«Мы поймали русского агента ГРУ РФ» — скандал на Украине, от которого открещивалась Россия.
«Ударим в подбрюшье британской гадины!» — авантюрный план немцев в Судане.
Убил жену, преподавал в Гарварде и стал немецким диверсантом. О жизни профессора-террориста.
Конфедеративный шпион и массовый убийца: когда страховая афера привела к преступлению века.
Суворов
«Суво́ров» — художественный историко-биографический фильм снятый в 1940 году (премьера — 23 января 1941 года) режиссёрами Всеволодом Пудовкиным и Михаилом Доллером.
Сюжет
Фильм рассказывает о великом русском полководце, генерал-фельдмаршале Александре Васильевиче Суворове. В духе времени создания фильма рассматриваются эпизоды из жизни полководца в 1794—1799 годах. Начинается фильм с польской кампании (после боя под Соколкой), что было весьма актуально после разгрома Польши в 1939 г. Далее следуют противостояние с Павлом I, возвращение на службу из ссылки в Кончанском и Швейцарский поход, во время которого в штабе Суворова оказывается шпион, его разоблачают и расстреливают без суда. Заканчивается фильм сценой штурма Чёртова моста.
Беспокойное хозяйство
«Беспокойное хозяйство» — художественная кинокомедия 1946 года, первая режиссёрская работа известного актёра Михаила Жарова.
Сюжет
Идёт Великая Отечественная война. Красноармеец Огурцов (Александр Граве), в довоенном прошлом кроликовод-любитель, направляется к новому месту службы. Пробираясь лесной тропинкой, он слышит девичье пение, выходит на голос и знакомится с девушкой. Это оказывается Тоня — строгая девушка в звании ефрейтора (Людмила Целиковская). Выясняется, что они направляются в одно и то же подразделение — в хозяйство Семибаба. Прибыв на объект, они видят старшину, играющего на гармони и поющего песни. Не сразу выясняется, что этот старшина, представившийся комендантом, и есть начальник объекта — гвардии старшина Семибаб (Михаил Жаров). Вновь прибывшие видят заштатный аэродром и не догадываются, что у них за объект.
Наступает ночь. По телефону Семибаба предупреждают о приближении авиации противника. Услышав гул приближающихся самолётов, он будит своего подчинённого рядового Сороконожкина (Георгий Светлани) и отдаёт всем странные приказы — зажечь фонари и беспорядочно бегать с ними по аэродрому. Привлечённые «паникой» на аэродроме, немецкие самолёты бомбят его. Вновь прибывшие ничего не понимают. Только утром после бомбёжки Семибаб объясняет им, что аэродром — ложный и служит для отвлечения авиации противника от основного аэродрома.
Немецкое командование, думая, что этот аэродром очень важен для Красной армии, решает отправить туда своего опытного разведчика с радиостанцией.
Советское командование размещает неподалёку от ложного аэродрома два звена истребителей — звено советских ночных истребителей и звено из полка «Нормандия-Неман».
Незадолго до очередного налёта немцев Семибаб видит, как из-за ближнего лесочка кто-то запускает тройную сигнальную ракету. Поняв, что это, скорее всего, немецкий шпион, он отправляет на разведку Тоню. Тоня обнаруживает в лесу человека с рацией в форме красноармейца (Сергей Филиппов). Этот человек не замечает слежки за ним, и Тоня узнаёт, что он поселился в деревне под видом раненого красноармейца.
На аэродром совершают вынужденную посадку два самолёта из звеньев прикрытия — французского лейтенанта Лярошеля (Юрий Любимов) и советского старшего лейтенанта Крошкина (Виталий Доронин), причём фотографию последнего Тоня носит в своём чемодане. Пилоты, увидев красивую девушку, оба увлечены ею. Огурцов, также влюблённый в Тоню, ревнует её к обоим пилотам.
Огурцов и не подозревает, что Тоня ходит на свидания совсем не к пилотам, а к немецкому разведчику, подсовывая ему дезинформацию о делах на аэродроме. Такую хитрость придумал Семибаб, и она срабатывает: немцы верят этой дезинформации и по-прежнему бомбят ложный аэродром.
Тем временем Огурцов проявляет «разумную инициативу» — предлагает сделать макеты самолётов на аэродроме подвижными, с тем, чтобы противник верил, что самолёты — настоящие и двигаются сами. За три дня непогоды, когда немецкая авиация не могла летать, план механизации аэродрома выполнен — ко всем макетам протянуты верёвки, и теперь их можно двигать. Во время налёта немцев трос заедает, Огурцов вылезает его чинить и чуть не погибает…
Производство
Знаменитый советский лётчик Михаил Громов сказал актёрской бригаде, которая посетила в 3-ю Воздушную армию в 1943 году:
Ложный аэродром — это как будто пустяк, бутафория, а сколько полезного делает в войне это хозяйство, отвлекая противника, сбивая его с толку и привлекая огонь на себя. Вот уж поистине беспокойное хозяйство!
Это его высказывание явилось толчком для создания советского фильма о ложном аэродроме «Беспокойное хозяйство».
В фильме использовались настоящие самолёты Ла-7 и Як-9, принимавшие участие в Великой Отечественной войне. Полк «Нормандия-Неман» действительно имел на вооружении показанные в фильме самолёты Як-9.
Первоначально планировалось, что роль рядового Огурцова будет исполнять актёр Пётр Алейников.
Критика
Кинокритик Сергей Кудрявцев указывал, что режиссёрский дебют популярного актёра Михаила Жарова подвергся нелицеприятной критике за безыдейность и стремление потрафить невзыскательным вкусам зрителей, жаждущих лишь развлечения в кино. А реакцией властей на этот фильм можно считать то, что на целых два десятилетия всякий намёк на эксцентрику в военной тематике был исключён из кинематографического арсенала. По мнению киноведа Марины Жежеленко, эта комедия режиссёрски более слабая, чем «Воздушный извозчик» и «Небесный тихоход», пользовалась успехом главным образом, благодаря симпатичной музыке Юрия Милютина. Киновед А. В. Фёдоров отмечает, что получая «глубину и содержательность» на фронте и в тылу зрители мечтали хоть на пару часов отвлечься от тяжелого быта и мрачных мыслей. И подобные музкомедии для многих выполняли психотерапевтивческую роль. Участие же в них любимых артистов — Людмилы Целиковской и Михаила Жарова — уже было счастьем.
Сказка о Мальчише-Кибальчише
«Сказка о Мальчише-Кибальчише» — советский рисованный мультипликационный фильм 1958 года. Героико-романтическую картину по одноимённой сказке Аркадия Гайдара создала режиссёр Александра Снежко-Блоцкая. В заглавии указано: «Славному ленинскому комсомолу посвящается этот фильм».
Сюжет
Мультфильм снят по произведению А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». В центре сюжета поведение организатора сопротивления Мальчиша-Кибальчиша вторжению иностранных войск и действия предателя Мальчиша-Плохиша.
---------------------
«Ска́зка о Мальчи́ше-Кибальчи́ше» — детский полнометражный художественный фильм 1964 года производства Киностудии им. Александра Довженко (УССР), снятый режиссёром Евгением Шерстобитовым по сказке Аркадия Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Директор фильма Алексей Ярмольский.
Сюжет
Фильм начинается с авторского посвящения: «Киностудия им. Александра Довженко октябрятам и пионерам страны советской показывает».
С первых кадров фильма начинает повествование голос за кадром: «В те дальние-дальние годы, только что отгремела по всей стране война. Далеко прогнала в ту пору Красная Армия белые войска проклятых буржуинов. Совсем хорошая жизнь настала…».
В то время, когда мальчиши играют в Палочку-выручалочку, на их земле появляется шпион-диверсант 518, подосланный буржуинами. Он тут же находит себе среди мальчишей помощника — жадного, обжорливого, трусливого и завистливого Мальчиша-Плохиша, которому предлагает «записаться в буржуинство».
Агент 518 безуспешно пытается узнать у Мальчиша-Плохиша Тайну против буржуинов, а в это время прискакавший на землю мальчишей Гонец известил о беде: «…Пришла беда, откуда не ждали. Напал на нас из-за Чёрных Гор проклятый Буржуин. Опять уже рвутся снаряды, опять уже свистят пули. Бьются с буржуинами наши передовые отряды. И мчатся гонцы звать на помощь далёкую Красную Армию…»
На призыв Гонца на фронт уходят отцы мальчишей. В это время на земле мальчишей начинают «твориться нехорошие дела»: «кто-то камни под косы бросает, кто-то палки в колеса вставляет». «Шалить стала нечистая сила».
Буржуины пытаются узнать про то, какая тайна есть в Советском государстве. Эту тайну знают даже малые дети, но никогда её никому не скажут. Победив отцов и братьев, буржуины с трудом справляются с мальчишами, которых ведет Мальчиш-Кибальчиш, и которых предаёт Мальчиш-Плохиш.
Комментатор официального сайта Московской Школы фотографии и мультимедиа имени А. Родченко, фотограф Екатерина Помелова, пишет: «По сюжету, в молодую Страну Советов пробирается буржуинский шпион, соблазняющий слабовольного сладкоежку Мальчиша Плохиша медовым пряником и вареньем, взамен которых Плохиш чинит саботаж и вредительство. Но внутренний враг дополняется внешним, армия буржуинов, ведомая странными мелодиями волшебного граммофона, подло вторгается в Страну Советов, и отважные сельские мальчиши во главе с Кибальчишем принимают бой».