logo Angry Bonds неформат

Спасти "теорию пассионарности", или что на самом деле открыл Лев Гумилев

Кто ‎о‏ ‎чем, ‎а ‎вшивый ‎про ‎баню‏ ‎... ‎пардон,‏ ‎я‏ ‎хотел ‎сказать ‎про‏ ‎"теорию ‎пассионарности".‏ ‎Она ‎мне ‎определенно ‎не‏ ‎даёт‏ ‎покоя, ‎покорнейше‏ ‎прошу ‎простить.‏ ‎

При ‎всем ‎том, ‎что ‎она‏ ‎абсолютно‏ ‎не ‎принята‏ ‎наукой ‎(и‏ ‎надо ‎сказать, ‎вполне ‎по ‎делу),‏ ‎в‏ ‎общественном‏ ‎сознании ‎вполне‏ ‎укоренилась ‎и‏ ‎стала ‎частью‏ ‎культуры.‏ ‎Не ‎случайно,‏ ‎например, ‎хулиган ‎и ‎пересмешник ‎Михаил‏ ‎Елизаров ‎написал‏ ‎песню про‏ ‎пассионарный ‎толчок: ни ‎про‏ ‎Броделя ‎ни‏ ‎про ‎Тойнби, ‎ни ‎про,‏ ‎прости‏ ‎господи, ‎Фукуяму,‏ ‎а ‎именно‏ ‎про ‎Гумилева. ‎

Что ‎не ‎так‏ ‎в‏ ‎"теории ‎пассионарности"?‏ ‎Почти ‎все:‏ ‎начиная ‎с ‎того, ‎что ‎само‏ ‎понятие‏ ‎"пассионарность"‏ ‎не ‎измеряется‏ ‎и ‎не‏ ‎наблюдается ‎средствами‏ ‎объективного‏ ‎контроля ‎(что‏ ‎такое ‎"биологическая ‎энергия" ‎и ‎как‏ ‎её ‎измерять‏ ‎автор‏ ‎не ‎указал), ‎и‏ ‎заканчивая ‎тем‏ ‎фактом, ‎что ‎применяя ‎для‏ ‎описания‏ ‎исторических ‎процессов‏ ‎теорию ‎"этногенеза"‏ ‎Гумилев ‎по ‎факту ‎описывает ‎вовсе‏ ‎не‏ ‎этнические ‎процессы.‏ ‎Вот ‎как‏ ‎например ‎описана ‎с ‎точки ‎зрения‏ ‎теории‏ ‎пассионарности‏ ‎история ‎Римской‏ ‎Республики ‎а‏ ‎затем ‎и‏ ‎империи.‏ ‎

Оставим ‎в‏ ‎стороне ‎даже ‎то, ‎что ‎тут‏ ‎нет ‎оси‏ ‎Y‏ ‎(у ‎нас ‎тоже‏ ‎такой ‎казус‏ ‎случается) ‎и ‎даже ‎то,‏ ‎что‏ ‎моментом ‎пассионарного‏ ‎толчка ‎признана‏ ‎мифическая ‎дата ‎основания ‎Рима ‎(этрусский‏ ‎период‏ ‎почему ‎то‏ ‎выпал ‎напрочь).‏ ‎Проблема ‎в ‎однородности ‎наблюдаемого ‎явления‏ ‎-‏ ‎вплоть‏ ‎до ‎400‏ ‎года ‎д‏ ‎н.э. ‎где‏ ‎вроде‏ ‎бы ‎имеет‏ ‎место ‎пик ‎пассионарности, ‎Рим ‎-‏ ‎это ‎весьма‏ ‎небольшое‏ ‎государство, ‎которое ‎увеличивается‏ ‎кратно ‎к‏ ‎264 ‎году ‎до.н.э. ‎включая‏ ‎в‏ ‎себя ‎с‏ ‎десяток ‎италийских‏ ‎народов, ‎а ‎к ‎моменту ‎начала‏ ‎гражданских‏ ‎войн ‎(88‏ ‎г. ‎до‏ ‎н.э) ‎численность ‎социума ‎вырастает ‎еще‏ ‎если‏ ‎не‏ ‎в ‎10,‏ ‎то ‎как‏ ‎минимум ‎в‏ ‎7-8‏ ‎раз. ‎То‏ ‎есть ‎этнически ‎это ‎уже ‎совершенно‏ ‎иное ‎образование‏ ‎и‏ ‎отождествлять ‎его ‎с‏ ‎исходным ‎Римом‏ ‎просто ‎бессмысленно. ‎При ‎этом,‏ ‎имея‏ ‎в ‎виду‏ ‎особенности ‎формирования‏ ‎римской ‎элиты ‎и ‎в ‎частности‏ ‎практики‏ ‎усыновления ‎вполне‏ ‎взрослых ‎и‏ ‎кровно ‎никак ‎не ‎связанных ‎между‏ ‎собой‏ ‎людей,‏ ‎можно ‎с‏ ‎уверенностью ‎утверждать,‏ ‎что ‎уже‏ ‎никакого‏ ‎этнического ‎компонента‏ ‎к ‎началу ‎гражданских ‎войн, ‎а‏ ‎тем ‎более‏ ‎ко‏ ‎временам ‎Августа ‎в‏ ‎Риме ‎уже‏ ‎проследить ‎невозможно. ‎Все ‎этническое‏ ‎благополучно‏ ‎растворилось, ‎осталось‏ ‎только ‎социальное‏ ‎и ‎культурное. ‎То ‎есть, ‎"этногенез"‏ ‎это‏ ‎явная ‎химера.‏ ‎

Но ‎есть‏ ‎и ‎обратная ‎сторона, ‎которая ‎заключается‏ ‎в‏ ‎том,‏ ‎что ‎все‏ ‎описания ‎социального‏ ‎поведения ‎данного‏ ‎Гумилевым‏ ‎хорошо ‎узнаваемы‏ ‎и ‎наблюдаемы ‎и ‎в ‎быту‏ ‎и ‎на‏ ‎историческом‏ ‎материале. ‎Собственно ‎говоря,‏ ‎эта ‎достоверность‏ ‎и ‎подкупает ‎и ‎заставляет‏ ‎его‏ ‎последователь ‎закрывать‏ ‎глаза ‎на‏ ‎очевидные ‎косяки, ‎логические ‎несоответствия ‎и‏ ‎даже‏ ‎откровенные ‎подтасовки,‏ ‎встречающиеся ‎в‏ ‎его ‎книгах. ‎И ‎её ‎нельзя‏ ‎сбрасывать‏ ‎со‏ ‎счетов. ‎

Ситуация‏ ‎мне ‎лично‏ ‎видится ‎следующим‏ ‎образом:‏ ‎Лев ‎Гумилев‏ ‎интуитивно ‎верно ‎уловил ‎закономерности, неплохо ‎описал‏ ‎феномен, ‎но‏ ‎сделал‏ ‎неправильные ‎выводы, ‎к‏ ‎тому ‎же‏ ‎вольно ‎обращался ‎с ‎фактами‏ ‎при‏ ‎доказательстве ‎своих‏ ‎построений ‎и‏ ‎потому ‎в ‎целом ‎получилось ‎не‏ ‎пойми‏ ‎что. ‎

Попробуем‏ ‎это ‎исправить.‏ ‎

Первое, ‎что ‎надо ‎зафиксировать ‎-‏ ‎феномен‏ ‎"пассионарности"‏ ‎и ‎"цикла‏ ‎этногенеза" ‎действительно‏ ‎существует, ‎но‏ ‎он‏ ‎носит ‎не‏ ‎этнический, ‎а ‎социальный ‎характер. ‎Вообще‏ ‎нет ‎необходимости‏ ‎умножать‏ ‎сущности ‎в ‎данном‏ ‎вопросе, ‎потому‏ ‎что:

"Пассионарное" ‎поведение ‎- ‎есть‏ ‎не‏ ‎что ‎иное‏ ‎как ‎поведение‏ ‎индивида/коллектива ‎по ‎преодолению ‎социальных ‎границ‏ ‎и‏ ‎барьеров. ‎Про‏ ‎виды ‎ограничений‏ ‎и ‎методы ‎их ‎преодоления ‎подробнее‏ ‎см.‏ ‎по‏ ‎ссылке. Оно, ‎возможно,‏ ‎внешне ‎выглядит‏ ‎нерациональным ‎и‏ ‎необъяснимым‏ ‎ввиду ‎того,‏ ‎что ‎наблюдатель ‎находится ‎в ‎иной‏ ‎позиции ‎на‏ ‎матрице‏ ‎социальных ‎порядков, ‎нежели‏ ‎"пассионарий". ‎Но‏ ‎если ‎ввести ‎в ‎исторический‏ ‎анализ‏ ‎той ‎или‏ ‎иной ‎ситуации‏ ‎все ‎имевшиеся ‎ограничения, ‎то ‎выяснится‏ ‎что‏ ‎80% ‎"пассионариев"‏ ‎после ‎преодоления‏ ‎мешающих ‎им ‎социальных ‎барьеров ‎становятся‏ ‎вполне‏ ‎себе‏ ‎респектабельными ‎членами‏ ‎общества ‎и‏ ‎даже ‎охранителями‏ ‎(пример‏ ‎- ‎"старые‏ ‎большевики" ‎сносившие ‎царский ‎режим ‎в‏ ‎1920-1930 ‎годы,‏ ‎или‏ ‎же ‎"сталинские ‎соколы",‏ ‎репрессировавшие ‎"старых‏ ‎большевиков" ‎к ‎1950-1960-м ‎годам).‏ ‎

То,‏ ‎что ‎изображено‏ ‎на ‎рис.1.‏ ‎(динамика ‎"уровня ‎пассионарности" ‎неизвестно ‎в‏ ‎чем‏ ‎измеряемого) ‎на‏ ‎самом ‎деле‏ ‎есть ‎отражение ‎этапов ‎глобального ‎социально-экономического‏ ‎цикла,‏ ‎только‏ ‎с ‎фазовым‏ ‎смещением. ‎Что‏ ‎тоже ‎довольно‏ ‎понятно,‏ ‎если ‎сопоставить‏ ‎выделенные ‎Гумилевым ‎стадии ‎"этногенеза" ‎и‏ ‎нашей ‎периодизацией‏ ‎глобального‏ ‎социально-экономического ‎цикла. ‎

Ниде‏ ‎в ‎табличке‏ ‎приведено ‎сравнение.

Если ‎мы ‎теперь‏ ‎совместим‏ ‎рис.1 ‎и‏ ‎рис. ‎2,‏ ‎то ‎очевидно ‎будет ‎что ‎пик‏ ‎"пассионарности"‏ ‎на ‎ранних‏ ‎стадиях ‎цикла‏ ‎предшествует ‎пику ‎собственно ‎социально-экономического ‎развития.‏ ‎Можно‏ ‎сказать,‏ ‎что ‎борьба‏ ‎с ‎социальными‏ ‎ограничениями ‎понуждает‏ ‎общество‏ ‎вперед, ‎часто‏ ‎через ‎боль ‎и ‎кризисы. ‎Напротив‏ ‎на ‎поздних‏ ‎стадиях‏ ‎цикла ‎это ‎давление‏ ‎ослабевает ‎и‏ ‎система ‎снова ‎приходит ‎в‏ ‎равновесие‏ ‎пусть ‎не‏ ‎сразу. ‎Что‏ ‎тут ‎первично, ‎что ‎вторично, ‎бог‏ ‎его‏ ‎знает, ‎но‏ ‎факт ‎налицо‏ ‎- ‎то, ‎что ‎впервые ‎описал‏ ‎Лев‏ ‎Гумилев‏ ‎под ‎названием‏ ‎"теории ‎этногенеза"‏ ‎является ‎типичной‏ ‎качественной‏ ‎моделью ‎реализации‏ ‎социальных ‎процессов. ‎

Отдельно ‎надо ‎заметить‏ ‎по ‎поводу‏ ‎сроков‏ ‎и ‎датировок. ‎Я‏ ‎уже ‎давно‏ ‎копаюсь ‎в ‎теме ‎социально-экономических‏ ‎циклов‏ ‎и ‎потому‏ ‎могу ‎констатировать,‏ ‎что ‎датировка ‎у ‎Льва ‎Гумилева,‏ ‎мягко‏ ‎говоря, ‎не‏ ‎слишком ‎точна.‏ ‎Подробнее ‎см. ‎по ‎ссылке: разброс ‎сроков‏ ‎по‏ ‎каждой‏ ‎стадии ‎будет‏ ‎очень ‎велик,‏ ‎поэтому ‎даже‏ ‎средний‏ ‎или ‎типичный‏ ‎срок ‎установить ‎проблематично. ‎

Но ‎если‏ ‎перестать ‎ругать‏ ‎Льва‏ ‎Николаевича ‎(который ‎тем‏ ‎более ‎ответить‏ ‎уже ‎не ‎может), ‎а‏ ‎сосредоточиться‏ ‎на ‎позитиве,‏ ‎то ‎следует‏ ‎сказать ‎вот ‎что:

  1. "Теория ‎этногенеза" ‎будучи‏ ‎уточненной‏ ‎и ‎дополненной‏ ‎может ‎служить‏ ‎отличным ‎лекалом ‎для ‎описания ‎социальных‏ ‎процессов‏ ‎-‏ ‎политических, ‎научных,‏ ‎культурных и ‎т.д.‏ ‎Ибо ‎механизм‏ ‎толчка‏ ‎и ‎затухания‏ ‎(pump ‎& ‎dump) ‎есть ‎проявления‏ ‎общего ‎волнового‏ ‎характера‏ ‎динамических ‎процессов. ‎
  2. Из-за‏ ‎того, ‎что‏ ‎количественного ‎измерения ‎например ‎"политической‏ ‎активности"‏ ‎или ‎"культурного‏ ‎уровня"или ‎иных‏ ‎социальных ‎феноменов ‎найти ‎до ‎сих‏ ‎пор‏ ‎не ‎получилось,‏ ‎именно ‎8-тактный‏ ‎цикл ‎Гумилева ‎может ‎служить ‎тем‏ ‎образцом,‏ ‎на‏ ‎основе ‎которого‏ ‎возможно ‎структурированное‏ ‎описание ‎подобных‏ ‎процессов‏ ‎и ‎явлений.‏ ‎Мы ‎кстати ‎этим ‎попробуем ‎заняться‏ ‎в ‎следующих‏ ‎постах.‏ ‎
Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048