Manuel Rodriguez III. Каста гитарных мастеров
Хосе Мануэль Лопес
Cutaway Magazine
Декабрь 2013 - Январь 2014
После пребывания в Западном Голливуде и последующего возвращения в Испанию Мануэль Родригес III приобрёл огромный опыт в области конструирования и маркетинга испанской гитары. Полностью посвятив себя заботе об окружающей среде и продвижению испанской гитары как испанского брэнда, он рассказывает нам о своём подходе к этому в следующем интервью.
Вполне очевидно, что вы принадлежите к династии мастеров, но когда Вы поняли, что собираетесь посвятить себя этому делу?
Очень хороший вопрос, я начал заниматься гитарами в возрасте одиннадцати лет, после окончания колледжа в Западном Голливуде, я помогал отцу выкладывать мозаику и чуть не выпил шеллак, похожий на Cola Cao. Я втянул в себя мастерство лютье вместе с запахами дерева и клея. Когда я вернулся в Испанию в 1975 году, когда Франко уже не был у власти, я был не очень хорошим учеником и начал изготавливать гитары, когда мне было 18 лет.
Каким было ваше ученичество в качестве лютье?
Я начал в 18 лет, и когда я сделал свою десятую гитару, на своём красном Renault 11, который я купил, преподавая английский язык, я отправился в путешествие по Франции, Великобритании и Бельгии, демонстрируя свои гитары. Они были очень популярны в Лондоне в различных магазинах, я жил там, работал официантом в отеле Runnymede под Виндзором и по вечерам ходил по магазинам, рекламируя наши гитары. Это были восьмидесятые годы.
Ваша семья будучи эмигрантами, поселилась в Лос-Анджелесе, что послужило причиной отъезда из Испании?
Мой отец работал на улице Министрилес в 1955 году в районе Лавапьес вместе с другим лютье Марсело Барберо, в то время, когда после Гражданской войны в стране царило бедственное положение. Мои дедушка и бабушка были носильщиками, и мой дедушка также делал гитары вместе с моим отцом, не забывайте, что моя семья пережила две мировые войны и гражданскую войну, будучи лютье Профессор Калифорнийского университета Тед Норман шёл по улице Министрилес и спросил его, не хочет ли он поехать в Лос-Анджелес, Калифорния, чтобы делать гитары для Калифорнийского университета и голливудской индустрии. Мой отец не стал долго раздумывать, женился на моей матери и, имея 100 долларов в кармане и пару инструментов, отправился за американской мечтой!
Как правило, большинство испанских производителей классических гитар или гитар фламенко продают значительную часть своей продукции за пределами Испании, как Вы думаете, почему так происходит?
Ну, во-первых, испанская гитара - это символ страны, а современная гитара, произошедшая от виуэлы, была изобретена Антонио Торресом приблизительно в 1850 году.
Она была изобретена в Испании так же, как вертолёт или подводная лодка, и мы должны защищать наше культурное наследие. Именно поэтому на мировом уровне гитара с нейлоновыми струнами отождествляется с Испанией, как акустическая и электрогитара - с США. Мы должны понять, что мы - история гитары, потому что акустическая и электрогитара произошли от испанской гитары.
Акустические гитары появились в 1890 году благодаря компании Martin Guitars, а лектрогитары - благодаря Лео Фендеру в 1950-е годы. Это моя точка зрения на то, почему мы экспортируем продукцию по всему миру. Мы существуем уже 108 лет, являемся вторым по старшинству брэндом в мире и экспортируем 90% своей продукции в 120 стран.
С Вашей точки зрения, что Вы считаете более важным в конечном результате гитары - хорошую технологию изготовления или хорошую древесину, хорошие компоненты...?
Я думаю, что в первую очередь для нас важен опыт 108 лет работы в этой профессии, каждый день мы узнаём что-то новое. Конечно, дерево, его сушка и возраст - это самое важное, но также на конструкцию влияет температура или высота над уровнем моря, и даже ваше душевное состояние. Каждая гитара индивидуальна, как человек, как красивая женщина. Вы должны сделать так, чтобы каждая нота звучала душевно.
Также важна зернистость верхней деки, чем она мельче, тем сбалансированнее басы и тембра, а также используемые пружины и то, что каждый лютье имеет свою индивидуальность в конструкции, в этом и кроется богатство разнообразия.
Что Вы считаете хорошей отстройкой гитары?
Очень важна настройка порожков, в MR Guitars на всех моделях используется неотбеленная кость, также она должна быть мягкой по вибрации и с небольшой компенсацией мензуры между 5 и 14 ладами, всего один мм. В то же время струны имеют принципиальное значение, если они жёсткого или мягкого натяжения, мы используем жесткие, D'Addario EXP46 Hard Tension.
Каковы Ваши рекомендации в профессии?
Быть лютье любого инструмента - это страсть, мой отец говорил: "Если ты делаешь что-то своими руками, у тебя есть страна в мире". Это моё мировоззрение, и я должен быть уверен, что это так".
Это моё мировоззрение, и я должен передать его четвёртому поколению, что будет нелегко и не может быть принудительным. Я также несу символ такого прекрасного и универсального инструмента, как испанская гитара.
Развивается ли испанская гитара или, наоборот, всё уже сказано?
Гитара постоянно развивается, когда инструмент рождается, он прогрессирует в своём звучании каждый год. Это также зависит от верхих дек, если они сделаны из кедра, то вначале они прогрессируют, но затем с годами их звук и громкость немного ослабевают, если из ели, то вначале они тусклые, а затем прогрессируют с каждым годом, как скрипки, которые сделаны из ели.
Кроме того, эволюционируют звукосниматели и системы эквализации.
Что вы можете рассказать о вашем экологически чистом ремесле мастерской?
Мы являемся компанией "Eco Friendly" и думаем "Зелено", поскольку в нашей отрасли их очень мало, и нам всем приходится прилагать большие усилия, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений. Три года назад мы установили на нашей крыше солнечную электростанцию мощностью 100 кВт, чтобы мы могли производить наши гитары с помощью солнечной энергии и продавать излишки энергии электрической компании. В следующем году мы хотим начать регистрацию FSC, мы хотим делать шпон из опилок с нашим поставщиком шпона, чтобы избежать вырубки деревьев, мы также работаем с экологическими лаками без растворителей и с воском для создания винтажной отделки. Мы даже используем гибридные автомобили, а на крыше моего автомобиля установлена солнечная батарея. Это наша страсть - мыслить экологично.
Мы сотрудничаем с банком Triodos, он поддерживает нас в нашем культурном и экологическом проекте. Если мы идём в обычный испанский банк, просим кредит, а там нас спрашивают, можно ли заработать на жизнь как лютье... В нашей стране всё очень печально!
Есть ли какая-то связь между испанской гитарой и гитарой мануш?
Из испанской классической гитары, которая произошла от виуэлы, в 30-40-е годы прошлого века возникла французская гитара Маккаферри, мануш, с её очень своеобразной и чистой музыкой. Это промежуточное звено между классической и акустической гитарой, мы производим их для европейского рынка, а также с винтажной отделкой, это очень небольшой рынок, и мы единственные в Испании, кто их производит.
Насколько широк ваш ассортимент и какие факторы вы принимаете во внимание при его составлении?
В связи с тем, что в этом году в мире разразился кризис, спрос на классические гитары с нейлоновыми струнами сильно упал, и в разговоре с Ларри Томасом, генеральным директором компании Fender, он сказал мне, что спрос на электрогитары также упал, поэтому мы должны иметь ряд других инструментов, которые мы производим, таких как гитары типа Maccaferrri, гитары с катавэями с электрогитарными грифами, укулеле из массива коа, кахоны для фламенко и т.д., чтобы иметь возможность сбалансировать наш оборот. Мы производим 80 различных моделей.
Принимаете ли вы индивидуальные заказы?
У нас есть Custom Shop, где заказчик может выбрать древесину, конструкцию и профиль грифа. Мы изготавливаем гитары по индивидуальному заказу клиента, разумеется, за дополнительную плату.
Как вы сочетаете традиции и современность?
Испанская гитара с нейлоновыми струнами должна эволюционировать в сторону производства инструментов с электрогитарным грифом, катавэем, узким или широким корпусом, а также с высокотехнологичными эквалайзерами, такими как Lr Baggs или Fishman. Мы работаем над проектом iPhone в гитаре с микшером, представьте себе музыканта, который находится на пляже на Гавайях, у него возникает музыкальное вдохновение, он записывает его на свой микшер, встроенный в гитару, и отправляет записанный фрагмент по Wi Fi в свою студию звукозаписи. Это "следующий шаг", мы должны быть менее консервативными и донести идею "экологичности" до молодого рынка, с более современными конструкциями, с более экзотическими породами дерева... Наш девиз: "Богатый звук, богатая история, богатая красота с 1905 года".
Что Вы считаете самой важной задачей в процессе производства?
Прежде всего, это сушка древесины. Наши гитары отправляются в 120 стран с очень разным климатом, поэтому мы должны адаптироваться к климату, высушивая древесину до 4% влажности, а также позаботиться о лаках для влажных стран, например, расположенных на экваторе, и для очень жарких стран. Затем расположение пружин, выбор древесины и её возраст, у нас есть палисандр моего деда 1940 года с ограничениями CITES, регулярный после Декларации CITES от 1992 года, этот палисандр - золото нашей компании.
Есть много молодых людей, которые начинают играть на электрогитаре. Что бы Вы сказали им, чтобы заинтересовать их испанской гитарой?
Как я уже сказал, мы адаптируемся к современности, создавая более современные модели, с грифом, как у электрогитар, и катавэями, как у модели Boca MR.
Многие производители электрогитар строят свою коммерческую политику на основе эндорсмента. Необходимо ли иметь послужной список гитаристов, чтобы иметь возможность продавать инструменты?
Я считаю, что в мире гитар с нейлоновыми струнами очень важно иметь послужной список музыкантов по всему миру, которые признают ваши усилия и брэнд, а также то, что вы производите гитары, которые их устраивают. Очень немногие имеют в своём послужном списке Карлоса Сантану, Стиви Уандера, Earth Wind and Fire, Ману, Рики Мартина и многих испанцев, как мы.
Мы очень заботимся о поддержке и продвижении испанского брэнда.
Что Вы думаете о запрете на использование некоторых пород дерева с целью защиты их от вырубки?
Фундаментально, я думаю, вы знаете нашу точку зрения на заботу о нашей планете. Я вижу, как Китай захватывает Африку по заготовке древесины, а на Мадагаскаре они уничтожают весь лесной массив, который является нашим кислородом, а мы практически ничего не делаем, по крайней мере, MR вносит свой вклад в развитие планеты.
Что даёт MR Guitars гитарной индустрии и музыкантам?
Мы единственные, кто, как амбассадоры испанской гитары, дарим инструменты в качестве национального символа главам государств, лауреатам Нобелевской премии или музыкантам. И мы делаем это не только от своего имени, но и от имени всех лютье Испании и испанских брэндов.
В заключение назовите три причины, по которым стоит купить гитару MR...
На этот вопрос должны ответить покупатели и музыканты, мы не лучше и не хуже, мы просто ещё один представитель испанских брэндов и всегда думаем об "экологичности".
Я родился в Западном Голливуде, испанская страсть, нести Испанию как символ гитары очень приятно, жаль, что нас больше ценят за границей, чем в Испании, в нашей стране у нас образ "простолюдинов", мне жаль это выражать, но это моя точка зрения, когда я провожу семинары по всему миру и встречаюсь с лютье из других стран, первое, что я им говорю, давайте делиться, чтобы мы оба были "победителями", вы всегда узнаете что-то новое от других людей той же профессии.
Но если вернуться к вопросу, то рынок, который является самым мудрым из всех, должен оценивать эти три причины.
0 комментариев