logo
2
читателя
Русское тысячелетие  Единственный в Сети цикл тысячелетней русской истории от профессионального историка Сергея Цветкова.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
«Русское тысячелетие» — авторский проект Сергея Цветкова.
Единственный в Сети систематический цикл тысячелетней русской истории от известного профессионального историка. В центре внимания — события, люди, взаимовлияния русской цивилизации с другими цивилизациями и народами, культурные и ментальные явления разных эпох и столетий, спорные вопросы и загадки русской истории.
Цикличность: один-три выпуска в неделю.
Спасибо за интерес к нашей великой и трудной истории!

Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование на развитие проекта. Данный взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Простая подписка 500₽ месяц 4 800₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Русское тысячелетие
Доступны сообщения

Вы можете читать и комментировать все закрытые посты.

Оформить подписку
Подписка и книга в подарок 600₽ месяц 5 760₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Русское тысячелетие
Доступны сообщения

Вместе с подпиской вы получите книгу С. Цветкова "Последняя война Российской империи" с дарственной надписью. Книгу можно получить сразу при условии оформления годовой подписки или по истечении трёх месяцев. Описание книги https://sergeytsvetkov.livejournal.com/476612.html Пересылка почтой РФ за счёт автора (только по РФ) при оформлении годовой подписки.

Оформить подписку
Подписка и онлайн-общение 1 000₽ месяц 9 600₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Русское тысячелетие
Осталось 10 мест
Доступны сообщения

По итогам каждого месячного цикла автор с удовольствием пообщается с вами в течение получаса по Скайпу или одному из мессенджеров.

Оформить подписку
Экскурсионная прогулка с автором 1 500₽ месяц 14 400₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Русское тысячелетие
Осталось 12 мест
Доступны сообщения

Встретимся, погуляем, поговорим, осмотрим исторические достопримечательности. Экскурсия проводится по согласованию при условии оформления годовой подписки.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
2 подписчика
Обновления проекта
Поделиться
Читать: 9+ мин
logo Русское тысячелетие

Долюшка трудная, долюшка женская

­А. ‎П.‏ ‎Рябушкин. ‎Московская ‎женщина ‎XVII ‎века‏ ‎

Разговор ‎о‏ ‎первом‏ ‎женском ‎правлении ‎на‏ ‎Руси ‎логично‏ ‎начать ‎с ‎краткого ‎обзора‏ ‎общественного‏ ‎положения ‎русских‏ ‎женщин ‎XVII‏ ‎века. ‎Давайте ‎поговорим ‎о ‎житье-бытье‏ ‎московских‏ ‎цариц ‎и‏ ‎простых ‎русских‏ ‎баб.

Последние ‎пять ‎тысяч ‎лет ‎женский‏ ‎род‏ ‎переживал‏ ‎не ‎лучшие‏ ‎времена. ‎Судьбу‏ ‎же ‎московской‏ ‎женщины‏ ‎можно ‎назвать‏ ‎незавидной ‎даже ‎по ‎нашим ‎отечественным‏ ‎меркам. ‎Тучи‏ ‎над‏ ‎ней ‎сгущались ‎постепенно.‏ ‎Так, ‎ещё‏ ‎в ‎Киевской ‎Руси ‎достоинство‏ ‎женщины‏ ‎оберегалось ‎как‏ ‎с ‎социальной,‏ ‎так ‎и ‎с ‎религиозной ‎стороны.‏ ‎В‏ ‎ХII ‎веке‏ ‎новгородский ‎священник‏ ‎Кирик ‎в ‎своих ‎известных ‎вопрошаниях‏ ‎осведомлялся‏ ‎у‏ ‎епископа ‎Нифонта:‏ ‎может ‎ли‏ ‎священник ‎служить‏ ‎в‏ ‎ризе, ‎заплатанной‏ ‎лоскутом ‎от ‎женского ‎платья? ‎—‏ ‎И ‎владыка‏ ‎отвечал:‏ ‎а ‎чем ‎же‏ ‎погана ‎женщина?

Зато‏ ‎у ‎русских ‎книжников ‎ХVI—XVII‏ ‎веков‏ ‎были ‎в‏ ‎большой ‎чести‏ ‎изречения ‎Солона, ‎говорившего, ‎что ‎мудрец‏ ‎ежедневно‏ ‎благодарит ‎богов‏ ‎за ‎то,‏ ‎что ‎они ‎создали ‎его ‎греком,‏ ‎а‏ ‎не‏ ‎варваром, ‎человеком,‏ ‎а ‎не‏ ‎животным, ‎мужчиной,‏ ‎а‏ ‎не ‎женщиной;‏ ‎и ‎Аристотеля, ‎учившего, ‎что ‎гражданам‏ ‎предоставлена ‎полная‏ ‎власть‏ ‎над ‎детьми, ‎рабами‏ ‎и ‎женщинами.

Древняя‏ ‎языческая ‎мудрость ‎перемешивалась ‎с‏ ‎христианскими‏ ‎понятиями ‎о‏ ‎происхождении ‎греха.‏ ‎Восточное ‎христианство ‎с ‎его ‎аскетическим‏ ‎идеалом,‏ ‎взирало ‎на‏ ‎женщину ‎чрезвычайно‏ ‎сурово. ‎В ‎сознании ‎людей ‎Московской‏ ‎Руси‏ ‎прочно‏ ‎укоренилось ‎мнение‏ ‎византийских ‎богословов‏ ‎о ‎том,‏ ‎что‏ ‎Ева ‎—‏ ‎виновница ‎грехопадения ‎человечества ‎— ‎«существо‏ ‎12 ‎раз‏ ‎нечистое»,‏ ‎соблазн, ‎а ‎то‏ ‎и ‎прямое‏ ‎орудие ‎дьявола: ‎который ‎через‏ ‎женскую‏ ‎плоть ‎уводит‏ ‎человека ‎от‏ ‎Бога: ‎«от ‎жены ‎начало ‎греху‏ ‎и‏ ‎тою ‎(от‏ ‎того) ‎все‏ ‎умираем». ‎Монашеское ‎правило ‎учило: ‎«Если‏ ‎монах‏ ‎пройдёт‏ ‎с ‎женою‏ ‎два ‎поприща,‏ ‎да ‎поклонится‏ ‎12‏ ‎(раз) ‎вечер,‏ ‎12 ‎заутра», ‎т. ‎е. ‎иноку‏ ‎нельзя ‎пройти‏ ‎бок‏ ‎о ‎бок ‎с‏ ‎женщиной ‎даже‏ ‎полкилометра ‎без ‎того, ‎чтобы‏ ‎не‏ ‎избыть ‎потом‏ ‎свой ‎невольных‏ ‎грех ‎покаянными ‎поклонами.

И ‎с ‎этим‏ ‎«нечистым»‏ ‎существом ‎особенно‏ ‎не ‎церемонились.

Жизнь‏ ‎москвички ‎XVI—XVII ‎веков ‎нередко ‎была‏ ‎беспрерывным‏ ‎рядом‏ ‎истязаний ‎—‏ ‎смолоду ‎от‏ ‎суровой ‎власти‏ ‎отца,‏ ‎потом ‎от‏ ‎тяжёлой ‎руки ‎мужа. ‎До ‎замужества‏ ‎она ‎своего‏ ‎«наречённого»‏ ‎большей ‎частью ‎и‏ ‎в ‎глаза‏ ‎не ‎видывала, ‎благодаря ‎чему‏ ‎свадебное‏ ‎пожелание ‎любви‏ ‎да ‎совета‏ ‎очень ‎редко ‎находило ‎воплощение ‎в‏ ‎последующей‏ ‎семейной ‎жизни.‏ ‎Жена ‎превращалась,‏ ‎по ‎сути, ‎в ‎домашнюю ‎служанку.‏ ‎Она‏ ‎и‏ ‎шагу ‎не‏ ‎смела ‎ступить‏ ‎без ‎позволения‏ ‎мужа.‏ ‎«Домострой» ‎(сборник‏ ‎религиозно-нравственных ‎и ‎хозяйственных ‎поучений) ‎знал‏ ‎только ‎одну‏ ‎личность‏ ‎— ‎отца, ‎родителя,‏ ‎мужа, ‎как‏ ‎главы ‎всего ‎дома. ‎Все‏ ‎другие‏ ‎лица ‎—‏ ‎жена, ‎дети,‏ ‎слуги ‎— ‎являлись ‎как ‎бы‏ ‎придатками‏ ‎этой ‎единственной‏ ‎настоящей ‎личности,‏ ‎которая ‎имела ‎над ‎ними ‎почти‏ ‎абсолютную‏ ‎власть.‏ ‎На ‎долю‏ ‎жены ‎выпадало‏ ‎только ‎попечение‏ ‎«о‏ ‎всяком ‎благочинии:‏ ‎како ‎душа ‎спасти, ‎Богу ‎и‏ ‎мужу ‎угодити‏ ‎и‏ ‎дом ‎свой ‎добре‏ ‎строити; ‎и‏ ‎во ‎всем ‎ему ‎(мужу)‏ ‎покорятися‏ ‎и ‎что‏ ‎муж ‎накажет,‏ ‎то ‎с ‎любовию ‎приимати ‎и‏ ‎со‏ ‎страхом ‎внимати‏ ‎и ‎творити‏ ‎по ‎его ‎наказанию ‎(распоряжению)…»

2. А. ‎П.‏ ‎Рябушкин.‏ ‎Семья‏ ‎купца

Глава ‎семейства‏ ‎должен ‎был‏ ‎внушать ‎домочадцам‏ ‎страх,‏ ‎без ‎которого‏ ‎не ‎мыслилось ‎тогдашнее ‎воспитание. ‎Нагонялся‏ ‎этот ‎страх‏ ‎кулаком,‏ ‎плетью, ‎палкой, ‎или‏ ‎первым ‎предметом,‏ ‎что ‎попадался ‎под ‎руку.‏ ‎Народная‏ ‎благоглупость ‎гласила:‏ ‎«Люби ‎жену,‏ ‎как ‎душу, ‎а ‎тряси ‎её,‏ ‎как‏ ‎грушу». ‎Если‏ ‎жена ‎не‏ ‎слушает ‎мужа, ‎учит ‎«Домострой», ‎то‏ ‎«достоит‏ ‎мужу‏ ‎жену ‎своя‏ ‎наказывати…», ‎но‏ ‎только ‎«побить‏ ‎не‏ ‎перед ‎людьми,‏ ‎а ‎наедине». ‎Бить ‎надо ‎«бережно‏ ‎и ‎разумно»,‏ ‎чтобы‏ ‎не ‎попортить ‎живое‏ ‎имущество: ‎«ни‏ ‎по ‎уху, ‎ни ‎по‏ ‎лицу,‏ ‎ни ‎под‏ ‎сердце ‎кулаком,‏ ‎ни ‎пинком, ‎ни ‎посохом ‎не‏ ‎колоть;‏ ‎никаким ‎железным‏ ‎или ‎деревянным‏ ‎не ‎бить: ‎кто ‎с ‎сердца‏ ‎или‏ ‎с‏ ‎кручины ‎так‏ ‎бьёт, ‎—‏ ‎много ‎бед‏ ‎от‏ ‎того ‎бывает:‏ ‎слепота ‎и ‎глухота, ‎и ‎руку‏ ‎и ‎ногу‏ ‎вывихнут,‏ ‎и ‎пальцы: ‎и‏ ‎главоболие ‎и‏ ‎зубная ‎болезнь; ‎а ‎у‏ ‎беременных‏ ‎жён ‎поврежение‏ ‎бывает ‎во‏ ‎утробе».

Об ‎удовольствиях ‎жены ‎и ‎помину‏ ‎не‏ ‎было: ‎она‏ ‎и ‎часу‏ ‎не ‎могла ‎провести ‎без ‎работы‏ ‎и‏ ‎рукоделия.‏ ‎Песни ‎и‏ ‎пляски ‎сурово‏ ‎преследовались ‎как‏ ‎бесовское‏ ‎наваждение. ‎«Домострой»‏ ‎определяет ‎для ‎жены ‎даже ‎и‏ ‎то, ‎как‏ ‎и‏ ‎о ‎чем ‎беседовать‏ ‎с ‎гостьями:‏ ‎«как ‎добрые ‎жены ‎живут‏ ‎и‏ ‎как ‎порядню‏ ‎(важные ‎дела)‏ ‎ведут, ‎и ‎как ‎дом ‎строить,‏ ‎и‏ ‎как ‎дети‏ ‎и ‎служак‏ ‎учат; ‎и ‎как ‎мужей ‎своих‏ ‎слушают‏ ‎и‏ ‎как ‎с‏ ‎ними ‎спрашиваются‏ ‎и ‎как‏ ‎повинуются‏ ‎им ‎во‏ ‎всем…»

В ‎одном ‎только ‎случае ‎самостоятельность‏ ‎женщины ‎являлась‏ ‎законной‏ ‎и ‎неоспоримой, ‎—‏ ‎когда ‎по‏ ‎смерти ‎мужа ‎она ‎оставалась‏ ‎«матёрою‏ ‎вдовою», ‎т.‏ ‎е. ‎вдовою‏ ‎— ‎матерью ‎сыновей. ‎«Матёрые ‎вдовы»‏ ‎оставили‏ ‎заметный ‎след‏ ‎в ‎общественной‏ ‎жизни, ‎в ‎исторических ‎событиях, ‎а‏ ‎также‏ ‎в‏ ‎народной ‎поэзии,‏ ‎в ‎былинах‏ ‎и ‎песнях.

Вдова‏ ‎же‏ ‎бездетная, ‎по‏ ‎убеждению ‎века, ‎приравнивалась ‎в ‎своём‏ ‎положении ‎к‏ ‎сироте,‏ ‎и ‎вместе ‎с‏ ‎прочими ‎«убогими‏ ‎людьми» ‎поступала ‎под ‎покровительство‏ ‎Церкви.

Порой‏ ‎с ‎женщинами‏ ‎обращались ‎и‏ ‎вовсе ‎как ‎с ‎вещью. ‎Патриарх‏ ‎Филарет‏ ‎обличал ‎московских‏ ‎служилых ‎людей‏ ‎в ‎том, ‎что ‎они, ‎отправляясь‏ ‎в‏ ‎отдалённые‏ ‎места ‎на‏ ‎службу, ‎закладывали‏ ‎своих ‎жён‏ ‎товарищам,‏ ‎предоставляя ‎им‏ ‎право ‎брачной ‎жизни ‎за ‎известную‏ ‎плату. ‎Если‏ ‎муж‏ ‎не ‎выкупал ‎жену‏ ‎в ‎установленный‏ ‎срок, ‎заимодавец ‎продавал ‎её‏ ‎другому‏ ‎желающему, ‎тот‏ ‎третьему ‎и‏ ‎так ‎далее.

Но ‎у ‎простолюдинок ‎оставалась‏ ‎хотя‏ ‎бы ‎одна‏ ‎свобода ‎—‏ ‎свобода ‎передвижения. ‎У ‎женщин ‎из‏ ‎знатных‏ ‎семей‏ ‎не ‎было‏ ‎и ‎этого‏ ‎— ‎свою‏ ‎жизнь‏ ‎они ‎проводили‏ ‎на ‎женской ‎половине ‎дома, ‎в‏ ‎тереме. ‎Московский‏ ‎терем‏ ‎не ‎имел ‎ничего‏ ‎общего ‎с‏ ‎восточным ‎гаремом. ‎Держать ‎женщин‏ ‎взаперти‏ ‎русских ‎людей‏ ‎побуждала ‎не‏ ‎первобытная ‎ревность ‎самца, ‎не ‎вековой‏ ‎уклад‏ ‎быта, ‎а‏ ‎сложившийся ‎в‏ ‎Московской ‎Руси ‎идеал ‎христианского ‎благочестия‏ ‎да‏ ‎боязнь‏ ‎греха, ‎соблазна,‏ ‎порчи, ‎сглаза.

В‏ ‎былинах ‎читаем:

Сидит‏ ‎она‏ ‎за ‎тридевятью‏ ‎замками,

Да ‎сидит ‎она ‎за ‎тридевятью‏ ‎ключами,

Чтобы ‎и‏ ‎ветер‏ ‎не ‎завел, ‎да‏ ‎и ‎солнце‏ ‎не ‎запекло,

Да ‎и ‎добры‏ ‎молодцы,‏ ‎чтоб ‎не‏ ‎завидели…

«Состояние ‎женщин,‏ ‎— ‎писал ‎Сигизмунд ‎Герберштейн ‎в‏ ‎начале‏ ‎XVI ‎века,‏ ‎— ‎самое‏ ‎плачевное: ‎женщина ‎считается ‎честною ‎тогда‏ ‎только,‏ ‎когда‏ ‎живёт ‎дома‏ ‎взаперти ‎и‏ ‎никуда ‎не‏ ‎выходит;‏ ‎напротив, ‎если‏ ‎она ‎позволяет ‎видеть ‎себя ‎чужим‏ ‎и ‎посторонним‏ ‎людям,‏ ‎то ‎её ‎поведение‏ ‎становится ‎зазорным…‏ ‎Весьма ‎редко ‎позволяется ‎им‏ ‎ходить‏ ‎в ‎храм,‏ ‎а ‎ещё‏ ‎реже ‎в ‎дружеские ‎беседы, ‎разве‏ ‎уже‏ ‎в ‎престарелых‏ ‎летах, ‎когда‏ ‎они ‎не ‎могут ‎навлекать ‎на‏ ‎себя‏ ‎подозрения».‏ ‎По ‎свидетельству‏ ‎другого ‎иностранца,‏ ‎князя ‎Даниила‏ ‎Бухау‏ ‎(вторая ‎половина‏ ‎XVI ‎века), ‎знатные ‎люди ‎не‏ ‎показывали ‎своих‏ ‎жён‏ ‎и ‎дочерей ‎не‏ ‎только ‎посторонним‏ ‎людям, ‎но ‎даже ‎братьям‏ ‎и‏ ‎другим ‎близким‏ ‎родственникам». ‎Примерно‏ ‎тогда ‎же ‎англичанин ‎Джером ‎Горсей‏ ‎записал‏ ‎о ‎московских‏ ‎боярах: ‎«Держат‏ ‎своих ‎жён ‎они ‎взаперти, ‎так‏ ‎что‏ ‎у‏ ‎людей ‎с‏ ‎некоторым ‎достоинством‏ ‎никто ‎не‏ ‎может‏ ‎видеть ‎их‏ ‎жён, ‎разве ‎когда ‎они ‎идут‏ ‎в ‎церковь‏ ‎на‏ ‎Рождестве ‎или ‎Пасхе‏ ‎или ‎навещают‏ ‎своих ‎приятельниц».

3. А. ‎П. ‎Рябушкин.‏ ‎Русские‏ ‎женщины ‎XVII‏ ‎столетия ‎в‏ ‎церкви"

Царицы ‎и ‎царевны ‎были, ‎конечно,‏ ‎избавлены‏ ‎от ‎прелестей‏ ‎супружеской ‎жизни‏ ‎простолюдинок. ‎Однако ‎и ‎им ‎было‏ ‎далеко‏ ‎до‏ ‎полного ‎счастья.‏ ‎Например, ‎царские‏ ‎дочери ‎были‏ ‎фактически‏ ‎обречены ‎на‏ ‎безбрачие: ‎выходить ‎за ‎русских ‎людей,‏ ‎то ‎есть‏ ‎своих‏ ‎подданных, ‎им ‎запрещал‏ ‎обычай, ‎а‏ ‎выдавать ‎их ‎за ‎иностранных‏ ‎принцев‏ ‎мешало ‎различие‏ ‎вероисповеданий. ‎Русские‏ ‎цари ‎твёрдо ‎стояли ‎на ‎том,‏ ‎чтобы‏ ‎их ‎дочери‏ ‎после ‎замужества‏ ‎сохраняли ‎православие ‎— ‎на ‎этом‏ ‎пункте‏ ‎брачного‏ ‎договора ‎обыкновенно‏ ‎и ‎заканчивалось‏ ‎сватовство ‎иностранного‏ ‎жениха.

Поэтому‏ ‎вся ‎жизнь‏ ‎цариц ‎и ‎царевен ‎проходила ‎в‏ ‎тереме, ‎а‏ ‎заканчивалась‏ ‎в ‎монастыре. ‎Жена‏ ‎и ‎дочери‏ ‎царя ‎жили ‎в ‎строгом‏ ‎уединении,‏ ‎проводя ‎дни‏ ‎частью ‎в‏ ‎молитве ‎и ‎посте, ‎частью ‎в‏ ‎рукоделии‏ ‎и ‎комнатных‏ ‎забавах ‎с‏ ‎сенными ‎девушками. ‎Из ‎мужчин ‎только‏ ‎патриарх‏ ‎и‏ ‎ближние ‎сродники‏ ‎могли ‎видеть‏ ‎их. ‎Врачи‏ ‎в‏ ‎случае ‎надобности‏ ‎осматривали ‎больных ‎женщин ‎в ‎темной‏ ‎комнате, ‎щупая‏ ‎им‏ ‎пульс ‎через ‎платок.‏ ‎В ‎церковь‏ ‎они ‎ходили ‎скрытыми ‎переходами‏ ‎и‏ ‎стояли ‎там‏ ‎в ‎специально‏ ‎отгороженном ‎приделе. ‎Участие ‎в ‎придворных‏ ‎празднествах‏ ‎им ‎было‏ ‎строго ‎заказано.‏ ‎Лишь ‎коронация ‎и ‎погребение ‎царя‏ ‎давали‏ ‎им‏ ‎повод ‎покинуть‏ ‎терем. ‎В‏ ‎похоронных ‎процессиях‏ ‎царевны‏ ‎шли ‎за‏ ‎гробом ‎в ‎непроницаемых ‎покрывалах, ‎а‏ ‎сенные ‎девушки‏ ‎ещё‏ ‎и ‎огораживали ‎их‏ ‎от ‎мирского‏ ‎внимания ‎специальными ‎«запонами» ‎—‏ ‎длинными‏ ‎и ‎высокими‏ ‎суконными ‎полами.

Ну‏ ‎как, ‎девушки, ‎спрошу ‎я ‎вас:‏ ‎после‏ ‎этого ‎кто-то‏ ‎ещё ‎мечтает‏ ‎быть ‎московской ‎царевной?

Нужно ‎было ‎иметь‏ ‎поистине‏ ‎несгибаемый‏ ‎характер ‎и‏ ‎железную ‎волю,‏ ‎чтобы ‎в‏ ‎то‏ ‎время, ‎так‏ ‎сказать, ‎из ‎женщин ‎выбиться ‎в‏ ‎люди. ‎И‏ ‎вот‏ ‎одна ‎такая ‎женщина‏ ‎нашлась. ‎Это‏ ‎была ‎царевна ‎Софья.

Читать: 6+ мин
logo Русское тысячелетие

Три главных исторических врага русского народа

1.  Русский ‎город

Прежде‏ ‎чем ‎коснуться ‎политических ‎событий, ‎посмотрим,‏ ‎как ‎протекала‏ ‎повседневная‏ ‎жизнь ‎москвичей ‎в‏ ‎первой ‎половине‏ ‎XV ‎века. ‎А ‎она‏ ‎была‏ ‎далека ‎от‏ ‎безмятежности, ‎даже‏ ‎в ‎относительно ‎мирные ‎годы. ‎Если‏ ‎бы‏ ‎в ‎то‏ ‎время ‎существовали‏ ‎СМИ, ‎им ‎было ‎бы ‎чем‏ ‎заполнить‏ ‎новостные‏ ‎блоки.

Природа ‎на‏ ‎протяжении ‎столетий‏ ‎диктовала ‎русскому‏ ‎народу‏ ‎«кризисный» ‎режим‏ ‎выживания. ‎По ‎словам ‎выдающегося ‎русского‏ ‎историка ‎Ключевского,‏ ‎природа‏ ‎Великороссии ‎часто ‎смеялась‏ ‎над ‎самыми‏ ‎осторожными ‎расчётами ‎русского ‎человека,‏ ‎своенравие‏ ‎климата ‎и‏ ‎почвы ‎обманывали‏ ‎самые ‎скромные ‎его ‎ожидания. ‎Привыкнув‏ ‎к‏ ‎этим ‎обманам,‏ ‎русский ‎любил‏ ‎подчас, ‎очертя ‎голову, ‎выбрать ‎самое‏ ‎что‏ ‎ни‏ ‎есть ‎безнадёжное‏ ‎и ‎нерасчётливое‏ ‎решение, ‎противопоставляя‏ ‎капризу‏ ‎природы ‎каприз‏ ‎собственной ‎отваги.

Борьба ‎с ‎природой ‎породила‏ ‎русские ‎авось‏ ‎и‏ ‎аврал. ‎Именно ‎природа‏ ‎приучила ‎русского‏ ‎человека ‎работать ‎споро, ‎быстро,‏ ‎с‏ ‎поистине ‎нечеловеческой‏ ‎затратой ‎сил.‏ ‎Ни ‎один ‎народ ‎в ‎Европе‏ ‎не‏ ‎был ‎способен‏ ‎к ‎такому‏ ‎напряжению ‎труда, ‎на ‎которое ‎способен‏ ‎русский.‏ ‎Однако‏ ‎это ‎же‏ ‎обстоятельство ‎порождало‏ ‎и ‎оборотную‏ ‎сторону‏ ‎«медали»: ‎нигде‏ ‎в ‎Европе ‎не ‎найти ‎такой‏ ‎непривычки ‎к‏ ‎ровному,‏ ‎размеренному ‎труду.

Непредсказуемость ‎природы,‏ ‎многовековой ‎опыт‏ ‎суровой ‎жизни ‎выработали ‎у‏ ‎русских‏ ‎определённое ‎мировосприятие:‏ ‎удивление ‎и‏ ‎восхищение ‎красотой, ‎гармонией ‎природы ‎в‏ ‎сочетании‏ ‎с ‎уважением‏ ‎к ‎её‏ ‎могуществу ‎и ‎величию. ‎Жизнь ‎заставляла‏ ‎русского‏ ‎человека‏ ‎упорно ‎трудиться,‏ ‎а ‎борьба‏ ‎за ‎существование‏ ‎всегда‏ ‎принимала ‎конкретные‏ ‎формы. ‎Поэтому ‎в ‎русском ‎национальном‏ ‎характере ‎пассивная‏ ‎созерцательность,‏ ‎фатализм ‎сочетается ‎с‏ ‎весьма ‎практическим‏ ‎отношением ‎к ‎жизни. ‎На‏ ‎что-то‏ ‎русский ‎махнёт‏ ‎рукой, ‎а‏ ‎от ‎чего-то ‎никогда ‎не ‎откажется.

Невозможность‏ ‎рассчитать‏ ‎всё ‎наперёд,‏ ‎заранее ‎разработать‏ ‎план ‎действий ‎заметно ‎отразились ‎на‏ ‎складе‏ ‎ума‏ ‎русских, ‎на‏ ‎манере ‎их‏ ‎мышления. ‎В‏ ‎их‏ ‎коллективном ‎сознании‏ ‎преобладает ‎интуитивизм. ‎Русский ‎человек ‎принимает‏ ‎решения ‎не‏ ‎головой,‏ ‎а ‎сердцем, ‎душой.‏ ‎Он ‎более‏ ‎склонен ‎оглядываться ‎назад, ‎чем‏ ‎заглядывать‏ ‎вперёд. ‎Обсуждение‏ ‎прошлого ‎в‏ ‎России ‎всегда ‎превалирует ‎над ‎планами‏ ‎будущего.‏ ‎Не ‎случайно‏ ‎сам ‎народ‏ ‎говорит ‎о ‎себе, ‎что ‎«русский‏ ‎мужик‏ ‎задним‏ ‎умом ‎крепок».‏ ‎Это ‎делает‏ ‎его ‎более‏ ‎осмотрительным,‏ ‎чем ‎предусмотрительным.

Избежать‏ ‎прошлых ‎ошибок ‎для ‎нас ‎важнее,‏ ‎чем ‎добиться‏ ‎новых‏ ‎свершений. ‎И ‎в‏ ‎этом, ‎конечно,‏ ‎кроется ‎большая ‎проблема ‎для‏ ‎нашего‏ ‎национального ‎развития.

2.  Пожар

Первым‏ ‎врагом ‎деревянных‏ ‎русских ‎городов ‎были ‎пожары. ‎Старая‏ ‎поговорка‏ ‎недаром ‎гласит,‏ ‎что ‎Москва‏ ‎от ‎грошовой ‎свечки ‎сгорела. ‎Сильные‏ ‎пожары‏ ‎случались‏ ‎в ‎Москве‏ ‎с ‎периодичностью‏ ‎примерно ‎раз‏ ‎в‏ ‎шесть ‎лет.‏ ‎Город ‎при ‎этом ‎выгорал ‎почти‏ ‎целиком, ‎вместе‏ ‎с‏ ‎Кремлем, ‎по ‎причине‏ ‎тесной ‎скученности‏ ‎построек. ‎Летопись ‎свидетельствует, ‎что‏ ‎во‏ ‎время ‎страшного‏ ‎пожара ‎1445‏ ‎года ‎даже ‎каменные ‎кремлёвские ‎стены‏ ‎распадались‏ ‎от ‎невыносимой‏ ‎жары. ‎Впрочем,‏ ‎от ‎огненной ‎беды ‎Москва ‎оправлялась‏ ‎достаточно‏ ‎быстро.‏ ‎Леса ‎вокруг‏ ‎Москвы ‎было‏ ‎в ‎избытке,‏ ‎а‏ ‎чтобы ‎поставить‏ ‎новую ‎избу ‎вместо ‎сгоревшей ‎тогдашней‏ ‎многолюдной ‎семье‏ ‎требовалось‏ ‎не ‎больше ‎суток.

3.  Моровое‏ ‎поветрие

Гораздо ‎страшнее‏ ‎пожаров ‎были ‎эпидемии, ‎или,‏ ‎как‏ ‎их ‎называли‏ ‎в ‎то‏ ‎время ‎— ‎моры ‎и ‎язвы.‏ ‎Один‏ ‎такой ‎великий‏ ‎мор ‎начался‏ ‎в ‎русских ‎городах ‎в ‎1417‏ ‎году.‏ ‎Летописец‏ ‎так ‎описывает‏ ‎симптомы ‎заразы:‏ ‎«А ‎болезнь‏ ‎была‏ ‎такова: ‎сперва‏ ‎как ‎рогатиной ‎ударит ‎за ‎лопатку‏ ‎или ‎против‏ ‎сердца‏ ‎под ‎грудь… ‎и‏ ‎разболеется ‎человек,‏ ‎и ‎начнёт ‎кровью ‎харкать,‏ ‎и‏ ‎разобьёт ‎его‏ ‎огнём, ‎и‏ ‎потом ‎бывает ‎пот, ‎потом ‎дрожь‏ ‎его‏ ‎возьмёт, ‎и‏ ‎так ‎полежав‏ ‎в ‎болезни ‎один, ‎два ‎или‏ ‎три‏ ‎дня,‏ ‎умирают». ‎Вероятно,‏ ‎это ‎была‏ ‎бубонная ‎чума,‏ ‎поскольку‏ ‎дальше ‎летописец‏ ‎говорит ‎о ‎набухших ‎лимфатических ‎узлах,‏ ‎которые ‎появлялись‏ ‎у‏ ‎людей ‎«у ‎одного‏ ‎на ‎шее,‏ ‎у ‎другого ‎на ‎бедре,‏ ‎у‏ ‎третьего ‎под‏ ‎пазухой, ‎у‏ ‎иного ‎под ‎скулою, ‎у ‎иного‏ ‎за‏ ‎лопаткою». ‎Живые‏ ‎не ‎успевали‏ ‎хоронить ‎мёртвых, ‎один ‎здоровый ‎ухаживал‏ ‎за‏ ‎десятью‏ ‎больными. ‎Многие‏ ‎дворы ‎стояли‏ ‎пусты, ‎констатирует‏ ‎летописец,‏ ‎а ‎в‏ ‎иных ‎осталось ‎по ‎одному ‎взрослому‏ ‎человеку, ‎а‏ ‎где‏ ‎— ‎всего ‎лишь‏ ‎один ‎ребёнок.‏ ‎Вместе ‎с ‎простыми ‎москвичами‏ ‎болезнь‏ ‎унесла ‎в‏ ‎могилу ‎нескольких‏ ‎представителей ‎княжеского ‎дома.

К ‎этим ‎бедствиям‏ ‎время‏ ‎от ‎времени‏ ‎добавлялись ‎страшные‏ ‎голодовки. ‎Русский ‎народ ‎создавал ‎свой‏ ‎хозяйственно-культурный‏ ‎уклад‏ ‎жизни ‎в‏ ‎неимоверно ‎тяжёлых‏ ‎условиях. ‎Россия‏ ‎—‏ ‎в ‎значительной‏ ‎степени ‎приполярная ‎страна. ‎Англичанин ‎Джильс‏ ‎Флетчер, ‎посетивший‏ ‎Россию‏ ‎в ‎конце ‎XVI‏ ‎века, ‎с‏ ‎содроганием ‎писал: ‎«От ‎одного‏ ‎взгляда‏ ‎на ‎зиму‏ ‎в ‎России‏ ‎можно ‎почувствовать ‎холод. ‎В ‎это‏ ‎время‏ ‎морозы ‎бывают‏ ‎так ‎велики,‏ ‎что ‎вода, ‎выливаясь ‎по ‎каплям,‏ ‎превращается‏ ‎в‏ ‎лёд, ‎не‏ ‎достигнув ‎земли.‏ ‎В ‎самый‏ ‎большой‏ ‎холод, ‎если‏ ‎возьмёте ‎в ‎руки ‎металлическое ‎блюдо‏ ‎или ‎кувшин,‏ ‎пальцы‏ ‎ваши ‎тотчас ‎примёрзнут,‏ ‎и, ‎отнимая‏ ‎их, ‎вы ‎сдерёте ‎кожу.‏ ‎Когда‏ ‎вы ‎выходите‏ ‎из ‎тёплой‏ ‎комнаты ‎на ‎мороз, ‎дыхание ‎ваше‏ ‎спирается,‏ ‎холодный ‎воздух‏ ‎душит ‎вас.‏ ‎Не ‎одни ‎путешествующие, ‎но ‎и‏ ‎люди‏ ‎на‏ ‎рынках ‎и‏ ‎на ‎улицах,‏ ‎в ‎городах‏ ‎испытывают‏ ‎над ‎собой‏ ‎действие ‎мороза: ‎одни ‎совсем ‎замерзают,‏ ‎другие ‎падают‏ ‎на‏ ‎улицах; ‎многих ‎привозят‏ ‎в ‎города‏ ‎сидящими ‎в ‎санях ‎и‏ ‎замёрзшими‏ ‎в ‎таком‏ ‎положении; ‎иные‏ ‎отмораживают ‎себе ‎нос, ‎уши, ‎щеки,‏ ‎пальцы‏ ‎и ‎прочее.‏ ‎Когда ‎зима‏ ‎очень ‎сурова, ‎часто ‎случается, ‎что‏ ‎медведи‏ ‎и‏ ‎волки, ‎побуждаемые‏ ‎голодом, ‎стаями‏ ‎выходят ‎из‏ ‎лесов,‏ ‎нападают ‎на‏ ‎селения ‎и ‎опустошают ‎их: ‎тогда‏ ‎жители ‎принуждены‏ ‎спасаться‏ ‎бегством».

Прокормиться ‎в ‎этих‏ ‎суровых ‎природно-климатических‏ ‎условиях ‎было ‎чрезвычайно ‎трудно.‏ ‎Урожайность‏ ‎зерновых ‎на‏ ‎Руси ‎составляла‏ ‎всего ‎лишь ‎сам-два, ‎сам-три ‎—‏ ‎в‏ ‎несколько ‎раз‏ ‎меньше, ‎чем‏ ‎в ‎Европе.

Поэтому ‎русский ‎человек, ‎несмотря‏ ‎на‏ ‎упорный‏ ‎труд ‎и‏ ‎выносливость, ‎не‏ ‎мог ‎обеспечить‏ ‎себе‏ ‎безбедное ‎существование.‏ ‎Голодовки ‎— ‎постоянный ‎спутник ‎русской‏ ‎истории. ‎Например,‏ ‎в‏ ‎1422 ‎году ‎начался‏ ‎голод, ‎охвативший‏ ‎многие ‎русские ‎земли. ‎Голодавшие‏ ‎ели‏ ‎трупы ‎павших‏ ‎лошадей, ‎ловили‏ ‎собак ‎и ‎кошек, ‎«и ‎люди‏ ‎людей‏ ‎ядоша», ‎добавляет‏ ‎летопись.

Читать: 3+ мин
logo Заметки на полях истории

Немного про сайки с изюмом

Весна ‎не‏ ‎радовала ‎нас ‎погодой ‎и ‎хочется‏ ‎тепла, ‎горячих‏ ‎батарей‏ ‎и, ‎возможно, ‎свежих,‏ ‎еще ‎теплых‏ ‎сдобных ‎булочек ‎прямо ‎из‏ ‎печи‏ ‎:)

А ‎вы‏ ‎знали ‎про‏ ‎то, ‎что ‎одним ‎из ‎самых‏ ‎распространенных‏ ‎видов ‎булочек‏ ‎на ‎Руси‏ ‎были ‎сайки? ‎По ‎одной ‎из‏ ‎версий‏ ‎их‏ ‎рецепт ‎появляется‏ ‎в ‎конце‏ ‎XVII ‎—‏ ‎начале‏ ‎XVIII ‎века‏ ‎от ‎новгородских ‎купцов, ‎перенявших ‎его‏ ‎у ‎жителей‏ ‎Прибалтики.‏ ‎Эта ‎версия ‎косвенно‏ ‎подтверждается ‎тем,‏ ‎что ‎на ‎современном ‎эстонском‏ ‎языке‏ ‎sai ‎означает‏ ‎«белый ‎хлеб».

«Крупчатые‏ ‎и ‎пшеничные ‎хлебы ‎были ‎не‏ ‎что‏ ‎иное, ‎как‏ ‎сайки. ‎Они‏ ‎доселе ‎в ‎славе, ‎и ‎лучшие‏ ‎из‏ ‎них‏ ‎можно ‎иметь‏ ‎в ‎Москве‏ ‎на ‎красной‏ ‎площади,‏ ‎недалеко ‎от‏ ‎царского ‎амвона, ‎у ‎пекаря ‎Румянцова,‏ ‎который ‎здесь‏ ‎продаёт‏ ‎их, ‎и ‎они‏ ‎слывут ‎румянцевскими‏ ‎сайками…» ‎— ‎пишет ‎о‏ ‎сайках‏ ‎этнограф ‎Александр‏ ‎Терещенко ‎в‏ ‎1848 ‎году ‎в ‎труде ‎«Быт‏ ‎русского‏ ‎народа».

Интересна ‎история‏ ‎появления ‎саек‏ ‎с ‎изюмом. ‎Их ‎изобретение ‎приписывают‏ ‎знаменитому‏ ‎московскому‏ ‎булочнику ‎Ивану‏ ‎Филиппову. ‎Вот‏ ‎как ‎это‏ ‎происходило‏ ‎по ‎мнению‏ ‎бытописателя ‎Владимира ‎Гиляровского:

«Каждое ‎утро ‎горячие‏ ‎сайки ‎от‏ ‎Филиппова‏ ‎подавались ‎к ‎чаю‏ ‎генерал‑губернатору ‎Закревскому.‏ ‎Однажды ‎он, ‎взяв ‎сайку,‏ ‎вдруг‏ ‎закричал:

— Это ‎что‏ ‎за ‎мерзость?!‏ ‎Позвать ‎сюда ‎булочника ‎Филиппова!

Вскоре ‎испуганного‏ ‎Филиппова‏ ‎доставили ‎пред‏ ‎начальнические ‎очи.

— Э-тто‏ ‎что? ‎Таракан?! ‎— ‎сунул ‎ему‏ ‎сайку‏ ‎генерал‑губернатор.

— И‏ ‎очень ‎даже‏ ‎просто, ‎ваше‏ ‎превосходительство, ‎—‏ ‎отвечал‏ ‎старик. ‎—‏ ‎Это ‎изюминка‑с!

И ‎съел ‎кусок ‎с‏ ‎тараканом.

— Врешь, ‎мерзавец!‏ ‎Разве‏ ‎сайки ‎с ‎изюмом‏ ‎бывают? ‎Пошел‏ ‎вон!

Бегом ‎вернулся ‎Филиппов ‎в‏ ‎пекарню,‏ ‎схватил ‎решето‏ ‎изюма ‎да‏ ‎в ‎саечное ‎тесто, ‎к ‎великому‏ ‎ужасу‏ ‎пекарей, ‎и‏ ‎вывалил. ‎Через‏ ‎час ‎он ‎угощал ‎генерал‑губернатора ‎сайками‏ ‎с‏ ‎изюмом,‏ ‎а ‎через‏ ‎день ‎уже‏ ‎от ‎покупателей‏ ‎отбою‏ ‎не ‎было.

— И‏ ‎очень ‎просто! ‎Все ‎само ‎выходит,‏ ‎поймать ‎сумей,‏ ‎—‏ ‎говорил ‎Филиппов ‎при‏ ‎упоминании ‎о‏ ‎сайках ‎с ‎изюмом».» ‎(Гиляровский‏ ‎В.,‏ ‎«Москва ‎и‏ ‎москвичи»).

Стоит ‎отметить,‏ ‎при ‎жизни ‎Ивана ‎Максимовича ‎Филиппова‏ ‎эту‏ ‎анекдотичную ‎ситуацию‏ ‎рассказывали ‎о‏ ‎нем ‎и ‎графе ‎Арсении ‎Андреевиче‏ ‎Закревском‏ ‎(про‏ ‎них ‎Гиляровский‏ ‎и ‎написал‏ ‎в ‎своем‏ ‎очерке),‏ ‎а ‎позже‏ ‎— ‎уже ‎о ‎его ‎сыне‏ ‎Дмитрии ‎Ивановиче‏ ‎и‏ ‎князе ‎Владимире ‎Андреевиче‏ ‎Долгорукове.

В ‎общем,‏ ‎хоть ‎история ‎и ‎не‏ ‎подтверждена‏ ‎источниками, ‎но‏ ‎идеально ‎вписывается‏ ‎в ‎концепцию ‎удачливого ‎предпринимателя, ‎коими‏ ‎являлись‏ ‎отец ‎и‏ ‎сын ‎Филипповы‏ ‎— ‎знаменитые ‎булочники ‎рубежа ‎XIX–XX‏ ‎веков.

Слава‏ ‎«филипповской»‏ ‎продукции ‎распространилась‏ ‎далеко ‎за‏ ‎пределы ‎Москвы.‏ ‎В‏ ‎1855 ‎г.‏ ‎за ‎отличное ‎качество ‎и ‎широкий‏ ‎ассортимент ‎продукции‏ ‎московский‏ ‎булочник ‎получил ‎звание‏ ‎Поставщика ‎двора‏ ‎Его ‎Императорского ‎Величества. ‎Как‏ ‎пишет‏ ‎Гиляровский, ‎в‏ ‎народе ‎поговаривали,‏ ‎что ‎свои ‎калачи ‎Филиппов ‎в‏ ‎особо‏ ‎закрытых ‎липовых‏ ‎коробах ‎«с‏ ‎пылу, ‎с ‎жару, ‎укрытые ‎под‏ ‎особыми‏ ‎пуховичками,‏ ‎важивал ‎прямо‏ ‎с ‎Тверской‏ ‎в ‎Зимний‏ ‎дворец‏ ‎к ‎царскому‏ ‎кофию».

Смотреть: 2 час 6+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Забытая мелодия для флейты

Доступно подписчикам уровня
«Промо уровень»
Подписаться за 100₽ в месяц

В прошлом студент консерватории и хороший флейтист, а в настоящем - муж дочери «большого человека», и сам начальник одного из подразделений Главного управления Леонид Семенович Филимонов, однажды почувствовал физическое недомогание: прихватило сердце. И это в неполные сорок лет от роду! Сей неприятный случай послужил поводом для знакомства бывшего флейтиста с молоденькой медсестрой...

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048