Хотел бы в самом начале сказать, что этот текст может, при определенных условиях, вызвать истерику, потому что внедряемая повесточка влияет даже на самых стойких. Поэтому если вы чайлд-фри, не любите детей или считаете, что вам надо лет до 70 "пожить для себя" - не читайте этот текст. Этот текст прочитали несколько моих знакомых девушек, придерживающихся хоть и не таких радикальных взглядов, а гораздо более мягких, но столько концентрированной ненависти #МЕНЯЗАСТАВЛЯЮТРОЖАТЬ?????!!!! я еще в жизни не получал. Хотя тут не об этом, а о нашей общей ответственности за будущее нашей страны. Ну и про экономические аспекты. В общем, если после этого вступления вы ощутили негативные чувства, то лучше не читайте. Давайте останемся добрыми друзьями.
Курсивом - комментарии в свободной форме.
Важным аспектом в рамках реализации Стратегии является выравнивание демографической ситуации и направленность на рост численности населения России. Важность данной цели заключается во влиянии численности населения страны на ее экономическое развитие, поскольку рост численности населения способствует экономическому росту и развитию страны.
Это обусловлено тем, что при росте численности населения растет внутренний спрос и, следовательно, размер экономики. Увеличение размера экономики, с одной стороны, повышает устойчивость экономики (за счет повышения вертикальной интеграции экономики, т.е. повышения количества взаимосвязанных отраслей), а с другой обеспечивает экономическую независимость (в т.ч. от импорта как такового, в случае его замещения и из-за снижении его доли), вес и экономическую силу страны в мире.
Здесь я добавлю. Все смотрят на размер ВВП в сравнении с другими странами. Представьте, что у нас сейчас население было бы вдвое больше, а ВВП на душу тот же самый. Мы были бы по ППС сейчас на 4м месте, больше Японии.
Кроме того, большой внутренний рынок позволяет реализовать проекты/производства с первоначальным расчетом на спрос на внутреннем рынке (т.е. проектов, которые в противном случае предполагали бы опору, в первую очередь, на экспорт, а, следовательно, на более конкурентный рынок).
То есть, большой внутренний рынок позволяет обеспечить международную экспансию для продукции и услуг российских предприятий. Все вышеперечисленное, в свою очередь, ведет к повышению конкурентоспособности страны.
Вернемся к предыдущему примеру. Условно 300 млн человек - это БОЛЬШОЙ рынок. Конечно, его не совсем достаточно для того, чтобы можно было все технологические цепочки замкнуть, но все же большинство - точно. И компании, которые на этом рынке работают получили бы дополнительные ресурсы для экспансии. Я пример приводил здесь.
При целеполагании в рамках Стратегии следует закладывать достижимые цели по населению на 2073 год, исходя из текущих показателей роста населения других стран (т.е. с учетом разумной сравнимости темпов роста). В свою очередь, исходя из ожидаемых показателей по численности населения необходимо закладывать все сопутствующие расходы (на медицину, образование и пр.).
Последнее - про планирование развития. Нужно не только стимулировать рост населения, но и сделать так, чтобы новое население было все обеспечено. И образованием, и медициной и всем остальным.
Можно убедиться, исходя из текущий показателей некоторых других стран, что высокие темпы прироста численности населения зависят не столько от экономического благосостояния страны, сколько от внутренних установок и ценностей населения.
Дальше цифры, которые я брал полтора года назад, извините, решил не обновлять, но ситуации это не меняет.
Так, например, в Исландии, Бразилии, Ирландии, Турции, Саудовской Аравии, при ВВП по ППС на душу населения в размере 60, 15, 88, 28, 49 тыс. долл. соответственно, естественный прирост на душу населения составляет 0,75%, 0,77%, 0,8%, 1,0%, 1,5%. При этом в России при ВВП по ППС на душу населения 29 тыс. долл. естественный прирост населения 0% (прим. и периодически уходит в минус).
Эти данные косвенно подтверждают вывод о том, что естественный прирост не всегда зависит от экономического благополучия страны (хотя и от него тоже, поскольку он влияет на уровень медицинского обслуживания и, соответственно, на продолжительность жизни). Кроме того, влияние на естественный прирост оказывают традиции, внутренние установки и ценности населения, а также иные причины, такие как неуверенность в завтрашнем дне для себя и своих детей (в т.ч. вследствие экономической неустойчивости страны) уверенности в том, что рождение детей негативно влияет на личный и профессиональный рост и т.д.
Из этого следует, что для достижения целей по росту населения в соответствии со Стратегией необходимо, помимо всего прочего, проводить соответствующую идеологическую работу со стороны государства в направлении изменения ценностей граждан с обоснованным оспариванием указанных противоречащих тезисов.
Инструментами для стимулирования естественного прироста населения со стороны государства также могут являться:
-развитие численности учреждений дошкольного образования (детских садов), в целом развитие системы образования
-сохранение и развитие материнского капитала
--увеличение суммы материнского капитала
--введение постоянного материнского капитала на первого ребенка и на всех последующих
--возможность использовать средства материнского капитала за счет перечисления данных средств на специализированные платежные карты на приобретение различной продукции в сетевой рознице с исключением возможности оплаты данной картой некоторых категорий, таких как алкоголь и пр.
Использование маткапитала на образование ребенка или ипотеку это, конечно, хорошо, но проблема в том, что, во-первых, не всем нужно улучшать жилищные условия, а деньги на ребенка надо тратить здесь и сейчас (пеленки-клеенки-коляски-питание), во-вторых, в крупных городах сумма маткапитала по отношению к ипотеке это мертвому припарки, он радикально проблему не решает. Поэтому я считаю, что можно было бы использовать его как раз-таки для текущих расходов на ребенка. Совет государству - договоритесь с банками сделать материнскую карту, на которую будет маткапитал зачисляться, возьмите и договоритесь с крупнейшими продуктовыми сетями и сетями детских товаров, они сами ИТ-систему для этого доработают, чтобы можно было покупать только детские товары/питание, а не бухло и кильку в томате.
-ступенчатое (за каждого ребенка) снижение НДФЛ для родителей, введение повышенного НДФЛ для граждан старше определенного возраста (напр. начиная с 27 лет и до 37 лет) в случае отсутствия детей
Вот тут мне и прилетело от дам. Но, что важно, я сам в такой системе пока что буду повышенные налоги платить и я с этим согласен. Безусловно, это вызовет определенное социальное недовольство, но комбинация со снижением НДФЛ для семей с детьми, позволит это недовольство сгладить, поскольку большая часть населения все-таки имеет детей. Конечно, таким шагам должна сопутствовать соответствующая подготовка общественного мнения (через СМИ и интернет-ЛОМов), которая должна создать понимание того, что данные действия не являются дискриминацией по отношению к бездетным, что они продиктованы заботой о будущем российского общества, что будущие пенсии и развитие страны, обеспечиваемые соцвзносами и налогами (в т.ч. выплачиваемыми гражданами, такие как НДФЛ и НДС на приобретаемые товары и услуги, а также косвенными, потому что половина ПФР формируется не из сборов), зависят в том числе от численности молодого трудоспособного населения, а также, что текущая ситуация с динамикой численности населения, что подтверждается фактами, критическая.
Важным фактором в данном контексте является ответственность гражданина перед обществом, которая выражается в создании гражданами новых работников для обеспечения экономического развития страны и что данная ответственность граждан может быть заменена на прямую (путем повышения выплат дополнительных налогов в бюджет) для обеспечения данного развития дополнительными ресурсами.
-повышение существующих льгот и пособий, выплачиваемых на детей, а также дальнейшее развитие системы здравоохранения на увеличение комфорта и качества обслуживания для беременных женщин.
В ключе направленности Стратегии на рост населения, целесообразно сохранять существующие тенденции по запрету пропаганды ЛГБТ и проводить соответствующую воспитательную работу в образовательных учреждениях с безусловным сохранением и отстаиванием со стороны государства остальных прав граждан, придерживающихся нетрадиционной сексуальной ориентации.
Я здесь как Путин в интервью Оливеру Стоуну говорю, конечно. Речь не про дискриминацию, никого за гомосексуализм в тюрьму не сажают и даже не наказывают никак. Надо просто и дальше запрещать прямую и косвенную пропаганду.
Исходя из сказанного выше, в качестве целевого значения в рамках Стратегии можно установить величину не менее 1% среднего естественного прироста населения на протяжении 50 лет (до 2073 года).
Дальше у меня будет мегафантазия, не судите строго. Но если решать проблему, ту уж решать радикально, мегапроектами. Вы, кстати, знаете, что у нас выплачивается "зарплата" приемным родителям? Сейчас поймете, почему я об этом упомянул.
Помимо увеличения темпов естественного прироста населения, целесообразно рассмотреть также возможности по дополнительному ускорению данного роста. В первую очередь, возможность проведения государственной политики и создания проекта массового усыновления иностранных детей-сирот (как из развивающихся стран, так и, что менее вероятно, из развитых) с распространением (и в целом повышением) пособий на усыновленных детей для семей, усыновляющих иностранных детей.
Вот я выше про "зарплату" и имею ввиду.
Необходимо отметить, что в одной только Индии на текущий момент около 20-30 миллионов детей-сирот при около 150 миллионов детей-сирот в мире. При этом, усыновителем для данных детей могут являться как российские семьи, так и государство.
В последнем случае необходимо предусмотреть создание системы образовательных учреждений (детских домов), которые позволят создать необходимые условия для воспитания детей полноценными членами общества в российской культуре и впоследствии интегрироваться в жизнь уже являющейся многонациональной страны.
Усыновленный государством 1-2-летний индусенок или негритенок, очевидно, пустой сосуд. Как в культурном, так и в воспитательном плане. Если его наполнить российской культуро и вырастить русским (не хочу писать "россиянином", я тут про нашу общенациональную культуру), то он и будет русским и не важно, какой цвет кожи у него или разрез глаз.
При этом, безусловно, в данном проекте целесообразно рассматривать в первую очередь усыновление детей максимально младшего возраста для их более легкой последующей культурной и общественной интеграции (в т.ч. с точки зрения изучения русского языка) и проводить предварительное медицинское обследование данных детей на отсутствие тяжелых заболеваний.
Для обеспечения реализации данного проекта необходимо создание соответствующих структур, которые обеспечат коммуникацию и достижение договоренностей с правительствами иностранных государств (с поддержкой МИД), поиск и обследование детей-сирот, организацию их прибытия и размещения в семьи или детские дома.
Кроме того, необходимо принять программу и соответствующий проект по привлечению в РФ иностранных специалистов. Это целесообразно делать в случаях, когда:
а) привлечение данных специалистов позволит привлечь уникальные компетенции (в т.ч. технически, организационные и пр.)
б) не создаст конкуренции российским специалистам (т.е. текущий рынок труда не является дефицитным)
в) позволит ускорить замещение свободных вакансий на создаваемых предприятиях в рамках Стратегии (т.е. существует возможность создать опережающий экономический рост и обеспечить его, в том числе, за счет иностранных специалистов).
Причем, в Стратегии необходимо установить именно опережающий рост экономики (т.е. рост производства товаров и услуг) с дефицитным рынком труда, чтобы обеспечить возможность для привлечения иностранных граждан для работы в РФ и обеспечения дополнительного прироста населения.
Для этого государству целесообразно создать специальную структуру, которая сможет обеспечить сбор существующих вакансий и потребности существующих и создаваемых предприятий в специалистах, которых нельзя, на текущий или ближайший (исходя из Стратегии может быть такое, что подготовка специалистов в моменте невозможна, она занимает время, но можно привлечь иностранного специалиста, если это позволит опережающее развитие обеспечить) момент, заместить специалистами внутри страны.
Кроме того, целесообразно создавать зарубежные агентства в странах, в которых присутствуют специалисты с необходимыми компетенциями. Данные агентства могут позволить, с одной стороны, организовать первичный отбор кандидатов и, с другой стороны, обеспечить подготовку необходимого для приезда и трудоустройства данного специалиста документального оформления.
Причем их задачей также может быть организация соответствующего освещения существующих программ в зарубежных СМИ. При этом, для полноценной работы, целесообразно установить требование к приглашаемым специалистам на изучение русского языка, которое должно обеспечивать (т.е. создать соответствующие структуры и программы в рамках проекта) и финансировать государство.
Помимо высококвалифицированных специалистов из развитых стран, также следует обратить особое внимание на привлечение специалистов из стран-партнеров (в рамках экспорта проектов и для которых разрабатываются соответствующие стратегии развития) и их встраивание в работу предприятий, ведущих деятельность в странах-партнерах в рамках экспорта проектов, что позволить усилить понимание этих предприятий в социальных, экономических и политических процессах в данных странах, а также позволить выстроить оптимальную коммуникацию с партнерами из этих стран с учетом деловых и общественных традиций, а также подготовить кадровый резерв для дальнейшей деятельности в данных странах.
Важно отметить, что привлечение и дальнейшее размещение иностранных работников по предприятиям на территории страны необходимо осуществлять (в т.ч. через рабочие визы с привязкой их к конкретным предприятиям) исходя из принципа равномерного распределения, во избежание их значительной концентрации в отдельных регионах и населенных пунктах с целью более быстрой ассимиляции данных работников в российское общество.
Также, необходимо стимулировать принятие иностранными гражданами, работающими в России российского гражданства для обеспечения их дальнейшего пребывания на территории страны и вовлеченности в экономическую жизнь (путем их дальнейшего трудоустройства и расходования заработанных средств на территории страны).
Кроме того, необходимо максимально упростить (в т.ч. субсидировать) возможность иммиграции в РФ русскоязычного населения других стран.
Исходя из сказанного выше, в качестве целевого значения в рамках Стратегии можно установить величину в 0.3% прироста населения (включая сирот) за счет иммиграции на протяжении 50 лет (до 2073 года). Данная величина (около 450 тыс. чел./год на текущий момент) позволит не вызвать значительного национального перекоса в рамках страны и позволит обеспечить соответствующую ассимиляцию иностранных работников (а их дети за это время вырастут и родят своих детей, что даст нам два новых поколения выросших в России).
При реализации указанных выше темпов роста (1% естественного прироста + 0,3% прироста за счет иммиграции) в течение 50 лет, население РФ к 2073 году может составить 277 млн. чел. (из них прирост 30 млн. чел. за счет иммиграции и 101 млн. чел. за счет естественного прироста) и занять 7-е место (по прогнозу ООН от 2019 г.) в списке стран мира по населению.
Помимо обеспечения притока и естественного прироста населения, также необходимо минимизировать отток населения, т.е. эмиграцию. Поскольку в настоящее время до 70% эмигрантов из России имеют высшее образование, можно сделать вывод, что основной причиной их отъезда является, с одной стороны, невозможность получения конкурентной (в мировом масштабе) или ощущаемой ими как неконкурентная оплата труда, а с другой стороны, невозможность (или ощущение невозможности) самореализоваться в профессиональном плане.
Основным инструментом для этого является создание привлекательных условий труда и предпринимательской деятельности, повышение экономической стабильности и обеспечение экономического роста, возможностей для профессиональной и творческой самореализации, улучшение условий социального обеспечения, снижение уровня коррупции, повышение качества работы правоохранительной и судебной системы и т.д. То есть создание возможностей для развития, повышение уровня жизни и снижение разнообразных рисков для населения.
Здесь я еще добавлю, что нужно усиливать пропаганду с цифрами и фактами про "загнивающий запад" и про реальные факты того, сколько там стоит жизнь, какая там конкуренция и реальные перспективы роста. Благо статистики хватает. Ну и Стратегию надо подсвечивать и достоверно обосновывать, какие средние перспективы есть у работника при ее реализации.
При обеспечении роста численности населения важной задачей является поддержание высоких темпов развития человеческого капитала. Человеческим капиталом являются все те характеристики человека, от которых зависит его производительный и качественный труд, его вклад в социально-экономическое развитие страны, а именно интеллект, здоровье, знания, умения, качество жизни человека. Цели по развитию человеческого капитала должны соответствовать целям Стратегии и, при этом, Стратегия должна подразумевать значительное повышение уровня человеческого капитала (напр. индикатора ИРЧП) над показателями для стран со схожими показателями экономического развития.
Тут важно - нам нужно не просто потребителей набрать, а квалифицированную и образованную рабочую силу создать.
Еще хотел бы добавить про пропаганду. Пора бы уже государству сказать, что деньги оно берет не из воздуха, а из налогов, которые все мы платим и без увеличения численности молодого населения мы все останемся тупо без пенсии.
Ну и еще один глобальный пропагандистский момент. Рептилоиды говорят нам, что надо ограничивать население ради будущего "наших детей". Вопрос - чьих наших? Их? Тех кто предлагает сокращать? Честно говоря, на их детей мне плевать. Меня интересует, что будет с нашей страной, с моими и нашими детьми. А для того, чтобы все было хорошо - нас должно стать больше. Это я еще скромные темпы роста заложил, как мне кажется.
Хотел бы в конце напомнить, что если вам нравится то, что я делаю и пишу и вы хотите меня поддержать, можете оформить подписку. Заодно сможете почитать мои экономические разборы и анализ российских публичных компаний. Если же вам хочется задать какой-то вопрос, что-то уточнить, прокомментировать или предложить какую-то тему или компанию для разбора - для этого есть золотая подписка, для которой открыты комментарии.