logo
Буланенко
Разбираемся в кино вместе
logo
Буланенко  Разбираемся в кино вместе
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Разборы фильмов и анализ творчества кинематографистов
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Все собранные средства пойдут на съемки короткометражного художественного фильма о 10-м чемпионе мира по шахматам Борисе Спасском.

Помочь проекту
Кинозал 500₽ месяц

Регулярные эксклюзивные разборы фильмов, которых не будет в публичном доступе, и киностримы.

Оформить подписку
Мастерская 2 000₽ месяц
Доступны сообщения

Дополнительно к «кинозалу» эксклюзивный доступ к черновикам текущего проекта или эксклюзивному эссе (в текстовом или видеоформате) на культурологическую или историческую тематику.

Оформить подписку
Киноателье 20 000₽ месяц
Доступны сообщения

«Мастерская» с возможностью заказа одного фильма в месяц для разбора (в меню нет ужастиков, эротики, трэша и абсурдистских комедий, также, если фильм уже разбирался, имеет смысл выбрать другой).

Обращаться в личном сообщении или комментариях (доступны на этом уровне).

Оформить подписку
Большое киноателье 100 000₽ месяц
Доступны сообщения

«Киноателье» с возможностью выбрать раз в месяц для разбора творчество режиссёра на примере 5 лучших работ (с теми же ограничениями, что и в ателье).

Обращаться в личном сообщении или комментариях (доступны на этом уровне).

Оформить подписку
Фильтры
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Читать: 7+ мин
logo Буланенко

Данелия и экранизации

Многие ‎режиссёры‏ ‎любят ‎экранизировать ‎классику. ‎Большие ‎режиссёры‏ ‎метят ‎сразу‏ ‎в‏ ‎самые ‎великие ‎произведения.‏ ‎Но ‎по‏ ‎разным ‎причинам ‎удаётся ‎не‏ ‎всегда‏ ‎и ‎не‏ ‎всем ‎(вероятно,‏ ‎одной ‎из ‎ключевых ‎причин ‎является‏ ‎то,‏ ‎что ‎экранизировать‏ ‎большую ‎литературу‏ ‎— ‎это ‎тоже ‎навык ‎сродни‏ ‎жанровой‏ ‎специфике).‏ ‎Данелия ‎мечтал‏ ‎поставить ‎целый‏ ‎ряд ‎великих‏ ‎литературных‏ ‎произведений, ‎но‏ ‎по ‎разным ‎причинам ‎почти ‎все‏ ‎попытки ‎срывались.‏ ‎И‏ ‎хотя ‎в ‎его‏ ‎карьере ‎достаточно‏ ‎много ‎экранизаций, ‎из ‎больших‏ ‎произведений‏ ‎можно ‎назвать‏ ‎только ‎«Приключения‏ ‎Гекльберри ‎Финна» ‎(фильм ‎под ‎мрачным‏ ‎названием‏ ‎«Совсем ‎пропащий»‏ ‎1973 ‎года).

Долгое‏ ‎время ‎Георгия ‎Николаевича ‎не ‎отпускало‏ ‎«Преступление‏ ‎и‏ ‎наказание», ‎но‏ ‎когда ‎он‏ ‎встретил ‎Льва‏ ‎Кулиджанова,‏ ‎которого ‎также‏ ‎захватила ‎идея ‎экранизации ‎романа ‎Достоевского,‏ ‎был ‎рад‏ ‎передать‏ ‎эту ‎ношу ‎земляку‏ ‎(оба ‎режиссёра‏ ‎— ‎тифлисцы ‎по ‎рождению,‏ ‎но‏ ‎Кулиджанов ‎из‏ ‎армяно-русской, ‎а‏ ‎не ‎грузинской ‎семьи). ‎Ещё ‎дольше‏ ‎он‏ ‎разрабатывал ‎идею‏ ‎съёмки ‎«Мёртвых‏ ‎душ» ‎(тут ‎буквально ‎сама ‎собой‏ ‎напрашивается‏ ‎идея‏ ‎с ‎Леоновым‏ ‎в ‎роли‏ ‎Чичикова, ‎но,‏ ‎надеюсь,‏ ‎обошлось ‎бы‏ ‎без ‎«Марусеньки»), ‎но ‎в ‎итоге‏ ‎и ‎эту‏ ‎затею‏ ‎оставил ‎— ‎вроде‏ ‎бы ‎посчитал,‏ ‎что ‎снимать ‎такую ‎книгу‏ ‎должен‏ ‎русский. ‎Но‏ ‎даже ‎незадолго‏ ‎до ‎запуска ‎работы ‎Швейцера ‎над‏ ‎своим‏ ‎телефильмом ‎данелиевский‏ ‎друг ‎Бондарчук‏ ‎считал, ‎что ‎задумка ‎всё ‎ещё‏ ‎жива.

Ближе‏ ‎всего‏ ‎к ‎постановке‏ ‎был ‎«Хаджи-Мурат»‏ ‎— ‎Юсов‏ ‎уже‏ ‎подбирал ‎натуру‏ ‎для ‎съёмок, ‎костюмеры ‎работали ‎с‏ ‎историческими ‎источниками‏ ‎и‏ ‎даже ‎шёл ‎подбор‏ ‎типажей ‎для‏ ‎массовых ‎сцен. ‎Но ‎во‏ ‎время‏ ‎застолья ‎перед‏ ‎запуском, ‎которое‏ ‎организовал ‎у ‎себя ‎дома ‎Данелия,‏ ‎Гамзатов,‏ ‎который ‎был‏ ‎номинальным ‎сценаристом,‏ ‎взятым ‎больше ‎для ‎солидности, ‎поссорился‏ ‎с‏ ‎чиновником‏ ‎от ‎кино‏ ‎Баскаковым, ‎и‏ ‎в ‎итоге‏ ‎проект‏ ‎свернули.

Мечтал ‎Данелия‏ ‎экранизировать ‎и ‎«12 ‎стульев» ‎и‏ ‎в ‎роли‏ ‎Бендера‏ ‎видел ‎«молодого» ‎Басова‏ ‎(хотя ‎он‏ ‎мог ‎и ‎оказаться ‎на‏ ‎время‏ ‎съёмок ‎чуть‏ ‎моложе ‎гайдаевского‏ ‎варианта ‎с ‎Гомиашвили, ‎всё ‎равно‏ ‎ему‏ ‎уже ‎не‏ ‎могло ‎быть‏ ‎меньше ‎40 ‎— ‎по ‎сюжету‏ ‎же‏ ‎Остап‏ ‎«молодой ‎человек‏ ‎лет ‎28»‏ ‎(атлетического ‎телосложения‏ ‎с‏ ‎крепкой ‎шеей,‏ ‎что ‎к ‎Басову ‎не ‎относится‏ ‎в ‎любом‏ ‎возрасте)).‏ ‎Вариант ‎странный ‎и,‏ ‎кажется, ‎более‏ ‎подходящий ‎на ‎роль ‎Воробьянинова,‏ ‎в‏ ‎отличие ‎от‏ ‎также ‎рассматривавшегося‏ ‎молодого ‎(действительно ‎молодого) ‎Михалкова, ‎который‏ ‎понравился‏ ‎всем ‎на‏ ‎пробах, ‎но‏ ‎отказался ‎сбрить ‎усы ‎(Данелия ‎считал‏ ‎это‏ ‎уважительной‏ ‎причиной). ‎Так‏ ‎что ‎в‏ ‎компании ‎неожиданных‏ ‎Бендеров‏ ‎прибавление, ‎среди‏ ‎которых, ‎как ‎уже ‎писал, ‎был‏ ‎и ‎действующий‏ ‎чемпион‏ ‎мира ‎по ‎шахматам‏ ‎Спасский. ‎Гайдай‏ ‎вообще ‎рассматривал ‎какое-то ‎гигантское‏ ‎число‏ ‎кандидатов ‎на‏ ‎роль, ‎но‏ ‎фаворитом ‎был ‎Высоцкий, ‎который ‎сошёл‏ ‎с‏ ‎дистанции ‎в‏ ‎последний ‎момент‏ ‎из-за ‎внепланового ‎загула.

Помимо ‎отечественной ‎классики,‏ ‎Данелия‏ ‎задумывался‏ ‎и ‎об‏ ‎экранизации ‎Стейнбека,‏ ‎Маркеса ‎(«Сто‏ ‎лет‏ ‎одиночества», ‎конечно,‏ ‎— ‎«Я ‎считаю, ‎это ‎могла‏ ‎бы ‎быть‏ ‎просто‏ ‎великая ‎картина. ‎Только,‏ ‎боюсь, ‎не‏ ‎хватило ‎бы ‎умения») ‎и‏ ‎Шекли.‏ ‎Но ‎везде‏ ‎что-то ‎не‏ ‎срасталось ‎— ‎то ‎обстоятельства, ‎то‏ ‎сам‏ ‎режиссёр ‎считал,‏ ‎что ‎не‏ ‎хватает ‎фактуры ‎или ‎содержания. ‎В‏ ‎итоге,‏ ‎в‏ ‎отличие ‎от‏ ‎того ‎же‏ ‎Бондарчука, ‎он‏ ‎так‏ ‎и ‎не‏ ‎снял ‎фильма ‎по ‎большой ‎книге,‏ ‎кроме ‎твенновской‏ ‎истории‏ ‎о ‎беспризорнике ‎и‏ ‎беглом ‎рабе.

Другой‏ ‎большой ‎книгой, ‎которую ‎долго‏ ‎мечтал‏ ‎поставить ‎Данелия,‏ ‎был ‎главный‏ ‎мистический ‎роман ‎русской ‎литературы ‎«Мастер‏ ‎и‏ ‎Маргарита». ‎В‏ ‎какой-то ‎момент‏ ‎его ‎мог ‎экранизировать ‎Таланкин, ‎также‏ ‎учившийся‏ ‎на‏ ‎режиссёрских ‎курсах‏ ‎при ‎«Мосфильме»,‏ ‎с ‎которым‏ ‎они‏ ‎сняли ‎свой‏ ‎первый ‎полнометражный ‎фильм. ‎И ‎Георгий‏ ‎Николаевич ‎предложил‏ ‎старому‏ ‎приятелю ‎снова ‎снять‏ ‎фильм ‎на‏ ‎двоих, ‎опять ‎поделив ‎работы:‏ ‎себе‏ ‎он ‎планировал‏ ‎забрать ‎московские‏ ‎главы, ‎а ‎бывшему ‎однокурснику ‎оставить‏ ‎ершалаимские‏ ‎(так ‎же‏ ‎пришлось ‎сделать‏ ‎и ‎на ‎«Серёже», ‎где ‎Данелия‏ ‎снимал‏ ‎сцены‏ ‎с ‎детьми,‏ ‎а ‎Таланкин‏ ‎— ‎со‏ ‎взрослыми,‏ ‎но ‎там‏ ‎это ‎была ‎вынужденная ‎мера ‎из-за‏ ‎ссоры ‎молодого‏ ‎режиссёра‏ ‎с ‎Бондарчуком). ‎Разумеется,‏ ‎Таланкин ‎от‏ ‎столь ‎заманчивого ‎предложения ‎отказался,‏ ‎но‏ ‎добраться ‎до‏ ‎съёмок ‎фильма‏ ‎в ‎любом ‎случае ‎не ‎смог.

Впоследствии,‏ ‎когда‏ ‎Данелия ‎задумал‏ ‎сделать ‎по‏ ‎своей ‎«Кин-дза-дзе» ‎мультик ‎(отдельная ‎тема,‏ ‎но,‏ ‎скорее‏ ‎всего, ‎он‏ ‎просто ‎не‏ ‎был ‎доволен‏ ‎технической‏ ‎стороной ‎фильма,‏ ‎которую ‎так ‎любят ‎хвалить ‎фанаты‏ ‎(при ‎том,‏ ‎что‏ ‎фильм ‎моложе ‎не‏ ‎только ‎«Чужого»‏ ‎и ‎«Звёздных ‎войн», ‎но‏ ‎годится‏ ‎в ‎сыновья‏ ‎нашим ‎«Человеку-амфибии»‏ ‎и ‎«Волшебной ‎лампе ‎Алладина», ‎значительно‏ ‎при‏ ‎этом ‎уступая‏ ‎по ‎качеству‏ ‎комбинированных ‎съёмок)), ‎он ‎вдруг ‎осознал,‏ ‎что‏ ‎ему‏ ‎сразу ‎надо‏ ‎было ‎разрабатывать‏ ‎«Мастер ‎и‏ ‎Маргариту»‏ ‎как ‎анимационную‏ ‎историю. ‎Трудно ‎сказать, ‎что ‎из‏ ‎этого ‎могло‏ ‎получиться,‏ ‎но ‎характерно, ‎что‏ ‎даже ‎будучи‏ ‎кинематографистом ‎Георгий ‎Николаевич ‎недооценивал‏ ‎трудоёмкость‏ ‎работы ‎мультипликаторов,‏ ‎и ‎когда‏ ‎затянулся ‎процесс ‎создания ‎«Ку! ‎Кин-дза-дза»,‏ ‎уже‏ ‎немолодой ‎режиссёр‏ ‎пожалел, ‎что‏ ‎не ‎взялся ‎вместо ‎него ‎за‏ ‎булгаковский‏ ‎роман‏ ‎(в ‎то,‏ ‎что ‎потянет‏ ‎обе ‎работы‏ ‎на‏ ‎хорошем ‎уровне,‏ ‎он ‎уже ‎не ‎верил).

Любопытно ‎отметить,‏ ‎что ‎Гайдай,‏ ‎который‏ ‎ассоциируется ‎в ‎первую‏ ‎очередь ‎с‏ ‎комедиями ‎по ‎оригинальным ‎сценариям,‏ ‎экранизировал‏ ‎больше ‎классики,‏ ‎чем ‎Данелия.‏ ‎Сборник ‎«Деловые ‎люди» ‎помнят ‎до‏ ‎сих‏ ‎пор ‎(главным‏ ‎образом ‎благодаря‏ ‎«Вождю ‎краснокожих»), ‎но ‎реже ‎вспоминают,‏ ‎что‏ ‎в‏ ‎основе ‎лежат‏ ‎рассказы ‎О.‏ ‎Генри. ‎Ещё‏ ‎меньше‏ ‎людей ‎знают,‏ ‎что ‎«Иван ‎Васильевич» ‎— ‎небольшая‏ ‎пьеса ‎Булгакова‏ ‎(хотя‏ ‎в ‎титрах ‎фильма‏ ‎это ‎значится),‏ ‎действие ‎которой ‎перенесено ‎из‏ ‎20-х,‏ ‎в ‎результате‏ ‎чего, ‎в‏ ‎частности, ‎пропал ‎тот ‎факт, ‎что‏ ‎Бунша‏ ‎дворянского ‎происхождения‏ ‎и ‎старается‏ ‎это ‎скрыть, ‎исчезла ‎и ‎моя‏ ‎любимая‏ ‎шутка‏ ‎в ‎тексте‏ ‎(жена ‎Тимофеева‏ ‎в ‎начале‏ ‎фантасмагории‏ ‎говорит: ‎«А‏ ‎тут ‎его ‎еще ‎ждет ‎такой‏ ‎удар… ‎Три‏ ‎раза‏ ‎я ‎разводилась… ‎Ну‏ ‎да, ‎три,‏ ‎Зузина ‎я ‎не ‎считаю…‏ ‎Но‏ ‎никогда ‎еще‏ ‎я ‎не‏ ‎испытывала ‎такого ‎волнения»), ‎но ‎также‏ ‎появились‏ ‎новые ‎эпизоды,‏ ‎просто ‎потому‏ ‎что ‎изначальное ‎произведение ‎слишком ‎мало,‏ ‎и‏ ‎добавилась‏ ‎классическая ‎гайдаевская‏ ‎эксцентрика.

«12 стульев» ‎—‏ ‎самая ‎известная‏ ‎экранизация‏ ‎Гайдаем ‎большого‏ ‎литературного ‎произведения, ‎которую ‎он, ‎как‏ ‎считается, ‎принял‏ ‎как‏ ‎раз ‎от ‎Данелии‏ ‎(долго ‎готовившимся‏ ‎к ‎съёмкам, ‎отложенным ‎после‏ ‎выхода‏ ‎«Золотого ‎телёнка»‏ ‎Швейцера, ‎а‏ ‎после ‎и ‎вовсе ‎отменённым). ‎Как‏ ‎это‏ ‎водится, ‎фанаты‏ ‎книги ‎и‏ ‎фильма ‎разошлись ‎во ‎мнениях, ‎но‏ ‎в‏ ‎итоге‏ ‎картина ‎стала‏ ‎одной ‎из‏ ‎популярнейших ‎постановок‏ ‎произведений‏ ‎Ильфа ‎и‏ ‎Петрова ‎и ‎вообще ‎комедий ‎70-х‏ ‎(золотое ‎время‏ ‎для‏ ‎жанра).

А ‎вот ‎то,‏ ‎что ‎у‏ ‎маэстро ‎есть ‎постановка ‎гоголевского‏ ‎«Ревизора»,‏ ‎судя ‎даже‏ ‎по ‎количеству‏ ‎оценок, ‎знают ‎немногие ‎— ‎примерно‏ ‎тогда‏ ‎же, ‎когда‏ ‎Данелия ‎планировал‏ ‎снимать ‎«Хаджи-Мурата» ‎и ‎всё ‎ещё‏ ‎не‏ ‎оставлял‏ ‎мечты ‎о‏ ‎постановке ‎«Мёртвых‏ ‎душ», ‎вышел‏ ‎«Инкогнито‏ ‎из ‎Петербурга»‏ ‎с ‎Папановым ‎в ‎роли ‎городничего,‏ ‎но ‎без‏ ‎Миронова,‏ ‎а ‎с ‎Мигицко‏ ‎в ‎роли‏ ‎Хлестакова ‎(ранее ‎Леонид ‎Иович‏ ‎отказал‏ ‎Андрею ‎Александровичу‏ ‎и ‎в‏ ‎роли ‎Бендера, ‎хотя ‎тот ‎очень‏ ‎хотел‏ ‎её ‎получить‏ ‎— ‎и‏ ‎мечту ‎свою, ‎как ‎мы ‎знаем,‏ ‎он‏ ‎осуществит‏ ‎у ‎Захарова).‏ ‎Про ‎этот‏ ‎фильм ‎можно‏ ‎сказать‏ ‎только ‎то,‏ ‎что, ‎похоже, ‎до ‎сих ‎пор‏ ‎лучшей ‎экранизацией‏ ‎остаётся‏ ‎фильм ‎Петрова ‎аж‏ ‎1952 ‎года‏ ‎(с ‎великолепным ‎Грибовым ‎в‏ ‎роли‏ ‎Осипа ‎и‏ ‎очень ‎фанфаронистым‏ ‎Хлестаковым ‎Горбачёва, ‎который, ‎кстати, ‎позже‏ ‎исполнит‏ ‎и ‎роль‏ ‎Бендера ‎(чуть‏ ‎ли ‎не ‎первую ‎на ‎советском‏ ‎экране)‏ ‎в‏ ‎телеспектакле ‎1966‏ ‎года ‎(забавно,‏ ‎что ‎Кису‏ ‎в‏ ‎этой ‎постановке‏ ‎играет ‎Николай ‎Боярский ‎(дядя ‎Д’Артаньяна),‏ ‎который ‎через‏ ‎пару‏ ‎лет ‎в ‎швейцеровском‏ ‎«Золотом ‎телёнке»‏ ‎сыграет ‎Козлевича ‎(если ‎уж‏ ‎на‏ ‎то ‎пошло,‏ ‎то ‎у‏ ‎Михаил ‎Абрамовича ‎был ‎и ‎Лоханкин‏ ‎в‏ ‎исполнении ‎Папанова,‏ ‎но ‎всю‏ ‎его ‎сюжетную ‎линию ‎вырезали ‎на‏ ‎монтаже)).

Постскриптум: к‏ ‎большим‏ ‎произведениям ‎в‏ ‎творчестве ‎Гайдая‏ ‎можно ‎отнести‏ ‎«Не‏ ‎может ‎быть!»‏ ‎по ‎рассказам ‎Зощенко. ‎А ‎переход‏ ‎на ‎Леонида‏ ‎Иовича‏ ‎не ‎случаен ‎—‏ ‎в ‎частном‏ ‎порядке ‎со ‎своим ‎кумом,‏ ‎другом‏ ‎и ‎товарищем‏ ‎по ‎киномарафонам начинаем‏ ‎изучать ‎его ‎творчество. ‎Прежде ‎чем‏ ‎фильмы‏ ‎и ‎режиссёры‏ ‎разбираются ‎на‏ ‎проекте, ‎они ‎рассматриваются ‎отдельно ‎(и‏ ‎в‏ ‎случае‏ ‎больших ‎авторов‏ ‎— ‎подробно).‏ ‎Так ‎что‏ ‎в‏ ‎новом ‎году‏ ‎ждите ‎марафон ‎и ‎по ‎Гайдаю,‏ ‎но ‎вряд‏ ‎ли‏ ‎сразу ‎после ‎Данелии‏ ‎— ‎возможно,‏ ‎между ‎ними ‎появится ‎кто-нибудь‏ ‎вроде‏ ‎Кубрика, ‎который‏ ‎также ‎уже‏ ‎был ‎рассмотрен ‎в ‎узком ‎кругу.

Смотреть: 2+ мин
logo Буланенко

Любимая песня Данелии, или Каприз художника

Творческое ‎упрямство‏ ‎— ‎вещь ‎необходимая ‎и, ‎наверное,‏ ‎просто ‎неизбежная‏ ‎на‏ ‎определённом ‎этапе. ‎Нужно‏ ‎быть ‎готовым‏ ‎отстоять ‎свою ‎идею ‎или‏ ‎убедить‏ ‎в ‎необходимости‏ ‎её ‎реализации.‏ ‎Неудивительно ‎поэтому, ‎что ‎самые ‎разные‏ ‎по‏ ‎складу ‎характера‏ ‎кинорежиссёры ‎очень‏ ‎часто ‎обладают ‎двумя, ‎казалось ‎бы,‏ ‎противоположными‏ ‎чертами‏ ‎характера: ‎вальяжной‏ ‎властностью ‎и‏ ‎глубоким ‎внутренним‏ ‎желанием‏ ‎обаять ‎собеседника.‏ ‎Оба ‎эти ‎качества ‎должны ‎упростить‏ ‎достижение ‎собственных‏ ‎творческих‏ ‎решений ‎и ‎облачить‏ ‎своё ‎упрямство,‏ ‎которое ‎принято ‎считать ‎ослиным‏ ‎свойством,‏ ‎в ‎пурпурный‏ ‎бархат ‎(не‏ ‎только ‎повышающим ‎самомнение, ‎но ‎и‏ ‎призванным‏ ‎облегчить ‎для‏ ‎окружающих ‎принятие‏ ‎воли ‎творца).

Неизбежным ‎следствием ‎такого ‎прокаченного‏ ‎упрямства‏ ‎без‏ ‎должной ‎рефлексии‏ ‎(рефлексия ‎творческих‏ ‎личностей ‎вообще‏ ‎сильно‏ ‎преувеличена) ‎становится‏ ‎капризность. ‎Автор ‎начинает ‎делать ‎какие-то‏ ‎самовставки, ‎ненужные‏ ‎аллюзии‏ ‎или ‎повторы ‎просто‏ ‎потому ‎что.‏ ‎Безо ‎всяких ‎обоснований.

У ‎Данелии‏ ‎таким‏ ‎капризом ‎была‏ ‎песня ‎про‏ ‎Марусеньку, ‎моющую ‎свои ‎белые ‎ноженьки.‏ ‎Начиная‏ ‎с ‎картины‏ ‎«Тридцать ‎три»,‏ ‎только ‎в ‎одном ‎его ‎фильме‏ ‎не‏ ‎прозвучала‏ ‎эта ‎песня.‏ ‎И ‎почти‏ ‎всегда ‎она‏ ‎исполнялась‏ ‎любимым ‎актёром‏ ‎режиссёра ‎Евгением ‎Леоновым. ‎Тут ‎надо‏ ‎заметить, ‎что‏ ‎при‏ ‎всех ‎своих ‎прочих‏ ‎положительных ‎качествах‏ ‎поёт ‎Леонов ‎плохо, ‎но‏ ‎ни‏ ‎его, ‎ни‏ ‎Данелию ‎это‏ ‎не ‎останавливало. ‎Раз ‎за ‎разом‏ ‎актёр‏ ‎пел ‎эту‏ ‎песню. ‎Даже‏ ‎в ‎короткой ‎сценке ‎для ‎«Фитиля»‏ ‎или‏ ‎играя‏ ‎инопланетянина ‎Уэфа,‏ ‎он ‎поёт‏ ‎про ‎Марусеньку.‏ ‎Леонову‏ ‎настолько ‎понравилась‏ ‎эта ‎ироничная ‎затея ‎(похоже, ‎смешно‏ ‎было ‎главным‏ ‎образом‏ ‎самим ‎творцам), ‎что‏ ‎пел ‎он‏ ‎эту ‎песню ‎и ‎у‏ ‎других‏ ‎режиссёров. ‎Пел‏ ‎больше ‎20‏ ‎лет, ‎но ‎никаких ‎попыток ‎научиться‏ ‎петь‏ ‎хоть ‎немного‏ ‎лучше ‎не‏ ‎делал ‎— ‎видимо, ‎чтобы ‎не‏ ‎потерять‏ ‎натуральность‏ ‎(впрочем ‎могут‏ ‎быть ‎и‏ ‎менее ‎лестные‏ ‎объяснения).

На‏ ‎какую-то ‎загадку‏ ‎или ‎пасхалку ‎история ‎с ‎«Марусенькой»‏ ‎тянет ‎с‏ ‎трудом,‏ ‎потому ‎что ‎ничего,‏ ‎кроме ‎радости‏ ‎узнавания ‎(если ‎Вас ‎такое‏ ‎радует),‏ ‎испытать ‎не‏ ‎получится. ‎Да,‏ ‎опять ‎Данелия. ‎Да, ‎опять ‎с‏ ‎«Марусенькой».‏ ‎Никакого ‎подтекста‏ ‎или ‎глубины‏ ‎песня ‎не ‎добавляет ‎— ‎даже‏ ‎там,‏ ‎где‏ ‎для ‎характеризации‏ ‎персонажа ‎нужна‏ ‎народная ‎песня,‏ ‎«Марусеньку»‏ ‎можно ‎заменить‏ ‎на ‎что ‎угодно ‎без ‎потерь.

При‏ ‎этом ‎тот‏ ‎же‏ ‎самый ‎приём ‎использовался‏ ‎по ‎делу‏ ‎Данелией ‎в ‎ранних ‎работах.‏ ‎«Песня‏ ‎о ‎друге»‏ ‎(не ‎Высоцкого)‏ ‎стала ‎популярна ‎после ‎выхода ‎в‏ ‎прокат‏ ‎фильма ‎«Путь‏ ‎к ‎причалу».‏ ‎Причём ‎её ‎не ‎только ‎исполняли‏ ‎в‏ ‎кульминационный‏ ‎момент, ‎но‏ ‎и ‎насвистывали‏ ‎проходящей ‎барышне,‏ ‎обыгрывая‏ ‎текст ‎песни‏ ‎«ну ‎а ‎случится, ‎что ‎он‏ ‎влюблён, ‎а‏ ‎я‏ ‎на ‎его ‎пути».‏ ‎Тот ‎же‏ ‎приём ‎использовался ‎Данелией ‎в‏ ‎следующем‏ ‎фильме: ‎персонаж‏ ‎Быкова ‎насвистывает‏ ‎как ‎раз ‎этот ‎мотив ‎с‏ ‎продолжением‏ ‎«уйду ‎с‏ ‎дороги, ‎таков‏ ‎закон: ‎„третий ‎должен ‎уйти“». ‎И‏ ‎это‏ ‎добавляло,‏ ‎если ‎узнать‏ ‎мелодию, ‎сцене‏ ‎глубины ‎и‏ ‎работало‏ ‎на ‎контрапункте,‏ ‎потому ‎что ‎в ‎ней ‎происходило‏ ‎обратное: ‎персонаж‏ ‎Михалкова‏ ‎как ‎раз ‎понял,‏ ‎что ‎его‏ ‎новоявленный ‎приятель ‎(один ‎из‏ ‎вариантов‏ ‎названия ‎сценария‏ ‎как ‎раз‏ ‎был ‎«Приятели») ‎влюбился ‎в ‎его‏ ‎пассию,‏ ‎по ‎которой‏ ‎он ‎долго‏ ‎страдал ‎и ‎только-только ‎при ‎всей‏ ‎своей‏ ‎наглости‏ ‎набрался ‎храбрости‏ ‎познакомиться. ‎Так‏ ‎что ‎в‏ ‎сцене,‏ ‎где ‎звучит‏ ‎мотив ‎дружеского ‎бескорыстия, ‎происходит ‎борьба‏ ‎и ‎чёткое‏ ‎осознание‏ ‎всеми ‎сторонами, ‎что‏ ‎они ‎попадают‏ ‎в ‎паутину ‎любовной ‎геометрии.

Та‏ ‎же‏ ‎песня ‎повторяется‏ ‎в ‎«Тридцать‏ ‎три», ‎когда ‎завистник ‎Прохоров ‎(в‏ ‎качественном‏ ‎исполнении ‎Парфёнова)‏ ‎в ‎справочном‏ ‎бюро ‎интересуется, ‎как ‎ему ‎отправить‏ ‎в‏ ‎сумасшедший‏ ‎дом ‎человека,‏ ‎с ‎которым‏ ‎он ‎приехал‏ ‎в‏ ‎Москву ‎(в‏ ‎полном ‎соответствии ‎сатирическому ‎духу ‎женщина‏ ‎в ‎окошке‏ ‎с‏ ‎папироской ‎в ‎зубах‏ ‎отвечает: ‎«3‏ ‎копейки»). ‎Услышав ‎это, ‎стоявший‏ ‎в‏ ‎очереди ‎мужчина‏ ‎насвистывает ‎фрагмент‏ ‎«его ‎не ‎надо ‎просить ‎ни‏ ‎о‏ ‎чём, ‎с‏ ‎ним ‎не‏ ‎страшна ‎беда». ‎Прохоров ‎принимает ‎вызов,‏ ‎понимая,‏ ‎что‏ ‎это ‎обращено‏ ‎к ‎нему,‏ ‎и ‎с‏ ‎негодованием‏ ‎смотрит ‎на‏ ‎шутника. ‎А ‎дальше ‎в ‎песне:‏ ‎«друг ‎мой‏ ‎—‏ ‎третье ‎моё ‎плечо‏ ‎— ‎будет‏ ‎со ‎мной ‎всегда».

Так ‎что,‏ ‎если‏ ‎«Марусенька» ‎—‏ ‎что-то ‎вроде‏ ‎авторской ‎кляксы, ‎которую ‎художник ‎позволяет‏ ‎себе‏ ‎из ‎озорства‏ ‎ставить ‎в‏ ‎одно ‎и ‎то ‎же ‎место‏ ‎на‏ ‎разных‏ ‎своих ‎картинах,‏ ‎то ‎«Песня‏ ‎о ‎друге»‏ ‎не‏ ‎просто ‎является‏ ‎отсылкой ‎к ‎прошлым ‎своим ‎произведениям,‏ ‎но ‎углубляет‏ ‎и‏ ‎добавляет ‎смысл ‎сценам,‏ ‎в ‎которых‏ ‎звучит. ‎Если ‎первое ‎(особенно‏ ‎при‏ ‎просмотре ‎фильмов‏ ‎подряд) ‎просто‏ ‎надоедает, ‎то ‎второе ‎вызывает ‎подлинную‏ ‎радость‏ ‎от ‎узнавания,‏ ‎потому ‎что‏ ‎является ‎реальной ‎ценностью, ‎неся ‎в‏ ‎себе‏ ‎какой-то‏ ‎новый ‎оттенок‏ ‎смысла.

Постскриптум: в ‎«Тридцать‏ ‎три» ‎есть‏ ‎и‏ ‎ещё ‎один‏ ‎вариант ‎исполнения ‎песни ‎из ‎прошлого‏ ‎фильма ‎—‏ ‎ироничный.‏ ‎Хор ‎завода ‎безалкогольных‏ ‎напитков ‎нарочито‏ ‎простовато ‎исполняет ‎«А ‎я‏ ‎иду,‏ ‎шагаю ‎по‏ ‎Москве!».


Читать: 3+ мин
logo "Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым

Забытый пик на уровне обвала

Доступно подписчикам уровня
«Плотность СПГ»
Подписаться за 470₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo "Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым

Как изменится энергетика США при новом президенте

Доступно подписчикам уровня
«Плотность СПГ»
Подписаться за 470₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo "Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым

О битумах

Доступно подписчикам уровня
«Плотность СПГ»
Подписаться за 470₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo "Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым

Про форумы

Доступно подписчикам уровня
«Плотность СПГ»
Подписаться за 470₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo "Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым

ОПЕК+ не нарастит

Доступно подписчикам уровня
«Плотность СПГ»
Подписаться за 470₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo "Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым

Как сократить поставки газа в сентябре, чтобы летом того же года выросли цены

Доступно подписчикам уровня
«Плотность СПГ»
Подписаться за 470₽ в месяц

Читать: 4+ мин
logo "Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым

Промышленность и газ. Всё ещё про ЕС

Доступно подписчикам уровня
«Плотность СПГ»
Подписаться за 470₽ в месяц

Читать: 2+ мин
logo "Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым

ОПЕК: Европа просела, Китай подрос

Доступно подписчикам уровня
«Плотность СПГ»
Подписаться за 470₽ в месяц

А с Китаем подросла ещё одна страна.

Читать: 1+ мин
logo "Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым

Всего на 3% меньше

Доступно подписчикам уровня
«Плотность СПГ»
Подписаться за 470₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo "Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым

Маленький секрет розничных цен на бензин

Доступно подписчикам уровня
«Плотность СПГ»
Подписаться за 470₽ в месяц

Читать: 2+ мин
logo "Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым

Как популярный ТГ-канал не к месту приплёл американский СПГ

Доступно подписчикам уровня
«Плотность СПГ»
Подписаться за 470₽ в месяц

Читать: 3+ мин
logo "Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым

Европа без украинского транзита газа

Доступно подписчикам уровня
«Плотность СПГ»
Подписаться за 470₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo "Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым

Сколько газа отправится в дальнее зарубежье по трубам

Доступно подписчикам уровня
«Плотность СПГ»
Подписаться за 470₽ в месяц

Читать: 3+ мин
logo "Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым

Кофейная арифметика АЗС

Доступно подписчикам уровня
«Плотность СПГ»
Подписаться за 470₽ в месяц

Почему, дав скидку на бензин при покупке кофе, владелец АЗС всё равно зарабатывает.

Читать: 1+ мин
logo "Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым

Импорт на минимуме

Доступно подписчикам уровня
«Плотность СПГ»
Подписаться за 470₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo "Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым

Непроговариваемая тема

Доступно подписчикам уровня
«Плотность СПГ»
Подписаться за 470₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo "Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым

Подозрительный рост на "Турецком потоке"

Доступно подписчикам уровня
«Плотность СПГ»
Подписаться за 470₽ в месяц

Читать: 4+ мин
logo "Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым

Китай: два года газовых самоограничений

Доступно подписчикам уровня
«Плотность СПГ»
Подписаться за 470₽ в месяц

Как Китай помогает газовому рынку Европы.

Показать еще

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048