Пособие по захвату мира. Отношения стран и международная конкуренция. Конкурентоспособность экономики России.
Отношения стран и международная конкуренция
В международных отношениях государств не существует понятия «друзья» и «братья». Элиты каждой страны преследуют только свои собственные интересы, что не отрицает возможности дружественных и братских отношений между народами этих стран ввиду некой исторической общности народов, сходности менталитета, культурного сходства и т.д.
Отношения государств формально могут быть союзническими (союзы могут быть краткосрочными и долгосрочными, экономическими, политическими, военными и пр.), при которых каждая из стран, находящихся в союзе, получает выгоду от данного союза.
Тем не менее, получаемая странами союза выгода чаще всего является неравной. Зачастую отношения государств формально являясь союзническими фактически являются отношениями подчинения одного государства другому.
В этом случае, интересы элит одного государства ставятся выше интересов элит другого государства. В частности, экономические элиты подчиняющегося государства становятся менее конкурентными (ввиду создания режима наибольшего благоприятствования зарубежным элитам) и терпят экономический ущерб («упущенная выгода» или непосредственно потери), а, как следствие, и граждане.
В контексте Стратегии, Российской Федерации необходимо выстраивать с другими государствами либо отношения подчинения (в сильной позиции), либо союзнические отношения с равной или большей выгодой.
Экономическая конкуренция страны на мировом рынке достигается за счет:
- низкой или конкурентной цены на продукцию/услуги
- ширины линейки производимой продукции/предоставляемых услуг и глубины цепочки добавленной стоимости в стране (в т.ч. наличия сырья)
- наличия компетенций по инжинирингу/проектированию
- качества (в т.ч. технологичности) производимой продукции и гарантий поставок продукции/оказания услуг
- наличия дешевых (в т.ч. за счет низкой ставки центрального банка страны (которая в т.ч. зависит от уровня экономического развития страны)) и долгосрочных финансовых ресурсов (пенсионные фонды, страхование жизни)
- низкой стоимости труда и низких прочих издержек (низкой удельной стоимости этих издержек)
- благоприятной системы налогообложения (способствующей развитию экспорта и экономики в целом)
- наличия ресурсов (в т.ч. в контексте независимости для снижения рисков)
- промышленного и научного потенциала
- доступности логистической инфраструктуры (наличие выхода к морю, крупных рек, портов, железных и автомобильных дорог, аэропортов, складских мощностей и пр.) в т.ч. возможность использования логистической инфраструктуры для транзита и наличие международных логистических узлов (хабов)
- низких рисков ведения предпринимательской деятельности (при более низких рисках ниже ожидаемая доходность, следовательно экономически целесообразно становится делать больше проектов с долгим сроком окупаемости и с меньшей рентабельностью)
- поддержки государства (субсидии, государственные гарантии)
- наличия инструментов страхования рисков, прочей финансовой инфраструктуры
- политического влияния на элиты других стран (в т.ч. для обеспечения преимуществ/поддержки компаний/проектов)
- возможности экономического давления на другие страны (в т.ч. санкционное)
- возможности влияния на международные институты (международные и национальные суды и институты развития (на МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, МБРР и пр. для выделения средств/создания благоприятных/приоритетных условий))
- возможности оказания военного влияния
- имиджа страны на мировой арене
- пропаганды действий страны/элит в других странах через СМИ и пр.
При этом, более конкурентным элитам из развитых стран выгоден переход другой страны к более либеральной экономической модели (низкие налоги, снижение социальных гарантий (медицина, образование и пр., вследствие снижения налогов и отсутствия бюджета для данных расходов), снятие барьеров, позволяющих защищать внутреннее производство и т.д.), что, в свою очередь, снижает уровень жизни граждан.
Необходимо акцентировать, что для полноценной конкурентности страны по промышленной продукции требуется не только производство товаров/оборудования как таковых, но и комплексный «продукт» в виде:
товар/услуга -> инжиниринг/консультационные услуги -> строительство/монтаж/установка -> финансирование -> поставки сырья/комплектующих -> договоренности о сбыте продукции -> последующее обслуживание
, поскольку:
а) в развитых странах конкуренция происходит с аналогичными комплексными предложениями как внутри страны, так и их конкуренция на внешних рынках (в т.ч. развивающихся стран)
б) в развивающихся странах чаще всего отсутствуют управленческие ресурсы с достаточными для реализации комплексного проекта компетенциями (определение необходимых и достаточных для реализации проекта технологий и услуг, выбор наилучшего поставщика технологических решений (ввиду отсутствия опыта), потребности в финансировании и пр.), отсутствует финансирование с низкими ставками/долгосрочное/в достаточном количестве
в) в развивающихся странах конкуренция происходит с аналогичными комплексными предложениями других стран.
То же касается и оказываемых услуг.
Важно также отдельно подчеркнуть такое конкурентное преимущество как эффект масштаба. Данное конкурентное преимущество позволяет добиваться большей экономической эффективности деятельности предприятий/компаний и отраслей за счет размытия издержек на больший объем производимой продукции/оказываемых услуг.
Эффект масштаба достигается за счет:
а) больших размеров внутреннего рынка
б) доступности зарубежных рынков сбыта
в) кооперации нескольких предприятий (как внутри одной страны, так и между предприятиями/компаниями из разных стран).
Это позволяет создавать более масштабные и эффективные производства, расширять линейку производимой продукции/оказываемых услуг, расходовать средства на разработку новых технологических решений/продуктов/видов услуг.
Также необходимо отметить, что санкции являются инструментом экономической конкурентной борьбы. Они позволяют ослабить экономического оппонента (отдельные компании или экономики другой страны в целом) путем:
а) повышения издержек, связанных с обходом санкций
б) снижения прибыли ввиду ограничений на покупку товаров/услуг оппонента
в) ограничений на поставку оппоненту товаров/сырья/услуг/технологий
г) ограничений финансирования конкретных компаний/государства
д) ограничений на работу компаний в санкционной стране и пр.
Санкционные режимы вводятся при наличии соответствующих инструментов/ресурсов влияния (напр. банковская система/ограничения на операции в валюте). Санкционный режим всегда вводится в интересах элит государства, вводящего санкции.
Ослабление экономики страны ввиду введенных санкций всегда оказывает влияние на благосостояние граждан этой страны, даже если санкции введены против элит этой страны.
Важнейшим элементом конкурентной борьбы является вмешательство в политическую жизнь страны путем поддержки оппозиционных сил для изменения направления или приостановки развития страны-конкурента.
Поддержка оппозиции другой страны всегда ведется в интересах элит страны, оказывающей воздействие по аналогии с санкционным режимом. Любая (по политическим взглядам) оппозиция, поддерживаемая (прямо или косвенно, информационным или санкционным путем) из-за рубежа действует против интересов своей страны.
Приход подобной оппозиции к власти всегда ведет к ухудшению экономической ситуации в стране (т.к. ослабление данной страны выгодно и является целью поддерживающих данную оппозицию элит), а, следовательно, и снижению благосостояния граждан этой страны.
Конкурентоспособность экономики России
Для целей реализации Стратегии необходимо определить конкурентные преимущества России.
Это позволит:
а) выявить направления развития экономики страны, которые могут позволить нарастить внутреннее производство, потребление и экспорт с меньшими затратами времени и ресурсов
б) выявить направления развития отсутствующих/недостаточных конкурентных преимуществ.
То есть, целесообразно в первую очередь развивать те сферы, в которых конкурентные преимущества экономики страны максимальны и основываясь на росте данных отраслей развивать и остальные.
Основные конкурентные преимущества России (без численной оценки степени конкурентности):
- Высокая численность населения (9-е место в мире) и большой платежеспособный спрос (6-я экономика в мире по ВВП ППС) и, как следствие, относительно большой внутренний рынок, что позволяет обеспечивать первичное развитие предприятий/компаний на базе внутреннего спроса (как потребительского, т.е. реализации товаров/услуг населению, так и производственного, т.е. реализации промышленной продукции/корпоративных услуг предприятиям/компаниям производящим потребительскую и промышленную продукцию).
- Ресурсная обеспеченность (полезные ископаемые, лесные ресурсы, водные ресурсы (в т.ч. для гидроэнергетики) и пр.), которая позволяет, с учетом ценовой конкурентности российских сырьевых ресурсов на международном рынке, снижать издержки по сравнению с другими странами за счет меньших логистических расходов и отсутствия внешнеторговых издержек на сырьевые ресурсы (в т.ч. пошлин).
- Большая площадь страны.
- Высокий уровень образованности населения.
- Высокий промышленный и научный потенциал в различных отраслях, наличие компетенций по инжинирингу/проектированию инфраструктурных, промышленных объектов, объектов недвижимости и пр.
- Наличие морской портовой логистики (с определенными ограничениями), автомобильная и железнодорожная инфраструктура внутри страны и транспортная связь с сопредельными государствами.
- Внешнеполитическое наследие СССР в виде установленных «позитивных» политических отношений (а также отношения народов некоторых из стран к России) со странами Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Восточной Европы и Азии, бывшими республиками СССР.
- Относительно низкая ставка финансирования в рублях (но пока недостаточно конкурентная) и финансовая инфраструктура (требующая дальнейшего развития).
- Развитые вооруженные силы и спецслужбы.