Русский летописец, Бабушкины сказки: жили-были два брата, Словен да Рус
Ну вот ей-бо: ничего иного на ум не приходит, как начинаешь читать Русский летописец. Тот, что архиепископа Пахомия.
Начать с того, что Русский летописец - это не летопись вовсе. То есть, это - не датированное хронологическое изложение исторических по большей части событий, это - сборник разнообразных рассказов, легенд, сведений по истории Руси-России, расположенных в некотором логическом порядке. В исторической науке такой род литературы принято называть хронографами - времяописаниями. Каковой термин, кстати, и использует М.А. Савинов в своей диссертации по РЛ: "хронограф Пахомия". Напомню: в диссертации отмечено, что среди источников, из которых собран РЛ, нет летописей. Это как?
А вот так, дорогуша.
Умаляет ли это сколь-нибудь значение Русского летописца, как русского литературного произведения исторической тематики 17-го века? - Да нисколько! Наоборот: даёт возможность получить представление о том, как русские люди, в том числе - и довольно высокого уровня, представляли историю своей страны. Или хотели, чтоб она была таковой 4-).
Тем интереснее разобрать хронограф архиепископа Пахомия именно в частях, не совпадающих с Повестью временных лет. И начать, естественно, следует с происхождения славян и руси.
Вместо довольно подробного и более-менее правдоподобного описания ПВЛ процесса расселения славян от центральной Европы до Восточно-Европейской равнины, в РЛ приводится легенда о Словене и Русе, бальзамом льющаяся на души приверженцев древлести и благолепия истинной Руси. Чтобы не откладывать кота в долгий ящик, покажу генеалогическую схему братишек а заодно и двух братских народов - словен и русов:
Ага! - подумал я. - Так вот в чём задумка. Помните: "И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь".
Для национальной гордости великороссов, конечно же, довольно... напряжно принимать, что первыми русскими князьями были "понаехавшие". А тут же совсем иная картина вырисовывается: коль достославный Рюрик взял с собой "всю русь", то он никак не мог быть иностранцем: словене и русы же - родичи.
Да и получается гораздо более логично, чем в ПВЛ. У словен возникли склоки из-за власти и денег: родичи разругались вдрызг и начали резать друг-друга - несть числа примеров тому в истории. Понятное дело, что в таких условиях восстановить мир среди словен можно было только путём почти поголовного (а желательно и без почти) вырезания всех конфликтующих родов, кроме одного, самого сильного, или принять решение, в равной степени не устраивающее никого: взять внешнего управляющего со стороны. Причём очень желательно, чтобы этот менеджер был известен своими успешными проектами и хорошо понимал, с чем дело иметь придётся.
И такой эффективный менеджер был у ближайших родственников - русов. В тему вникать ему не нужно - чай, родственник, знает, как дела вести надо. Успешный? - Так у русов же всё ровно тогда было: ни склок, ни драк. С одной стороны - посторонний, с другой - свой. Кого уж лучше звать?
Тем более, что затрат на ребрендинг нужно было немного: чай, не за море студёное посылать. Да, кстати: а куда именно?
А Словен да Рус с Моисеем не были знакомы?
Первоначально братья обитали на побережье Евксинопонта, сиречь - Чёрного моря, но в 2409 г. до н.э. Словен и Рус ушли с насиженного места и 14 лет "обходили они пустые земли", "как острокрылатые орлы перелетали через пустыни многие, ища себе места, благоприятного для поселения", "пока не дошли до некоего большого озера именем Мойско, которое Словеном было впоследствии переименовано в Ирмерь".
Если учесть, что по прямой от побережья Чёрного моря до Ильменя около 1300 км, то проходили они примерно 100 км/год: конечно не со столь впечатляющей скоростью, как Моисей сотоварищи, но тоже внушает. Кстати, как Моисей привёл евреев в место отнюдь не располагающее к продуктивному сельскому хозяйству, так и Словен и Рус по неизвестной причине потащили своих сородичей от чернозёмов южной Руси к малопродуктивным районам севера. Совпадение? - Не думаю 4-).
Ирмерь, по-видимому - Ильмень, но кто дал ему первоначальное название - Мойско - в летописи не указывается, что странно: откуда родичи узнали это название, коль земли были пустые? Узнать его они могли только от местного населения - значит, эти земли были не такие уж и пустые.
Где же поселились Словен и Рус по прибытию на землю свою обетованную, пустынную? Хронограф Пахомия даёт точные привязки к местности. В 2395 г. до н.э. будущие словене (получается, что будущие ильменские)
"... поставили город, и назвали его по имени князя своего «Словенск Великий» на расстоянии полтора поприща вниз от устья великаго озера Ирмеря (от места, где впоследствии появился нынешний Нов град) по великой реке, переименованной в Волхов."
Опять же - "переименованной": то есть совсем не пустынные места были, лукавит летописец 6-). Будущие русы:
"Брат же Словенов Рус поселился на расстоянии пятьдесят поприщ от Словенска Великаго у Соленаго студенца, и основал город между двумя реками, и нарек его во имя свое «Руса», и до сих пор город тот именуется Руса Старая. Одну из этих двух рек он назвал по имени жены своея «Порука». Другую же реку назвал во имя дочери своей Полистою."
Как полагается в дохристианскую эпоху на Руси, "Жили же Словяне и Руси погаными, как скотина, не имели закона" - как видно, традиции этической оценки собственных предков от летописи к летописи не меняются. Естественно, что "... обрушился на землю Словенскую праведный гнев Божий. Умерло людей без числа во всех городах и селах, так, что некому даже было погребать мертвых. Кто остался жив, из-за безлюдности разбежались из городов в отдаленные места...", но через некоторое время ещё некие словяне с Дуная (Дунай, Дунай, а ну - узнай: где чей подарок 4-) прослышав, что "... что земля праотцев их лежит пуста и никем не возделываемая", решили бесхозное наследство себе прибрать: "... начали думать, как бы им наследовать землю отцов своих." Правда, тайком от соседей освоить свалившееся наследство не получилось: "С ними же и Скифы, и Болгары, и из иных мест люди пошли в землю Словенскую и Рускую." Тем не менее,
"И обновили город Словенск на новом месте — от старого Словенска вниз по Волхову больше поприща, и назвали его Нов град Великий..."
Таким образом, имеем:
- Словенск Великий - полтора поприща от места, где Волхов из Ильменя вытекает
- Старя Руса - 50 поприщ от Словенска Великого (непонятно: напрямик по озеру или в окружную по берегу)
- Великий Новгород - около поприща от Словенска Великого вниз по Волхову.
Длина поприща может быть разной: от 50 км (день пути) до 185 метра - греко-римского стадия. Напрямки через озеро от Старой Русы до истока Волхова - около 50 км, тогда поприще - чуть более 1 км, что не соответствует ни одному значению этой меры пути. Если же принять за поприще греко-римскую милю в 8 стадий - около полутора километров (1480 м) и предположить, что Пахомий указал расстояние по берегу озера, то получается вот что:
То бишь, Словенск Великий - это известное в археологии селище на реке Прость. И тут удивление: селище - VII-VIII веков, то есть, возможно, более раннее, чем Ладожское или даже Любшанское. Правда, А.В. Плохов отмечает ( Плохов А. В. Древности VIII века у истока Волхова, 2008), что "Облик древностей, представленных в изученном сооружении [на территории селища], оказался во многом отличен от культуры древнейших жителей Ладожского поселения." Но "Особенно ярко в собрании вещей отразились связи обитателей посёлка с финно-угорским миром."
Сказки сказками, но архиепископ Пахомий явно знал о древности поселения у Прости. А вот со Старой Русой у архиепископа пока промашка получилась: по современным исследованиям люди здесь начали селиться не ранее IX века, то есть через 100-200 лет после Прости.
Так что основание этих городов - Словенска и Русы - братьями стоит оставить на совести автора Русской летописи. Или же принять, что братья Словен и Рус были такими же долгожителями, как и Моисей 6-).
0 комментариев