Вильнёв снимает правильное кино и получает награду
Начавшийся марафон по Вильнёву подтвердил очевидное: канадский режиссёр — отличник прогрессистской политической подготовки. Пытаясь создать интересного женского персонажа, он даёт ей цель и награждает способностями в её достижении. Обычно это чёткая уверенность в своей правоте и продвинутые манипулятивные навыки. Уверенность основана на полной уверенности в собственной исключительности. Так, героиня «Пожаров», убеждая брата сделать так, как она хочет, произносит сакраментальное: «Если ты не хочешь сделать это для себя или для матери, то сделай это для меня», — выстраивая чёткую иерархию статуса.
В «Политехе» пережившая трагедию героиня, в отличие от единственного пытавшегося что-то сделать героя, находит в себе силы жить дальше, подытоживая, что, если у неё родится дочь, то она скажет, что ей принадлежит весь мир, а мальчика научит любить. Не заостряет внимание Вильнёв и на том, что сумасшедший стрелок, убивший студенток, воспитывался матерью-одиночкой (и винил во всех бедах её), но зато подчёркивается уверенность главной героини в том, что она воспитает ребёнка хорошо и одна (хотя она замужем).
Надо заметить, что до «Политеха» Вильнёв брал большой перерыв в режиссёрской карьере, ища свой язык, и предыдущие его фильмы, извиняюсь за каламбур, гораздо более многословны. И героини в них куда более разговорчивы и откровенно манипулятивны, но, чтобы они ни сделали, режиссёр за них.
Сместит акценты Дени и в «Убийце», который, что логично, был об убийце, посвятившем свою жизнь мести, и о том, что зверь своей жестокостью может создать охотника (картель Сонора здесь выступает в роли акул, которые сами вызвали на себя гнев касатки, которая не успокоится, пока не уничтожит их всех). Открывающая сцена сценария Шеридана — про персонажа дель Торро. Открывающая сцена фильма Вильнёва — про персонажа Блант. В её лице мы не просто видим ужас наивного идеалиста от столкновения с тайной нарковойной, в которую втянуто правительство США, как, по-видимому, задумывалось, а главную героиню. Разумеется, Вильнёв снова не удержался.
Мало того, по сценарию идеализм героини не только должен резонировать со зрительским, но и объяснять, почему в разработку оперативник ЦРУ взял именно её. По фильму это вроде бы тоже так, но вместе с тем наивность становится чуть ли не достоинством персонажа. Монополия на манипуляцию у Дени чётко за женскими персонажами — по крайней мере, только они занимаются ей во благо. Также как и власть женщин — это не то же самое, что власть мужчин. Чему Вильнёв посвятил свою «Дюну».
Перекос в сторону героини Блант вызывает и некоторое удивление в кульминационной части фильма, которая целиком за персонажем дель Торро, в которой его Алехандро превращается в терминатора. И здесь стоит отметить один ход постановщика: с одной стороны, решение сильно сократить реплики персонажа, якобы предложенное Бенисио и поддержанное Дени, работает, и от этого Алехандро делается только более таинственно-мрачным, но с другой — он становится внезапно важным и резким (в той же перестрелке на пропускном пункте навыки, которые продемонстрирует сикарио в конце фильма, показывает оперативник в очках, а не он). И в этом, пожалуй, проблема. Если уж из сценария убраны сцены беспощадности и крутости и разговоры о том, как адвокат стал безжалостным убийцей, то надо было показать действием и визуалом.
Фильм при этом мне нравится (пожалуй, больше всего у канадца, но и в отрыве от его творчества тоже), но кульминация выглядит, пожалуй что, несколько инородно. После псевдодокументального фильма о наркомафии и борьбе с ней (не всегда чистоплотной) мы резко попадаем в «Джейсона Борна» (собственно, породившего моду на псевдодокументальность в дорогих боевиках). Как за это время уже немолодой мексиканский адвокат стал орудием для убийства — не совсем ясно.
В «Убийце» есть и не очень нужные (но очень политически грамотные) вставки из жизни простого мексиканского полицейского, который просто перевозил наркоту и помогал картелю, а в концовке был ни за что пристрелен Алехандро. Вроде как это должно стать поворотом в сюжете, когда зритель должен был понять, что убийца — нехороший убийца. Только жалости к продажному полицейскому не появляется: тот факт, что у негодяя дети, говорит только о том, что у него есть дети. Как мы знаем из Евангелия, и злые умеют давать благие даяния своим детям, и когда те просят хлеба, то не дадут им камня. А когда просят отвести их на футбол, то встают и отводят.