logo
Буланенко
Разбираемся в кино вместе
logo Буланенко

Данелия и экранизации

Многие ‎режиссёры‏ ‎любят ‎экранизировать ‎классику. ‎Большие ‎режиссёры‏ ‎метят ‎сразу‏ ‎в‏ ‎самые ‎великие ‎произведения.‏ ‎Но ‎по‏ ‎разным ‎причинам ‎удаётся ‎не‏ ‎всегда‏ ‎и ‎не‏ ‎всем ‎(вероятно,‏ ‎одной ‎из ‎ключевых ‎причин ‎является‏ ‎то,‏ ‎что ‎экранизировать‏ ‎большую ‎литературу‏ ‎— ‎это ‎тоже ‎навык ‎сродни‏ ‎жанровой‏ ‎специфике).‏ ‎Данелия ‎мечтал‏ ‎поставить ‎целый‏ ‎ряд ‎великих‏ ‎литературных‏ ‎произведений, ‎но‏ ‎по ‎разным ‎причинам ‎почти ‎все‏ ‎попытки ‎срывались.‏ ‎И‏ ‎хотя ‎в ‎его‏ ‎карьере ‎достаточно‏ ‎много ‎экранизаций, ‎из ‎больших‏ ‎произведений‏ ‎можно ‎назвать‏ ‎только ‎«Приключения‏ ‎Гекльберри ‎Финна» ‎(фильм ‎под ‎мрачным‏ ‎названием‏ ‎«Совсем ‎пропащий»‏ ‎1973 ‎года).

Долгое‏ ‎время ‎Георгия ‎Николаевича ‎не ‎отпускало‏ ‎«Преступление‏ ‎и‏ ‎наказание», ‎но‏ ‎когда ‎он‏ ‎встретил ‎Льва‏ ‎Кулиджанова,‏ ‎которого ‎также‏ ‎захватила ‎идея ‎экранизации ‎романа ‎Достоевского,‏ ‎был ‎рад‏ ‎передать‏ ‎эту ‎ношу ‎земляку‏ ‎(оба ‎режиссёра‏ ‎— ‎тифлисцы ‎по ‎рождению,‏ ‎но‏ ‎Кулиджанов ‎из‏ ‎армяно-русской, ‎а‏ ‎не ‎грузинской ‎семьи). ‎Ещё ‎дольше‏ ‎он‏ ‎разрабатывал ‎идею‏ ‎съёмки ‎«Мёртвых‏ ‎душ» ‎(тут ‎буквально ‎сама ‎собой‏ ‎напрашивается‏ ‎идея‏ ‎с ‎Леоновым‏ ‎в ‎роли‏ ‎Чичикова, ‎но,‏ ‎надеюсь,‏ ‎обошлось ‎бы‏ ‎без ‎«Марусеньки»), ‎но ‎в ‎итоге‏ ‎и ‎эту‏ ‎затею‏ ‎оставил ‎— ‎вроде‏ ‎бы ‎посчитал,‏ ‎что ‎снимать ‎такую ‎книгу‏ ‎должен‏ ‎русский. ‎Но‏ ‎даже ‎незадолго‏ ‎до ‎запуска ‎работы ‎Швейцера ‎над‏ ‎своим‏ ‎телефильмом ‎данелиевский‏ ‎друг ‎Бондарчук‏ ‎считал, ‎что ‎задумка ‎всё ‎ещё‏ ‎жива.

Ближе‏ ‎всего‏ ‎к ‎постановке‏ ‎был ‎«Хаджи-Мурат»‏ ‎— ‎Юсов‏ ‎уже‏ ‎подбирал ‎натуру‏ ‎для ‎съёмок, ‎костюмеры ‎работали ‎с‏ ‎историческими ‎источниками‏ ‎и‏ ‎даже ‎шёл ‎подбор‏ ‎типажей ‎для‏ ‎массовых ‎сцен. ‎Но ‎во‏ ‎время‏ ‎застолья ‎перед‏ ‎запуском, ‎которое‏ ‎организовал ‎у ‎себя ‎дома ‎Данелия,‏ ‎Гамзатов,‏ ‎который ‎был‏ ‎номинальным ‎сценаристом,‏ ‎взятым ‎больше ‎для ‎солидности, ‎поссорился‏ ‎с‏ ‎чиновником‏ ‎от ‎кино‏ ‎Баскаковым, ‎и‏ ‎в ‎итоге‏ ‎проект‏ ‎свернули.

Мечтал ‎Данелия‏ ‎экранизировать ‎и ‎«12 ‎стульев» ‎и‏ ‎в ‎роли‏ ‎Бендера‏ ‎видел ‎«молодого» ‎Басова‏ ‎(хотя ‎он‏ ‎мог ‎и ‎оказаться ‎на‏ ‎время‏ ‎съёмок ‎чуть‏ ‎моложе ‎гайдаевского‏ ‎варианта ‎с ‎Гомиашвили, ‎всё ‎равно‏ ‎ему‏ ‎уже ‎не‏ ‎могло ‎быть‏ ‎меньше ‎40 ‎— ‎по ‎сюжету‏ ‎же‏ ‎Остап‏ ‎«молодой ‎человек‏ ‎лет ‎28»‏ ‎(атлетического ‎телосложения‏ ‎с‏ ‎крепкой ‎шеей,‏ ‎что ‎к ‎Басову ‎не ‎относится‏ ‎в ‎любом‏ ‎возрасте)).‏ ‎Вариант ‎странный ‎и,‏ ‎кажется, ‎более‏ ‎подходящий ‎на ‎роль ‎Воробьянинова,‏ ‎в‏ ‎отличие ‎от‏ ‎также ‎рассматривавшегося‏ ‎молодого ‎(действительно ‎молодого) ‎Михалкова, ‎который‏ ‎понравился‏ ‎всем ‎на‏ ‎пробах, ‎но‏ ‎отказался ‎сбрить ‎усы ‎(Данелия ‎считал‏ ‎это‏ ‎уважительной‏ ‎причиной). ‎Так‏ ‎что ‎в‏ ‎компании ‎неожиданных‏ ‎Бендеров‏ ‎прибавление, ‎среди‏ ‎которых, ‎как ‎уже ‎писал, ‎был‏ ‎и ‎действующий‏ ‎чемпион‏ ‎мира ‎по ‎шахматам‏ ‎Спасский. ‎Гайдай‏ ‎вообще ‎рассматривал ‎какое-то ‎гигантское‏ ‎число‏ ‎кандидатов ‎на‏ ‎роль, ‎но‏ ‎фаворитом ‎был ‎Высоцкий, ‎который ‎сошёл‏ ‎с‏ ‎дистанции ‎в‏ ‎последний ‎момент‏ ‎из-за ‎внепланового ‎загула.

Помимо ‎отечественной ‎классики,‏ ‎Данелия‏ ‎задумывался‏ ‎и ‎об‏ ‎экранизации ‎Стейнбека,‏ ‎Маркеса ‎(«Сто‏ ‎лет‏ ‎одиночества», ‎конечно,‏ ‎— ‎«Я ‎считаю, ‎это ‎могла‏ ‎бы ‎быть‏ ‎просто‏ ‎великая ‎картина. ‎Только,‏ ‎боюсь, ‎не‏ ‎хватило ‎бы ‎умения») ‎и‏ ‎Шекли.‏ ‎Но ‎везде‏ ‎что-то ‎не‏ ‎срасталось ‎— ‎то ‎обстоятельства, ‎то‏ ‎сам‏ ‎режиссёр ‎считал,‏ ‎что ‎не‏ ‎хватает ‎фактуры ‎или ‎содержания. ‎В‏ ‎итоге,‏ ‎в‏ ‎отличие ‎от‏ ‎того ‎же‏ ‎Бондарчука, ‎он‏ ‎так‏ ‎и ‎не‏ ‎снял ‎фильма ‎по ‎большой ‎книге,‏ ‎кроме ‎твенновской‏ ‎истории‏ ‎о ‎беспризорнике ‎и‏ ‎беглом ‎рабе.

Другой‏ ‎большой ‎книгой, ‎которую ‎долго‏ ‎мечтал‏ ‎поставить ‎Данелия,‏ ‎был ‎главный‏ ‎мистический ‎роман ‎русской ‎литературы ‎«Мастер‏ ‎и‏ ‎Маргарита». ‎В‏ ‎какой-то ‎момент‏ ‎его ‎мог ‎экранизировать ‎Таланкин, ‎также‏ ‎учившийся‏ ‎на‏ ‎режиссёрских ‎курсах‏ ‎при ‎«Мосфильме»,‏ ‎с ‎которым‏ ‎они‏ ‎сняли ‎свой‏ ‎первый ‎полнометражный ‎фильм. ‎И ‎Георгий‏ ‎Николаевич ‎предложил‏ ‎старому‏ ‎приятелю ‎снова ‎снять‏ ‎фильм ‎на‏ ‎двоих, ‎опять ‎поделив ‎работы:‏ ‎себе‏ ‎он ‎планировал‏ ‎забрать ‎московские‏ ‎главы, ‎а ‎бывшему ‎однокурснику ‎оставить‏ ‎ершалаимские‏ ‎(так ‎же‏ ‎пришлось ‎сделать‏ ‎и ‎на ‎«Серёже», ‎где ‎Данелия‏ ‎снимал‏ ‎сцены‏ ‎с ‎детьми,‏ ‎а ‎Таланкин‏ ‎— ‎со‏ ‎взрослыми,‏ ‎но ‎там‏ ‎это ‎была ‎вынужденная ‎мера ‎из-за‏ ‎ссоры ‎молодого‏ ‎режиссёра‏ ‎с ‎Бондарчуком). ‎Разумеется,‏ ‎Таланкин ‎от‏ ‎столь ‎заманчивого ‎предложения ‎отказался,‏ ‎но‏ ‎добраться ‎до‏ ‎съёмок ‎фильма‏ ‎в ‎любом ‎случае ‎не ‎смог.

Впоследствии,‏ ‎когда‏ ‎Данелия ‎задумал‏ ‎сделать ‎по‏ ‎своей ‎«Кин-дза-дзе» ‎мультик ‎(отдельная ‎тема,‏ ‎но,‏ ‎скорее‏ ‎всего, ‎он‏ ‎просто ‎не‏ ‎был ‎доволен‏ ‎технической‏ ‎стороной ‎фильма,‏ ‎которую ‎так ‎любят ‎хвалить ‎фанаты‏ ‎(при ‎том,‏ ‎что‏ ‎фильм ‎моложе ‎не‏ ‎только ‎«Чужого»‏ ‎и ‎«Звёздных ‎войн», ‎но‏ ‎годится‏ ‎в ‎сыновья‏ ‎нашим ‎«Человеку-амфибии»‏ ‎и ‎«Волшебной ‎лампе ‎Алладина», ‎значительно‏ ‎при‏ ‎этом ‎уступая‏ ‎по ‎качеству‏ ‎комбинированных ‎съёмок)), ‎он ‎вдруг ‎осознал,‏ ‎что‏ ‎ему‏ ‎сразу ‎надо‏ ‎было ‎разрабатывать‏ ‎«Мастер ‎и‏ ‎Маргариту»‏ ‎как ‎анимационную‏ ‎историю. ‎Трудно ‎сказать, ‎что ‎из‏ ‎этого ‎могло‏ ‎получиться,‏ ‎но ‎характерно, ‎что‏ ‎даже ‎будучи‏ ‎кинематографистом ‎Георгий ‎Николаевич ‎недооценивал‏ ‎трудоёмкость‏ ‎работы ‎мультипликаторов,‏ ‎и ‎когда‏ ‎затянулся ‎процесс ‎создания ‎«Ку! ‎Кин-дза-дза»,‏ ‎уже‏ ‎немолодой ‎режиссёр‏ ‎пожалел, ‎что‏ ‎не ‎взялся ‎вместо ‎него ‎за‏ ‎булгаковский‏ ‎роман‏ ‎(в ‎то,‏ ‎что ‎потянет‏ ‎обе ‎работы‏ ‎на‏ ‎хорошем ‎уровне,‏ ‎он ‎уже ‎не ‎верил).

Любопытно ‎отметить,‏ ‎что ‎Гайдай,‏ ‎который‏ ‎ассоциируется ‎в ‎первую‏ ‎очередь ‎с‏ ‎комедиями ‎по ‎оригинальным ‎сценариям,‏ ‎экранизировал‏ ‎больше ‎классики,‏ ‎чем ‎Данелия.‏ ‎Сборник ‎«Деловые ‎люди» ‎помнят ‎до‏ ‎сих‏ ‎пор ‎(главным‏ ‎образом ‎благодаря‏ ‎«Вождю ‎краснокожих»), ‎но ‎реже ‎вспоминают,‏ ‎что‏ ‎в‏ ‎основе ‎лежат‏ ‎рассказы ‎О.‏ ‎Генри. ‎Ещё‏ ‎меньше‏ ‎людей ‎знают,‏ ‎что ‎«Иван ‎Васильевич» ‎— ‎небольшая‏ ‎пьеса ‎Булгакова‏ ‎(хотя‏ ‎в ‎титрах ‎фильма‏ ‎это ‎значится),‏ ‎действие ‎которой ‎перенесено ‎из‏ ‎20-х,‏ ‎в ‎результате‏ ‎чего, ‎в‏ ‎частности, ‎пропал ‎тот ‎факт, ‎что‏ ‎управдом‏ ‎Бунша, ‎который‏ ‎становится ‎царём,‏ ‎дворянского ‎происхождения ‎и ‎старается ‎это‏ ‎скрыть,‏ ‎но‏ ‎также ‎появились‏ ‎новые ‎эпизоды,‏ ‎просто ‎потому‏ ‎что‏ ‎изначальное ‎произведение‏ ‎слишком ‎мало, ‎и ‎добавилась ‎классическая‏ ‎гайдаевская ‎эксцентрика.

«12 стульев»‏ ‎—‏ ‎самая ‎известная ‎экранизация‏ ‎Гайдаем ‎большого‏ ‎литературного ‎произведения, ‎которую ‎он,‏ ‎как‏ ‎считается, ‎принял‏ ‎как ‎раз‏ ‎от ‎Данелии ‎(долго ‎готовившимся ‎к‏ ‎съёмкам,‏ ‎отложенным ‎после‏ ‎выхода ‎«Золотого‏ ‎телёнка» ‎Швейцера, ‎а ‎после ‎и‏ ‎вовсе‏ ‎отменённым).‏ ‎Как ‎это‏ ‎водится, ‎фанаты‏ ‎книги ‎и‏ ‎фильма‏ ‎разошлись ‎во‏ ‎мнениях, ‎но ‎в ‎итоге ‎картина‏ ‎стала ‎одной‏ ‎из‏ ‎популярнейших ‎постановок ‎произведений‏ ‎Ильфа ‎и‏ ‎Петрова ‎и ‎вообще ‎комедий‏ ‎70-х‏ ‎(золотое ‎время‏ ‎для ‎жанра).

А‏ ‎вот ‎то, ‎что ‎у ‎маэстро‏ ‎есть‏ ‎постановка ‎гоголевского‏ ‎«Ревизора», ‎судя‏ ‎даже ‎по ‎количеству ‎оценок, ‎знают‏ ‎немногие‏ ‎—‏ ‎примерно ‎тогда‏ ‎же, ‎когда‏ ‎Данелия ‎планировал‏ ‎снимать‏ ‎«Хаджи-Мурата» ‎и‏ ‎всё ‎ещё ‎не ‎оставлял ‎мечты‏ ‎о ‎постановке‏ ‎«Мёртвых‏ ‎душ», ‎вышел ‎«Инкогнито‏ ‎из ‎Петербурга»‏ ‎с ‎Папановым ‎в ‎роли‏ ‎городничего,‏ ‎но ‎без‏ ‎Миронова, ‎а‏ ‎с ‎Мигицко ‎в ‎роли ‎Хлестакова‏ ‎(ранее‏ ‎Леонид ‎Иович‏ ‎отказал ‎Андрею‏ ‎Александровичу ‎и ‎в ‎роли ‎Бендера,‏ ‎хотя‏ ‎тот‏ ‎очень ‎хотел‏ ‎её ‎получить‏ ‎— ‎и‏ ‎мечту‏ ‎свою, ‎как‏ ‎мы ‎знаем, ‎он ‎осуществит ‎у‏ ‎Захарова). ‎Про‏ ‎этот‏ ‎фильм ‎можно ‎сказать‏ ‎только ‎то,‏ ‎что, ‎похоже, ‎до ‎сих‏ ‎пор‏ ‎лучшей ‎экранизацией‏ ‎остаётся ‎фильм‏ ‎Петрова ‎аж ‎1952 ‎года ‎(с‏ ‎великолепным‏ ‎Грибовым ‎в‏ ‎роли ‎Осипа‏ ‎и ‎очень ‎фанфаронистым ‎Хлестаковым ‎Горбачёва,‏ ‎который,‏ ‎кстати,‏ ‎позже ‎исполнит‏ ‎и ‎роль‏ ‎Бендера ‎(чуть‏ ‎ли‏ ‎не ‎первую‏ ‎на ‎советском ‎экране) ‎в ‎телеспектакле‏ ‎1966 ‎года‏ ‎(забавно,‏ ‎что ‎Кису ‎в‏ ‎этой ‎постановке‏ ‎играет ‎Николай ‎Боярский ‎(дядя‏ ‎Д’Артаньяна),‏ ‎который ‎через‏ ‎пару ‎лет‏ ‎в ‎швейцеровском ‎«Золотом ‎телёнке» ‎сыграет‏ ‎Козлевича‏ ‎(если ‎уж‏ ‎на ‎то‏ ‎пошло, ‎то ‎у ‎Михаил ‎Абрамовича‏ ‎был‏ ‎и‏ ‎Лоханкин ‎в‏ ‎исполнении ‎Папанова,‏ ‎но ‎всю‏ ‎его‏ ‎сюжетную ‎линию‏ ‎вырезали ‎на ‎монтаже)).

Постскриптум: к ‎большим ‎произведениям‏ ‎в ‎творчестве‏ ‎Гайдая‏ ‎можно ‎отнести ‎«Не‏ ‎может ‎быть!»‏ ‎по ‎рассказам ‎Зощенко. ‎А‏ ‎переход‏ ‎на ‎Леонида‏ ‎Иовича ‎не‏ ‎случаен ‎— ‎в ‎частном ‎порядке‏ ‎со‏ ‎своим ‎кумом,‏ ‎другом ‎и‏ ‎товарищем ‎по ‎киномарафонам начинаем ‎изучать ‎его‏ ‎творчество.‏ ‎Прежде‏ ‎чем ‎фильмы‏ ‎и ‎режиссёры‏ ‎разбираются ‎на‏ ‎проекте,‏ ‎они ‎рассматриваются‏ ‎отдельно ‎(и ‎в ‎случае ‎больших‏ ‎авторов ‎—‏ ‎подробно).‏ ‎Так ‎что ‎в‏ ‎новом ‎году‏ ‎ждите ‎марафон ‎и ‎по‏ ‎Гайдаю,‏ ‎но ‎вряд‏ ‎ли ‎сразу‏ ‎после ‎Данелии ‎— ‎возможно, ‎между‏ ‎ними‏ ‎появится ‎кто-нибудь‏ ‎вроде ‎Кубрика,‏ ‎который ‎также ‎уже ‎был ‎рассмотрен‏ ‎в‏ ‎узком‏ ‎кругу.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048