logo
Заметки на полях истории
Исторические заметки
logo
0
читателей
Заметки на полях истории  Исторические заметки
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Краткие (или не очень) исторические очерки на различные темы
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Промо уровень 100₽ месяц
Доступны сообщения

Подписка по специальным условиям для ограниченного количества подписчиков.

Оформить подписку
Бронза 250₽ месяц 2 550₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Заметки на полях истории
Доступны сообщения

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня.

Оформить подписку
Серебро 500₽ месяц 5 100₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Заметки на полях истории
Доступны сообщения

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня.

Оформить подписку
Золото 990₽ месяц 10 098₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Заметки на полях истории
Доступны сообщения

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня.

Оформить подписку
Платина 1 500₽ месяц 15 300₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Заметки на полях истории
Доступны сообщения

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Читать: 3+ мин
logo Заметки на полях истории

Немного про сайки с изюмом

Весна ‎не‏ ‎радовала ‎нас ‎погодой ‎и ‎хочется‏ ‎тепла, ‎горячих‏ ‎батарей‏ ‎и, ‎возможно, ‎свежих,‏ ‎еще ‎теплых‏ ‎сдобных ‎булочек ‎прямо ‎из‏ ‎печи‏ ‎:)

А ‎вы‏ ‎знали ‎про‏ ‎то, ‎что ‎одним ‎из ‎самых‏ ‎распространенных‏ ‎видов ‎булочек‏ ‎на ‎Руси‏ ‎были ‎сайки? ‎По ‎одной ‎из‏ ‎версий‏ ‎их‏ ‎рецепт ‎появляется‏ ‎в ‎конце‏ ‎XVII ‎—‏ ‎начале‏ ‎XVIII ‎века‏ ‎от ‎новгородских ‎купцов, ‎перенявших ‎его‏ ‎у ‎жителей‏ ‎Прибалтики.‏ ‎Эта ‎версия ‎косвенно‏ ‎подтверждается ‎тем,‏ ‎что ‎на ‎современном ‎эстонском‏ ‎языке‏ ‎sai ‎означает‏ ‎«белый ‎хлеб».

«Крупчатые‏ ‎и ‎пшеничные ‎хлебы ‎были ‎не‏ ‎что‏ ‎иное, ‎как‏ ‎сайки. ‎Они‏ ‎доселе ‎в ‎славе, ‎и ‎лучшие‏ ‎из‏ ‎них‏ ‎можно ‎иметь‏ ‎в ‎Москве‏ ‎на ‎красной‏ ‎площади,‏ ‎недалеко ‎от‏ ‎царского ‎амвона, ‎у ‎пекаря ‎Румянцова,‏ ‎который ‎здесь‏ ‎продаёт‏ ‎их, ‎и ‎они‏ ‎слывут ‎румянцевскими‏ ‎сайками…» ‎— ‎пишет ‎о‏ ‎сайках‏ ‎этнограф ‎Александр‏ ‎Терещенко ‎в‏ ‎1848 ‎году ‎в ‎труде ‎«Быт‏ ‎русского‏ ‎народа».

Интересна ‎история‏ ‎появления ‎саек‏ ‎с ‎изюмом. ‎Их ‎изобретение ‎приписывают‏ ‎знаменитому‏ ‎московскому‏ ‎булочнику ‎Ивану‏ ‎Филиппову. ‎Вот‏ ‎как ‎это‏ ‎происходило‏ ‎по ‎мнению‏ ‎бытописателя ‎Владимира ‎Гиляровского:

«Каждое ‎утро ‎горячие‏ ‎сайки ‎от‏ ‎Филиппова‏ ‎подавались ‎к ‎чаю‏ ‎генерал‑губернатору ‎Закревскому.‏ ‎Однажды ‎он, ‎взяв ‎сайку,‏ ‎вдруг‏ ‎закричал:

— Это ‎что‏ ‎за ‎мерзость?!‏ ‎Позвать ‎сюда ‎булочника ‎Филиппова!

Вскоре ‎испуганного‏ ‎Филиппова‏ ‎доставили ‎пред‏ ‎начальнические ‎очи.

— Э-тто‏ ‎что? ‎Таракан?! ‎— ‎сунул ‎ему‏ ‎сайку‏ ‎генерал‑губернатор.

— И‏ ‎очень ‎даже‏ ‎просто, ‎ваше‏ ‎превосходительство, ‎—‏ ‎отвечал‏ ‎старик. ‎—‏ ‎Это ‎изюминка‑с!

И ‎съел ‎кусок ‎с‏ ‎тараканом.

— Врешь, ‎мерзавец!‏ ‎Разве‏ ‎сайки ‎с ‎изюмом‏ ‎бывают? ‎Пошел‏ ‎вон!

Бегом ‎вернулся ‎Филиппов ‎в‏ ‎пекарню,‏ ‎схватил ‎решето‏ ‎изюма ‎да‏ ‎в ‎саечное ‎тесто, ‎к ‎великому‏ ‎ужасу‏ ‎пекарей, ‎и‏ ‎вывалил. ‎Через‏ ‎час ‎он ‎угощал ‎генерал‑губернатора ‎сайками‏ ‎с‏ ‎изюмом,‏ ‎а ‎через‏ ‎день ‎уже‏ ‎от ‎покупателей‏ ‎отбою‏ ‎не ‎было.

— И‏ ‎очень ‎просто! ‎Все ‎само ‎выходит,‏ ‎поймать ‎сумей,‏ ‎—‏ ‎говорил ‎Филиппов ‎при‏ ‎упоминании ‎о‏ ‎сайках ‎с ‎изюмом».» ‎(Гиляровский‏ ‎В.,‏ ‎«Москва ‎и‏ ‎москвичи»).

Стоит ‎отметить,‏ ‎при ‎жизни ‎Ивана ‎Максимовича ‎Филиппова‏ ‎эту‏ ‎анекдотичную ‎ситуацию‏ ‎рассказывали ‎о‏ ‎нем ‎и ‎графе ‎Арсении ‎Андреевиче‏ ‎Закревском‏ ‎(про‏ ‎них ‎Гиляровский‏ ‎и ‎написал‏ ‎в ‎своем‏ ‎очерке),‏ ‎а ‎позже‏ ‎— ‎уже ‎о ‎его ‎сыне‏ ‎Дмитрии ‎Ивановиче‏ ‎и‏ ‎князе ‎Владимире ‎Андреевиче‏ ‎Долгорукове.

В ‎общем,‏ ‎хоть ‎история ‎и ‎не‏ ‎подтверждена‏ ‎источниками, ‎но‏ ‎идеально ‎вписывается‏ ‎в ‎концепцию ‎удачливого ‎предпринимателя, ‎коими‏ ‎являлись‏ ‎отец ‎и‏ ‎сын ‎Филипповы‏ ‎— ‎знаменитые ‎булочники ‎рубежа ‎XIX–XX‏ ‎веков.

Слава‏ ‎«филипповской»‏ ‎продукции ‎распространилась‏ ‎далеко ‎за‏ ‎пределы ‎Москвы.‏ ‎В‏ ‎1855 ‎г.‏ ‎за ‎отличное ‎качество ‎и ‎широкий‏ ‎ассортимент ‎продукции‏ ‎московский‏ ‎булочник ‎получил ‎звание‏ ‎Поставщика ‎двора‏ ‎Его ‎Императорского ‎Величества. ‎Как‏ ‎пишет‏ ‎Гиляровский, ‎в‏ ‎народе ‎поговаривали,‏ ‎что ‎свои ‎калачи ‎Филиппов ‎в‏ ‎особо‏ ‎закрытых ‎липовых‏ ‎коробах ‎«с‏ ‎пылу, ‎с ‎жару, ‎укрытые ‎под‏ ‎особыми‏ ‎пуховичками,‏ ‎важивал ‎прямо‏ ‎с ‎Тверской‏ ‎в ‎Зимний‏ ‎дворец‏ ‎к ‎царскому‏ ‎кофию».

Смотреть: 2 час 6+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Забытая мелодия для флейты

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

В прошлом студент консерватории и хороший флейтист, а в настоящем - муж дочери «большого человека», и сам начальник одного из подразделений Главного управления Леонид Семенович Филимонов, однажды почувствовал физическое недомогание: прихватило сердце. И это в неполные сорок лет от роду! Сей неприятный случай послужил поводом для знакомства бывшего флейтиста с молоденькой медсестрой...

Читать: 9+ мин
logo Русское тысячелетие

Долюшка трудная, долюшка женская

­А. ‎П.‏ ‎Рябушкин. ‎Московская ‎женщина ‎XVII ‎века‏ ‎

Разговор ‎о‏ ‎первом‏ ‎женском ‎правлении ‎на‏ ‎Руси ‎логично‏ ‎начать ‎с ‎краткого ‎обзора‏ ‎общественного‏ ‎положения ‎русских‏ ‎женщин ‎XVII‏ ‎века. ‎Давайте ‎поговорим ‎о ‎житье-бытье‏ ‎московских‏ ‎цариц ‎и‏ ‎простых ‎русских‏ ‎баб.

Последние ‎пять ‎тысяч ‎лет ‎женский‏ ‎род‏ ‎переживал‏ ‎не ‎лучшие‏ ‎времена. ‎Судьбу‏ ‎же ‎московской‏ ‎женщины‏ ‎можно ‎назвать‏ ‎незавидной ‎даже ‎по ‎нашим ‎отечественным‏ ‎меркам. ‎Тучи‏ ‎над‏ ‎ней ‎сгущались ‎постепенно.‏ ‎Так, ‎ещё‏ ‎в ‎Киевской ‎Руси ‎достоинство‏ ‎женщины‏ ‎оберегалось ‎как‏ ‎с ‎социальной,‏ ‎так ‎и ‎с ‎религиозной ‎стороны.‏ ‎В‏ ‎ХII ‎веке‏ ‎новгородский ‎священник‏ ‎Кирик ‎в ‎своих ‎известных ‎вопрошаниях‏ ‎осведомлялся‏ ‎у‏ ‎епископа ‎Нифонта:‏ ‎может ‎ли‏ ‎священник ‎служить‏ ‎в‏ ‎ризе, ‎заплатанной‏ ‎лоскутом ‎от ‎женского ‎платья? ‎—‏ ‎И ‎владыка‏ ‎отвечал:‏ ‎а ‎чем ‎же‏ ‎погана ‎женщина?

Зато‏ ‎у ‎русских ‎книжников ‎ХVI—XVII‏ ‎веков‏ ‎были ‎в‏ ‎большой ‎чести‏ ‎изречения ‎Солона, ‎говорившего, ‎что ‎мудрец‏ ‎ежедневно‏ ‎благодарит ‎богов‏ ‎за ‎то,‏ ‎что ‎они ‎создали ‎его ‎греком,‏ ‎а‏ ‎не‏ ‎варваром, ‎человеком,‏ ‎а ‎не‏ ‎животным, ‎мужчиной,‏ ‎а‏ ‎не ‎женщиной;‏ ‎и ‎Аристотеля, ‎учившего, ‎что ‎гражданам‏ ‎предоставлена ‎полная‏ ‎власть‏ ‎над ‎детьми, ‎рабами‏ ‎и ‎женщинами.

Древняя‏ ‎языческая ‎мудрость ‎перемешивалась ‎с‏ ‎христианскими‏ ‎понятиями ‎о‏ ‎происхождении ‎греха.‏ ‎Восточное ‎христианство ‎с ‎его ‎аскетическим‏ ‎идеалом,‏ ‎взирало ‎на‏ ‎женщину ‎чрезвычайно‏ ‎сурово. ‎В ‎сознании ‎людей ‎Московской‏ ‎Руси‏ ‎прочно‏ ‎укоренилось ‎мнение‏ ‎византийских ‎богословов‏ ‎о ‎том,‏ ‎что‏ ‎Ева ‎—‏ ‎виновница ‎грехопадения ‎человечества ‎— ‎«существо‏ ‎12 ‎раз‏ ‎нечистое»,‏ ‎соблазн, ‎а ‎то‏ ‎и ‎прямое‏ ‎орудие ‎дьявола: ‎который ‎через‏ ‎женскую‏ ‎плоть ‎уводит‏ ‎человека ‎от‏ ‎Бога: ‎«от ‎жены ‎начало ‎греху‏ ‎и‏ ‎тою ‎(от‏ ‎того) ‎все‏ ‎умираем». ‎Монашеское ‎правило ‎учило: ‎«Если‏ ‎монах‏ ‎пройдёт‏ ‎с ‎женою‏ ‎два ‎поприща,‏ ‎да ‎поклонится‏ ‎12‏ ‎(раз) ‎вечер,‏ ‎12 ‎заутра», ‎т. ‎е. ‎иноку‏ ‎нельзя ‎пройти‏ ‎бок‏ ‎о ‎бок ‎с‏ ‎женщиной ‎даже‏ ‎полкилометра ‎без ‎того, ‎чтобы‏ ‎не‏ ‎избыть ‎потом‏ ‎свой ‎невольных‏ ‎грех ‎покаянными ‎поклонами.

И ‎с ‎этим‏ ‎«нечистым»‏ ‎существом ‎особенно‏ ‎не ‎церемонились.

Жизнь‏ ‎москвички ‎XVI—XVII ‎веков ‎нередко ‎была‏ ‎беспрерывным‏ ‎рядом‏ ‎истязаний ‎—‏ ‎смолоду ‎от‏ ‎суровой ‎власти‏ ‎отца,‏ ‎потом ‎от‏ ‎тяжёлой ‎руки ‎мужа. ‎До ‎замужества‏ ‎она ‎своего‏ ‎«наречённого»‏ ‎большей ‎частью ‎и‏ ‎в ‎глаза‏ ‎не ‎видывала, ‎благодаря ‎чему‏ ‎свадебное‏ ‎пожелание ‎любви‏ ‎да ‎совета‏ ‎очень ‎редко ‎находило ‎воплощение ‎в‏ ‎последующей‏ ‎семейной ‎жизни.‏ ‎Жена ‎превращалась,‏ ‎по ‎сути, ‎в ‎домашнюю ‎служанку.‏ ‎Она‏ ‎и‏ ‎шагу ‎не‏ ‎смела ‎ступить‏ ‎без ‎позволения‏ ‎мужа.‏ ‎«Домострой» ‎(сборник‏ ‎религиозно-нравственных ‎и ‎хозяйственных ‎поучений) ‎знал‏ ‎только ‎одну‏ ‎личность‏ ‎— ‎отца, ‎родителя,‏ ‎мужа, ‎как‏ ‎главы ‎всего ‎дома. ‎Все‏ ‎другие‏ ‎лица ‎—‏ ‎жена, ‎дети,‏ ‎слуги ‎— ‎являлись ‎как ‎бы‏ ‎придатками‏ ‎этой ‎единственной‏ ‎настоящей ‎личности,‏ ‎которая ‎имела ‎над ‎ними ‎почти‏ ‎абсолютную‏ ‎власть.‏ ‎На ‎долю‏ ‎жены ‎выпадало‏ ‎только ‎попечение‏ ‎«о‏ ‎всяком ‎благочинии:‏ ‎како ‎душа ‎спасти, ‎Богу ‎и‏ ‎мужу ‎угодити‏ ‎и‏ ‎дом ‎свой ‎добре‏ ‎строити; ‎и‏ ‎во ‎всем ‎ему ‎(мужу)‏ ‎покорятися‏ ‎и ‎что‏ ‎муж ‎накажет,‏ ‎то ‎с ‎любовию ‎приимати ‎и‏ ‎со‏ ‎страхом ‎внимати‏ ‎и ‎творити‏ ‎по ‎его ‎наказанию ‎(распоряжению)…»

2. А. ‎П.‏ ‎Рябушкин.‏ ‎Семья‏ ‎купца

Глава ‎семейства‏ ‎должен ‎был‏ ‎внушать ‎домочадцам‏ ‎страх,‏ ‎без ‎которого‏ ‎не ‎мыслилось ‎тогдашнее ‎воспитание. ‎Нагонялся‏ ‎этот ‎страх‏ ‎кулаком,‏ ‎плетью, ‎палкой, ‎или‏ ‎первым ‎предметом,‏ ‎что ‎попадался ‎под ‎руку.‏ ‎Народная‏ ‎благоглупость ‎гласила:‏ ‎«Люби ‎жену,‏ ‎как ‎душу, ‎а ‎тряси ‎её,‏ ‎как‏ ‎грушу». ‎Если‏ ‎жена ‎не‏ ‎слушает ‎мужа, ‎учит ‎«Домострой», ‎то‏ ‎«достоит‏ ‎мужу‏ ‎жену ‎своя‏ ‎наказывати…», ‎но‏ ‎только ‎«побить‏ ‎не‏ ‎перед ‎людьми,‏ ‎а ‎наедине». ‎Бить ‎надо ‎«бережно‏ ‎и ‎разумно»,‏ ‎чтобы‏ ‎не ‎попортить ‎живое‏ ‎имущество: ‎«ни‏ ‎по ‎уху, ‎ни ‎по‏ ‎лицу,‏ ‎ни ‎под‏ ‎сердце ‎кулаком,‏ ‎ни ‎пинком, ‎ни ‎посохом ‎не‏ ‎колоть;‏ ‎никаким ‎железным‏ ‎или ‎деревянным‏ ‎не ‎бить: ‎кто ‎с ‎сердца‏ ‎или‏ ‎с‏ ‎кручины ‎так‏ ‎бьёт, ‎—‏ ‎много ‎бед‏ ‎от‏ ‎того ‎бывает:‏ ‎слепота ‎и ‎глухота, ‎и ‎руку‏ ‎и ‎ногу‏ ‎вывихнут,‏ ‎и ‎пальцы: ‎и‏ ‎главоболие ‎и‏ ‎зубная ‎болезнь; ‎а ‎у‏ ‎беременных‏ ‎жён ‎поврежение‏ ‎бывает ‎во‏ ‎утробе».

Об ‎удовольствиях ‎жены ‎и ‎помину‏ ‎не‏ ‎было: ‎она‏ ‎и ‎часу‏ ‎не ‎могла ‎провести ‎без ‎работы‏ ‎и‏ ‎рукоделия.‏ ‎Песни ‎и‏ ‎пляски ‎сурово‏ ‎преследовались ‎как‏ ‎бесовское‏ ‎наваждение. ‎«Домострой»‏ ‎определяет ‎для ‎жены ‎даже ‎и‏ ‎то, ‎как‏ ‎и‏ ‎о ‎чем ‎беседовать‏ ‎с ‎гостьями:‏ ‎«как ‎добрые ‎жены ‎живут‏ ‎и‏ ‎как ‎порядню‏ ‎(важные ‎дела)‏ ‎ведут, ‎и ‎как ‎дом ‎строить,‏ ‎и‏ ‎как ‎дети‏ ‎и ‎служак‏ ‎учат; ‎и ‎как ‎мужей ‎своих‏ ‎слушают‏ ‎и‏ ‎как ‎с‏ ‎ними ‎спрашиваются‏ ‎и ‎как‏ ‎повинуются‏ ‎им ‎во‏ ‎всем…»

В ‎одном ‎только ‎случае ‎самостоятельность‏ ‎женщины ‎являлась‏ ‎законной‏ ‎и ‎неоспоримой, ‎—‏ ‎когда ‎по‏ ‎смерти ‎мужа ‎она ‎оставалась‏ ‎«матёрою‏ ‎вдовою», ‎т.‏ ‎е. ‎вдовою‏ ‎— ‎матерью ‎сыновей. ‎«Матёрые ‎вдовы»‏ ‎оставили‏ ‎заметный ‎след‏ ‎в ‎общественной‏ ‎жизни, ‎в ‎исторических ‎событиях, ‎а‏ ‎также‏ ‎в‏ ‎народной ‎поэзии,‏ ‎в ‎былинах‏ ‎и ‎песнях.

Вдова‏ ‎же‏ ‎бездетная, ‎по‏ ‎убеждению ‎века, ‎приравнивалась ‎в ‎своём‏ ‎положении ‎к‏ ‎сироте,‏ ‎и ‎вместе ‎с‏ ‎прочими ‎«убогими‏ ‎людьми» ‎поступала ‎под ‎покровительство‏ ‎Церкви.

Порой‏ ‎с ‎женщинами‏ ‎обращались ‎и‏ ‎вовсе ‎как ‎с ‎вещью. ‎Патриарх‏ ‎Филарет‏ ‎обличал ‎московских‏ ‎служилых ‎людей‏ ‎в ‎том, ‎что ‎они, ‎отправляясь‏ ‎в‏ ‎отдалённые‏ ‎места ‎на‏ ‎службу, ‎закладывали‏ ‎своих ‎жён‏ ‎товарищам,‏ ‎предоставляя ‎им‏ ‎право ‎брачной ‎жизни ‎за ‎известную‏ ‎плату. ‎Если‏ ‎муж‏ ‎не ‎выкупал ‎жену‏ ‎в ‎установленный‏ ‎срок, ‎заимодавец ‎продавал ‎её‏ ‎другому‏ ‎желающему, ‎тот‏ ‎третьему ‎и‏ ‎так ‎далее.

Но ‎у ‎простолюдинок ‎оставалась‏ ‎хотя‏ ‎бы ‎одна‏ ‎свобода ‎—‏ ‎свобода ‎передвижения. ‎У ‎женщин ‎из‏ ‎знатных‏ ‎семей‏ ‎не ‎было‏ ‎и ‎этого‏ ‎— ‎свою‏ ‎жизнь‏ ‎они ‎проводили‏ ‎на ‎женской ‎половине ‎дома, ‎в‏ ‎тереме. ‎Московский‏ ‎терем‏ ‎не ‎имел ‎ничего‏ ‎общего ‎с‏ ‎восточным ‎гаремом. ‎Держать ‎женщин‏ ‎взаперти‏ ‎русских ‎людей‏ ‎побуждала ‎не‏ ‎первобытная ‎ревность ‎самца, ‎не ‎вековой‏ ‎уклад‏ ‎быта, ‎а‏ ‎сложившийся ‎в‏ ‎Московской ‎Руси ‎идеал ‎христианского ‎благочестия‏ ‎да‏ ‎боязнь‏ ‎греха, ‎соблазна,‏ ‎порчи, ‎сглаза.

В‏ ‎былинах ‎читаем:

Сидит‏ ‎она‏ ‎за ‎тридевятью‏ ‎замками,

Да ‎сидит ‎она ‎за ‎тридевятью‏ ‎ключами,

Чтобы ‎и‏ ‎ветер‏ ‎не ‎завел, ‎да‏ ‎и ‎солнце‏ ‎не ‎запекло,

Да ‎и ‎добры‏ ‎молодцы,‏ ‎чтоб ‎не‏ ‎завидели…

«Состояние ‎женщин,‏ ‎— ‎писал ‎Сигизмунд ‎Герберштейн ‎в‏ ‎начале‏ ‎XVI ‎века,‏ ‎— ‎самое‏ ‎плачевное: ‎женщина ‎считается ‎честною ‎тогда‏ ‎только,‏ ‎когда‏ ‎живёт ‎дома‏ ‎взаперти ‎и‏ ‎никуда ‎не‏ ‎выходит;‏ ‎напротив, ‎если‏ ‎она ‎позволяет ‎видеть ‎себя ‎чужим‏ ‎и ‎посторонним‏ ‎людям,‏ ‎то ‎её ‎поведение‏ ‎становится ‎зазорным…‏ ‎Весьма ‎редко ‎позволяется ‎им‏ ‎ходить‏ ‎в ‎храм,‏ ‎а ‎ещё‏ ‎реже ‎в ‎дружеские ‎беседы, ‎разве‏ ‎уже‏ ‎в ‎престарелых‏ ‎летах, ‎когда‏ ‎они ‎не ‎могут ‎навлекать ‎на‏ ‎себя‏ ‎подозрения».‏ ‎По ‎свидетельству‏ ‎другого ‎иностранца,‏ ‎князя ‎Даниила‏ ‎Бухау‏ ‎(вторая ‎половина‏ ‎XVI ‎века), ‎знатные ‎люди ‎не‏ ‎показывали ‎своих‏ ‎жён‏ ‎и ‎дочерей ‎не‏ ‎только ‎посторонним‏ ‎людям, ‎но ‎даже ‎братьям‏ ‎и‏ ‎другим ‎близким‏ ‎родственникам». ‎Примерно‏ ‎тогда ‎же ‎англичанин ‎Джером ‎Горсей‏ ‎записал‏ ‎о ‎московских‏ ‎боярах: ‎«Держат‏ ‎своих ‎жён ‎они ‎взаперти, ‎так‏ ‎что‏ ‎у‏ ‎людей ‎с‏ ‎некоторым ‎достоинством‏ ‎никто ‎не‏ ‎может‏ ‎видеть ‎их‏ ‎жён, ‎разве ‎когда ‎они ‎идут‏ ‎в ‎церковь‏ ‎на‏ ‎Рождестве ‎или ‎Пасхе‏ ‎или ‎навещают‏ ‎своих ‎приятельниц».

3. А. ‎П. ‎Рябушкин.‏ ‎Русские‏ ‎женщины ‎XVII‏ ‎столетия ‎в‏ ‎церкви"

Царицы ‎и ‎царевны ‎были, ‎конечно,‏ ‎избавлены‏ ‎от ‎прелестей‏ ‎супружеской ‎жизни‏ ‎простолюдинок. ‎Однако ‎и ‎им ‎было‏ ‎далеко‏ ‎до‏ ‎полного ‎счастья.‏ ‎Например, ‎царские‏ ‎дочери ‎были‏ ‎фактически‏ ‎обречены ‎на‏ ‎безбрачие: ‎выходить ‎за ‎русских ‎людей,‏ ‎то ‎есть‏ ‎своих‏ ‎подданных, ‎им ‎запрещал‏ ‎обычай, ‎а‏ ‎выдавать ‎их ‎за ‎иностранных‏ ‎принцев‏ ‎мешало ‎различие‏ ‎вероисповеданий. ‎Русские‏ ‎цари ‎твёрдо ‎стояли ‎на ‎том,‏ ‎чтобы‏ ‎их ‎дочери‏ ‎после ‎замужества‏ ‎сохраняли ‎православие ‎— ‎на ‎этом‏ ‎пункте‏ ‎брачного‏ ‎договора ‎обыкновенно‏ ‎и ‎заканчивалось‏ ‎сватовство ‎иностранного‏ ‎жениха.

Поэтому‏ ‎вся ‎жизнь‏ ‎цариц ‎и ‎царевен ‎проходила ‎в‏ ‎тереме, ‎а‏ ‎заканчивалась‏ ‎в ‎монастыре. ‎Жена‏ ‎и ‎дочери‏ ‎царя ‎жили ‎в ‎строгом‏ ‎уединении,‏ ‎проводя ‎дни‏ ‎частью ‎в‏ ‎молитве ‎и ‎посте, ‎частью ‎в‏ ‎рукоделии‏ ‎и ‎комнатных‏ ‎забавах ‎с‏ ‎сенными ‎девушками. ‎Из ‎мужчин ‎только‏ ‎патриарх‏ ‎и‏ ‎ближние ‎сродники‏ ‎могли ‎видеть‏ ‎их. ‎Врачи‏ ‎в‏ ‎случае ‎надобности‏ ‎осматривали ‎больных ‎женщин ‎в ‎темной‏ ‎комнате, ‎щупая‏ ‎им‏ ‎пульс ‎через ‎платок.‏ ‎В ‎церковь‏ ‎они ‎ходили ‎скрытыми ‎переходами‏ ‎и‏ ‎стояли ‎там‏ ‎в ‎специально‏ ‎отгороженном ‎приделе. ‎Участие ‎в ‎придворных‏ ‎празднествах‏ ‎им ‎было‏ ‎строго ‎заказано.‏ ‎Лишь ‎коронация ‎и ‎погребение ‎царя‏ ‎давали‏ ‎им‏ ‎повод ‎покинуть‏ ‎терем. ‎В‏ ‎похоронных ‎процессиях‏ ‎царевны‏ ‎шли ‎за‏ ‎гробом ‎в ‎непроницаемых ‎покрывалах, ‎а‏ ‎сенные ‎девушки‏ ‎ещё‏ ‎и ‎огораживали ‎их‏ ‎от ‎мирского‏ ‎внимания ‎специальными ‎«запонами» ‎—‏ ‎длинными‏ ‎и ‎высокими‏ ‎суконными ‎полами.

Ну‏ ‎как, ‎девушки, ‎спрошу ‎я ‎вас:‏ ‎после‏ ‎этого ‎кто-то‏ ‎ещё ‎мечтает‏ ‎быть ‎московской ‎царевной?

Нужно ‎было ‎иметь‏ ‎поистине‏ ‎несгибаемый‏ ‎характер ‎и‏ ‎железную ‎волю,‏ ‎чтобы ‎в‏ ‎то‏ ‎время, ‎так‏ ‎сказать, ‎из ‎женщин ‎выбиться ‎в‏ ‎люди. ‎И‏ ‎вот‏ ‎одна ‎такая ‎женщина‏ ‎нашлась. ‎Это‏ ‎была ‎царевна ‎Софья.

Читать: 6+ мин
logo Русское тысячелетие

Три главных исторических врага русского народа

1.  Русский ‎город

Прежде‏ ‎чем ‎коснуться ‎политических ‎событий, ‎посмотрим,‏ ‎как ‎протекала‏ ‎повседневная‏ ‎жизнь ‎москвичей ‎в‏ ‎первой ‎половине‏ ‎XV ‎века. ‎А ‎она‏ ‎была‏ ‎далека ‎от‏ ‎безмятежности, ‎даже‏ ‎в ‎относительно ‎мирные ‎годы. ‎Если‏ ‎бы‏ ‎в ‎то‏ ‎время ‎существовали‏ ‎СМИ, ‎им ‎было ‎бы ‎чем‏ ‎заполнить‏ ‎новостные‏ ‎блоки.

Природа ‎на‏ ‎протяжении ‎столетий‏ ‎диктовала ‎русскому‏ ‎народу‏ ‎«кризисный» ‎режим‏ ‎выживания. ‎По ‎словам ‎выдающегося ‎русского‏ ‎историка ‎Ключевского,‏ ‎природа‏ ‎Великороссии ‎часто ‎смеялась‏ ‎над ‎самыми‏ ‎осторожными ‎расчётами ‎русского ‎человека,‏ ‎своенравие‏ ‎климата ‎и‏ ‎почвы ‎обманывали‏ ‎самые ‎скромные ‎его ‎ожидания. ‎Привыкнув‏ ‎к‏ ‎этим ‎обманам,‏ ‎русский ‎любил‏ ‎подчас, ‎очертя ‎голову, ‎выбрать ‎самое‏ ‎что‏ ‎ни‏ ‎есть ‎безнадёжное‏ ‎и ‎нерасчётливое‏ ‎решение, ‎противопоставляя‏ ‎капризу‏ ‎природы ‎каприз‏ ‎собственной ‎отваги.

Борьба ‎с ‎природой ‎породила‏ ‎русские ‎авось‏ ‎и‏ ‎аврал. ‎Именно ‎природа‏ ‎приучила ‎русского‏ ‎человека ‎работать ‎споро, ‎быстро,‏ ‎с‏ ‎поистине ‎нечеловеческой‏ ‎затратой ‎сил.‏ ‎Ни ‎один ‎народ ‎в ‎Европе‏ ‎не‏ ‎был ‎способен‏ ‎к ‎такому‏ ‎напряжению ‎труда, ‎на ‎которое ‎способен‏ ‎русский.‏ ‎Однако‏ ‎это ‎же‏ ‎обстоятельство ‎порождало‏ ‎и ‎оборотную‏ ‎сторону‏ ‎«медали»: ‎нигде‏ ‎в ‎Европе ‎не ‎найти ‎такой‏ ‎непривычки ‎к‏ ‎ровному,‏ ‎размеренному ‎труду.

Непредсказуемость ‎природы,‏ ‎многовековой ‎опыт‏ ‎суровой ‎жизни ‎выработали ‎у‏ ‎русских‏ ‎определённое ‎мировосприятие:‏ ‎удивление ‎и‏ ‎восхищение ‎красотой, ‎гармонией ‎природы ‎в‏ ‎сочетании‏ ‎с ‎уважением‏ ‎к ‎её‏ ‎могуществу ‎и ‎величию. ‎Жизнь ‎заставляла‏ ‎русского‏ ‎человека‏ ‎упорно ‎трудиться,‏ ‎а ‎борьба‏ ‎за ‎существование‏ ‎всегда‏ ‎принимала ‎конкретные‏ ‎формы. ‎Поэтому ‎в ‎русском ‎национальном‏ ‎характере ‎пассивная‏ ‎созерцательность,‏ ‎фатализм ‎сочетается ‎с‏ ‎весьма ‎практическим‏ ‎отношением ‎к ‎жизни. ‎На‏ ‎что-то‏ ‎русский ‎махнёт‏ ‎рукой, ‎а‏ ‎от ‎чего-то ‎никогда ‎не ‎откажется.

Невозможность‏ ‎рассчитать‏ ‎всё ‎наперёд,‏ ‎заранее ‎разработать‏ ‎план ‎действий ‎заметно ‎отразились ‎на‏ ‎складе‏ ‎ума‏ ‎русских, ‎на‏ ‎манере ‎их‏ ‎мышления. ‎В‏ ‎их‏ ‎коллективном ‎сознании‏ ‎преобладает ‎интуитивизм. ‎Русский ‎человек ‎принимает‏ ‎решения ‎не‏ ‎головой,‏ ‎а ‎сердцем, ‎душой.‏ ‎Он ‎более‏ ‎склонен ‎оглядываться ‎назад, ‎чем‏ ‎заглядывать‏ ‎вперёд. ‎Обсуждение‏ ‎прошлого ‎в‏ ‎России ‎всегда ‎превалирует ‎над ‎планами‏ ‎будущего.‏ ‎Не ‎случайно‏ ‎сам ‎народ‏ ‎говорит ‎о ‎себе, ‎что ‎«русский‏ ‎мужик‏ ‎задним‏ ‎умом ‎крепок».‏ ‎Это ‎делает‏ ‎его ‎более‏ ‎осмотрительным,‏ ‎чем ‎предусмотрительным.

Избежать‏ ‎прошлых ‎ошибок ‎для ‎нас ‎важнее,‏ ‎чем ‎добиться‏ ‎новых‏ ‎свершений. ‎И ‎в‏ ‎этом, ‎конечно,‏ ‎кроется ‎большая ‎проблема ‎для‏ ‎нашего‏ ‎национального ‎развития.

2.  Пожар

Первым‏ ‎врагом ‎деревянных‏ ‎русских ‎городов ‎были ‎пожары. ‎Старая‏ ‎поговорка‏ ‎недаром ‎гласит,‏ ‎что ‎Москва‏ ‎от ‎грошовой ‎свечки ‎сгорела. ‎Сильные‏ ‎пожары‏ ‎случались‏ ‎в ‎Москве‏ ‎с ‎периодичностью‏ ‎примерно ‎раз‏ ‎в‏ ‎шесть ‎лет.‏ ‎Город ‎при ‎этом ‎выгорал ‎почти‏ ‎целиком, ‎вместе‏ ‎с‏ ‎Кремлем, ‎по ‎причине‏ ‎тесной ‎скученности‏ ‎построек. ‎Летопись ‎свидетельствует, ‎что‏ ‎во‏ ‎время ‎страшного‏ ‎пожара ‎1445‏ ‎года ‎даже ‎каменные ‎кремлёвские ‎стены‏ ‎распадались‏ ‎от ‎невыносимой‏ ‎жары. ‎Впрочем,‏ ‎от ‎огненной ‎беды ‎Москва ‎оправлялась‏ ‎достаточно‏ ‎быстро.‏ ‎Леса ‎вокруг‏ ‎Москвы ‎было‏ ‎в ‎избытке,‏ ‎а‏ ‎чтобы ‎поставить‏ ‎новую ‎избу ‎вместо ‎сгоревшей ‎тогдашней‏ ‎многолюдной ‎семье‏ ‎требовалось‏ ‎не ‎больше ‎суток.

3.  Моровое‏ ‎поветрие

Гораздо ‎страшнее‏ ‎пожаров ‎были ‎эпидемии, ‎или,‏ ‎как‏ ‎их ‎называли‏ ‎в ‎то‏ ‎время ‎— ‎моры ‎и ‎язвы.‏ ‎Один‏ ‎такой ‎великий‏ ‎мор ‎начался‏ ‎в ‎русских ‎городах ‎в ‎1417‏ ‎году.‏ ‎Летописец‏ ‎так ‎описывает‏ ‎симптомы ‎заразы:‏ ‎«А ‎болезнь‏ ‎была‏ ‎такова: ‎сперва‏ ‎как ‎рогатиной ‎ударит ‎за ‎лопатку‏ ‎или ‎против‏ ‎сердца‏ ‎под ‎грудь… ‎и‏ ‎разболеется ‎человек,‏ ‎и ‎начнёт ‎кровью ‎харкать,‏ ‎и‏ ‎разобьёт ‎его‏ ‎огнём, ‎и‏ ‎потом ‎бывает ‎пот, ‎потом ‎дрожь‏ ‎его‏ ‎возьмёт, ‎и‏ ‎так ‎полежав‏ ‎в ‎болезни ‎один, ‎два ‎или‏ ‎три‏ ‎дня,‏ ‎умирают». ‎Вероятно,‏ ‎это ‎была‏ ‎бубонная ‎чума,‏ ‎поскольку‏ ‎дальше ‎летописец‏ ‎говорит ‎о ‎набухших ‎лимфатических ‎узлах,‏ ‎которые ‎появлялись‏ ‎у‏ ‎людей ‎«у ‎одного‏ ‎на ‎шее,‏ ‎у ‎другого ‎на ‎бедре,‏ ‎у‏ ‎третьего ‎под‏ ‎пазухой, ‎у‏ ‎иного ‎под ‎скулою, ‎у ‎иного‏ ‎за‏ ‎лопаткою». ‎Живые‏ ‎не ‎успевали‏ ‎хоронить ‎мёртвых, ‎один ‎здоровый ‎ухаживал‏ ‎за‏ ‎десятью‏ ‎больными. ‎Многие‏ ‎дворы ‎стояли‏ ‎пусты, ‎констатирует‏ ‎летописец,‏ ‎а ‎в‏ ‎иных ‎осталось ‎по ‎одному ‎взрослому‏ ‎человеку, ‎а‏ ‎где‏ ‎— ‎всего ‎лишь‏ ‎один ‎ребёнок.‏ ‎Вместе ‎с ‎простыми ‎москвичами‏ ‎болезнь‏ ‎унесла ‎в‏ ‎могилу ‎нескольких‏ ‎представителей ‎княжеского ‎дома.

К ‎этим ‎бедствиям‏ ‎время‏ ‎от ‎времени‏ ‎добавлялись ‎страшные‏ ‎голодовки. ‎Русский ‎народ ‎создавал ‎свой‏ ‎хозяйственно-культурный‏ ‎уклад‏ ‎жизни ‎в‏ ‎неимоверно ‎тяжёлых‏ ‎условиях. ‎Россия‏ ‎—‏ ‎в ‎значительной‏ ‎степени ‎приполярная ‎страна. ‎Англичанин ‎Джильс‏ ‎Флетчер, ‎посетивший‏ ‎Россию‏ ‎в ‎конце ‎XVI‏ ‎века, ‎с‏ ‎содроганием ‎писал: ‎«От ‎одного‏ ‎взгляда‏ ‎на ‎зиму‏ ‎в ‎России‏ ‎можно ‎почувствовать ‎холод. ‎В ‎это‏ ‎время‏ ‎морозы ‎бывают‏ ‎так ‎велики,‏ ‎что ‎вода, ‎выливаясь ‎по ‎каплям,‏ ‎превращается‏ ‎в‏ ‎лёд, ‎не‏ ‎достигнув ‎земли.‏ ‎В ‎самый‏ ‎большой‏ ‎холод, ‎если‏ ‎возьмёте ‎в ‎руки ‎металлическое ‎блюдо‏ ‎или ‎кувшин,‏ ‎пальцы‏ ‎ваши ‎тотчас ‎примёрзнут,‏ ‎и, ‎отнимая‏ ‎их, ‎вы ‎сдерёте ‎кожу.‏ ‎Когда‏ ‎вы ‎выходите‏ ‎из ‎тёплой‏ ‎комнаты ‎на ‎мороз, ‎дыхание ‎ваше‏ ‎спирается,‏ ‎холодный ‎воздух‏ ‎душит ‎вас.‏ ‎Не ‎одни ‎путешествующие, ‎но ‎и‏ ‎люди‏ ‎на‏ ‎рынках ‎и‏ ‎на ‎улицах,‏ ‎в ‎городах‏ ‎испытывают‏ ‎над ‎собой‏ ‎действие ‎мороза: ‎одни ‎совсем ‎замерзают,‏ ‎другие ‎падают‏ ‎на‏ ‎улицах; ‎многих ‎привозят‏ ‎в ‎города‏ ‎сидящими ‎в ‎санях ‎и‏ ‎замёрзшими‏ ‎в ‎таком‏ ‎положении; ‎иные‏ ‎отмораживают ‎себе ‎нос, ‎уши, ‎щеки,‏ ‎пальцы‏ ‎и ‎прочее.‏ ‎Когда ‎зима‏ ‎очень ‎сурова, ‎часто ‎случается, ‎что‏ ‎медведи‏ ‎и‏ ‎волки, ‎побуждаемые‏ ‎голодом, ‎стаями‏ ‎выходят ‎из‏ ‎лесов,‏ ‎нападают ‎на‏ ‎селения ‎и ‎опустошают ‎их: ‎тогда‏ ‎жители ‎принуждены‏ ‎спасаться‏ ‎бегством».

Прокормиться ‎в ‎этих‏ ‎суровых ‎природно-климатических‏ ‎условиях ‎было ‎чрезвычайно ‎трудно.‏ ‎Урожайность‏ ‎зерновых ‎на‏ ‎Руси ‎составляла‏ ‎всего ‎лишь ‎сам-два, ‎сам-три ‎—‏ ‎в‏ ‎несколько ‎раз‏ ‎меньше, ‎чем‏ ‎в ‎Европе.

Поэтому ‎русский ‎человек, ‎несмотря‏ ‎на‏ ‎упорный‏ ‎труд ‎и‏ ‎выносливость, ‎не‏ ‎мог ‎обеспечить‏ ‎себе‏ ‎безбедное ‎существование.‏ ‎Голодовки ‎— ‎постоянный ‎спутник ‎русской‏ ‎истории. ‎Например,‏ ‎в‏ ‎1422 ‎году ‎начался‏ ‎голод, ‎охвативший‏ ‎многие ‎русские ‎земли. ‎Голодавшие‏ ‎ели‏ ‎трупы ‎павших‏ ‎лошадей, ‎ловили‏ ‎собак ‎и ‎кошек, ‎«и ‎люди‏ ‎людей‏ ‎ядоша», ‎добавляет‏ ‎летопись.

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048