С тех пор как я начала преподавать в 2013 году, я то и дело слышу от мам или бабушек:
-Понимаете, я же ему ничем не могу помочь, у меня в школе был французский (немецкий).
Признаться, у меня бОльшую симпатию вызывают те родители, которые откровенно заявляют:
-У меня не было в школе иностранного языка, я вообще его не знаю.
Или:
-У нас был, конечно, английский, но мне было неинтересно, а теперь детям ничем не могу помочь.
Даже сейчас, когда в школах сделали обязательным второй иностранный язык, родители по-прежнему «ничем не могут помочь», потому что зачастую ребенок учит немецкий, а у бабушки был французский....
В тоне мам и бабушек, которые учили «не тот» иностранный язык, нередко звучит заискивание и подчеркнутая вынужденность обращения к репетитору. Мол, был бы это «тот» язык, семья бы сдюжила, а вот, получается, что без репетитора никак.
Оказавшись в такой ситуации, я объясняю детям, что у нас в голове еще нет USB-разъема, чтобы перекачать им мой словарный запас, поэтому слова им все равно надо учить самим. Да и, собственно, зачем нужен мой native-like словарный запас, если стоит задача иметь хорошую оценку в школе, при этом у ребенка даже русский словарный запас не слишком богат?
Тем не менее, изучение языка должно быть систематическим и включать, как минимум, выполнение домашних заданий, в том числе — запоминание слов и спряжений глаголов. И вот здесь родители, как бы заняты они не были, вполне могут помочь своим детям. Тем более что репетитор, независимо от уровня, не может постоянно заниматься каким-то одним учеником.
Итак, как можно помочь ребенку, если сам не знаешь иностранный язык?
1.Проверять домашнюю работу
В данном случае я имею в виду мягкий родительский контроль. Сколько родителей «выбрасывают» детей во «взрослую» жизнь классе в третьем, хотя до этого чуть ли не сочинения за них писали! «Твои оценки — твоя ответственность!» - так звучит песня хорошего родителя. Это верно, но при условии, что ребенка подготовили нести такую ответственность, приучили делать уроки самостоятельно и от начала и до конца, а еще объяснили, зачем это нужно. Если нет, или если ребенку трудно привыкнуть, проверяйте домашние задания, требуйте их выполнения. Не делайте за ребенка, не сидите рядом с ним, а приучайте распоряжаться временем и силами. Ребенок хотя бы должен знать, что вам не все равно. И то, что вы не знаете, как правильно читаются слова из диалога, совершенно ничего не значит: взрослый человек прекрасно понимает, рассказывает ребенок текст или нет.
2.Помогать учить слова
Родительский контроль часто понимается как работа в стиле «злого босса»: крики, постоянные нравоучения, сравнения... так вообще отпадет всякое желание учиться. А вот помогать ребенку учить новые слова и повторять старые можно и нужно, и здесь совершенно не важно, какой язык учил родитель. Да, он не может проверить произношение, но подготовить ребенка к диктанту он вполне в силах. Ребенок опять же помнит, что родитель «держит руку на пульсе», и уже сам не склонен филонить. Если в школе не требуют вести словарь, заведите его с ребенком сами, проверяйте записи, диктуйте слова, повторяйте пройденное. Этому можно посвящать 10-15 минут ежедневно, чтобы сформировать привычку.
3.Проверять знание грамматических правил, форм глаголов и спряжений
В любом учебнике есть грамматический справочник, и никто не отменяет его чтение. Если это не делают в школе, это не повод вообще туда не заглядывать. И таблица неправильных глаголов есть. И таблицы спряжений. А в интернете есть сайты, которые позволяют проверить, правильно ли ребенок написал глагол в Present Simple. Все, что требуется от родителя, - это сделать систематической проверку базовых правил грамматики. «Систематическая проверка» не подразумевает 45-минутное занятие каждый вечер. Это все те же 10-15 минут на блиц-задание, которое позволит закрепить навыки.
4.Учить распоряжаться временем
Наверное, это самая большая трудность, с которой сталкиваются большинство родителей. «Он по пять часов уроки делает!» - жалуются они, хотя в школе задают вроде бы не очень много. И когда ты оказываешься на индивидуальном занятии с таким ребенком, тут же становится ясно, в чем проблема. У ребенка напрочь отсутствует чувство времени. Пять минут, двадцать минут, полтора часа — все одинаково. Даже если под рукой нет телефона, есть часы на стене, птичка в окне, скатерть на столе, нога, которой можно болтать, и ручка, которую можно грызть. Не спорю, что дети иначе ощущают время, но именно это должно заботить родителей больше, чем объем усвоенных знаний.
Я рекомендую родителям выделять на задание или предмет определенное время. Конечно, следует объяснять, что вы делаете и для чего, чтобы снизить стресс, даже положительный. Но результаты обычно превосходят ожидания.
Мой ученик, четвероклассник, на предложение выполнить одно упражнение из домашнего задания с энтузиазмом объявил: «О, я его буду делать два часа!» Он-то думал, что я испугаюсь и разрешу не делать. «Два часа я здесь с тобой сидеть не буду, - парировала я, - вот тебе 20 минут (я включила таймер на телефоне), вперед!» Мой расчет был основан на наблюдениях: мальчик медлителен, постоянно сверяется с книгой, но 20 минут на 5 предложений должно было хватить. А дальше было вот что: он так боялся не успеть, что выполнил все задание за... 14 минут! И сам собой восхитился: он впервые понял, что умеет быстро делать уроки. Больше того: он себя опередил. Потом он уже сам ставил таймер и даже внедрил этот метод для других предметов.
И напоследок...
Дорогие родители, помните, что репетиторы по любому предмету помогают ребенку осваивать программу, но усвоение знаний — это задача ребенка, и здесь ему требуется уже ваша помощь дома. Может быть, в роли помощников выступят старшие братья и сестры, а не конкретно мама или папа. Однако ребенка нужно поддерживать, одновременно приучая его к самостоятельности. Чем раньше начать это делать, тем проще будет учиться и ребенку, и вам.
Текст от 5 сентября 2020.