На третьей неделе мая послы стран ЕС начали обсуждение проекта 14-го пакета санкций против России. В нем, в числе прочего, содержатся меры, нацеленные против конкретных проектов СПГ заводов ПАО «Новатэк». На портале LNGnews.RU опубликован обзор нового пакета санкций.
СПГ
ЕС запретит предоставление услуг по перегрузке российского СПГ на своих объектах для транспортировки в третьи страны. Это не касается импорта в ЕС. ЕС также запретит новые инвестиции и поставки товаров, технологий и услуг европейскими операторами для завершения строительства проектов СПГ, таких как «Арктик СПГ» и «Мурманск СПГ».
Судоходство
ЕС запретит заход в свои порты и шлюзы судов, которые способствовали военным усилиям России. Это может включать перевозку товаров, приносящих России значительный доход, товаров или технологий, используемых в оборонном секторе и секторе безопасности, или перевозку топлива вне рамок системы потолка цен G7.
Борьба с нарушениями
Европейские операторы также будут нести ответственность, если не входящие в ЕС организации, которыми они владеют или контролируют, нарушают санкции. В отношении чувствительных товаров, используемых на поле боя или имеющих решающее значение для российской армии, операторы должны будут иметь системы due diligence (доскональное расследование) для выявления и снижения рисков экспорта в Россию. Невыполнение этого требования может повлечь за собой ответственность оператора. Такие операторы ЕС должны будут в договорном порядке обязать третьи стороны не предоставлять России соответствующие права интеллектуальной собственности или коммерческую тайну, а также сообщать о любых нарушениях.
Политические партии, аналитические центры, СМИ
ЕС запретит политическим партиям, фондам, аналитическим центрам и СМИ получать финансирование, пожертвования или другие экономические выгоды от России. Предложения также включают добавление «Голоса Европы», РИА Новости, «Известий» и «Российской газеты» в санкционный список СМИ.
Химикаты, сырье
ЕС запретит импорт гелия из России и введет дополнительные ограничения на экспорт товаров, которые могут способствовать развитию российской промышленности, включая марганцевые руды и соединения редкоземельных элементов, а также землеройную технику и электрооборудование.
Алмазы
Уточнение, что необработанные алмазы, импортированные из России до 1 января, и бриллианты, импортированные до 1 марта или 1 сентября, в зависимости от веса, не будут подпадать под запрет.
Транспорт
Предложение ужесточить запрет на российские рейсы, включив в него любые воздушные суда, место или время посадки которых определяет российское физическое или юридическое лицо, и обязать операторов предоставлять властям информацию о владельцах самолетов, а в некоторых случаях — и о пассажирах. Также ужесточаются правила перевозки грузов автомобильным транспортом, исключая компании, в которых российские физические или юридические лица владеют 25% или более.
Говоря об СПГ, надо понимать, что ПАО «Новатэк», оператор и владелец проектов Ямал СПГ и Арктик СПГ 2 использует порты ЕС для перевалки арктического топлива с судов ледового класса на обычные танкеры. Хотя перекрытие доступа не помешает грузам попадать в Европу, где импорт СПГ из России после 24.02.2022 года даже увеличился, это затруднит их дальнейшую отправку в третьи страны в Азии, что может разозлить ключевых покупателей, таких как Китай или Индия.
Это будет первый раз, когда Европа предпримет конкретные действия против российского СПГ.
Если ограничения будут одобрены, это может привести к ещё большему объёму российского топлива, циркулирующего в Европе. Это также может спровоцировать контрактные проблемы для европейских логистических компаний и политическую реакцию со стороны других стран, покупающих газ.
Стоит напомнить, что проект «Ямал СПГ», возглавляемый «Новатэком», использует порты Зебрюгге в Бельгии и Монтуар во Франции для перегрузки грузов со своих 15 судов ледокольного класса на обычные танкеры. Это делается с целью оптимизировать логистические расходы, по максиму используя дорогие газовозы высокго ледового класса. Как правило прибывающее судно разгружается на терминале, а стандартный танкер СПГ загружается примерно в то же время. Такая схема станет невозможной при введении запрета.
В экстремальном сценарии, если «Новатэк» не сможет перестроить свою логистику, и экспорт российского СПГ будет остановлен, Европа сорвёт российский контракт на поставку 3 млн тонн в год в Китай, что может вызвать политическую реакцию со стороны Китая
Как это скажется на европейских компаниях?
Европейские компании, такие как принадлежащая государству немецкая Securing Energy for Europe GmbH, Shell Plc и TotalEnergies SE, полагаются на перевалку в Зебрюгге и Монтуаре для грузов «Ямала», согласно контрактной базе, опубликованной группой мировых импортёров.
Срок действия этих контрактов истекает только в 2038 и 2041 годах, что потенциально открывает двери для уведомлений о форс-мажоре или контрактных споров, если перевалка будет запрещена.
Например, SEFE нуждается в перевалке объёмов «Ямал СПГ» в Зебрюгге для выполнения своего долгосрочного контракта с индийской GAIL Ltd. Руководитель немецкой компании ранее в этом году заявил Bloomberg, что поставки «Ямала» могут остаться на континенте, если это будет дешевле с точки зрения логистики, при этом поставки GAIL будут осуществляться из других источников. SEFE заявила, что следит за развитием событий и отказалась от подробных комментариев по поводу потенциального воздействия пакета санкций.
Одним из главных проигравших может стать Fluxys SA, которая управляет СПГ-терминалом в Зебрюгге. Компания построила на терминале специальный резервуар для хранения в рамках 20-летнего контракта с Yamal Trade, торговым подразделением «Ямал СПГ».
Справка http://LNGnews.RU
«Ямал СПГ» начал использование резервуара для перевалки СПГ в терминале Зебрюгге в рамках 20-летнего соглашения между Yamal Trade и Fluxys LNG NV/SA. Построенный специально для нужд «Ямал СПГ» резервуар объёмом 180 000 м³ позволяет перегружать до 8 млн т СПГ в год. Подробнее — в материале http://LNGnews.RU «Ямал СПГ получил резервуар для перевалки СПГ на терминале Зебрюгге» от 27.12.2019 г.
Терминал может объявить форс-мажор в случае введения санкций на перевалку или столкнуться со штрафами в размере до €1 млрд ($1,1 млрд), если он не сможет предоставить Yamal Trade услугу до истечения срока действия контракта, согласно одной из рыночных оценок. Представитель Fluxys заявил, что неясно, что именно будет охвачено санкциями, и поэтому невозможно оценить точное воздействие.
Резюмируя, предлагаемый запрет на использование портов ЕС для реэкспорта российского СПГ может привести к увеличению российского СПГ в ЕС, усложнить логистику перевозок для России и потенциально нарушить контракты и отношения между европейскими компаниями и российскими поставщиками СПГ. Полные последствия этой меры еще предстоит определить.