Эдгар Райт — человек-клип
Редко бывает так, чтобы творчество технически подкованного человека оставляло столь неглубокий след в душе. Ещё до начала марафона по Эдгару Райту я уже видел большую часть его работ, но обнаружилось, что многие концовки стёрлись из моей памяти. То, что должно быть главным в повествовании и раскрывать его, у Райта зачастую оказывается чем-то брошенным в спину уже уходящему зрителю: режиссёр очень любит двойные и даже тройные финалы, когда история уже рассказана и завершена, но при этом рассказчик всё досказывает и досказывает, будто не желая терять слушателя. «Эй, там вот что ещё потом было». Но зрителю это уже не интересно, потому что основной сюжет уже прошёл.
Возможно, конечно, что Райт просто не любит муки выбора и предпочитает оставлять его на волю зрителю, поэтому сохраняет сразу несколько вариантов развития сюжета. Но вероятнее, что это синдром клипа и жанрового ограничения: финал видеоряда для песни необязателен, а пародийный жанр, на котором набил руку британец, вообще пустоват на собственные смыслы и наполнен любыми идеями ровно настолько, насколько наполнен оригинал, им пародируемый, и ровно в той мере, насколько пародия вышла удачная.
Но Райт — не типичный пародист, высмеивающий любые слабые места жанра и слишком уж заезженные штампы. Он скорее автор фанатских роликов и кинофанфиков с юмористическим уклоном. Он любит то, что переделывает, поэтому пародия выходит с большой долей уважения к оригиналам, но сущностного наполнения оно не добавляет. И хотя Райт очень хорош в монтаже и развешивании сюжетных ружей, его фильмам зачастую не хватает целостности (что оказывается неожиданным плюсом для фонового просмотра — их спокойно можно смотреть, начиная с любого места и останавливаясь где угодно).
Один старый французский продюсер сказал, что если режиссёр снял свой лучший фильм до 45 лет, то он может уходить из профессии — ничего стоящего он больше всё равно не сделает. Возможно, это и слишком категорично, но действительно зачастую очень ярко блеснувшие ещё в начале карьеры постановщики быстро скатываются в самоповторы или просто не дотягивают до первых успехов.
Это интересное замечание само по себе, но всё же тот факт, что Орсон Уэллс так и не снял второго «Гражданина Кейна», не делает всю остальную его фильмографию совсем уж бесполезной. Эдгар Райт блеснул не так рано, но тоже ещё молодым.
Беда с высказыванием только в том, что знать бы, какой фильм у тебя лучший. А то ведь можно и ошибиться. У Райта самый высокооценённый фильм — «Типа крутые легавые» (у сериала «Долбанутые» оценка выше, но сериалам всегда бал завышают, чем фильмам, а у тех же «Братьев Спаркс» нет даже тысячи оценок на том же КП), и здесь тот момент, когда можно согласиться со зрителем. Да, именно «Легавые» — самый отточенный, продуманный и мемный фильм британца. Хотя свои фанаты, конечно, есть и у «Зомби по имени Шон», и у «Малыша на драйве» (и даже у «Скотта Пилигрима»).
Но не уверен, что спад в карьере Эдгара можно свести только к гипотезе заложника раннего успеха. Своё влияние оказала, конечно, и долгая безрезультатная работа над «Человеком-муравьём» — большим студийным фильмом, но слишком конвейерным для свободолюбивого режиссёра. При некоторой склонности к драматизации можно было бы сказать, что это и стало переломом в его карьере. Вот только не факт, что это так. Думаю, стоит обратить внимание на то, что Райт ещё юношей начинал как пародист — сделанная по приколу с друзьями «Пригоршня пальцев» 1996 года (до «Легавых» ещё 11 лет, до «Малыша» — 21 год), а у этого направления есть свой срок эксплуатации.
Да, это тоже рабочая гипотеза (хотя как утверждение встречал её ни раз): пародисты востребованы от силы лет 10–15 (и это в лучшем случае). Потом они то ли наскучивают, то ли сами устают играть в пересмешников, а может, просто жанр теряет популярность, а пародисты предпринимают неудачные шаги, пытаясь зацепиться за ускользающую популярность.
И пародист со стажем Райт тоже мог устать (или просто вырасти) и захотеть чего-то большего. К тому же бюджеты его фильмов становились всё выше, но его запросы росли опережающими темпами — по собственным словам постановщика, большое количество денег толкает мозг придумывать всё новые идеи. И в этом, кажется, и кроется беда — дело в том, что Райт вырос из клипов, но, в отличие от того же Ридли Скотта, который снимал в начале карьеры небольшие ролики (больше рекламные, конечно) сотнями, он и мыслит клипами.
Все эти лирические отступления, ненужные вставки и концовки после концовок — отсюда же. Судя по всему, «Легавые» — самый продуманный фильм Райта (и это дало свой результат), но даже он не избежал этих излишеств. Но куда чаще складывается впечатление, что автор действительно по ходу дела увлёкся какой-то новой идеей или много времени отвёл на съёмки очередного, назовём это мягко, оммажа (а Эдгар — киногик и многое знает чуть ли не наизусть). В итоге его фильмы становятся похожи на большой хит-парад сцен определённого жанра.
Похоже, что это от противного доказывает утверждение, что фильму необходима центральная идея, заложенная в основу сюжету. Она, конечно, может измениться, но послужит тем цементом, который скрепит всё воедино (или тем фундаментом, на котором всё будет утверждено, или той рамкой, которая отсечёт лишнее — у разных образов будет несколько разное значение, но смысл примерно одинаков). Мало того, она непременно претерпит изменения, хотя бы потому что кино — искусство коллективное. Слишком многие люди вложат много своего в изначальную задумку. Да и сам автор зачастую отойдёт от изначальной задумки. Но, когда она есть, есть целостность.
А идея снять пародийную трилогию с британским колоритом на три разных жанра даже и на идею не тянет — скорее на тему для костюмированной вечеринки.