Мне давно хотелось поделиться своими впечатлениями о своей самой первой поездке за рубеж, в то время, когда выехать в капиталистическую страну было практически почти невозможно…
Невозможное оказалось возможным только лишь благодаря тому, что активно сотрудничал с обкомом комсомола, всё началось с того, что необходимо было сделать эмблему и графическое сопровождение проведения турнира «Золотая шайба» в Ледовом Дворце «ИжСталь», и вот с этого всё и началось, довольно часто выполнял их поручения по разработке эскизов графического сопровождения к различным праздничным мероприятиям, за работу оплачивали, но чисто символически.
Поехать в путешествие готов был куда угодно, лишь бы посмотреть новые города, людей и особенно интересно, а как же там за кордоном живут.
Первая путевка, которую предложили была в Англию, все документы оформил, а вот что означает оформил, это необходимо было получить характеристику с подписями: секретаря первичной комсомольской организации, секретарей комсомольской и партийной организаций отдела, секретарей комсомольской и партийной организаций завода, секретаря райкома партии, вся характеристика была в подписях и печатях.
Когда приглашали на рассмотрение кандидатуры в заводоуправление, в кабинете присутствовало 6-7 человек из партийной и профсоюзной элиты завода и вопросы могли быть какие угодно (назвать фамилию президента или партийного лидера какой – нибудь страны, наименование столицы и т.д.).
Из списков группы выезжающих в Англию исключили по причине – группа должна была быть только из представителей рабочего класса, по записи в трудовой был представителем гнилой интеллигенции: художник – конструктор, несмотря на то что союз дизайнеров уже существовал, в трудовой книжке профессию дизайнер не записывали, так как слово дизайнер считалось буржуазным.
А вот на следующий год, снова собрав все требуемые подписи на характеристике, был включен в состав группы для поездки в Италию. Группа была сборная: девять человек из Удмуртии, девять из Тамбова и семнадцать из Ленинграда.
За три дня до вылета в Италию нас собрали в Москве для проведения инструктажа по правилам поведения туриста в капиталистической стране, и каждому дали прочесть инструкцию с грифом для служебного пользования, где было прописано, что в свободное время прогуливаться по городу желательно в составе 3 – 5 человек, и что в группе туристов может быть только 2 – 3 % беспартийных, а это всего один человек на всю группу, исходя из этого меня в группе не должно было быть, когда оформлял документы было 27 лет, а вот когда уже был в стране исполнилось 28 т.е. из комсомола по возрасту выбыл, в партию ещё не вступил.
После ознакомления с инструкцией вывод был один, по возвращению подать заявление в партию иначе на поездках придется поставить крест. Маршрут по Италии был интересным: Милан, Венеция, Болонья, Флоренция, Пиза, Лукка, в котором мы всего лишь пообедали и совершили часовую прогулку после обеда, чтобы получить представление о древнем городе Лукка, последний в списке Рим и вся поездка была рассчитана на 15 дней пребывания в стране.
12 сентября
В Милан прилетели в 15.30 (это был 1974 год). Когда от самолёта на автобусе привезли в аэропорт, мы сначала немного растерялись, не зная что делать дальше, хорошо среди тамбовчан была девушка свободно владеющая французским, она понимала итальянцев они её. С помощью Наташи заполнив все необходимые бумаги, выполнив таможенные формальности и забрав свои чемоданы, мы встретились и познакомились с нашим гидом.
Гидом оказалась русская, звать Лиля, это она так представилась, всего 2.5 года живущая в Италии, её муж учился в СССР. Шофёр автобуса симпатичный парень, по имени Тенио, довольно неплохо говорящий по русски, по национальности болгарин, проживавший в Ардеа Рома, небольшом городке на побережье, недалеко от Рима. Лиля сказала, что автобус, она и Тенио будут с нами на всё время путешествия.
Отель "Аргентина", место нашего проживания в Милане, на первом этаже ресторан, номера на этажах выше. Устроились по номерам, пристроили чемоданы и на улицу. До ужина прогулка в районе гостиницы, не отходя далеко т.к. времени свободного было немного, всего 1 час. Цены в магазинчиках, если перевести на рубли те же, что и у нас, имеется ввиду цены 1974 года.
Не далеко от входа в отель нас поджидал итальянский коробейник, лично для меня это была экзотика, вот только жаль парня, он рассчитывал на хороший заработок, но так как советские туристы, как мы узнали позднее, большая редкость для Милана, у него опыта общения с советскими туристами не было и какой с нас заработок, если у каждого было 18750 лир, 15 рублей, которые обменяли по курсу 1000 лир за один рубль 25 копеек, возможно у некоторых наших коллег из Ленинграда было и побольше.
Когда ехали по автостраде и по дорогам Милана, поражало отсутствие людей на улицах и везде машины, машины и машины, у нас в те времена машин на дорогах почти не было, из иномарок один форд - комби на весь город. После ужина (ужин по английски с первым, на второе мясо с салатом и конечно же вино, а на десерт мороженое) прогулялись по «Луна парку», посмотрели на работу аттракционов, а затем прошлись по улицам ночного Милана, по центральной улице, рассматривали витрины многочисленных маленьких магазинчиков, всё что в магазине, это всё выставлено в витринах.
Зелени в городе не видно совершенно, сплошь камень, точно по камню прошлась фреза и проложила улицы. Вечерами дома выглядят мёртвыми, окна закрыты ставнями и возможно ещё занавешены, стоят тёмные мрачные громады и улицы почти полностью заставлены машинами.
13 сентября
Экскурсия по Милану, гид по городу Альфо. Милан второй город по величине после Рима, город очень промышленный и очень много капиталистов, прокомментировал Альфо, ещё он сказал, что пока нет безработных, но вот после отпуска многие придя на работу не нашли свои рабочие места.
Была экскурсия на кладбище капиталистов, оно только для очень богатых, обязательно необходимо построить монумент и многие создают его ещё при жизни.
Монументальное кладбище — некрополь в Милане. Одно из двух крупнейших кладбищ города, считается одним из самых богатых надгробными украшениями и памятниками в Европе, среди известных мастеров, работавших на кладбище — Бутти, Энрико, Данте Парини, Паоло Трубецкой.
Посетили территорию замка Сфорцо, построенного в середине 15 века.
Кастелло-Сфорцеско, или замок Сфорца (итал. Castello Sforzesco) — название резиденций миланских герцогов династии Сфорца в Милане и Виджевано. Миланский замок первоначально возведён в XIV веке как резиденция Висконти, но был разобран толпой восставшего народа после провозглашения Амброзианской республики. Отстроен Франческо Сфорца в середине XV века. Во второй половине XV века к украшению замка был привлечён Леонардо да Винчи; из его работ сохранились только пергола и рукопись с литературными опытами.
Облик крепости Сфорца взяли за образец миланские архитекторы, работавшие над Московским Кремлём (форма башен и корона венчающих стены зубцов). Центральную башню миланской крепости (башня Филарете) спроектировал Антонио Филарете, одно время работавший вместе с Аристотелем Фиораванти.
Изогелия сделана мокрым способом и для неё использовал фото девушки с соседнего фото, делал в том же 1974 году, к этому времени освоил этот творческий приём перевода фотографии в изогелию. Хорошо сработало то, что что у фото очень большая зернистость, как в мои времена говорили, что зерно с кулак, в результате работа получается художественной и в тоже время сохраняется документальность фотографии.
По пути заехали в доминиканский монастырь Санта-Мария-делле-Грацие и посмотрели «Тайную вечерю» — монументальную роспись работы Леонардо да Винчи, изображающую сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы .
Были на центральной площади, в Миланском соборе, который строился четыре века, вместительность церкви 40 тысяч человек, высота собора внутри 47 метров, высота витражей 25 метров, 7 органов по сторонам и две тысячи регистров.
Сплошные забастовки, мы были свидетелями одной из них, забастовка работников фирмы Филипс. Из музеев города открыты только три, остальные на реставрации и персонал устраивает забастовки.
Вход в торговую галерею Витторио Эммануэле II, где расположены небольшие магазинчики, кафе и рестораны
Галерея Витторио Эммануэле II считается одной из главных достопримечательностей города, и не только благодаря расположенным в ней магазинам и ресторанам. Пассаж имеет удивительно гармоничную в архитектурном плане форму латинского креста с восьмиугольным центром. Его главная изюминка — стеклянные крыши и гигантский 47-метровый купол посередине. Украшенную мозаиками, изображающими четыре континента (кроме Австралии), галерею можно назвать поистине архитектурной жемчужиной столицы Ломбардии. Внутри — яркие фрески, изящные скульптуры, причудливая лепнина и мозаичный пол с гербами Милана, Турина, Рима и Флоренции.
Затем прогулка по городу и обед. После обеда снова небольшая прогулка и в 15 часов поездка в типографию газеты «Unita», где состоялась экскурсия по типографии и встреча с персоналом.
Газета праздновала свое пятидесятилетие, нас очень тепло встретили, мы вручили общий подарок и нам каждому презентовали по комплекту маркированных конвертов и по брелку с юбилейной символикой. От коллектива выступил директор типографии Джузеппе Унья.
Газету печатают две типографии, одна в Милане, вторая в Риме. Тираж газеты 150000 экземпляров по воскресеньям тираж доходит до 800000 экз. У газеты 50000 постоянных подписчиков, 250 человек работают в типографии. Уже в то время они использовали цифровые технологии в наборе. В заводской типографии завода бывал часто и если сравнивать, лапоть с туфлей городского жителя, это самое верное сравнение технологического уровня.
Женский персонал работает только в одну смену так как в Италии есть закон запрещающий женщин привлекать к по сменной работе. Здание типографии построено в 1961 году. Два журналиста постоянно аккредитованы в Москве.
Девять миллионов голосуют за партию коммунистов, фашизм в Италии запрещён. Было два визита неофашистов в типографию, первый раз пакет с динамитом – он не взорвался, второй раз во двор бросили бомбу, был ранен один человек, разбили стёкла, на выпуск газеты это не повлияло. В последнее время промышленники капиталисты стали давать рекламу в Unita. Из газет Италии она наиболее читаемая.
Перед ужином снова небольшая прогулка по городу, заходили на Миланский вокзал, с него в день отходит 400 поездов, перед прогулкой в разговорнике нашел фразу «перменторе ви фотографарэ» (разрешите с вами сфотографироваться) и когда Любаша увидев молодого человека в форме берсельера, захотела с ним сфотографироваться я этой фразой воспользовался, молодой человек не долго думая свою шляпу разместил на голове Любаши и взял её под руку. Эту сцену со стороны наблюдала старшая нашей удмуртской группы и как она сказала, что со страху она чуть не описелась. Она не видела меня, а только Любу под руку с солдатом.
Корпус итальянских егерей-берсальеров был создан в 1836 году генералом пьемонтской армии Алессандро Ла Мармора для службы в составе войск королевства Сардинии-Пьемонта, а после объединения Италии - в составе итальянской королевской армии.
Берсальеров тренировали с самого начала, как метких стрелков и выносливых солдат. Относительно бедное королевство Сардинии и Пьемонта не могло позволить себе иметь дорогостоящую кавалерию, поэтому её функции частично исполняли высокомобильные части берсальеров.
Они стремительно передвигались бегом, лёгким и узнаваемым "берсальерским шагом". Также берсальеров можно было определить по форменным широкополым шляпам-вайрам с пучком чёрных глухариных перьев.
После ужина встреча с комсомольцами Милана, они нас пригласили к себе. Было просто здорово, пели по очереди песни и с половины десятого снова прогулка по городу, снова Луна-парк, дорога к нему уже знакома, были на одном из аттракционов и всё пора спать, вставать рано, завтра в 8 утра выезжаем в Венецию.
14 сентября
Сегодня в 8 утра выехали в Венецию, на выезде из города для нас было довольно необычное действо, это сам процесс выезда. Дорога разделена на несколько ручейков с левой стороны каждого ручейка кабина с оператором по приёму оплаты за проезд, оплатил и поехал к своему пункту назначения.
Тенио проплатил за проезд. Проехали пропускной пункт и выехали на автостраду "Солнце", впереди 300 километров пути до Венеции, всё время пути стояла чудная солнечная погода, как по В.Маяковскому "жара плыла..." Мне интересно мнение вас читателей, возможно, что никому не интересны воспоминания почти полувековой давности. Вообще то в рамках путешествия по Италии, запланировано ещё пять статей.
С уважением Николай.