logo
0
читателей
Художественный фильм "Комбат"  Одним из главных символов великой Победы является фотография Макса Альперта «Комбат», герой которой долгое время оставался неизвестен. О нем, герое Великой Отечественной со всемирно известной фотографии, Алексее Ерёменко, наш фильм.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Фильм «Комбат» расскажет о герое Великой Отечественной войны, легенде Донбасса, младшем политруке Алексее Гордеевиче Ерёменко. Именно он запечатлён на одной из самых знаменитых фотографий времён Великой Отечественной. Фото командира с пистолетом «ТТ» в руке, зовущего солдат в атаку, известно всему миру. Человек, поднявшийся в полный рост под пулями врага, вошёл в память народа как «комбат». Макс Альперт сфотографировал командира 12 июля 1942 в одном из кровопролитных боёв за Донбасс. В той же атаке политрук погиб, пал смертью храбрых за две недели до того, как вышел приказ № 227 Верховного Главнокомандующего («Ни шагу назад!»).
Поразительно, но имя героя с этого снимка долго оставалось неизвестным: вплоть до середины 60-х годов XX века. В 1965 году, после публикации в газете «Правда», фотография стала широко известна, ее увидел сын Алексея Ерёменко — Иван, и узнал своего отца. Но этого было недостаточно для установления факта, понадобились два года экспертиз, в результате которых подтвердилось, что на снимке действительно запечатлён Алексей Гордеевич Еременко.
Прошли годы. Сейчас образ командира с фото «Комбат» широко известен, но кто на нем изображен, знают далеко не все.
Мы хотим исправить эту несправедливость.
Фильмом об Алексее Ерёменко — этом легендарном, и, в то же время, малоизвестном Герое, мы хотим отдать дань памяти героям Великой Отечественной войны.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

ИМПУЛЬС

Импульсный свет — это свет, который даёт короткую яркую вспышку.

Донат на любую сумму - спасибо за помощь в создании фильма

Помочь проекту
ЭКСПОЗИЦИЯ 550₽ месяц 5 280₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Художественный фильм "Комбат"
Доступны сообщения

количество актиничного излучения, получаемого светочувствительным элементом.

ПРЕФЕРЕНЦИИ УРОВНЯ: именная благодарность в титрах, доступ к закрытому эксклюзивному контенту производства фильма 

Оформить подписку
КОНТРАСТ 1 080₽ месяц 10 368₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Художественный фильм "Комбат"
Доступны сообщения

в оптике разница в характеристиках различных участков изображения.

ПРЕФЕРЕНЦИИ УРОВНЯ: именная благодарность в титрах выше предыдущего уровня, доступ к закрытому эксклюзивному контенту производства фильма

Оформить подписку
ВЫДЕРЖКА 5 090₽ месяц 48 864₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Художественный фильм "Комбат"
Доступны сообщения

интервал времени, в течение которого свет экспонирует участок светочувствительного материала или светочувствительной матрицы.

ПРЕФЕРЕНЦИИ УРОВНЯ: именная благодарность в титрах выше предыдущего уровня, доступ к закрытому эксклюзивному контенту производства фильма, мерч с фирменной символикой фильма (по одному экземпляру каждого наименования, готовность в 2025 году)

Оформить подписку
МАКРО 10 090₽ месяц 96 864₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Художественный фильм "Комбат"
Доступны сообщения

макросъёмка это вид кино- и фотосъёмки, при котором изображаемые объекты снимаются в масштабе 1:1 или крупнее.

ПРЕФЕРЕНЦИИ УРОВНЯ: именная благодарность в титрах выше предыдущего уровня, доступ к эксклюзивному контенту производства фильма, мерч с фирменной символикой фильма, возможность посещения съёмочной площадки фильма (в 2025 году), встречи со съёмочной группой.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Читать: 3+ мин
logo Художественный фильм "Комбат"

Он сфотографировал "комбата"

   Макс ‎Альперт‏ ‎– ‎советский ‎фотограф, ‎военный ‎фотокорреспондент,‏ ‎один ‎из‏ ‎родоначальников‏ ‎советской ‎серийной ‎репортажной‏ ‎фотографии. ‎Именно‏ ‎он ‎является ‎автором ‎снимка,‏ ‎герою‏ ‎которого ‎посвящён‏ ‎наш ‎будущий‏ ‎фильм ‎«Комбат».

    Родился ‎Макс ‎Альперт ‎(при‏ ‎рождении‏ ‎– ‎Альперин)‏ ‎18 ‎марта‏ ‎1899 ‎года ‎в ‎Симферополе ‎Таврической‏ ‎губернии‏ ‎Российской‏ ‎империи, ‎в‏ ‎семье ‎сапожника.

С‏ ‎11 ‎лет‏ ‎он‏ ‎начал ‎работать‏ ‎учеником ‎фотографа ‎в ‎фотоателье ‎в‏ ‎Одессе. ‎В‏ ‎1919‏ ‎году ‎Альперт ‎был‏ ‎зачислен ‎в‏ ‎ряды ‎Красной ‎Армии. ‎После‏ ‎окончания‏ ‎Гражданской ‎войны,‏ ‎в ‎1924‏ ‎году ‎переехал ‎в ‎Москву ‎и‏ ‎устроился‏ ‎на ‎работу‏ ‎фотокорреспондентом ‎в‏ ‎«Рабочую ‎газету», ‎а ‎с ‎30-х‏ ‎годов‏ ‎работал‏ ‎в ‎иллюстрированном‏ ‎журнале ‎«СССР‏ ‎на ‎стройке».‏ ‎В‏ ‎этот ‎период‏ ‎Макс ‎Альперт ‎исколесил ‎весь ‎Советский‏ ‎Союз, ‎подготовил‏ ‎для‏ ‎журнала ‎около ‎50‏ ‎фотоочерков. ‎Он‏ ‎снимал ‎строительство ‎завода ‎в‏ ‎Магнитогорске,‏ ‎сооружение ‎Большого‏ ‎Ферганского ‎канала,‏ ‎прокладку ‎Турксиба… ‎Одновременно ‎Альперт ‎работал‏ ‎в‏ ‎газете ‎«Правда»,‏ ‎снимал ‎портреты‏ ‎политиков, ‎военных, ‎представителей ‎культуры ‎и‏ ‎спорта.‏ ‎С‏ ‎его ‎фотографий‏ ‎на ‎нас‏ ‎смотрят ‎Михаил‏ ‎Фрунзе,‏ ‎Вячеслав ‎Молотов‏ ‎и ‎Максим ‎Горький. ‎

    С ‎началом‏ ‎Великой ‎Отечественной‏ ‎войны‏ ‎Макс ‎Альперт ‎начал‏ ‎работать ‎военным‏ ‎фотокорреспондентом ‎ТАСС ‎и ‎Совинформбюро.‏ ‎Он‏ ‎регулярно ‎выезжал‏ ‎на ‎фронт‏ ‎и ‎снимал ‎прямо ‎в ‎боевой‏ ‎обстановке.‏ ‎Тогда-то ‎он‏ ‎и ‎сделал‏ ‎этот ‎знаменитейший ‎на ‎весь ‎мир‏ ‎снимок.‏  ‎Будучи‏ ‎на ‎передовой,‏ ‎фотокорреспондент ‎вместе‏ ‎с ‎командиром‏ ‎батальона‏ ‎отправился ‎на‏ ‎поле ‎боя, ‎занял ‎позицию ‎в‏ ‎окопе ‎и‏ ‎ждал‏ ‎подходящего ‎момента, ‎чтобы‏ ‎сфотографировать ‎командира.‏ ‎Началась ‎атака ‎немцев, ‎прошёл‏ ‎авианалёт‏ ‎и ‎начался‏ ‎артобстрел. ‎И‏ ‎тут ‎молодой ‎офицер ‎поднялся ‎из‏ ‎окопа‏ ‎во ‎весь‏ ‎рост ‎под‏ ‎пулями ‎и ‎снарядами ‎врага ‎и‏ ‎крикнул:‏ ‎«Солдаты,‏ ‎вперёд!». ‎Конечно‏ ‎же ‎Макс‏ ‎Альперт ‎его‏ ‎сфотографировал.‏ ‎Но ‎в‏ ‎следующий ‎момент ‎в ‎объектив ‎фотоаппарата‏ ‎попал ‎осколок,‏ ‎камера‏ ‎разбилась ‎и ‎Макс‏ ‎Альперт ‎был‏ ‎уверен, ‎что ‎снимок ‎испорчен.‏ ‎Позже‏ ‎он ‎все-таки‏ ‎проявил ‎плёнку,‏ ‎и ‎увидел, ‎что ‎снимок ‎получился‏ ‎превосходным.‏ ‎Однако, ‎уже‏ ‎трудно ‎было‏ ‎установить, ‎кто ‎именно ‎– ‎этот‏ ‎человек‏ ‎на‏ ‎фотографии. ‎Так‏ ‎снимок ‎получил‏ ‎название ‎«комбат».

     Всё‏ ‎это‏ ‎произошло ‎12‏ ‎июля ‎1942 ‎года ‎возле ‎села‏ ‎Хорошее ‎под‏ ‎Ворошиловградом‏ ‎(ныне ‎– ‎Луганск).‏ ‎А ‎через‏ ‎20 ‎лет ‎после ‎Победы,‏ ‎в‏ ‎1965г. ‎была‏ ‎издана ‎книга-фотоальбом‏ ‎«Великий ‎подвиг», ‎в ‎котором ‎были‏ ‎собраны‏ ‎снимки ‎70‏ ‎военных ‎фотокорреспондентов.‏ ‎В ‎послесловии ‎к ‎книге ‎Константин‏ ‎Симонов‏ ‎сказал:‏ ‎«Эту ‎книгу‏ ‎сделали ‎журналисты,‏ ‎надевшие ‎военное‏ ‎обмундирование‏ ‎в ‎сорок‏ ‎первом ‎и ‎не ‎снимавшие ‎его‏ ‎до ‎конца‏ ‎войны.‏ ‎Они ‎видели ‎войну,‏ ‎знали ‎и‏ ‎любили ‎людей ‎войны, ‎понимали‏ ‎их‏ ‎душу ‎и‏ ‎были ‎свидетелями‏ ‎их ‎подвигов ‎и ‎в ‎дни‏ ‎поражений,‏ ‎и ‎в‏ ‎дни ‎побед.‏  ‎Именно ‎поэтому, ‎и ‎только ‎поэтому,‏ ‎и‏ ‎могла‏ ‎сейчас, ‎через‏ ‎двадцать ‎лет‏ ‎после ‎войны,‏ ‎сложиться‏ ‎эта ‎книга,‏ ‎рассказывающая ‎языком ‎фотографии ‎о ‎том,‏ ‎что ‎мы‏ ‎пережили‏ ‎начиная ‎с ‎июня‏ ‎сорок ‎первого‏ ‎и ‎кончая ‎маем ‎сорок‏ ‎пятого‏ ‎года…». ‎О‏ ‎выходе ‎книги‏ ‎сообщалось ‎в ‎газете ‎«Правда». ‎Статья‏ ‎была‏ ‎проиллюстрирована ‎снимком‏ ‎«Комбат». ‎Именно‏ ‎там ‎и ‎увидел ‎эту ‎фотографию‏ ‎сын‏ ‎Алексея‏ ‎Ерёменко ‎Иван,‏ ‎и ‎узнал‏ ‎своего ‎отца.‏ ‎Однако,‏ ‎понадобилось ‎еще‏ ‎2 ‎года ‎экспертиз, ‎чтобы ‎установить,‏ ‎что ‎на‏ ‎фото‏ ‎изображён ‎младший ‎политрук‏ ‎Алексей ‎Ерёменко.‏ ‎

    Макс ‎Альперт ‎прошёл ‎с‏ ‎фотокамерой‏ ‎всю ‎войну,‏ ‎побывал ‎в‏ ‎Берлине ‎и ‎в ‎Праге, ‎и‏ ‎продолжил‏ ‎работу ‎фотокорреспондентом‏ ‎после ‎войны,‏ ‎создав ‎ещё ‎множество ‎интересных ‎и‏ ‎знаменитых‏ ‎снимков.‏ ‎Он ‎проработал‏ ‎фотокорреспондентом ‎55‏ ‎лет. ‎Умер‏ ‎Макс‏ ‎Альперт ‎в‏ ‎1980г. ‎За ‎свои ‎незабываемые ‎фотоработы‏ ‎он ‎неоднократно‏ ‎награждался‏ ‎орденами ‎и ‎почетными‏ ‎званиями. ‎18‏ ‎марта ‎2024г. ‎исполнилось ‎125‏ ‎лет‏ ‎со ‎дня‏ ‎его ‎рождения.‏ ‎Вспоминаем ‎его ‎работы ‎с ‎благодарностью‏ ‎и‏ ‎восхищаемся ‎его‏ ‎мастерством.


Читать: 6+ мин
logo Художественный фильм "Комбат"

Военная профессия главного героя нашего фильма, Алексея Гордеевича Еременко - политрук. Кто же это были - политруки?

"Его ‎большие‏ ‎руки ‎дрожали ‎от ‎усталости, ‎а‏ ‎на ‎обоих‏ ‎рукавах‏ ‎— ‎это ‎сразу‏ ‎бросилось ‎ей‏ ‎в ‎глаза ‎— ‎были‏ ‎красные‏ ‎комиссарские ‎звезды."

Константин‏ ‎Симонов. ‎"Живые‏ ‎и ‎Мертвые".

Военная ‎профессия ‎главного ‎героя‏ ‎нашего‏ ‎фильма, ‎Алексея‏ ‎Гордеевича ‎Еременко‏ ‎- ‎политрук.

Кто ‎же ‎это ‎были‏ ‎-‏ ‎политруки?

Сегодня‏ ‎мы ‎расскажем‏ ‎об ‎Институте‏ ‎военных ‎комиссаров,‏ ‎к‏ ‎которым ‎и‏ ‎принадлежал ‎знаменитый ‎"Комбат".

Должность ‎военных ‎комиссаров‏ ‎возникла ‎еще‏ ‎во‏ ‎времена ‎Великой ‎французской‏ ‎революции. ‎Основной‏ ‎задачей ‎комиссаров ‎еще ‎с‏ ‎тех‏ ‎давних ‎времен‏ ‎было ‎разъяснять‏ ‎армии ‎позицию ‎политического ‎руководства.

В ‎Красной‏ ‎Армии‏ ‎комиссары ‎появились‏ ‎еще ‎в‏ ‎период ‎Гражданской ‎войны. ‎Весной ‎1918‏ ‎года‏ ‎в‏ ‎ряды ‎красных‏ ‎стали ‎вступать‏ ‎так ‎называемые‏ ‎«военспецы»‏ ‎- ‎бывшие‏ ‎офицеры ‎царской ‎армии.

Руководство ‎воинской ‎частью‏ ‎или ‎соединением‏ ‎осуществляли‏ ‎сразу ‎два ‎человека‏ ‎– ‎командир‏ ‎и ‎комиссар, ‎причем, ‎комиссар‏ ‎был‏ ‎одно ‎время‏ ‎наделен ‎такой‏ ‎властью, ‎что ‎имел ‎право ‎отменить‏ ‎приказ‏ ‎командира.

Вскоре ‎после‏ ‎окончания ‎Гражданской‏ ‎войны ‎был ‎начат ‎переход ‎к‏ ‎принципу‏ ‎единоначалия,‏ ‎когда ‎руководство‏ ‎войсками ‎осуществляет‏ ‎один ‎командир,‏ ‎несущий‏ ‎всю ‎полноту‏ ‎ответственности ‎за ‎отданные ‎распоряжения.

В ‎мае‏ ‎1937 ‎года,‏ ‎институт‏ ‎военных ‎комиссаров ‎был‏ ‎на ‎время‏ ‎возрожден ‎и ‎просуществовал ‎до‏ ‎1940‏ ‎года, ‎когда‏ ‎был ‎упразднен.

После‏ ‎начала ‎Великой ‎Отечественной ‎войны, ‎16‏ ‎июля‏ ‎1941 ‎года,‏ ‎решением ‎Политбюро‏ ‎ЦК ‎и ‎Указом ‎Президиума ‎Верховного‏ ‎Совета‏ ‎СССР‏ ‎должность ‎военных‏ ‎комиссаров ‎была‏ ‎вновь ‎введена‏ ‎в‏ ‎полках, ‎дивизиях,‏ ‎корпусах ‎и ‎в ‎военно-учебных ‎заведениях.‏ ‎Одновременно ‎в‏ ‎ротах,‏ ‎батареях ‎и ‎эскадрильях‏ ‎вводилась ‎должность‏ ‎политруков.

В ‎июле-сентябре ‎1941 ‎года‏ ‎институты‏ ‎военных ‎комиссаров‏ ‎и ‎политруков‏ ‎были ‎учреждены ‎на ‎Военно-Морском ‎Флоте,‏ ‎в‏ ‎батальонах, ‎дивизионах,‏ ‎штабах ‎дивизий,‏ ‎партизанских ‎формированиях. ‎Военные ‎комиссары ‎вместе‏ ‎с‏ ‎командирами‏ ‎несли ‎всю‏ ‎ответственность ‎за‏ ‎"жизнь ‎и‏ ‎боевую‏ ‎деятельность ‎частей‏ ‎и ‎соединений, ‎за ‎их ‎стойкость‏ ‎в ‎бою".

В‏ ‎обязанности‏ ‎комиссаров ‎и ‎политруков‏ ‎входили ‎прежде‏ ‎всего ‎( ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎личным ‎примером‏ ‎), ‎воспитание‏ ‎личного ‎состава ‎в ‎духе ‎патриотизма,‏ ‎верности‏ ‎присяге, ‎забота‏ ‎о ‎материальном‏ ‎обеспечении ‎личного ‎состава. ‎Комиссары ‎и‏ ‎политработники‏ ‎выполняли‏ ‎функции ‎контроля‏ ‎за ‎настроениями‏ ‎солдат ‎и‏ ‎командиров,‏ ‎проводили ‎в‏ ‎жизнь ‎идеологию ‎партии ‎- ‎ВКП(б).

Тем‏ ‎не ‎менее,‏ ‎в‏ ‎отличие ‎от ‎времен‏ ‎Гражданской ‎войны,‏ ‎в ‎1941 ‎году ‎комиссары‏ ‎не‏ ‎были ‎наделены‏ ‎полномочиями ‎контроля‏ ‎за ‎служебной ‎деятельностью ‎комсостава.

В ‎годы‏ ‎Великой‏ ‎Отечественной ‎войны‏ ‎политический ‎состав‏ ‎РККА ‎проявил ‎себя ‎с ‎самой‏ ‎лучшей‏ ‎стороны.‏ ‎Если ‎этого‏ ‎требовала ‎обстановка,‏ ‎комиссары ‎и‏ ‎политруки‏ ‎первыми ‎шли‏ ‎на ‎врага, ‎находились ‎на ‎самых‏ ‎опасных ‎участках‏ ‎сражений.

В‏ ‎тяжелые ‎1941 ‎и‏ ‎1942 ‎годы‏ ‎им ‎часто ‎приходилось ‎заниматься‏ ‎пресечением‏ ‎панических ‎и‏ ‎пораженческих ‎настроений,‏ ‎используя ‎не ‎только ‎призывы, ‎но‏ ‎и‏ ‎суровые ‎меры‏ ‎наказания. ‎Они‏ ‎видели ‎свою ‎главную ‎задачу ‎в‏ ‎том,‏ ‎чтобы‏ ‎личным ‎примером‏ ‎показать, ‎как‏ ‎нужно ‎сражаться‏ ‎с‏ ‎врагом, ‎и‏ ‎часто ‎эти ‎люди ‎отдавали ‎в‏ ‎бою ‎самое‏ ‎дорогое‏ ‎- ‎жизнь. ‎Политруки‏ ‎стремились ‎быть‏ ‎вместе ‎с ‎солдатами, ‎быть‏ ‎частью‏ ‎солдатской ‎среды,‏ ‎и ‎делать‏ ‎все ‎от ‎них ‎зависящее, ‎чтобы‏ ‎вселить‏ ‎в ‎бойцов‏ ‎уверенность ‎в‏ ‎моральном ‎превосходстве ‎над ‎противником ‎и‏ ‎обязательной‏ ‎нашей‏ ‎победе. ‎Политорганам‏ ‎также ‎потребовалось‏ ‎бороться ‎с‏ ‎немецкой‏ ‎пропагандой, ‎которая‏ ‎отличалась ‎высоким ‎профессионализмом ‎и ‎сильно‏ ‎воздействовала ‎на‏ ‎людей.

Как‏ ‎показало ‎время, ‎комиссары‏ ‎и ‎политруки‏ ‎с ‎честью ‎справились ‎и‏ ‎с‏ ‎этой ‎задачей.

Значительная‏ ‎роль ‎политсостава‏ ‎в ‎поддержании ‎боеспособности ‎подразделений ‎Красной‏ ‎Армии‏ ‎признавалась ‎даже‏ ‎гитлеровцами ‎–‏ ‎недаром ‎существовало ‎указание ‎не ‎брать‏ ‎их‏ ‎в‏ ‎плен, ‎расстреливая‏ ‎на ‎месте.‏ ‎На ‎поле‏ ‎боя‏ ‎они ‎были‏ ‎первоочередной ‎целью ‎для ‎вражеских ‎снайперов.‏ ‎Их ‎потери‏ ‎сопоставимы‏ ‎с ‎потерями ‎строевых‏ ‎командиров. ‎Слова:‏ ‎"Коммунисты, ‎вперед!" ‎не ‎были‏ ‎на‏ ‎фронте ‎пустым‏ ‎звуком ‎—‏ ‎иначе ‎нацисты ‎не ‎испытывали ‎бы‏ ‎к‏ ‎политрукам ‎столь‏ ‎лютой ‎ненависти.

Осенью‏ ‎1942 ‎года, ‎в ‎связи ‎с‏ ‎укреплением‏ ‎в‏ ‎армии ‎партийных‏ ‎организаций, ‎ростом‏ ‎профессионализма ‎командиров‏ ‎и‏ ‎необходимостью ‎повысить‏ ‎авторитет ‎комсостава ‎РККА, ‎было ‎принято‏ ‎решение ‎упразднить‏ ‎должности‏ ‎военных ‎комиссаров ‎и‏ ‎политруков.

Хотя ‎в‏ ‎это ‎время ‎всё ‎ещё‏ ‎продолжались‏ ‎тяжёлые ‎бои‏ ‎за ‎Сталинград‏ ‎и ‎Кавказ, ‎руководству ‎СССР ‎стало‏ ‎ясно,‏ ‎что ‎кризис‏ ‎в ‎армии‏ ‎преодолён, ‎следовательно, ‎система ‎политического ‎контроля‏ ‎стала‏ ‎не‏ ‎нужна ‎—‏ ‎солдаты ‎сами‏ ‎горели ‎желанием‏ ‎драться‏ ‎с ‎немцами‏ ‎и ‎побеждать.

9 октября ‎1942 ‎года ‎Президиум‏ ‎Верховного ‎Совета‏ ‎СССР‏ ‎принял ‎указ ‎"Об‏ ‎установлении ‎полного‏ ‎единоначалия ‎и ‎упразднении ‎института‏ ‎военных‏ ‎комиссаров ‎в‏ ‎Красной ‎Армии".

13 октября‏ ‎1942 ‎г. ‎единоначалие ‎было ‎введено‏ ‎и‏ ‎в ‎ВМФ.‏ ‎Таким ‎образом,‏ ‎строевые ‎командиры ‎становились ‎ответственными ‎за‏ ‎все‏ ‎стороны‏ ‎жизни ‎и‏ ‎деятельности ‎войск.

Показательно,‏ ‎что ‎это‏ ‎решение‏ ‎было ‎принято‏ ‎в ‎один ‎из ‎самых ‎критических‏ ‎моментов ‎войны,‏ ‎что‏ ‎свидетельствовало ‎о ‎доверии‏ ‎к ‎строевым‏ ‎командирам ‎и ‎подчеркивало ‎высокий‏ ‎статус‏ ‎офицерского ‎корпуса‏ ‎РККА.

В ‎подразделениях,‏ ‎частях ‎и ‎соединениях ‎Красной ‎Армии‏ ‎одновременно‏ ‎вводился ‎институт‏ ‎заместителей ‎командиров‏ ‎по ‎политической ‎части. ‎В ‎отношении‏ ‎политработников‏ ‎устанавливались‏ ‎общие ‎для‏ ‎всех ‎командиров‏ ‎воинские ‎звания.

В‏ ‎октябре‏ ‎1942 ‎г.‏ ‎институт ‎комиссаров ‎был ‎упразднен ‎также‏ ‎в ‎партизанских‏ ‎формированиях,‏ ‎однако ‎в ‎условиях‏ ‎борьбы ‎в‏ ‎тылу ‎врага ‎эта ‎мера‏ ‎оказалась‏ ‎преждевременной. ‎После‏ ‎неоднократных ‎обращений‏ ‎в ‎Центральный ‎штаб ‎партизанского ‎движения‏ ‎и‏ ‎специального ‎указания‏ ‎ЦК ‎ВКП(б),‏ ‎в ‎январе ‎1943 ‎г. ‎должности‏ ‎комиссаров‏ ‎в‏ ‎партизанских ‎формированиях‏ ‎были ‎оставлены‏ ‎и ‎сохранялись‏ ‎до‏ ‎полного ‎освобождения‏ ‎советской ‎территории ‎от ‎оккупации.


Читать: 6+ мин
logo Художественный фильм "Комбат"

Униформа РККА - гимнастерка

Здравствуйте, ‎друзья!‏ ‎Сегодня ‎мы ‎начнем ‎рассказ ‎об‏ ‎униформе ‎Красной‏ ‎Армии,‏ ‎в ‎которую ‎были‏ ‎одеты ‎наши‏ ‎защитники ‎в ‎годы ‎Великой‏ ‎Отечественной‏ ‎войны ‎-‏ ‎наши ‎деды‏ ‎и ‎прадеды, ‎бабушки ‎и ‎прабабушки,‏ ‎отцы‏ ‎и ‎матери.‏ ‎И, ‎среди‏ ‎них, ‎герои ‎нашего ‎фильма ‎"Комбат".


И‏ ‎начнем‏ ‎с‏ ‎одного ‎из‏ ‎самых ‎дорогих‏ ‎ветеранам ‎и‏ ‎их‏ ‎родным ‎предмета‏ ‎- ‎гимнастерки. ‎Почему, ‎спросите ‎вы?‏ ‎На ‎этот‏ ‎вопрос‏ ‎ответит ‎одно ‎из‏ ‎хрестоматийных ‎стихотворений‏ ‎Юрия ‎Кузнецова, ‎нередко ‎включаемое‏ ‎в‏ ‎антологии ‎и‏ ‎учебные ‎пособия‏ ‎по ‎новейшей ‎литературе.

В ‎основу ‎сюжета‏ ‎положена‏ ‎реальная ‎жизненная‏ ‎история, ‎пересказанная‏ ‎поэту. ‎По ‎сей ‎день ‎Кузнецов‏ ‎считается‏ ‎–‏ ‎причем ‎совершенно‏ ‎заслуженно ‎–‏ ‎одним ‎из‏ ‎наиболее‏ ‎выдающихся ‎поэтов‏ ‎второй ‎половины ‎XX ‎века.


Гимнастерка.


Солдат ‎оставил‏ ‎тишине

Жену ‎и‏ ‎малого‏ ‎ребёнка

И ‎отличился ‎на‏ ‎войне…

Как ‎известила‏ ‎похоронка.


Зачем ‎напрасные ‎слова

И ‎утешение‏ ‎пустое?

Она‏ ‎вдова, ‎она‏ ‎вдова…

Отдайте ‎женщине‏ ‎земное!


И ‎командиры ‎на ‎войне

Такие ‎письма‏ ‎получали:

«Хоть‏ ‎что-нибудь ‎верните‏ ‎мне…»

И ‎гимнастёрку‏ ‎ей ‎прислали.


Она ‎вдыхала ‎дым ‎живой,

К‏ ‎угрюмым‏ ‎складкам‏ ‎прижималась,

Она ‎опять‏ ‎была ‎женой.

Как‏ ‎часто ‎это‏ ‎повторялось!


Годами‏ ‎снился ‎этот‏ ‎дым,

Она ‎дышала ‎этим ‎дымом ‎—

И‏ ‎ядовитым, ‎и‏ ‎родным,

Уже‏ ‎почти ‎неуловимым…


…Хозяйка ‎юная‏ ‎вошла.

Пока ‎старуха‏ ‎вспоминала,

Углы ‎от ‎пыли ‎обмела

И‏ ‎—‏ ‎гимнастёрку ‎постирала.


Гимнастерке‏ ‎уже ‎более‏ ‎100 ‎лет. ‎Свою ‎историю ‎она‏ ‎ведет‏ ‎от ‎солдатской‏ ‎нательной ‎рубахи,‏ ‎а ‎та, ‎в ‎свою ‎очередь,‏ ‎вышла‏ ‎из‏ ‎крестьянской ‎рабочей‏ ‎рубахи. ‎Когда‏ ‎солдат ‎находился‏ ‎вне‏ ‎строя, ‎в‏ ‎теплое ‎время ‎года ‎он ‎носил‏ ‎нижнюю ‎рубаху‏ ‎с‏ ‎накинутой ‎на ‎нее‏ ‎шинелью. ‎В‏ ‎местах ‎с ‎жарким ‎климатом‏ ‎нательная‏ ‎рубаха ‎неофициально‏ ‎становилась ‎и‏ ‎«строевой» ‎одеждой, ‎чему ‎немало ‎примеров‏ ‎в‏ ‎литературе ‎и‏ ‎изобразительном ‎искусстве.


Рубаха‏ ‎идеально ‎подходила ‎для ‎хозяйственных ‎работ,‏ ‎которых‏ ‎в‏ ‎избытке ‎у‏ ‎солдата ‎во‏ ‎все ‎времена.‏ ‎В‏ ‎середине ‎19-го‏ ‎века, ‎особенно ‎после ‎завершения ‎Крымской‏ ‎войны, ‎в‏ ‎армии‏ ‎постепенно ‎вводилась ‎гимнастика,‏ ‎доказавшая ‎свою‏ ‎необходимость ‎как ‎для ‎офицеров,‏ ‎так‏ ‎и ‎для‏ ‎нижних ‎чинов.

В‏ ‎дальнейшем, ‎после ‎проведенной ‎Александром ‎Третьим‏ ‎реформы‏ ‎обмундирования ‎в‏ ‎«русском ‎стиле»,‏ ‎гимнастическая ‎рубаха ‎стала ‎летней ‎формой‏ ‎одежды‏ ‎для‏ ‎нижних ‎чинов,‏ ‎и ‎оставалась‏ ‎белой ‎до‏ ‎1907‏ ‎года, ‎когда‏ ‎после ‎русско-японской ‎войны, ‎армия ‎переоделась‏ ‎в ‎новое‏ ‎полевое‏ ‎обмундирование ‎защитного ‎цвета,‏ ‎претерпев ‎кроме‏ ‎цвета, ‎незначительные ‎внешние ‎изменения.‏ ‎В‏ ‎частности, ‎в‏ ‎1912 ‎году‏ ‎появляется ‎походная ‎рубаха ‎русского ‎покроя‏ ‎—‏ ‎косоворотка ‎без‏ ‎карманов, ‎а‏ ‎в ‎1913 ‎вводится ‎гимнастёрка ‎с‏ ‎нагрудными‏ ‎накладными‏ ‎карманами ‎с‏ ‎планкой.


В ‎Первую‏ ‎мировую ‎войну‏ ‎гимнастерка,‏ ‎которая ‎тогда‏ ‎еще ‎так ‎не ‎называлась, ‎а‏ ‎именовалась ‎просто‏ ‎"рубаха"‏ ‎, ‎стала ‎основной‏ ‎одеждой ‎не‏ ‎только ‎солдат, ‎но ‎и‏ ‎офицеров,‏ ‎военных ‎чиновников‏ ‎и ‎врачей.


Грянула‏ ‎Революция, ‎но ‎«летняя ‎рубаха» ‎осталась‏ ‎в‏ ‎строю,войдя ‎в‏ ‎список ‎единого‏ ‎обмундирования ‎войск, ‎утвержденного ‎8 ‎апреля‏ ‎1919‏ ‎года‏ ‎приказом ‎РВСР.

В‏ ‎20-30 ‎годы‏ ‎вносились ‎изменения‏ ‎в‏ ‎покрой, ‎виды‏ ‎тканей, ‎расположение ‎карманов, ‎но ‎гимнастерка‏ ‎неизменно ‎оставалась‏ ‎принадлежностью‏ ‎всех ‎видов ‎формы‏ ‎военнослужащего ‎РККА.

В‏ ‎1941 ‎году ‎наши ‎бойцы‏ ‎и‏ ‎командиры ‎были‏ ‎одеты ‎в‏ ‎гимнастерки ‎образца ‎1935 ‎года.


На ‎сегодняшний‏ ‎день‏ ‎считается, ‎что‏ ‎название ‎«гимнастёрка»‏ ‎было ‎внедрено ‎в ‎официальный ‎оборот‏ ‎только‏ ‎в‏ ‎марте ‎1942‏ ‎года ‎по‏ ‎личному ‎распоряжению‏ ‎главного‏ ‎интенданта ‎Красной‏ ‎армии ‎генерал-майора ‎интендантской ‎службы ‎П.И.‏ ‎Драчёва.


Изготавливалась ‎летняя‏ ‎гимнастерка‏ ‎из ‎хлопчатобумажной ‎меланжевой‏ ‎ткани, ‎застёгивалась‏ ‎на ‎пуговицы, ‎скрытые ‎под‏ ‎планкой‏ ‎или ‎открытые.‏ ‎На ‎груди‏ ‎два ‎накладных ‎кармана, ‎на ‎локтях‏ ‎у‏ ‎гимнастерок ‎для‏ ‎красноармейцев ‎и‏ ‎младших ‎командиров ‎— ‎налокотники ‎-‏ ‎усиления‏ ‎из‏ ‎еще ‎одного‏ ‎слоя ‎ткани.‏ ‎Гимнастёрка ‎имела‏ ‎отложной‏ ‎воротник, ‎на‏ ‎который ‎нашивались ‎цветные ‎петлицы ‎с‏ ‎кантами ‎по‏ ‎роду‏ ‎войск. ‎У ‎красноармейцев‏ ‎пехоты ‎поле‏ ‎петлиц ‎было ‎малиновое, ‎кант‏ ‎чёрный.‏ ‎В ‎верхней‏ ‎части ‎петлицы‏ ‎крепилась ‎эмблема ‎рода ‎войск, ‎введённая‏ ‎в‏ ‎июле ‎1940‏ ‎года, ‎—‏ ‎мишень ‎со ‎скрещёнными ‎винтовками.

Постановлением ‎СНК‏ ‎от‏ ‎18‏ ‎января ‎1941‏ ‎года ‎для‏ ‎личного ‎состава‏ ‎Красной‏ ‎армии ‎на‏ ‎военное ‎время ‎были ‎введены ‎защитные‏ ‎петлицы, ‎а‏ ‎1‏ ‎августа ‎1941 ‎года‏ ‎приказом ‎НКО‏ ‎— ‎защитные ‎эмблемы ‎и‏ ‎знаки‏ ‎различия. ‎Этим‏ ‎же ‎приказом‏ ‎отменялось ‎ношение ‎цветных ‎петлиц ‎на‏ ‎фронте‏ ‎и ‎в‏ ‎маршевых ‎частях,‏ ‎однако ‎ещё ‎долгое ‎время ‎на‏ ‎фронте‏ ‎кадровые‏ ‎пехотные ‎части‏ ‎были ‎с‏ ‎цветными ‎петлицами‏ ‎и‏ ‎знаками ‎различия,‏ ‎демаскирующими ‎красноармейцев, ‎тем ‎не ‎менее,‏ ‎у ‎многих‏ ‎командиров‏ ‎на ‎фронте ‎ценились‏ ‎именно ‎цветные‏ ‎знаки ‎различия.


15 января ‎1943 ‎года‏ ‎приказом‏ ‎НКО ‎СССР‏ ‎№ ‎25,‏ ‎Красная ‎Армия ‎получила ‎новое ‎обмундирование‏ ‎и‏ ‎погоны, ‎а‏ ‎также, ‎в‏ ‎качестве ‎предмета ‎парадной ‎формы ‎одежды,‏ ‎был‏ ‎введен‏ ‎китель. ‎Гимнастерка‏ ‎же ‎отныне‏ ‎осталась ‎только‏ ‎повседневной‏ ‎и ‎полевой‏ ‎формой ‎одежды.

Покрой ‎снова ‎изменился: ‎вместо‏ ‎отложного ‎был‏ ‎утвержден‏ ‎стоячий ‎воротник, ‎лучше‏ ‎подходивший ‎для‏ ‎ношения ‎погон. ‎В ‎таком‏ ‎виде‏ ‎солдат ‎Красной‏ ‎Армии ‎вошел‏ ‎в ‎историю, ‎как ‎воин ‎-‏ ‎Победитель!


В‏ ‎послевоенное ‎время‏ ‎гимнастёрка ‎каких-либо‏ ‎существенных ‎изменений ‎не ‎имела, ‎оставаясь‏ ‎основным‏ ‎предметом‏ ‎повседневной ‎и‏ ‎полевой ‎форм‏ ‎одежды ‎всех‏ ‎категорий‏ ‎военнослужащих. ‎26‏ ‎июля ‎1969 ‎года ‎были ‎введены‏ ‎новые ‎«Правила‏ ‎ношения‏ ‎военной ‎формы ‎одежды‏ ‎военнослужащими ‎Советской‏ ‎Армии ‎и ‎Военно-Морского ‎Флота».‏ ‎Они‏ ‎начинали ‎действовать‏ ‎с ‎1‏ ‎января ‎1970 ‎года, ‎а ‎с‏ ‎1‏ ‎января ‎1972‏ ‎года ‎ношение‏ ‎прежней ‎формы ‎было ‎запрещено. ‎Ушла‏ ‎в‏ ‎прошлое‏ ‎и ‎гимнастёрка,‏ ‎несмотря ‎на‏ ‎то, ‎что‏ ‎её‏ ‎ещё ‎долго‏ ‎продолжали ‎донашивать.


Более ‎ста ‎лет ‎гимнастёрка‏ ‎верно ‎служила‏ ‎войнам‏ ‎нашей ‎Родины. ‎Созданная‏ ‎в ‎национальном‏ ‎стиле, ‎она ‎была ‎практически‏ ‎идеальной‏ ‎полевой ‎одеждой‏ ‎Русского ‎солдата.


#кино #история #вов #фото #комбат #Еременко #Альперт

#память #СоборнаяПлощадь


Смотреть: 1+ мин
logo Художественный фильм "Комбат"

Друзья, рады представить вашему вниманию киноэскиз художественного фильма "Комбат"


Остальные записи можно увидеть оформив подписку
Оформить подписку
Читать: 8+ мин
logo Художественный фильм "Комбат"

"Комбат" - вошедший в вечность.

Доступно подписчикам уровня
«КОНТРАСТ»
Подписаться за 1 080₽ в месяц

Это фото впервые приобрело известность в 1965 году. В год двадцатилетия Победы вышел фотоальбом «Великий подвиг», который собрал под своей обложкой фотографии самых известных и лучших военных корреспондентов Великой Отечественной.
Как сказал Константин Симонов: "эту книгу делали люди, надевшие гимнастерки в сорок первом и не снимавшие их до самого конца войны. Они видели войну..."

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048