Пособие по захвату мира. Развитие производства, ориентированного на внутренний рынок, доходов населения, внутреннего спроса и потребления.
Как всегда - курсивом мой комментарий в свободной форме. В самом начале оговорюсь, что речь идет не только о производстве, но и о сфере услуг. На производстве я фокусируюсь только потому, что его проще описывать, а "предприятие" - это и производственное предприятие и предприятие сферы услуг. Термин такой.
Рост доходов населения, ВВП (связанного с производством, в т.ч. ориентированным на внутренний спрос) на душу населения и в номинальном выражении, развитие производства и внутреннего спроса, повышение эффективности экономики (производительности труда) взаимосвязаны. Целевые уровни и декомпозиция целей для их достижения должны быть отражены в Стратегии.
Здесь мы наверное в первый раз после введения (рекомендую прочитать, если не читали) коснулись вопроса постановки целей Стратегии. Я считаю, что задача Стратегии именно в том, чтобы поставить цели, декомпозировать их на цели меньшего порядка и далее довести до конкретных задач, которые и должны быть поставлены отдельным государственным органам.
Давайте на примере. Допустим, мы хотим иметь ВВП на душу населения 100000 долларов в текущих ценах. Ниже уровнем - нам нужно придумать, какая структура ВВП у нас должна быть, какую мы считаем здоровой и правильной. Дальше мы видим, например, отрасль производства автомобилей и понимаем, что нам нужно выпускать к какому-нибудь 2050 году 5 млн (абстрактная цифра) автомобилей. Дальше раскладываем на цели меньшего порядка - количество автосборочных предприятий и классы автомобилей, которые они будут выпускать. Нужно понять, где они будут расположены (мы еще о пространственном развитии и экономическом неравенстве регионов поговорим), какие трудовые ресурсы для них нужны (т.е. какие нужно подготовить), какое производство автокомпонентов нужно построить (это отдельные кусты задач), каких технологий не хватает, как нужно будет изменить спрос ну и т.д. То есть, верхнеуровневая задача превращается в куст задач, которые также выходят, скажем так, в соседние области. Например, подготовка кадров становится задачей министерства образования и науки (открытие ВУЗов и СУЗов), как и вопрос технологий (гранты, субсидии, госзадания НИИ, субсидии существующим автопроизводителям и пр.). Я думаю логика понятна. Дальше мы поговорим про "проекты", так что практическая конкретика будет чуть позже.
Подчеркнем, что, хоть в данном пункте и рассматривается развитие экономики РФ за счет ориентированных на внутренний спрос предприятий, а также повышение благосостояния граждан за счет роста эффективности производства и повышения производительности труда, нельзя упускать из внимания тот факт, что повышение производительности труда может достигаться и за счет развития внутреннего производства и спроса, и за счет развития экспорта (см. предыдущий раздел).
Короче говоря, источника роста на самом деле всего два - внутреннее производство и спрос и экспорт. Они, конечно, взаимосвязаны, потому что при росте экспорта растут доходы, а дополнительным доходам логично было бы предложить продукцию не импорта, а уже внутреннего производства.
Необходимо отметить, что для повышения благосостояния граждан (измеряемым по уровню потребления, т.е. располагаемым доходам граждан за вычетом накоплений и, что не менее важно, уровню социального обеспечения, т.е. потребления определенных видов услуг (медицинских, образовательных и иных) и пенсионного обеспечения за счет государственных расходов) важнейшим является повышение производительности труда.
Под производительностью труда подразумевается создаваемая на одного работающего гражданина добавленная стоимость в экономике (или добавленная стоимость, созданная предприятием в расчете на одного работника на отдельном предприятии), т.е. производство товаров и услуг в расчете на одного работающего гражданина.
Под понятием добавленной стоимости, созданной на предприятии понимается рыночная стоимость продукции, произведенная предприятием, за вычетом понесенных затрат вне предприятия (т.е. стоимости приобретенных у поставщиков сырья, материалов, услуг) и равно оплате труда работников и прибыли предприятия.
При этом, доходы населения и производительность труда опосредованно связаны через рынок труда. При повышении производительности труда, спрос на более квалифицированные кадры растет и, через рост спроса, растет и оплата их труда (благодаря повышению конкуренции предприятий за квалифицированные кадры).
При этом, если рассматривать отдельное предприятие, более высокая оплата труда работников по сравнению с другими предприятиями может быть достигнута, если:
а) производительность труда (добавленная стоимость на одного работника) превышает среднюю по отрасли (т.е. предприятие более эффективно (имеет более высокое соотношение прибыли к выручке, рентабельности активов) за счет использования новых технологий, более высокой степени автоматизации и пр.)
б) возврат на капитал (соотношение операционной прибыли предприятия к вложенным в предприятие собственным средствам участников/акционеров и заемных (чаще всего банковских) средств) и возврат на акционерный капитал (соотношение чистой прибыли предприятия к вложенным собственным средствам участников/акционеров) превышают средний по отрасли.
Я здесь скажу по-простому. Если компания эффективная и зарабатывает много денег, а акционеры получают на вложенные собственные средства более высокую доходность, то компания в борьбе за кадры может себе позволить и зарплаты выше рынка платить, примеров тому сотни.
Необходимо подчеркнуть различие этих двух показателей. В первом случае речь идет о соотношении выручки (т.е. совокупной стоимости проданной продукции) и расходов на производство данной продукции безотносительно стоимости средств производства (т.е. оборудования, зданий и сооружений, инфраструктуры и пр.) и структуры и размера вложенного капитала (т.е. объема и структуры вложенных средств (соотношения собственных и заемных средств)).
Во втором случае речь идет об окупаемости инвестиций, т.е. вложенных в создание и функционирование предприятия собственных и заемных средств.
Очевидно, что повышение относительной эффективности предприятия и автоматизация «любой ценой» может привести к тому, что при определенных условиях, дорогие (с т.з. объема капитальных затрат) роботизированные производства при в несколько раз больших затратах на создание производства, будут проигрывать менее автоматизированному, созданному несколько десятилетий назад.
В этом случае, для сохранения/повышения экономической эффективности данного нового предприятия может потребоваться снижение оплаты труда относительно менее автоматизированного. Поэтому, обобщая, более высокая оплата труда работников может достигаться при условиях более высокой относительной эффективности (прибыльности) предприятия при сохранении доходности участников/акционеров выше определенного уровня.
Тут много примеров, когда автоматизированные производства стоят дорого, поэтому даже несмотря на то, что маржинальность у них высокая доходность на капитал там ниже, чем если бы бочку варил не робот, а Михалываныч со сварочным аппаратом наперевес. Ситуация меняется тогда, когда труд в экономике становится дорогим. Точнее даже соотношение стоимости труда и стоимости железок растет. Поэтому рано или поздно компаниям приходится повышать свою эффективность и перевооружаться. Главный фактор тут - конкуренция за кадры.
Важно еще то, что предприятие созданное несколько десятилетий назад уже работает и все возможные инвестиционные кредиты, которые привлекались на его создание уже погашены. Поэтому это производство и прибыльнее, и стабильнее из-за низкой долговой нагрузки.
При этом, оплата труда более квалифицированных работников при повышении производительности труда в экономике может не расти, когда предложение квалифицированных кадров превышает спрос на них (напр. в 1990-х годах после развала СССР), что, в итоге, может вести к эмиграции квалифицированных кадров за рубеж или снижению их доходов.
Тут я пример привожу, когда огромное количество инженеров и ученых оказалось никому не нужно.
Причем, на текущий момент в отдельных отраслях наблюдается значительных дефицит квалифицированных кадров, что, зачастую, ведет к найму предприятиями кадров с недостаточной квалификацией и их обучение непосредственно на предприятиях при отсутствии возможности проведения внешнего обучения (недостаточности уровня подготовки в существующих учебных заведениях).
Это я свой личный пример привожу. Когда я занимался двумя большими активами, производством автокомпонентов и сельхозкой, нам приходилось действительно брать людей почти с нуля и учить их. что инженеров - выпускников ВУЗов, что рабочих - выпускников техникумов и колледжей.
Необходимо отметить, что одним из последствий повышения производительности труда в экономике также является высвобождение трудовых ресурсов с недостаточной квалификацией.
В нашем примере - если сварщик Михалываныч хочет слишком много денег, а сварочный робот подешевел, то Михалываныч теряет работу.
Это ведет к необходимости переобучения/переподготовки высвобожденных кадров (которое зачастую не осуществляется ими ввиду неосведомленности о существующих программах (в т.ч. бесплатных) или ввиду низкой мотивированности), что занимает определенное время или ведет к снижению доходов высвобожденных кадров ввиду их последующего трудоустройства на менее эффективных производствах.
Короче говоря, если Михалываныч не захочет переобучаться на оператора сварочного робота, то придется ему снижать расценки. Про неосведомленность я пример приведу. Вы знали, что есть такой сайт у правительства Москвы и что там бесплатно учат даже на прогеров?
Важно отметить, что рост доходов населения приводит, соответственно, к росту потребления.
Исходя из этого, в рамках Стратегии необходимо установить цели по развитию отраслей, производящих потребительские товары и услуги и обеспечить их развитие для соответствия потребления и производства внутри страны, что позволит минимизировать импорт соответствующей продукции и услуг.
То, о чем мы говорили в начале.
В частности, необходимо предусмотреть цели не только в натуральном исчислении по номинальному объему производства (т.е. количеству), но и в денежном по реальному (т.е. в денежном выражении) и, таким образом, предусмотреть рост реальных, а не номинальных доходов населения.
В частности, инструментами для этого могут являться повышение уровня МРОТ или установления минимальной почасовой оплаты труда (что позволит поднять нижнюю границу доходов работающего населения) и фискальное (позитивное и негативное), т.е. налоговое стимулирование повышения оплаты труда выше среднего уровня по отрасли.
С учетом сказанного выше, можно сделать вывод, что размер экономики (ВВП) очевидно зависит от величины ВВП на душу населения, который, в свою очередь, зависит от эффективности экономики/уровня производительности труда в экономике и наличия и квалификации трудовых ресурсов, а точнее достаточности их квалификации для текущего уровня производительности труда. При этом, оплата труда работников зависит как от величины ВВП на душу населения, так и от баланса спроса и предложения (с учетом квалификации) на рынке труда.
Безусловно, важнейшей целью (как было обозначено выше) Стратегии должно являться повышение благосостояния граждан. При этом, целесообразно принимать во внимание не только удельные показатели эффективности экономики (напр. ВВП на душу населения), но и сам размер экономики страны.
Больший размер экономики (объем ВВП) позволяет, с одной стороны, обеспечить большую значимость страны в мире и, с другой стороны, создать условия для создания предприятий, которые в меньшей по размеру экономике были бы неэффективны/убыточны за счет недостаточности спроса.
Безусловно, можно оценивать потенциальный спрос не на локальном, а на глобальном рынке, но важно понимать, что в условиях международной конкуренции, при создании новых производств целесообразно изначально ориентироваться именно на внутренний рынок, поскольку на внешних рынках новым предприятиям придется конкурировать с уже устоявшимися крупными международными игроками.
То есть, в некоторых случаях, развитие новых предприятий целесообразно начинать с внутреннего рынка и, уже по достижении определенного объема производства, выходить на рынки внешние.
При этом, увеличение объема экономики также делает более целесообразным и востребованным научные разработки, поскольку позволяет начать их использование внутри страны, а не осуществлять экспорт технологий (т.е. продажу патентов или предоставление права их пользования зарубежным предприятиям) и, таким образом, повышать эффективность экономики за счет их внедрения.
Важно, что рост спроса (в т.ч. за счет роста доходов населения и потребительского кредитования) влечет за собой рост экономики (т.е. рост добавленной стоимости, производимой в экономике), а рост экономики опосредованно влечет за собой рост доходов населения.
Необходимо подчеркнуть, что помимо роста удельных экономических показателей, увеличение объема экономики зависит от численности населения страны, поэтому в рамках Стратегии целесообразно установить цели по росту населения до определенных уровней, что позволит расширить рынки сбыта как, прямо, потребительской продукции внутри страны, так и, косвенно, промышленной продукции.
Как я уже говорил, с демографией я забежал вперед.
А дальше - самое интересное, можно сказать, мое ноу-хау :)
Напомним, что создание нового предприятия или модернизация существующего предприятия – это комплексный проект.
В данном случае, под проектом подразумевается совокупность действий, включающая в себя:
-определение необходимых технологий (не столько определение «уровня» используемых технологий, сколько технологические решения/технологические процессы на создаваемом предприятии)
-поставщиков оборудования, сырья и материалов
-проведение работ по проектированию, строительству и монтажу
-определение источников финансирования (т.е. достижение с банками договоренностей по условиям финансирования проекта)
-обеспечение руководящими кадрами и подготовка кадров
-достижение договоренностей о сбыте продукции
-определение необходимых мер господдержки и пр.
Для ускорения описанных выше процессов повышения эффективности и увеличения объема экономики государству целесообразно:
а) создавать (подготавливать) новые проекты (с привлечением компетентных организаций и отраслевых компетенций и с максимальным использованием поставок российской продукции и услуг при их реализации) и привлекать частных инвесторов для их реализации внутри страны и аналогичным образом способствовать созданию предприятий, производящих необходимые для реализации этих проектов товары/услуги (в случае отсутствия)
б) стимулировать реализацию новых проектов (создание предприятий) частными инвесторами и модернизацию существующих предприятий (путем определения мер поддержки – субсидирования, льготного финансирования, налоговых льгот, подготовки кадров (в т.ч. изменение/корректировка существующих образовательных программ), привлечение квалифицированных зарубежных кадров и пр.)
в) осуществлять привлечение иностранных инвесторов в случаях, когда внутри страны недостаточно компетенций/опыта для их реализации (напр. в области проектирования) или необходимые технологии (в т.ч. оборудование и организация предприятия) являются проприетарными (т.е. принадлежат использующей их иностранной компании и не продаются на открытом рынке).
С точки зрения мер поддержки необходимо обратить особое внимание на обеспечение соблюдения/обхода формальных норм ВТО (пока оно еще существует), чтобы избежать возможных штрафных санкций.
Необходимо также в рамках реализации Стратегии обратить внимание на ситуацию с оплатой труда в моногородах/на градообразующих предприятиях, занимающих, по сути, монопольное положение на рынке труда в этих населенных пунктах. Целесообразно осуществлять в них регулирование рынка труда, осуществлять обучение и поддержку перемещения избыточных трудовых ресурсов в другие города/регионы, осуществлять фискальное (в т.ч. негативное) стимулирование повышения оплаты труда работников предприятий, занимающих монопольное положение на рынке труда.
Тут вообще смысл в том, что моногород надо сделать минимально изолированным и зависящим от одного предприятия. Раз уж государство занимается тем, что создает проекты, то оно может и условием поставить размещение каких-либо из них в моногородах, чтобы там появлялась конкуренция за кадры. Ну и про мобильность кадров тоже важный момент - надо этого достигать всеми средствами как раз для того, чтобы там не было изолированного рынка труда.
При этом, необходимо также отметить, что на рост эффективности предприятий влияет и повышение объемов производства при сохранении их мощностных характеристик. Это достигается за счет сохранения постоянных издержек на предприятиях при повышении загрузки предприятия (в случае, если предприятие не загружено на полную мощность), т.е. при более эффективном использовании существующих мощностей.
При этом, даже при росте загрузки мощностей и увеличении объемов производства в масштабе страны необходим платежеспособный спрос, который позволить обеспечить потребление произведенной данными предприятиями продукциями (физическими лицами или другими предприятиями).
То есть, потребление дополнительных объемов производства возможно при увеличении доходов населения, либо при использовании ими более доступных кредитных средств, либо при направлении ими части накоплений на увеличение потребления.
При этом, разумно предположить, что, если не принимать во внимание увеличение объемов производства внутри страны за счет развития экспорта, указанный выше процесс может выглядеть как итерационные (то есть повторяющиеся) процессы а) увеличение объемов производства-повышение эффективности (прибыльности) предприятий-повышение оплаты труда либо б) повышение оплаты труда-увеличение объемов производства-повышение (или сохранение) эффективности (прибыльности) предприятий.
Причем в первом случае рост потребления дополнительной произведенной продукции до момента повышения оплаты труда может происходить (если принимать условие, что структура потребления не меняется и все отрасли развиваются равномерно) либо за счет расходования накоплений населения, либо за счет увеличения использования ими кредитных средств. Во втором случае происходит то же самое, только со стороны предприятия, которое либо использует внутренние резервы (собственные средства) для повышения оплаты труда, либо использует для этого кредитные средства.
В заключение добавлю про сферу услуг. В самом начале я привел пример с автокомпонентами. Но в ВВП есть и другие составляющие, в том числе сфера услуг. И тут получается такой же итерационный процесс при планировании. Мы планируем создать производства, мы понимаем, как мы хотим их распределить по территории России, мы понимаем, какие трудовые ресурсы для них нужны. Тут оговорюсь, что выше головы не перепрыгнуть, поэтому планировать надо начинать как раз-таки от запланированной численности населения. Так вот, в итоге мы понимаем, как сильно какой-нибудь город должен прирасти по численности. Опять же, мы понимаем, потому что мы структуру ВВП запланировали, какие там должны быть сопутствующие производства (та же пищевка, например, молочные продукты, а с ними и производство молока, то есть молочные фермы) и услуги (ритейл, бытовые услуги, ЖКХ и пр.). Ну это, конечно, от размера города зависит. Более того, тут еще и вопрос жилья есть, школ, детских садов, поликлиник, больниц и пр., но если жилье на себя должен взять бизнес, то остальное - услуги со стороны государства. Собственно говоря, по негосударственным услугам можно понадеяться на рынок, а можно игрокам на рынке указать на то, какая возможность у них есть. Мы с вами еще до пространственного развития дойдем и поговорим об этом чуть подробнее, но пока что, думаю, в целом понятно, к чему я клоню.
Хотел бы в конце напомнить, что если вам нравится то, что я делаю и пишу и вы хотите меня поддержать, можете оформить подписку. Заодно сможете почитать мои экономические разборы и анализ российских публичных компаний. Если же вам хочется задать какой-то вопрос, что-то уточнить, прокомментировать или предложить какую-то тему или компанию для разбора - для этого есть золотая подписка, для которой открыты комментарии.