Дверь в Лето, или Попытка подобрать ключи к XII дому
Я царапался в двери в поисках двери в лето,
Где коты, если верить Хайнлайну, живут как дома.
Но и там находили, орали и шли по следу,
Параллельный мир оказался до боли знакомым…
И я мечтаю о лете под грустным осенним дождем,
Спрятав свой хвост трубой за мусорный бак,
Ведь любой дурак знает — кошке нужен дом,
Хотя б уголок, просто укрытие от злых детей и собак…
Чиж & Co, «Дверь в Лето»
Когда речь заходит о XII доме, все слова и их значения как будто теряют всякий смысл — чем больше пытаешься объяснить, тем отчетливее понимаешь, что ничего не понимаешь, а только еще больше запутываешься. Дом тайны, иллюзий, жертвы, изоляции, уединения, растворения, безличного служения… Совершенно невозможно постичь нашим социально-активным и рациональным умом. Это про что конкретно? Нам точно это надо? Может, ну его? Есть ли здесь вообще хоть какой-нибудь постижимый смысл? И если есть, то как к нему пробиться?
Как это обычно бывает в царстве Нептуна, где бессильны слова и рациональные схемы, на помощь приходят образы:
Существенным недостатком нашего жилища было множество наружных дверей – двенадцать, если считать дверь Пита. Я всегда старался устроить для него отдельный выход; здесь я вставил в разбитое окно нежилой спальни фанерку и вырезал в ней по ширине Питовых усов кошачий лаз.
Роберт Хайнлайн, «Дверь в Лето»
У нас в гороскопе есть целых одиннадцать вполне симпатичных и постижимых домов, неплохо адаптированных к реалиям физического мира. Там тоже бывает непросто, но хотя бы понятно. Открывая каждую из одиннадцати «человеческих» дверей, мы точно знаем, с чем себя ассоциируем в том пространстве, в которое мы через нее попадаем: Я — это то, как я выгляжу; Я — это то, чем я владею; Я — это то, с кем я общаюсь; Я — это то, где я живу; Я — это то, что я люблю; Я — это то, что я делаю; Я — это то, с кем я вступаю в отношения; Я — это то, что я могу потерять; Я — это то, во что я верю; Я — это то, чего я достигаю; Я — это то, к какой группе я принадлежу…
А что такое Я за двенадцатой дверью? Тем более, это и не дверь вовсе, а кошачий лаз. Разве возможно в нее протиснуться с нашим огромным и таким сложносочинённым «Я», сформированным предшествующими одиннадцатью домами? Логика и законы физики подсказывают — нет, попасть туда со всем, «что нажито непосильным трудом», никак не возможно. Придется оставить на входе весь свой «физический» багаж, все, с чем мы ассоциируем себя «в миру», и шагать в эту неизвестность как есть — тем, чем являемся в самой своей сути. Поэтому XII дом — Дом Жертвы. Вступая в его пространство, мы должны пожертвовать нашим Эго, сформированным внешней средой. Взамен мы получаем шанс найти то, что у нас отнять невозможно и чем мы по-настоящему владеем — нашу способность просто Быть. Без всяких внешних условий и «социальных костылей». Поэтому XII дом — Дом Тайны. Тайны, скрытой в нас самих.
Ох, опять метафизика какая-то. Ничего не понятно. Нельзя ли как-нибудь без этих тайн и жертв обойтись? И не терять свое столь ценное Я, опирающееся на сформировавшую нас среду? Увы, нельзя. Как минимум потому, что мы теряем его ежедневно. Вернее, еженощно — во сне. И никакой катастрофы с нами не происходит. Это наша естественная потребность. Особенно, после того, как мы хорошенько «выложились» в столь милой нашему сердцу социальной среде, и нам просто жизненно важно на какое-то время «отключиться», чтобы с новыми силами и свежей головой встретить новый день и решать новые задачи.
Другое дело, что нам ведь так часто бывает жаль времени на сон — это кажется потерей драгоценного ресурса. Ведь столько дел, столько дел — как все успеть? А тут спать приходится… Но если лишить нас сна, мы долго не протянем. И работать уж точно не сможем, если вообще будем хоть на что-нибудь способны. Проще говоря, «крыша поедет» — как минимум. А это — тот же XII дом. Никак его не объедешь. Нам кажется это вопиющей несправедливостью и следствием несовершенства человеческой природы. Ровно до тех пор, пока внешняя ситуация не сложится таким образом, что мы сами под давлением обстоятельств захотим уснуть как можно скорее и не просыпаться как можно дольше.
Прежде всего, до недавнего времени за сон в холоде – а стоил он недешево – я и заплатить не смог бы. Во-вторых, с какой стати человеку, который увлечен работой, умеет делать деньги и надеется, что вскоре их у него станет еще больше, да к тому же влюбленному и, можно сказать, почти женатому, – с какой стати ему, спрашиваю я вас, становиться наполовину самоубийцей?
А теперь – нравилось мне или нет – меня лишили работы; вместо того чтобы наслаждаться медовым месяцем, я торчал во второразрядном кафе и, чтобы забыться, глушил виски, а жену мне заменял насмерть перепуганный кот с болезненной тягой к имбирному пиву. В настоящее время у меня не было никаких привязанностей, да и к чему они мне? Я бы их все променял на ящик джина, а потом одну за другой опустошил бутылки.
Почему бы мне не залечь, не окунуться в сон, чтобы беды вон? …лечь баиньки и проснуться, если так можно выразиться, в ином мире. Будет ли он лучше, как уверяют страховые компании, или хуже – кто знает? Но что иной – уж точно.
Роберт Хайнлайн, «Дверь в Лето»
Потребность «отключиться от внешнего мира» мы испытываем всякий раз, когда возникает перегрузка по делам VI дома: после трудного рабочего дня, как результат обилия повседневных дел и обязанностей, про которые мы говорим «кручусь как белка в колесе». В ежедневной круговерти хлопот и забот, когда мы вынужденно подчиняемся интересам других — будь то начальник, клиенты, супруг, дети или четвероногий домашний любимец, и этот миллион мелких дел вдруг в какой-то момент заслоняет собой весь мир, погребает нас под собой как ворох осенних листьев пожухшую траву, нам жизненно важно становится найти тот самый «кошачий лаз», за которым тишина, покой, можно никуда не бежать, ни о чем не думать (даже о себе самом!) и — то самое — просто Быть. Закрыть глаза и раствориться… где-нибудь в ином пространстве. Где угодно, лишь бы не нестись на этой сумасшедшей карусели.
Это не обязательно медитации, молитвы, или иные способы контакта с надличностным началом. Это самые обычные вещи. Ароматная ванна после трудного дня или освежающий душ. Любимая музыка или фильм. Или книга. Просто посидеть в тишине, глядя в окно на проплывающие в небе облака. Или на звезды. Иногда хоть на пять минут присесть и затянуться сигаретой или, тщательно и неспешно соблюдая ритуал, выкурить любимую трубку. Чашка любимого чая или кофе. Бокал вина, который в наших реалиях, увы, слишком часто превращается в «напиться и забыться». Любая ситуация, в которой мы ставим суету будней на паузу и позволяем себе хоть ненадолго, в мыслях или ощущениях, выскочить за пределы реальности — это работает ось VI–XII. На самом деле, мы делаем это так часто, что если хорошенько подумать и повспоминать такие ситуации, то основная идея XII дома уже не выглядит столь сложной и загадочной. Мы пользуемся «кошачьим лазом» чаще, чем может показаться на первый взгляд. Хотя бы на бытовом уровне.
И теперь, поскольку выбранный мной литературный путеводитель по XII дому содержит еще несколько замечательных тематических иллюстраций, я попробую с их помощью порассуждать о стихиях на его куспиде.
Для знаков Огня на куспиде XII дома ситуации «бытовой» перегрузки возникают от обилия контактов, информации, необходимости учитывать интересы других людей, и попытка выскочить за пределы будничной реальности будет связана с потребностью проявить свою волю и действовать на своих условиях.
– Послушайте, мистер Пауэлл, мы попусту теряем время. Возьмет Всеобщая заботы о моем приятеле или нет? Если нет, то я у вас и так слишком долго задержался.
– Извините. Я поставлю вопрос иначе. Готовы ли вы оплатить два взноса – за помещение вас в наш Храм Сна?
– Готов. Но не два взноса. Взнос за себя, ну и сколько-то я доплачу, понятно, за Пита. Вы же можете поместить нас в один ящик. Разве честно брать одинаковую плату с кота и человека?
– Но ваш случай весьма необычен…
– Конечно. Но давайте поторгуемся чуть позже… или я поторгуюсь с «Центральной долиной». Давайте обсудим главное: можете вы выполнить мой заказ или нет?
Роберт Хайнлайн, «Дверь в Лето»
Жертвой здесь будет как раз то самое изначальное намерение действовать своей личной волей — для нее просто нет места в делах XII дома. Тайной, которую человек откроет в себе, будет способность поддерживать свой внутренний огонь, который даст людям больше тепла и света, чем если бы его можно было зажечь вовне.
Знаки Земли на куспиде XII дома, в своей повседневности перегруженные слишком эмоциональным включением в дела VI дома, подверженные тому, что называется «эмоциональным выгоранием», в своем «ином мире» будут искать покоя и определенности, предсказуемости и защищенности, в первую очередь от неконтролируемых эмоциональных встрясок.
Я почувствовал укол.
Подступила дурнота. Все поплыло, как после укола морфия. Только введенное мне лекарство подействовало значительно быстрее. На мгновение я отключился. Дурнота стала потихоньку отступать.
Сознание прояснилось, но тело мне не подчинялось. Теперь-то я знаю, что она мне впрыснула «зомби».
Она подошла поближе и заглянула мне в глаза:
- Дэн, я хочу услышать все, что связано с твоим погружением в холодный сон. Начни с самого начала и расскажи все по порядку. Расскажи мне все, потому что я хочу знать причину, по которой ты передумал.
Ну, я ей и рассказал. На это ушло много времени, ведь она велела мне рассказывать подробно.
– Значит, ты передумал, пока сидел в придорожном ресторане? А вместо этого решил приехать сюда и устроить нам скандал?
– Да.
– Ты опять думаешь как раньше, Дэн. Ты хочешь погрузиться в холодный сон. Ты собираешься сделать именно это, и никому на свете ты не позволишь помешать тебе, понял меня? Что ты собираешься сделать?
– Я собираюсь погрузиться в холодный сон.
Роберт Хайнлайн, «Дверь в Лето»
Жертва для земных знаков будет заключаться в том, что в пространстве XII дома никак не получится действовать по своему плану. Но зато они обнаружат в себе такие запасы прочности и стойкости, что эти планы уже не будут иметь никакого значения. Гораздо ценнее окажется способность «делать, что должно» и достигать результата в любых обстоятельствах.
Воздух на вершине XII дома, как правило, «горит на работе» и бывает утомлен постоянной необходимостью поддерживать «высокие обороты» в сфере своего VI дома. Его стремление — каким угодно способом сменить обстановку, «рассеяться в пространстве», «улететь». Главное — почувствовать свободу и не связанность надоевшими условностями.
– Профессор, я пришел сюда проверить, насколько правдивы удивительные слухи о вашем открытии. Что ж, я проверил. Я увидел пульт с разноцветными огоньками на нем – чем не декорация для эффектного фильма об ученом-безумце? Открытие, на которое вы претендуете, невозможно.
Я подумал, что бедного старика вот-вот может хватить удар. Но мне нужно было сыграть на единственной его чувствительной струне – тщеславии.
Когда он врезал по кнопке кулаком, я хотел крикнуть, чтобы он не делал этого, но было слишком поздно. Я уже куда-то проваливался. Помню, я успел подумать, что не надо было мне доводить дело до конца – я ведь терял все. И замучил до смерти бедного старикана, который не сделал мне ничего плохого. А я теперь даже не знал, куда меня несет, и смогу ли я добраться куда-либо вообще?
Роберт Хайнлайн, «Дверь в Лето»
В жертву придется принести свои представления о свободе и понять, что она связана с ограничениями — прежде всего нашего ума. Тайной, которую заключает в себе воздушный XII дом, окажется поистине безграничная изобретательность, с которой человек сможет обходить возникающие перед ним препятствия. И то, насколько важную роль играет умение контактировать с людьми.
И, наконец, водный XII дом самым естественным образом вводит человека в свое пространство. Он означает, что в своей повседневной жизни мы усердно трудились, тщательно соблюдая инструкции, достигая результата и не размениваясь на эмоции. И теперь хотим дать им волю, чтобы сбросить с себя груз житейских забот и получить «моральную компенсацию». Отдаться потоку сдерживаемых в быту чувств.
…в одиннадцать с минутами мы уже были в кабинете мистера Пауэлла.
Мистер Пауэлл был очень недоволен, и вознамерился прочитать мне мораль по поводу потери документов.
– Не могу же я просить судью во второй раз заверить одни и те же документы. А ведь еще и суток не прошло. Это выходит за всякие рамки.
Я помахал перед его лицом пачкой денег с весьма впечатляющими цифрами на банкнотах.
– В ваши обязанности не входит мотать мне нервы, господин блюститель. Хотите, чтобы я был вашим клиентом? Если нет, так и скажите. Я ведь могу пойти в «Центральную долину», потому что лечь в долгий сон мне нужно именно сегодня.
Он все еще кипел от злости, но, похоже, сдался.
Ровно в двенадцать я предстал перед врачом для заключительного осмотра.
Я взял Пита на руки и гладил его, пока ему делали успокоительный укол. Потом лег сам, и меня принялись готовить к холодному сну. Я мог бы, конечно, и подождать еще день-два, но, честно говоря, мне очень не терпелось оказаться в 2001 году.
Около четырех я мирно уснул. На груди у меня покоилась голова Пита.
Роберт Хайнлайн, «Дверь в Лето»
Пожертвовать придется именно своим намерением получить эмоциональную разрядку за счёт других — так в XII доме дела не делаются. Подлинной ценностью здесь оказывается способность к глубокому и спокойному слиянию с другой душой, истинное со-чувствие и со-переживание. Именно они и дарят ощущение тихого и спокойного счастья.
Возможно, я пристрастна, и мою мысль сейчас направляет мое XII-домное Солнце, своим положением делающее этот таинственный дом — самым важным в моем гороскопе. Но я все же думаю, что XII дом не менее важен в любой натальной карте, даже независимо от наличия в нем планет. Без погружения в его глубины наша жизнь неполна, и наш жизненный цикл будет создавать ситуации незавершённости, а любые дела — недоделанности. Мы огромное значение придаем своему I дому и тому, как мы входим в этот мир. Но не менее важно, как мы отсюда уходим. И куда попадаем. И имеем ли мы, здешние, хотя бы самую общую идею о том, каковы мы на самом деле — Там, в нашем истинном Доме…
И теперь я знаю, что там, за дверью в лето —
Это место для тех, кто выжил зиму и осень.
Эти двери повсюду и в тоже время их нету,
Без замка, зато с табличкой «милости просим».
Я нашел эти двери, когда собирался в ад,
Мне помог в этом деле его величество случай.
И с тех пор так и гуляю туда и назад,
Потому что вечное лето — это тоже скучно…
Чиж & Co, «Дверь в Лето»