Глава 1 Железо. Двигатель

Двигатель это второй момент, который играет роль в выборе мотоцикла. Он должен быть надежным, простым, с воздушным охлаждением и карбюраторным. Рассмотрим эти требования по порядку.

Надежность
Под надежностью двигателя я понимаю его способность работать до полного износа без поломок. Когда вы меняете детали двигателя только во время планового ремонта, по мере их износа. Например по причине постепенно растущего расхода масла или снижения мощности.
Простота
Под простотой я понимаю доступность двигателя для обслуживания и ремонта в обычном гараже или на обочине дороги (такого в моей практике не случалось). Это означает:
- двигатель одноцилиндровый, это фактически стандарт для мотоциклов используемых на пересеченной местности;
- для разборки и ремонта двигателя хватает штатного набора инструментов, который вы возите с собой. Операции по ремонту должны быть доступны малоквалифицированному мастеру с хорошей инструкцией по ремонту в руках (для Djebel 200 она есть в сети);
- минимальное количество болтов и гаек и узлов, которые нужно открутить, снять чтобы, например, инспектировать поршень;
- отсутствует специальный крепеж. Никаких болтов с хитрыми головками и нестандартными резьбами или прочностью;
- регулировки выполняются без специальных приспособлений, максимум щуп для проверки зазоров;
- мотор использует доступное моторное масло для автомобильных двигателей;
- неприхотливость к качеству бензина;
- возможность запуска с разряженным аккумулятором.
Воздушное охлаждение
В общем-то понятно, что я агитирую за мотор в котором нет радиатора, антифриза, помпы, электровентилятора, шлангов, прокладок, расширительного бачка. По одному этому списку вы поймете насколько проще двигатель воздушного охлаждения и насколько меньше забот по уходу за ним. Вам не понадобится покупать защиту радиатора и иметь в голове план по ремонту системы охлаждения в полях.
Карбюратор
Двигатели могут отличаться по способу приготовления бензовоздушной смеси, которая сгорая приводит его в движение. Карбюраторные используют для этого только поток воздуха, всасываемый двигателем. Есть еще инжекторные двигатели, более современные, у которых для приготовления смеси используется бензонасос, форсунки и электронная схема управления. Вы понимаете, что в карбюраторе нет электроники там практически нечему ломаться, но единственное что на его работу могут влиять соринки проникающие вместе с топливом или воздушным потоком, но такое может случится только при неисправности соответствующих фильтров. Очевидно, что в поездках в дали от магазинов мотозапчастей карбюратор более предпочтителен.
Кикстартер
Мой мотоцикл оборудован только электрическим стартером. Традиционный кик‑стартер предусмотрен в конструкции и при желании можно докупить необходимые детали и установить, но при этом потребуется располовинивать двигатель. Какие неудобства создает отсутствие кикстартера? Неудобства возникают только при севшем аккумуляторе, тогда завести двигатель можно только с толкача (при прокручивании двигателя электрогенератор сам выдает необходимое для работы зажигания электричество). Нужно включить третью передачу, включить зажигание, выжать сцепление и бежим толкая мотоцикл. Разогнав мотоцикл, нужно плавно отпустить сцепление (чтобы заднее колесо не пошло юзом) и двигатель начнет прокручиваться и давать вспышки, помогая вам. Когда почувствуете, что мотоцикл едет уже сам, выжимаете сцепление и устанавливаете нейтральную передачу. Такой способ пуска сработает если:
- Теплая погода или теплый двигатель (даже при небольшом минусе масло становится более вязким и провернуть двигатель становится труднее).
- Вы находитесь на участке плотного грунта или сухого асфальта, чтобы заднее колесо без проскальзывания могло за него ухватиться, длиной не менее 10 метров.
- Наличие груза на багажнике либо вы сами должны сидеть на мотоцикле, чтобы колесо не шло юзом, а крутило мотор.
Если же вы оказались на топком участке с высаженным аккумулятором, то завести мотоцикл будет проблематично. На этот случай я рекомендую возить с собой специальный литий‑ионный аккумулятор для пуска автомобилей (обычно в него встроен еще фонарь, USB‑розетки и прочее). Внешне он похож на пауэрбанк и достаточно компактен.

За три года мне ни разу не довелось применить его в лесу, но я несколько раз использовал его в гараже (кислотный аккумулятор мотоцикла сам по себе обладает свойством саморазряда, поэтому через пару, тройку недель его заряд оказывается недостаточным для энергичного прокручивания двигателя). Чтобы применить пусковой аккумулятор, нужно снять левую декоративную накладку (под ней аккумулятор) цепляем красный крокодил к плюсовой клемме аккумулятора, а черный удобно зацепить за корпус натяжителя цепи газораспределительного механизма.

Если мотор холодный, то не забываем вытянуть грибок пускового устройства (у нас ограниченное количество попуток пуска, зачем их терять). Включаем аккумулятор расположенной на нем кнопкой и далее заводим как обычно. Конечно пусковой аккумулятор нужно будет потом подзарядить, например от USB‑розетки. Я покажу как её установить на мотоцикл в одной из следующий заметок.
Я постарался подробно расписать вам особенности эксплуатации мотоцикла без кикстартера, чтобы вы были могли для себя решить приемлем ли такой вариант для вас.