Крупская-спасительница
На работу он частенько опаздывал. Впрочем, как и остальные сотрудники.
Опаздывал в том числе и потому, что ночами писал свои “Записки на манжетах”. Это была картинка, списанная с натуры: рассказ о владикавказском Лито и тамошних нравах. Позже он продолжил их повествованием о Лито московском. По большому счету из-под его пера ничего еще не вышло, но писателем он себя уже ощущал. “Записки на манжетах” были первой его вещью, в которой стала слышна его, булгаковская, сатира.
Что до “Записок земского врача”, то он дописал к циклу несколько рассказов, а остальные все переделывал и переделывал. Но чужое влияние из них никак не удавалось вытравить. Они были неплохи, весьма неплохи, эти записки, но будто не им сочинены.
Нужно было что-то решать с жильем. У оптимистичной уборщицы, дожидавшейся лучшего, они с Тасей пробыли несколько дней. Но не могла же она терпеть их вечно.
«И вот тут в безобразнейшей наготе предо мной встал вопрос... о комнате. Человеку нужна комната. Без комнаты человек не может жить. Мой полушубок заменял мне пальто, одеяло, скатерть и постель. Но он не мог заменить комнаты, так же как и чемоданчик. Чемоданчик был слишком мал. Кроме того, его нельзя было отапливать. И, кроме того, мне казалось неприличным, чтобы служащий человек жил в чемодане… Мне сказали, что я могу получить комнату через два месяца. В двух месяцах приблизительно 60 ночей, и меня очень интересовал вопрос, где я их проведу. Пять из этих ночей, впрочем, можно было отбросить: у меня было 5 знакомых семейств в Москве. Два раза я спал на кушетке в передней, два раза – на стульях и один раз – на газовой плите. А на шестую ночь я пошел ночевать на Пречистенский бульвар. Он очень красив, этот бульвар, в ноябре месяце, но ночевать на нем нельзя больше одной ночи в это время. Каждый, кто желает, может в этом убедиться…»[1]
Их приютил Надин муж Андрей Земский. Сам он переехал к брату в детский сад “Золотая рыбка” в Воротниковском переулке, а потом и вовсе отбыл к жене в Киев. Михаил с Тасей заняли его комнату в коммуналке.
Комната находилась в доме №10 по Большой Садовой. Весьма примечательный дом, стоит отметить. Его выстроил в 1906 году табачный король Пигит. Сначала он хотел соорудить тут фабрику, но уже во время строительства городские власти запретили возводить промышленные предприятия в пределах Садового кольца. Предприимчивый Пигит тут же принял решение строить на этом месте доходный дом. Вообще этот сравнительно легкий бизнес в дореволюционной России процветал: здания со сдаваемыми внаем квартирами появлялись повсюду.
В доме, когда он был сдан, поселились сам король с компаньоном, директор Казанской железной дороги, Управляющий Московской конторой императорских театров и прочая такого же рода публика. Одно время в нем даже снимал апартаменты миллионер Рябушинский – у него была студия, где он развлекался живописью. Злые языки, правда, утверждали, что студия предназначалась больше для «внесемейных утех». Может, и так.
В 1910 году в доме одну из квартир заняла чета художника Кончаловского. К ним потянулись представители богемы: живописцы, скульпторы, актеры, режиссеры и прочие творцы. Этажом ниже у оперной певицы Львовой, матери поэта Шершеневича, свили себе гнездо имажинисты: Анатолий Мариенгоф, Александр Кусиков и, естественно, Сергей Есенин. Они же посещали квартиру художника Якулова. Именно у Якулова Есенин познакомился с роковой Айседорой Дункан, из-за которой отчасти и порешил себя несколько лет спустя. Жена Якулова тоже была дама довольно роковая, имела броскую внешность и была совершенно свободна от предрассудков.
Булгаков к имажинистам в гости не ходил и к Кончаловскому тоже. Потому что, во-первых, живописью не интересовался, а поэзию так вообще терпеть не мог. Во-вторых, просто не был с соседями знаком.
Богемный этот дом к тому моменту, когда в нем оказались Михаил с женой, сильно изменился. После революции «классово чуждых элементов», то есть состоятельных жильцов, отселили и вселили вместо них рабочих находившейся неподалеку типографии. Плюс к тому сделали дом коммуной. То есть если вы, например, медицинская сестра и кому-то в доме нужно сделать укол, то вы обязуетесь бежать к нуждающемуся и безвозмездно укол делать. Вообще все должны были всем помогать, всё должно было по этой причине само собой устраиваться и, теоретически, всем от этого должно было быть хорошо. Вот что из этого выходило, по словам Татьяны Николаевны: «Оттепель сильная была и над нами потекла крыша. А у соседки целый пласт штукатурки обвалился, хорошо, ее не убило… Потом в этой комнате поселился хлебопек с хорошенькой женой Натальей. Там все время были драки. Она так кричала! А Михаил не мог слышать, когда бьют кого-нибудь… Однажды он вызвал милицию – Наталья кричала: “На помощь!” Милиция пришла, а те закрылись и не пустили. Так с Михаила чуть штраф не взяли за ложный вызов… Кого только в нашей квартире не было! По той стороне, где окна выходят на двор, жили так: хлебопек, мы, Дуся-проститутка; к нам нередко стучали ночью: “Дуся открой!” Я говорила: “Рядом!” Вообще же она была женщина скромная, шуму от нее не было; тут же и муж ее где-то был недалеко… Дальше жил начальник милиции с женой, довольно веселой дамочкой… Муж ее часто бывал в командировке; сынишка ее забегал к нам… На другой стороне коридора посередине была кухня… Жили вдова Горячева с сыном Мишкой – и она этого Мишку лупила я не знаю как… Типографские рабочие – муж и жена, горькие пьяницы, самогонку пили. Еще жил ответственный работник с женой. Она была простая баба, ходила мыть полы, а потом его послали в Америку, она поехала с ним, вернулась в манто, волосы завитые, прямо ног под собой не чуяла, и руки с маникюром носила перед собой… Они получили другую квартиру, уехали… В домоуправлении были горькие пьяницы, они все ходили к нам, грозили выписать Андрея, и нас не прописывали, хотели, видно, денег, а у нас не было»[2].
Угрозы силой выдворить Булгаковых из комнаты раздавались все чаще. По нескольку раз на дню приходили товарищи из домкома и требовали освободить помещение, а иначе вызовут милицию. Ничего не оставалось – его и жену ждала Пречистенка. Как же Михаил возненавидел их за этот ежедневный шантаж!
Но злоупотребляющие алкоголем домоуправцы, несмотря на всю свою злокозненность, не смогли их победить. Он нашел силу, которая положила конец произволу. Решив не размениваться по мелочам, он пошел не к кому-нибудь, а к жене вождя, Надежде Константиновне Крупской. Имел полное право – она руководила всей культурой в Стране Советов и, следовательно, была его начальницей. Супруга Владимира Ильича Ульянова-Ленина оказалась доброй женщиной, вникла во все безобразия и начертала на бумажке «Прошу прописать». Ничего не скажешь, это был ход конем. Домоуправцы были повержены.
«В четыре часа дня я вошел в прокуренное домовое управление. Все были в сборе.
– Как? – вскричали все. – Вы еще тут?
– Вылета...
– Как пробка? – зловеще спросил я. – Как пробка? Да?
Я вынул лист, выложил его на стол и указал пальцем на заветные слова.
Барашковые шапки склонились над листом, и мгновенно их разбил паралич. По часам, что тикали на стене, могу сказать, сколько времени он продолжался:
Три минуты.
Затем председатель ожил и завел на меня угасающие глаза:
– Улья?.. – спросил он суконным голосом.
Опять в молчании тикали часы.
– Иван Иваныч, – расслабленно молвил барашковый председатель, – выпиши им, друг, ордерок на совместное жительство.
Друг Иван Иваныч взял книгу и, скребя пером, стал выписывать ордерок в гробовом молчании».
«Только я подниму голову, встречаю над собой потолок. Правда, это отвратительный потолок – низкий, закопченный и треснувший, но все же он потолок, а не синее небо в звездах над Пречистенским бульваром, где, по точным сведениям науки, даже не 18 градусов, а 271, – и все они ниже нуля. А для того, чтобы прекратить мою литературно-рабочую жизнь, достаточно гораздо меньшего количества их. У меня же под черными фестонами паутины – 12 выше нуля, свет, и книги, и карточка жилтоварищества. А это значит, что я буду существовать столько же, сколько и весь дом. Не будет пожара – и я жив»[3].
Но Земского эти паршивцы все-таки выписали.
[1] Фельетоны
[2] Т.Н. Лаппа. Интервью
[3] Фельетоны