени‏ ‎отвечал ‎понятию ‎политика‏ ‎в ‎западном‏ ‎смысле. ‎Масхадов ‎требовался ‎в‏ ‎комбинации‏ ‎Басаева ‎для‏ ‎того, ‎чтобы‏ ‎России ‎было, ‎перед ‎кем ‎складывать‏ ‎оружие‏ ‎и ‎вести‏ ‎переговоры. ‎Басаев‏ ‎без ‎Масхадова ‎превращался ‎просто ‎в‏ ‎кровавого‏ ‎бессмысленного‏ ‎головореза, ‎Масхадов‏ ‎же ‎без‏ ‎Басаева ‎становился‏ ‎бессильным‏ ‎королем ‎без‏ ‎королевства, ‎неспособным ‎навязывать ‎Москве ‎переговоры.


Для‏ ‎нового ‎теракта‏ ‎Басаев‏ ‎организовал ‎многочисленный ‎отряд.‏ ‎В ‎него‏ ‎вошли ‎44 ‎человека, ‎включая‏ ‎22‏ ‎смертницы. ‎Басаев‏ ‎отлично ‎понимал,‏ ‎что ‎с ‎высочайшим ‎шансом ‎никто‏ ‎из‏ ‎них ‎не‏ ‎останется ‎в‏ ‎живых, ‎поэтому ‎в ‎основном ‎составил‏ ‎группу‏ ‎из‏ ‎тех ‎террористов,‏ ‎которых ‎ему‏ ‎было ‎не‏ ‎жалко.

Группу‏ ‎возглавил ‎Мовсар‏ ‎Бараев, ‎племянник ‎Арби ‎Бараева, ‎крупного‏ ‎полевого ‎командира‏ ‎и‏ ‎патологического ‎садиста, ‎который‏ ‎вместе ‎с‏ ‎Басаевым ‎организовал ‎в ‎Чечне‏ ‎подготовку‏ ‎смертниц ‎и‏ ‎использовал ‎в‏ ‎качестве ‎первой ‎такой ‎террористки ‎собственную‏ ‎родственницу‏ ‎Хаву. ‎Арби‏ ‎был ‎уже‏ ‎убит ‎российскими ‎солдатами ‎во ‎время‏ ‎спецоперации,‏ ‎и‏ ‎теперь ‎его‏ ‎племянник ‎планировал‏ ‎превзойти ‎дядюшку.‏ ‎Однако‏ ‎Мовсар ‎Бараев‏ ‎имел ‎амбиции, ‎а ‎не ‎харизму‏ ‎или ‎интеллект‏ ‎—‏ ‎он ‎намеревался ‎выйти‏ ‎из ‎супертеракта‏ ‎авторитетным ‎командиром, ‎но ‎Басаев‏ ‎поставил‏ ‎его ‎во‏ ‎главе ‎отряда‏ ‎именно ‎как ‎юнца, ‎которого ‎не‏ ‎жаль‏ ‎потерять.

Примерно ‎из‏ ‎таких ‎же‏ ‎людей ‎состоял ‎весь ‎остальной ‎отряд.‏ ‎Половину‏ ‎его‏ ‎составляли ‎женщины-смертницы,‏ ‎а ‎большинство‏ ‎мужчин ‎были‏ ‎молодыми‏ ‎людьми ‎20-23‏ ‎лет. ‎Самой ‎младшей ‎смертнице ‎Хадчат‏ ‎Ганиевой ‎вообще‏ ‎не‏ ‎было ‎18. ‎Настоящими‏ ‎фанатиками, ‎знающими,‏ ‎что ‎они ‎идут ‎на‏ ‎смерть‏ ‎и ‎готовыми‏ ‎умереть, ‎были‏ ‎лишь ‎несколько ‎человек, ‎в ‎первую‏ ‎очередь‏ ‎Руслан ‎Эльмурзаев,‏ ‎который ‎должен‏ ‎был ‎присматривать ‎за ‎Мовсаром.

Вооружение ‎составляли‏ ‎в‏ ‎основном‏ ‎автоматы ‎Калашникова‏ ‎и ‎гранаты,‏ ‎главным ‎оружием‏ ‎смертниц‏ ‎были ‎закрепленные‏ ‎на ‎них ‎бомбы, ‎а ‎также‏ ‎пистолеты.

Крупный ‎театр‏ ‎был‏ ‎хорошей ‎целью ‎для‏ ‎террористов. ‎Закрытое‏ ‎помещение ‎без ‎окон, ‎в‏ ‎котором‏ ‎собираются ‎сотни‏ ‎людей, ‎с‏ ‎точки ‎зрения ‎захватчиков ‎было ‎идеальным‏ ‎объектом.‏ ‎Агенты ‎Басаева‏ ‎в ‎Москве‏ ‎осмотрели ‎несколько ‎зданий. ‎Планировали ‎захватить‏ ‎Большой‏ ‎театр,‏ ‎но ‎он‏ ‎все ‎же‏ ‎неплохо ‎охранялся,‏ ‎и‏ ‎его ‎отвергли.‏ ‎А ‎вот ‎Театральный ‎центр ‎на‏ ‎Дубровке ‎им‏ ‎понравился.‏ ‎Там ‎в ‎октябре‏ ‎шел ‎мюзикл‏ ‎«Норд-Ост» ‎— ‎представление ‎стало‏ ‎событием‏ ‎для ‎Москвы,‏ ‎и ‎народу‏ ‎на ‎спектаклях ‎всегда ‎было ‎много.

Боевики‏ ‎небольшими‏ ‎группами ‎приезжали‏ ‎в ‎Москву‏ ‎и ‎расселялись ‎по ‎конспиративным ‎квартирам.‏ ‎Оружие‏ ‎доставлялось‏ ‎отдельно. ‎Главари‏ ‎несколько ‎раз‏ ‎ходили ‎на‏ ‎сеансы‏ ‎— ‎изучали‏ ‎здание, ‎оценивали ‎охрану ‎(почти ‎отсутствующую).

23 октября‏ ‎вечером ‎микроавтобусы‏ ‎с‏ ‎террористами ‎подъехали ‎к‏ ‎театру. ‎В‏ ‎зале ‎как ‎раз ‎начинался‏ ‎второй‏ ‎акт.

Поначалу ‎зрители‏ ‎приняли ‎людей‏ ‎в ‎камуфляже ‎за ‎элемент ‎шоу,‏ ‎но‏ ‎затем ‎актеров‏ ‎сбросили ‎со‏ ‎сцены, ‎а ‎в ‎потолок ‎дали‏ ‎несколько‏ ‎очередей,‏ ‎истошно ‎вопя‏ ‎«Это ‎захват!»‏ ‎Непонятливых ‎зрителей‏ ‎били‏ ‎прикладами ‎автоматов.‏ ‎Охрану ‎— ‎несколько ‎человек ‎с‏ ‎газовыми ‎пистолетами‏ ‎—‏ ‎нейтрализовали ‎легко. ‎В‏ ‎заложниках ‎оказалось‏ ‎916 ‎человек.

Террористы ‎действовали ‎четко‏ ‎и‏ ‎слаженно. ‎22‏ ‎женщины-террористки ‎расселись‏ ‎по ‎залу ‎в ‎шахматном ‎порядке.‏ ‎На‏ ‎каждой ‎был‏ ‎пояс ‎со‏ ‎взрывчаткой ‎— ‎пластит ‎и ‎металлический‏ ‎мусор‏ ‎(гвозди,‏ ‎шурупы, ‎шарики‏ ‎от ‎подшипников)‏ ‎в ‎качестве‏ ‎поражающих‏ ‎элементов. ‎Пояса‏ ‎активировались ‎вручную ‎— ‎для ‎этого‏ ‎в ‎пояс‏ ‎нужно‏ ‎было ‎вставить ‎батарейку‏ ‎и ‎сомкнуть‏ ‎клеммы. ‎В ‎зале ‎разместили‏ ‎два‏ ‎фугаса ‎на‏ ‎основе ‎мощных‏ ‎армейских ‎артиллерийских ‎снарядов ‎— ‎один‏ ‎установили‏ ‎в ‎центре‏ ‎зала, ‎другой‏ ‎— ‎на ‎балконе. ‎Также ‎по‏ ‎залу‏ ‎расставили‏ ‎несколько ‎более‏ ‎мелких ‎бомб.‏ ‎Зона ‎поражения‏ ‎разных‏ ‎взрывных ‎устройств‏ ‎перекрывалась ‎так, ‎чтобы ‎при ‎одномоментном‏ ‎подрыве ‎поразить‏ ‎всех,‏ ‎кто ‎был ‎в‏ ‎зале, ‎а‏ ‎также ‎с ‎большой ‎высоты‏ ‎обрушить‏ ‎внутрь ‎потолок.

В‏ ‎первые ‎минуты‏ ‎после ‎захвата ‎многие ‎зрители ‎успели‏ ‎позвонить‏ ‎домой. ‎Один‏ ‎человек ‎оказался‏ ‎сотрудником ‎ФСБ ‎— ‎он ‎сумел‏ ‎сохранить‏ ‎телефон‏ ‎и ‎еще‏ ‎довольно ‎долго‏ ‎ухитрялся ‎посылать‏ ‎смс‏ ‎товарищам. ‎Позднее‏ ‎он ‎погиб. ‎Другая ‎зрительница ‎вспоминала,‏ ‎как ‎позвонила‏ ‎мужу‏ ‎и ‎едва ‎смогла‏ ‎объяснить, ‎что‏ ‎происходит ‎— ‎все ‎вокруг‏ ‎казалось‏ ‎невероятно ‎абсурдным.‏ ‎Происходящее ‎было‏ ‎само ‎по ‎себе ‎ужасно, ‎но‏ ‎истинно‏ ‎леденящий ‎страх‏ ‎захват ‎вызвал‏ ‎у ‎находившейся ‎в ‎зале ‎чеченки:‏ ‎больше‏ ‎всего‏ ‎она ‎боялась,‏ ‎что ‎ее‏ ‎опознают ‎как‏ ‎соплеменницу‏ ‎и ‎убьют‏ ‎за ‎«предательство» ‎— ‎поход ‎в‏ ‎один ‎театр‏ ‎с‏ ‎русскими.

Театр ‎на ‎Дубровке‏ ‎— ‎это‏ ‎очень ‎крупное ‎здание ‎с‏ ‎довольно‏ ‎сложной ‎внутренней‏ ‎архитектурой. ‎Поэтому‏ ‎пока ‎террористы ‎ходили ‎по ‎коридорам,‏ ‎довольно‏ ‎много ‎людей‏ ‎смогло ‎сбежать.‏ ‎Несколько ‎работников ‎ДК ‎во ‎внутренних‏ ‎помещениях‏ ‎добрались‏ ‎до ‎окна,‏ ‎связали ‎одежду‏ ‎и ‎спустились‏ ‎по‏ ‎ней ‎как‏ ‎по ‎веревке, ‎один ‎упал ‎и‏ ‎сломал ‎ногу,‏ ‎но‏ ‎остался ‎жив. ‎Семеро‏ ‎техников ‎заперлись‏ ‎в ‎монтажной. ‎Приехавшие ‎на‏ ‎вызов‏ ‎спасатели ‎МЧС‏ ‎рискуя ‎жизнью,‏ ‎смогли ‎незаметно ‎и ‎быстро ‎перепилить‏ ‎оконную‏ ‎решетку, ‎после‏ ‎чего ‎все‏ ‎сбежали. ‎Еще ‎несколько ‎человек ‎даже‏ ‎успели‏ ‎спустить‏ ‎по ‎лестнице,‏ ‎которую ‎притащили‏ ‎к ‎задней‏ ‎части‏ ‎здания ‎и‏ ‎дотянули ‎до ‎второго ‎этажа. ‎Одна‏ ‎из ‎работниц‏ ‎вообще‏ ‎нашла ‎маленькую ‎комнатку‏ ‎для ‎хозяйственных‏ ‎нужд, ‎закрылась ‎там, ‎выключила‏ ‎свет‏ ‎и ‎ближайшие‏ ‎три ‎дня‏ ‎сидела ‎внутри ‎тише ‎воды ‎ниже‏ ‎травы‏ ‎— ‎можно‏ ‎только ‎представить,‏ ‎что ‎она ‎пережила ‎за ‎это‏ ‎время.

Первые‏ ‎часы‏ ‎хаоса, ‎пока‏ ‎террористы ‎не‏ ‎успели ‎взять‏ ‎здание‏ ‎под ‎контроль,‏ ‎а ‎снаружи ‎— ‎не ‎успели‏ ‎выставить ‎оцепление,‏ ‎позволили‏ ‎многим ‎сбежать, ‎но‏ ‎тогда ‎же‏ ‎произошли ‎первые ‎трагедии ‎этих‏ ‎дней.‏ ‎В ‎зал‏ ‎один ‎за‏ ‎другим ‎снаружи ‎пришли ‎два ‎человека.‏ ‎Полковник‏ ‎Константин ‎Васильев‏ ‎своей ‎волей‏ ‎пошел ‎в ‎здание. ‎Он ‎счел,‏ ‎что‏ ‎его‏ ‎звание ‎позволит‏ ‎ему ‎спасти‏ ‎хотя ‎бы‏ ‎кого-то,‏ ‎если ‎он‏ ‎предложит ‎себя ‎в ‎качестве ‎ценного‏ ‎заложника ‎взамен‏ ‎нескольких‏ ‎женщин ‎и ‎детей.‏ ‎Однако ‎террористы‏ ‎просто ‎его ‎расстреляли. ‎Девушка‏ ‎по‏ ‎имени ‎Ольга‏ ‎Романова ‎продемонстрировала‏ ‎такой ‎же ‎благородный ‎порыв, ‎который‏ ‎кончился‏ ‎так ‎же‏ ‎трагически ‎—‏ ‎узнав ‎о ‎захвате, ‎она ‎отправилась‏ ‎в‏ ‎театр…‏ ‎и ‎начала‏ ‎публично ‎стыдить‏ ‎Бараева ‎и‏ ‎его‏ ‎боевиков. ‎Подобные‏ ‎искренние ‎порывы ‎хорошо ‎смотрятся ‎в‏ ‎романах, ‎но‏ ‎террористы‏ ‎просто ‎убили ‎девушку.

Один‏ ‎из ‎заложников,‏ ‎как ‎ни ‎странно, ‎оказался‏ ‎в‏ ‎зале ‎ко‏ ‎всеобщему ‎счастью.‏ ‎Георгий ‎Васильев ‎был ‎одним ‎из‏ ‎авторов‏ ‎мюзикла. ‎Он‏ ‎имел ‎возможность‏ ‎бежать, ‎но, ‎чувствуя ‎личную ‎ответственность‏ ‎за‏ ‎происходящее,‏ ‎не ‎стал‏ ‎этого ‎делать.‏ ‎Это ‎оказалось‏ ‎действительно‏ ‎важно.

Позднее ‎Васильев‏ ‎вспоминал:

«Проблемы ‎начались ‎почти ‎сразу ‎же.‏ ‎К ‎примеру,‏ ‎они‏ ‎вдруг ‎обнаружили, ‎что‏ ‎из ‎тех‏ ‎больших ‎тяжелых ‎штук, ‎которыми‏ ‎они‏ ‎забаррикадировали ‎двери‏ ‎сцены, ‎повалил‏ ‎густой ‎дым, ‎и ‎они ‎не‏ ‎знают,‏ ‎что ‎это‏ ‎такое. ‎А‏ ‎это ‎были ‎машины ‎для ‎сценического‏ ‎дыма.‏ ‎Террористы‏ ‎были ‎вынуждены‏ ‎обратиться ‎в‏ ‎зал: ‎кто,‏ ‎мол,‏ ‎тут ‎знает,‏ ‎что ‎с ‎этим ‎делать? ‎К‏ ‎счастью, ‎я‏ ‎был,‏ ‎я ‎знал, ‎и‏ ‎вообще, ‎мне‏ ‎кажется, ‎мое ‎присутствие ‎помогло‏ ‎избежать‏ ‎многих ‎опасностей.‏ ‎И ‎уже‏ ‎следующий ‎эпизод ‎показал, ‎что ‎из‏ ‎них‏ ‎можно ‎было‏ ‎вытягивать ‎какие-то‏ ‎уступки.

Начали ‎дымиться ‎и ‎гореть ‎светофильтры.‏ ‎Световой‏ ‎компьютер‏ ‎завис ‎в‏ ‎режиме ‎ожидания,‏ ‎а ‎фильтры‏ ‎не‏ ‎рассчитаны ‎на‏ ‎такое ‎долгое ‎воздействие ‎мощных ‎ламп.‏ ‎Пошел ‎запах‏ ‎горелого,‏ ‎люди ‎перепугались. ‎Террористы‏ ‎сначала ‎храбрились,‏ ‎но ‎я ‎им ‎описал,‏ ‎как‏ ‎это ‎страшно,‏ ‎когда ‎горит‏ ‎театр, ‎и ‎что ‎они ‎даже‏ ‎не‏ ‎успеют ‎выдвинуть‏ ‎свои ‎политические‏ ‎требования ‎и ‎бессмысленно ‎погибнут ‎вместе‏ ‎со‏ ‎всеми‏ ‎за ‎несколько‏ ‎минут.

Под ‎таким‏ ‎прессингом ‎удалось‏ ‎выбить‏ ‎из ‎них‏ ‎рации, ‎у ‎меня ‎появилась ‎связь‏ ‎с ‎нашими‏ ‎людьми‏ ‎внутри ‎театра, ‎я‏ ‎даже ‎смог‏ ‎на ‎некоторое ‎время ‎связаться‏ ‎с‏ ‎людьми, ‎находившимися‏ ‎вне ‎здания.‏ ‎В ‎частности, ‎с ‎нашим ‎техническим‏ ‎директором‏ ‎Андреем ‎Яловичем,‏ ‎который ‎был‏ ‎за ‎пределами ‎театра ‎и ‎очень‏ ‎много‏ ‎сделал‏ ‎для ‎нашего‏ ‎освобождения. ‎О‏ ‎таких ‎эпизодах‏ ‎можно‏ ‎рассказывать ‎бесконечно‏ ‎— ‎все ‎трое ‎суток ‎состояли‏ ‎из ‎них».

Тем‏ ‎временем‏ ‎Бараев ‎начал ‎кровавое‏ ‎шоу ‎совместно‏ ‎с ‎сообщниками ‎за ‎пределами‏ ‎театра.‏ ‎Так, ‎идеолог‏ ‎террористов ‎Мовлади‏ ‎Удугов ‎сразу ‎же ‎дал ‎интервью‏ ‎BBC,‏ ‎рассказывая ‎о‏ ‎добрых ‎намерениях‏ ‎террористов, ‎которые ‎хотят ‎остановить ‎войну.‏ ‎Террористы‏ ‎прекрасно‏ ‎понимали ‎важность‏ ‎работы ‎с‏ ‎прессой. ‎Они‏ ‎тут‏ ‎же ‎начали‏ ‎устраивать ‎контролируемые ‎звонки ‎заложников ‎наружу,‏ ‎пытались ‎дотянуться‏ ‎до‏ ‎журналистов, ‎организовать ‎снаружи‏ ‎демонстрации ‎в‏ ‎поддержку ‎своих ‎требований ‎—‏ ‎остановки‏ ‎боевых ‎действий‏ ‎и ‎вывода‏ ‎войск ‎из ‎Чечни.

Террористы ‎просили ‎в‏ ‎качестве‏ ‎переговорщика ‎политика‏ ‎Бориса ‎Немцова,‏ ‎но ‎тот ‎не ‎согласился ‎идти.‏ ‎Так‏ ‎что‏ ‎первым ‎на‏ ‎переговоры ‎пошел‏ ‎поп-певец ‎Иосиф‏ ‎Кобзон‏ ‎— ‎к‏ ‎тому ‎моменту ‎он ‎занимался ‎уже‏ ‎не ‎столько‏ ‎сценическими‏ ‎выступлениями, ‎сколько ‎политической‏ ‎карьерой ‎в‏ ‎качестве ‎депутата ‎Государственной ‎Думы.‏ ‎Вместе‏ ‎с ‎ним‏ ‎в ‎здание‏ ‎вошел ‎корреспондент ‎Sunday ‎Times ‎Марк‏ ‎Франкетти.

Бараев‏ ‎сообщил, ‎что‏ ‎если ‎его‏ ‎требования ‎не ‎выполнят ‎в ‎течение‏ ‎недели,‏ ‎он‏ ‎взорвет ‎здание‏ ‎вместе ‎с‏ ‎заложниками. ‎Кобзон‏ ‎переговорил‏ ‎с ‎лидерами‏ ‎террористов ‎и, ‎в ‎частности, ‎сумел‏ ‎выговорить ‎первую‏ ‎уступку.‏ ‎Певец ‎вывел ‎женщину,‏ ‎двух ‎ее‏ ‎детей ‎и ‎третьего ‎малыша,‏ ‎которого‏ ‎дама, ‎обманув‏ ‎террористов, ‎объявила‏ ‎своим.

Использование ‎в ‎качестве ‎главаря ‎самого‏ ‎молодого‏ ‎и ‎никчемного‏ ‎из ‎своих‏ ‎командиров ‎несколько ‎повредило ‎лидерам ‎террористов.‏ ‎Во‏ ‎время‏ ‎беседы ‎с‏ ‎журналистами ‎Бараев‏ ‎простодушно ‎брякнул,‏ ‎что‏ ‎захват ‎театра‏ ‎— ‎совместная ‎акция ‎Басаева ‎и‏ ‎Масхадова. ‎Причем‏ ‎позднее‏ ‎террористы ‎еще ‎раз‏ ‎подчеркнули ‎этот‏ ‎факт ‎— ‎развернуто, ‎не‏ ‎оставляя‏ ‎пространства ‎для‏ ‎двусмысленностей. ‎Для‏ ‎«умеренного ‎лидера», ‎которым ‎изображали ‎Масхадова‏ ‎для‏ ‎западной ‎публики,‏ ‎такое ‎признание‏ ‎было ‎не ‎слишком ‎приятно, ‎но‏ ‎за‏ ‎другими‏ ‎событиями ‎эта‏ ‎оговорка ‎быстро‏ ‎затерлась.

«Мы ‎действуем‏ ‎по‏ ‎приказу ‎верховного‏ ‎военного ‎эмира, ‎— ‎заявил ‎Бараев—‏ ‎Военный ‎эмир‏ ‎там‏ ‎у ‎нас ‎Шамиль‏ ‎Басаев, ‎вы‏ ‎его ‎все ‎хорошо ‎знаете.‏ ‎Масхадов,‏ ‎он ‎наш‏ ‎президент… ‎Хотя‏ ‎мы ‎неоднократно ‎слышали, ‎что ‎Масхадов‏ ‎никому‏ ‎не ‎подчиняется,‏ ‎с ‎ним‏ ‎никто ‎не ‎считается, ‎это ‎я‏ ‎не‏ ‎знаю,‏ ‎как ‎сказать‏ ‎по-вашему, ‎это,‏ ‎как ‎говорится,‏ ‎ложь‏ ‎и ‎клевета.‏ ‎Мы ‎очень ‎даже ‎подчиняемся ‎и‏ ‎очень ‎даже‏ ‎мы‏ ‎с ‎ним ‎считаемся.‏ ‎И ‎наши‏ ‎переговоры ‎с ‎Масхадовым ‎—‏ ‎наверное,‏ ‎моя ‎задача‏ ‎приехать ‎сюда.‏ ‎То, ‎что ‎мы ‎хотели ‎с‏ ‎помощью‏ ‎Аллаха, ‎мы‏ ‎это ‎сделали».‏  ‎

Надо ‎отметить, ‎что ‎власти ‎постарались‏ ‎подключить‏ ‎к‏ ‎переговорам ‎максимальное‏ ‎число ‎вип-персон.‏ ‎Помимо ‎Кобзона‏ ‎в‏ ‎зал ‎в‏ ‎разное ‎время ‎входило ‎несколько ‎политиков,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎оппозиционных, ‎детский ‎врач‏ ‎Леонид ‎Рошаль‏ ‎и ‎доктор ‎из ‎Иордании‏ ‎Анвар‏ ‎Эль-Саид. ‎С‏ ‎Рошалем ‎во‏ ‎время ‎диалога ‎чуть ‎не ‎случилась‏ ‎беда.‏ ‎Две ‎девушки‏ ‎отпросились ‎в‏ ‎туалет ‎и ‎убежали ‎через ‎окно.‏ ‎Завязалась‏ ‎короткая‏ ‎перестрелка: ‎майор‏ ‎подразделения ‎«Альфа»‏ ‎вышел ‎из‏ ‎укрытия‏ ‎и ‎вызвал‏ ‎огонь ‎на ‎себя ‎— ‎он‏ ‎был ‎ранен,‏ ‎и‏ ‎сам ‎ранил ‎одного‏ ‎из ‎боевиков,‏ ‎прикрывая ‎бегство. ‎Взбешенный ‎Бараев‏ ‎грозил‏ ‎расстрелять ‎доктора,‏ ‎но ‎когда‏ ‎тот ‎перебинтовал ‎раненого ‎террориста, ‎потеплел‏ ‎и‏ ‎позволил ‎помочь‏ ‎уже ‎заложникам.‏ ‎Очень ‎вовремя ‎— ‎многие ‎уже‏ ‎находились‏ ‎в‏ ‎скверном ‎состоянии‏ ‎из-за ‎обострений‏ ‎хронических ‎болезней.

Вообще,‏ ‎положение‏ ‎заложников ‎с‏ ‎самого ‎начала ‎было ‎очень ‎плохим.‏ ‎Террористы ‎не‏ ‎позволили‏ ‎как ‎следует ‎кормить‏ ‎людей, ‎а‏ ‎главное ‎— ‎очень ‎ограниченно‏ ‎позволяли‏ ‎их ‎поить.‏ ‎Люди ‎были‏ ‎обезвожены. ‎Каждый ‎получил ‎за ‎трое‏ ‎суток‏ ‎не ‎более‏ ‎400 ‎мл‏ ‎жидкости.

Кроме ‎того, ‎очень ‎долгое ‎сидение‏ ‎на‏ ‎одном‏ ‎стуле ‎без‏ ‎возможности ‎встать‏ ‎с ‎места‏ ‎тяжело‏ ‎сказывалось ‎на‏ ‎организме. ‎Наконец, ‎одной ‎из ‎самых‏ ‎инфернальных ‎идей‏ ‎стало‏ ‎использование ‎оркестровой ‎ямы‏ ‎— ‎ее‏ ‎вскоре ‎после ‎захвата ‎сделали‏ ‎единственным‏ ‎доступным ‎туалетом.‏ ‎Эта ‎процедура‏ ‎была ‎очевидно ‎невероятно ‎унизительной ‎—‏ ‎особенно‏ ‎для ‎женщин,‏ ‎вынужденных ‎делать‏ ‎все ‎под ‎взглядами ‎мужчин-террористов ‎—‏ ‎но‏ ‎поскольку‏ ‎в ‎зале‏ ‎сидела ‎без‏ ‎малого ‎тысяча‏ ‎человек,‏ ‎оркестровая ‎яма‏ ‎быстро ‎превратилась ‎в ‎чудовищную ‎клоаку,‏ ‎отравлявшую ‎миазмами‏ ‎воздух‏ ‎в ‎закрытом ‎помещении.

Именно‏ ‎с ‎этой‏ ‎ямой ‎была ‎связана ‎еще‏ ‎одна‏ ‎жуткая ‎история,‏ ‎когда ‎в‏ ‎зале ‎опять ‎чуть ‎не ‎начался‏ ‎пожар.‏ ‎Для ‎подсветки‏ ‎— ‎чтобы‏ ‎люди ‎могли ‎просто ‎видеть, ‎куда‏ ‎идут‏ ‎и‏ ‎не ‎утонуть‏ ‎в ‎фекалиях‏ ‎— ‎уже‏ ‎упомянутый‏ ‎Георгий ‎Васильев‏ ‎протянул ‎лампы ‎на ‎оркестровых ‎пультах.‏ ‎Один ‎из‏ ‎удлинителей‏ ‎закоротило, ‎и ‎огонь‏ ‎перекинулся ‎на‏ ‎листы ‎партитуры ‎и ‎провода.‏ ‎Всех‏ ‎спас ‎начальник‏ ‎осветительного ‎цеха‏ ‎Александр ‎Федякин, ‎также ‎бывший ‎в‏ ‎заложниках‏ ‎— ‎он‏ ‎сориентировался ‎и‏ ‎вовремя ‎сорвал ‎со ‎стены ‎огнетушитель.

Тем‏ ‎временем‏ ‎террористы‏ ‎продолжали ‎нагнетать‏ ‎атмосферу ‎кровавого‏ ‎сюрреализма ‎—‏ ‎они‏ ‎устраивали ‎намазы‏ ‎на ‎сцене, ‎включали ‎религиозные ‎песнопения‏ ‎на ‎магнитофонах‏ ‎и‏ ‎постреливали ‎в ‎воздух.

Одна‏ ‎из ‎заложниц‏ ‎потом ‎вспоминала, ‎что ‎песни‏ ‎на‏ ‎арабском ‎и‏ ‎чеченском ‎лучше‏ ‎воспринимались, ‎чем ‎на ‎русском ‎—‏ ‎когда‏ ‎пленники ‎понимали,‏ ‎о ‎чем‏ ‎поется ‎в ‎песне, ‎призывающей, ‎к‏ ‎примеру,‏ ‎очистить‏ ‎от ‎неверных‏ ‎Иерусалим ‎—‏ ‎ощущение ‎абсурда‏ ‎происходящего‏ ‎накрывало ‎с‏ ‎головой.

Тем ‎временем, ‎в ‎оперативном ‎штабе‏ ‎снаружи ‎готовили‏ ‎штурм.‏ ‎Переговоры ‎зашли ‎в‏ ‎тупик, ‎а‏ ‎продолжение ‎осады ‎грозило ‎гибелью‏ ‎заложников‏ ‎от ‎обезвоживания‏ ‎и ‎общего‏ ‎истощения. ‎К ‎тому ‎же, ‎в‏ ‎ФСБ‏ ‎опасались, ‎что‏ ‎у ‎террористов‏ ‎сдадут ‎нервы ‎— ‎тянущиеся ‎дни‏ ‎осады‏ ‎выматывали‏ ‎и ‎их.‏ ‎Главную ‎роль‏ ‎в ‎атаке‏ ‎должны‏ ‎были ‎сыграть‏ ‎спецгруппы ‎«Альфа» ‎и ‎«Вымпел» ‎—‏ ‎контртеррористические ‎подразделения,‏ ‎сформированные‏ ‎еще ‎в ‎СССР.‏ ‎Офицеры ‎ФСБ‏ ‎нашли ‎театр ‎аналогичного ‎проекта,‏ ‎так‏ ‎что ‎бойцы‏ ‎смогли ‎отрепетировать‏ ‎атаку. ‎Позиции ‎террористов ‎по ‎периметру‏ ‎здания‏ ‎удалось ‎неплохо‏ ‎разведать. ‎Кроме‏ ‎того, ‎московских ‎диггеров ‎привлекли ‎к‏ ‎разведке‏ ‎подземных‏ ‎коммуникаций.

Одной ‎из‏ ‎последних ‎на‏ ‎переговоры ‎с‏ ‎террористами‏ ‎пошла ‎журналистка‏ ‎«Новой ‎газеты» ‎Анна ‎Политковская. ‎Ее‏ ‎отношения ‎с‏ ‎силовиками‏ ‎сводились ‎к ‎искренней‏ ‎и ‎взаимной‏ ‎ненависти, ‎однако ‎облегчить ‎жизнь‏ ‎заложников‏ ‎она ‎старалась‏ ‎совершенно ‎искренне.‏ ‎Ей ‎разрешили ‎передать ‎воду, ‎но‏ ‎не‏ ‎более ‎того.

Заложники‏ ‎находились ‎в‏ ‎последней ‎степени ‎истощения. ‎К ‎тому‏ ‎моменту‏ ‎они‏ ‎получили ‎всего‏ ‎около ‎400‏ ‎миллилитров ‎на‏ ‎каждого‏ ‎за ‎три‏ ‎дня, ‎а ‎клоака ‎в ‎оркестровой‏ ‎яме ‎вызывала‏ ‎тяжелейшие‏ ‎физические ‎мучения ‎даже‏ ‎за ‎десяток‏ ‎рядов ‎от ‎нее.

В ‎ночь‏ ‎на‏ ‎26 ‎октября‏ ‎у ‎одного‏ ‎из ‎мужчин ‎произошел ‎нервный ‎срыв.‏ ‎Он‏ ‎побежал ‎по‏ ‎залу. ‎По‏ ‎нему ‎открыли ‎огонь, ‎один ‎из‏ ‎заложников‏ ‎погиб.‏ ‎В ‎этот‏ ‎момент ‎офицеры‏ ‎«Альфы» ‎и‏ ‎«Вымпела»‏ ‎уже ‎выдвигались‏ ‎к ‎залу. ‎В ‎атаке ‎участвовали‏ ‎180 ‎офицеров.‏ ‎Террористы‏ ‎не ‎могли ‎контролировать‏ ‎весь ‎периметр:‏ ‎здание ‎было ‎довольно ‎крупным,‏ ‎женщины-смертницы‏ ‎почти ‎безвылазно‏ ‎сидели ‎в‏ ‎зале, ‎а ‎оставшихся ‎22 ‎мужчин‏ ‎было‏ ‎не ‎так‏ ‎много, ‎чтобы‏ ‎плотно ‎держать ‎под ‎контролем ‎периметр.‏ ‎Так‏ ‎что‏ ‎атакующие ‎отряды‏ ‎смогли ‎подобраться‏ ‎незаметно.

Вплотную ‎к‏ ‎зданию‏ ‎театра ‎располагался‏ ‎гей-бар, ‎через ‎который ‎внутрь ‎проникла‏ ‎первая ‎группа‏ ‎альфовцев.‏ ‎Фактически, ‎исходные ‎позиции‏ ‎для ‎штурма‏ ‎занимали ‎уже ‎внутри. ‎Еще‏ ‎одна‏ ‎группа ‎при‏ ‎помощи ‎диггеров‏ ‎проделала ‎лаз ‎в ‎подвал ‎и‏ ‎проникла‏ ‎в ‎здание‏ ‎снизу. ‎В‏ ‎это ‎время ‎другие ‎люди ‎начали‏ ‎реализацию‏ ‎самого‏ ‎спорного ‎пункта‏ ‎в ‎плане‏ ‎штурма.

Схема ‎минирования‏ ‎зала‏ ‎фактически ‎исключала‏ ‎благополучный ‎штурм. ‎Поэтому ‎было ‎решено‏ ‎использовать ‎усыпляющий‏ ‎газ‏ ‎на ‎основе ‎фентанила.‏ ‎Это ‎решение‏ ‎резко ‎снижало ‎вероятность ‎того,‏ ‎что‏ ‎террористы ‎успеют‏ ‎взорвать ‎здание.‏ ‎Однако ‎оно ‎же ‎означало ‎фактически‏ ‎приговор‏ ‎для ‎части‏ ‎заложников. ‎Газ‏ ‎действует ‎по-разному ‎на ‎разных ‎людей,‏ ‎а‏ ‎заложники‏ ‎были ‎психически‏ ‎и ‎морально‏ ‎истощены. ‎С‏ ‎точки‏ ‎зрения ‎планировщиков‏ ‎штурма, ‎альтернативы ‎не ‎было: ‎если‏ ‎не ‎усыпить‏ ‎или‏ ‎ослабить ‎хотя ‎бы‏ ‎часть ‎террористов,‏ ‎здание ‎взлетит ‎на ‎воздух‏ ‎и‏ ‎погибнут ‎все.

Газ‏ ‎закачивали ‎через‏ ‎вентиляцию. ‎У ‎фасада ‎целенаправленно ‎обнаружила‏ ‎себя‏ ‎одна ‎из‏ ‎штурмовых ‎групп.‏ ‎Дальше ‎события ‎развивались ‎стремительно.

Террористы-мужчины ‎бросились‏ ‎к‏ ‎фасаду‏ ‎и ‎отвлеклись‏ ‎от ‎зала.‏ ‎В ‎зал‏ ‎через‏ ‎подвал ‎прорвалась‏ ‎штурмовая ‎группа, ‎задача ‎которой ‎была‏ ‎наиболее ‎рискованной.‏ ‎Террористки-смертницы‏ ‎частично ‎заснули, ‎частично‏ ‎были ‎дезориентированы‏ ‎газом, ‎как ‎и ‎большинство‏ ‎заложников.‏ ‎Сориентироваться ‎требовалось‏ ‎мгновенно ‎—‏ ‎смертницы ‎сидели ‎в ‎том ‎же‏ ‎зале,‏ ‎что ‎и‏ ‎заложники.

Для ‎активации‏ ‎бомб ‎самоубийцам ‎требовалось ‎вставить ‎в‏ ‎свои‏ ‎пояса‏ ‎смертников ‎батарейки‏ ‎и ‎сомкнуть‏ ‎провода ‎—‏ ‎и‏ ‎батарейки ‎некоторые‏ ‎из ‎них ‎успели ‎вставить. ‎Однако‏ ‎альфовцы ‎вели‏ ‎огонь‏ ‎очень ‎быстро ‎и‏ ‎точно: ‎в‏ ‎зрительном ‎зале ‎никто ‎не‏ ‎успел‏ ‎ни ‎начать‏ ‎стрельбу, ‎ни‏ ‎подорвать ‎бомбы. ‎Позднее ‎многие ‎упрекали‏ ‎спецназ‏ ‎в ‎том,‏ ‎что ‎никого‏ ‎из ‎террористов ‎не ‎захватили ‎живьем,‏ ‎однако‏ ‎транспортировать‏ ‎эти ‎живые‏ ‎бомбы ‎было‏ ‎бы ‎смертельно‏ ‎опасно,‏ ‎так ‎что‏ ‎дострелили ‎в ‎том ‎числе ‎уснувших‏ ‎боевичек.

В ‎это‏ ‎время‏ ‎шел ‎краткий, ‎но‏ ‎жестокий ‎бой‏ ‎за ‎пределами ‎зала. ‎Террористы,‏ ‎бросившиеся‏ ‎к ‎фасаду,‏ ‎где ‎шла‏ ‎демонстративная ‎атака, ‎были ‎тут ‎же‏ ‎застрелены‏ ‎снайперами. ‎Отряды,‏ ‎ворвавшиеся ‎в‏ ‎здание, ‎прошлись ‎по ‎нему ‎огнем‏ ‎и‏ ‎мечом,‏ ‎сметая ‎сопротивление.‏ ‎Мовсар ‎Бараев‏ ‎пытался ‎отстреливаться‏ ‎из‏ ‎помещения, ‎где‏ ‎красовался ‎перед ‎видеокамерами, ‎и ‎был‏ ‎убит ‎брошенной‏ ‎внутрь‏ ‎ручной ‎гранатой.

К ‎великому‏ ‎горю ‎людей‏ ‎и ‎страны, ‎спасательная ‎операция‏ ‎оказалась‏ ‎проведена ‎куда‏ ‎хуже ‎военной.

Впоследствии‏ ‎много ‎писали ‎о ‎том, ‎что‏ ‎медики‏ ‎якобы ‎не‏ ‎получили ‎данных‏ ‎о ‎том, ‎что ‎за ‎газ‏ ‎используется,‏ ‎и‏ ‎от ‎чего,‏ ‎собственно, ‎нужно‏ ‎спасать ‎заложников.‏ ‎В‏ ‎действительности ‎ситуация‏ ‎была ‎сложнее. ‎Отработка ‎взаимодействия ‎спецназа,‏ ‎спасателей ‎и‏ ‎врачей‏ ‎была ‎проведена ‎плохо,‏ ‎поэтому ‎случился‏ ‎короткий ‎момент ‎хаоса ‎и‏ ‎перемешивания‏ ‎при ‎эвакуации.‏ ‎В ‎результате‏ ‎одним ‎заложникам ‎не ‎вкалывали ‎антидот,‏ ‎но‏ ‎были ‎несчастные,‏ ‎которым ‎ввели‏ ‎две ‎дозы, ‎что ‎могло ‎привести‏ ‎к‏ ‎смерти.‏ ‎К ‎тому‏ ‎же, ‎на‏ ‎фоне ‎сильного‏ ‎обезвоживания‏ ‎и ‎всех‏ ‎предшествующих ‎мучений ‎многие ‎умирали ‎даже‏ ‎при ‎правильном‏ ‎оказании‏ ‎помощи. ‎Машины ‎скорой‏ ‎помощи ‎подходили‏ ‎поздно. ‎По ‎опыту ‎Буденновска‏ ‎власти‏ ‎знали, ‎что‏ ‎переговоры ‎по‏ ‎радио ‎могут ‎предупредить ‎террористов ‎о‏ ‎готовящемся‏ ‎штурме, ‎поэтому‏ ‎теперь ‎медики‏ ‎получили ‎приказ ‎выдвигаться ‎к ‎зданию‏ ‎на‏ ‎Дубровке‏ ‎в ‎последний‏ ‎момент.

В ‎результате,‏ ‎если ‎при‏ ‎штурме‏ ‎не ‎погибло‏ ‎ни ‎одного ‎человека, ‎то ‎уже‏ ‎после ‎спасения‏ ‎умерло‏ ‎множество. ‎Всего, ‎с‏ ‎учетом ‎убитых‏ ‎террористами ‎ранее, ‎погибли ‎130‏ ‎заложников,‏ ‎почти ‎все‏ ‎— ‎от‏ ‎действия ‎газа ‎на ‎фоне ‎стресса,‏ ‎обезвоживания,‏ ‎обострения ‎хронических‏ ‎болезней ‎и‏ ‎нескольких ‎дней ‎физических ‎мучений.

При ‎лучшей‏ ‎организации‏ ‎взаимодействия‏ ‎и ‎более‏ ‎отлаженной ‎эвакуации‏ ‎многие ‎остались‏ ‎бы‏ ‎живы. ‎Об‏ ‎этом ‎заговорили ‎почти ‎сразу, ‎причем‏ ‎с ‎самого‏ ‎верха.‏ ‎Речь ‎Путина ‎по‏ ‎итогам ‎теракта‏ ‎содержала ‎многозначительную ‎ремарку: ‎«Мы‏ ‎не‏ ‎смогли ‎спасти‏ ‎всех. ‎Простите‏ ‎нас».

Полковник ‎Сергей ‎Шаврин ‎из ‎отряда‏ ‎«Вымпел»‏ ‎позднее ‎дал‏ ‎комментарий, ‎который‏ ‎звучит ‎откровенно ‎жутко:

«Поймите, ‎на ‎уровне‏ ‎штаба‏ ‎прогнозировалось:‏ ‎будут ‎потери,‏ ‎убитые ‎и‏ ‎раненые, ‎будет‏ ‎стрельба,‏ ‎будет ‎подрыв,‏ ‎будет ‎много ‎человеческих ‎жертв. ‎А‏ ‎тут ‎что‏ ‎произошло:‏ ‎штурм ‎прошел, ‎взрыва‏ ‎нет, ‎и‏ ‎восемьсот ‎с ‎лишним ‎человек‏ ‎надо‏ ‎выводить ‎из‏ ‎этого ‎состояния.‏ ‎К ‎этому ‎оказались ‎не ‎готовы.Если‏ ‎бы‏ ‎был ‎подрыв,‏ ‎в ‎живых‏ ‎осталось ‎бы ‎меньше ‎10 ‎процентов.‏ ‎Но‏ ‎все‏ ‎осознавали, ‎что‏ ‎мог ‎быть‏ ‎такой ‎вариант:‏ ‎террористы‏ ‎пустят ‎спецназ‏ ‎в ‎зал, ‎а ‎потом ‎кто-то‏ ‎снаружи ‎с‏ ‎помощью‏ ‎радиосигнала ‎подорвет ‎зал.‏ ‎Тогда ‎был‏ ‎бы ‎конец». ‎

По ‎следам‏ ‎трагедии‏ ‎российское ‎общество‏ ‎узнало ‎неожиданно‏ ‎много ‎о ‎себе ‎самом.

По ‎поводу‏ ‎качества‏ ‎спасательной ‎операции‏ ‎было ‎много‏ ‎вопросов ‎и ‎не ‎льстящих ‎ответов.‏ ‎Если‏ ‎бы‏ ‎она ‎была‏ ‎организована ‎лучше,‏ ‎погибших ‎было‏ ‎бы‏ ‎значительно ‎меньше.‏ ‎Взаимодействие ‎ведомств ‎было ‎организовано ‎откровенно‏ ‎неоптимально.

Однако ‎видели‏ ‎и‏ ‎другое. ‎Банда ‎террористов‏ ‎была ‎полностью‏ ‎уничтожена. ‎Самого ‎страшного ‎развития‏ ‎событий‏ ‎удалось ‎избежать,‏ ‎причем ‎со‏ ‎всеобщей ‎гибелью ‎удалось ‎разминуться ‎буквально‏ ‎на‏ ‎секунды. ‎Общество‏ ‎показало ‎и‏ ‎мужество, ‎и ‎стойкость, ‎и ‎взаимовыручку.‏ ‎Работники‏ ‎театра,‏ ‎никогда ‎не‏ ‎готовившиеся ‎в‏ ‎герои, ‎оказали‏ ‎просто‏ ‎неоценимую ‎помощь‏ ‎заложникам. ‎Почти ‎все ‎политики ‎и‏ ‎общественные ‎деятели,‏ ‎которым‏ ‎выпало ‎идти ‎на‏ ‎переговоры, ‎вели‏ ‎себя ‎образцово ‎— ‎хотя‏ ‎это‏ ‎были ‎люди‏ ‎разных, ‎зачастую‏ ‎принципиально ‎разных ‎взглядов. ‎Конечно, ‎не‏ ‎все‏ ‎оказались ‎на‏ ‎высоте, ‎и‏ ‎позднее ‎многие ‎бранили ‎журналистов, ‎которые‏ ‎в‏ ‎самом‏ ‎начале ‎штурма‏ ‎ухитрились ‎дать‏ ‎в ‎прямой‏ ‎эфир‏ ‎штурмовой ‎отряд‏ ‎«Альфы» ‎— ‎террористы ‎могли ‎бы‏ ‎увидеть ‎то‏ ‎же‏ ‎самое ‎прямое ‎включение.‏ ‎Однако ‎другие‏ ‎журналисты ‎и ‎ходили ‎на‏ ‎переговоры,‏ ‎и ‎помогали‏ ‎кормить ‎и‏ ‎поить ‎заложников. ‎И ‎сами ‎заточенные‏ ‎поддерживали‏ ‎друг ‎друга‏ ‎и ‎старались‏ ‎помочь ‎другим ‎выдержать ‎тот ‎ад,‏ ‎в‏ ‎котором‏ ‎они ‎оказались‏ ‎на ‎три‏ ‎дня.

Никаких ‎переговоров‏ ‎с‏ ‎террористами ‎на‏ ‎Кавказе ‎после ‎теракта ‎не ‎началось.

Захват‏ ‎заложников ‎на‏ ‎Дубровке‏ ‎показал ‎обществу ‎многие‏ ‎слабости ‎страны‏ ‎и ‎стал ‎огромной ‎трагедией.‏ ‎Но‏ ‎и ‎государство,‏ ‎и ‎общество‏ ‎проявили ‎тогда ‎храбрость ‎и ‎взаимовыручку,‏ ‎которой‏ ‎сами ‎от‏ ‎себя ‎не‏ ‎ожидали.


Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Статистика

45 подписчиков

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048