Любимая песня Данелии, или Каприз художника
Творческое упрямство — вещь необходимая и, наверное, просто неизбежная на определённом этапе. Нужно быть готовым отстоять свою идею или убедить в необходимости её реализации. Неудивительно поэтому, что самые разные по складу характера кинорежиссёры очень часто обладают двумя, казалось бы, противоположными чертами характера: вальяжной властностью и глубоким внутренним желанием обаять собеседника. Оба эти качества должны упростить достижение собственных творческих решений и облачить своё упрямство, которое принято считать ослиным свойством, в пурпурный бархат (не только повышающим самомнение, но и призванным облегчить для окружающих принятие воли творца).
Неизбежным следствием такого прокаченного упрямства без должной рефлексии (рефлексия творческих личностей вообще сильно преувеличена) становится капризность. Автор начинает делать какие-то самовставки, ненужные аллюзии или повторы просто потому что. Безо всяких обоснований.
У Данелии таким капризом была песня про Марусеньку, моющую свои белые ноженьки. Начиная с картины «Тридцать три», только в одном его фильме не прозвучала эта песня. И почти всегда она исполнялась любимым актёром режиссёра Евгением Леоновым. Тут надо заметить, что при всех своих прочих положительных качествах поёт Леонов плохо, но ни его, ни Данелию это не останавливало. Раз за разом актёр пел эту песню. Даже в короткой сценке для «Фитиля» или играя инопланетянина Уэфа, он поёт про Марусеньку. Леонову настолько понравилась эта ироничная затея (похоже, смешно было главным образом самим творцам), что пел он эту песню и у других режиссёров. Пел больше 20 лет, но никаких попыток научиться петь хоть немного лучше не делал — видимо, чтобы не потерять натуральность (впрочем могут быть и менее лестные объяснения).
На какую-то загадку или пасхалку история с «Марусенькой» тянет с трудом, потому что ничего, кроме радости узнавания (если Вас такое радует), испытать не получится. Да, опять Данелия. Да, опять с «Марусенькой». Никакого подтекста или глубины песня не добавляет — даже там, где для характеризации персонажа нужна народная песня, «Марусеньку» можно заменить на что угодно без потерь.
При этом тот же самый приём использовался по делу Данелией в ранних работах. «Песня о друге» (не Высоцкого) стала популярна после выхода в прокат фильма «Путь к причалу». Причём её не только исполняли в кульминационный момент, но и насвистывали проходящей барышне, обыгрывая текст песни «ну а случится, что он влюблён, а я на его пути». Тот же приём использовался Данелией в следующем фильме: персонаж Быкова насвистывает как раз этот мотив с продолжением «уйду с дороги, таков закон: „третий должен уйти“». И это добавляло, если узнать мелодию, сцене глубины и работало на контрапункте, потому что в ней происходило обратное: персонаж Михалкова как раз понял, что его новоявленный приятель (один из вариантов названия сценария как раз был «Приятели») влюбился в его пассию, по которой он долго страдал и только-только при всей своей наглости набрался храбрости познакомиться. Так что в сцене, где звучит мотив дружеского бескорыстия, происходит борьба и чёткое осознание всеми сторонами, что они попадают в паутину любовной геометрии.
Та же песня повторяется в «Тридцать три», когда завистник Прохоров (в качественном исполнении Парфёнова) в справочном бюро интересуется, как ему отправить в сумасшедший дом человека, с которым он приехал в Москву (в полном соответствии сатирическому духу женщина в окошке с папироской в зубах отвечает: «3 копейки»). Услышав это, стоявший в очереди мужчина насвистывает фрагмент «его не надо просить ни о чём, с ним не страшна беда». Прохоров принимает вызов, понимая, что это обращено к нему, и с негодованием смотрит на шутника. А дальше в песне: «друг мой — третье моё плечо — будет со мной всегда».
Так что, если «Марусенька» — что-то вроде авторской кляксы, которую художник позволяет себе из озорства ставить в одно и то же место на разных своих картинах, то «Песня о друге» не просто является отсылкой к прошлым своим произведениям, но углубляет и добавляет смысл сценам, в которых звучит. Если первое (особенно при просмотре фильмов подряд) просто надоедает, то второе вызывает подлинную радость от узнавания, потому что является реальной ценностью, неся в себе какой-то новый оттенок смысла.
Постскриптум: в «Тридцать три» есть и ещё один вариант исполнения песни из прошлого фильма — ироничный. Хор завода безалкогольных напитков нарочито простовато исполняет «А я иду, шагаю по Москве!».