Данелия дарит Афоне с Мимино забвенье
Пик в карьере Данелии приходится на вторую половину 70-х: подряд выходят «Афоня», «Мимино» и «Осенний марафон». И все три фильма посвящены основным мужским проблемам: выбор жизненного пути, статус (пусть и профессиональный) и трудности с выбором женщин (приправленные кризисом среднего возраста). И если Басилашвили в «Марафоне» играет героя, который вроде бы хочет измениться, а вроде бы и не очень, то Куравлёву с Кикабидзе достаются персонажи сказок, к которым прилетают добрые феи в голубом вертолёте, а царевны сами бросаются им на ручки (или верно ждут у колодца в туфлях на высокой платформе).
Бузыкин в кризисе настолько глубоком, что больше похоже на то, что это его естественное состояние, и единственное, на что он полагается, — это ложь. Борщёв катится кубарем на дно жизни, но где-то там, в родной деревне, у него есть спасательный круг в виде тёти Фроси и дома, в котором он вырос. Но Афоня настолько уже опустился, что даже не знает о смерти единственного близкого человека. Брагинский к персонажу был жесток и не дал ему никакого шанса: кто жил мечтой вернуться в детство, неблагонадёжен для взрослой жизни. Данелия же подарил ему спасение через молодую наивную и давно влюблённую в него медсестру.
Мимино тоже хочет вернуться в прошлое, но не в детство, а в свои лучшие молодые годы, когда он летал на больших самолётах и у него были перспективы. Однокурсник весь в белом с двумя прекрасными стюардессами, случайно севший на местный аэродром на своём ТУ-144, разбередил в нём дремавшую 8 лет страсть к большой лётной карьере. Он тоже хочет себе сверхзвуковой лайнер, красивую стюардессу и белые штаны. И благодаря тому, что мир не без добрых людей, человек, годами не водивший даже кукурузник, оказывается за штурвалом флагмана гражданской авиации. Но получив всё это от волшебника (который сперва, как полагается доброй фее, признал его за потерянного крестника — сына погибшего сослуживца, — но решившего помочь и незнакомому), Мизандари понимает, что его сердце всегда стремилось к другому — к своему маленькому дому в маленьком селе высоко в горах и своему маленькому вертолёту-бабочке.
Данелия отчётливо понимал, что снимает сказки, и говорил, что избыточный реализм его мало интересует, но если развивать эти аллегории, то выходит, что сказочник возвращает своих персонажей в изначальное состояние, избавляя от терзаний, борьбы и амбиций, а не только от невзгод, конфликтов и страстей. Это слишком напоминает покой, дарованный Воландом Мастеру (а Данелия несколько десятилетий не оставлял мысли поставить роман Булгакова — сперва как художественный фильм, а в последние годы жизни — мультипликационный). Тот дремотный покой, который больше похож на анабиоз.