A
logo
Amur Fisherman
A
logo
0
читателей
Amur Fisherman  
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Увлекательная и суровая жизнь на Дальнем Востоке! Дикие места! В общем как мы живем или выживаем!
Рыбалка, Грибалка, Природа и река Амур на Дальнем Востоке. Видео обзоры рыболовной техники.
Снимаю видео с квадрокоптера фирмы Dji mavic mini
Мой второй канал "Кухня Аборигена /Aboriginal kitchen", там я буду готовить блюда из рыбы, мяса, грибов и дикоросов, что дает нам Матушка Природа!
ВНИМАНИЕ! ВСЕ ВИДЕО ЯВЛЯЮТСЯ ПОСТАНОВОЧНЫМИ И НЕСУТ ТОЛЬКО РАЗВЛЕКАТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
ПОМОЩЬ КАНАЛУ: карта Сбербанк 4276700010125882.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Метки
Смотреть: 1+ мин
A
logo
Amur Fisherman

ЗАПРЕТНАЯ РЫБАЛКА НА ОСЕТРОВЫХ. БРАКОНЬЕР ПОПАЛСЯ

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 500₽ в месяц

Смотреть: 1 час 20+ мин
logo Фильм, фильм, фильм...

Белое солнце пустыни

Бесконечная ‎пустыня.‏ ‎Боец ‎Сухов, ‎прикуривающий ‎от ‎динамитной‏ ‎шашки, ‎нескладный‏ ‎Петруха‏ ‎с ‎вечно ‎заклинивающей‏ ‎трехлинейкой, ‎обаятельный‏ ‎Верещагин ‎с ‎надоевшей ‎черной‏ ‎икрой‏ ‎и ‎знаменитыми‏ ‎песнями-балладами, ‎ловкий‏ ‎Саид ‎, ‎злодей ‎Абдулла ‎со‏ ‎своей‏ ‎бандой, ‎любознательная‏ ‎Гульчатай, ‎играющая‏ ‎с ‎черепахой.

«Бе́лое ‎со́лнце ‎пусты́ни» ‎—‏ ‎советский‏ ‎художественный‏ ‎фильм ‎1969‏ ‎года ‎в‏ ‎жанре ‎истерн‏ ‎режиссёра‏ ‎Владимира ‎Мотыля,‏ ‎повествующий ‎о ‎приключениях ‎красноармейца ‎Фёдора‏ ‎Ивановича ‎Сухова,‏ ‎спасающего‏ ‎женщин ‎из ‎гарема‏ ‎бандита ‎Абдуллы‏ ‎в ‎годы ‎Гражданской ‎войны.‏ ‎Фильм‏ ‎снят ‎на‏ ‎производственной ‎базе‏ ‎студий ‎«Мосфильм» ‎и ‎«Ленфильм», ‎по‏ ‎сценарию,‏ ‎написанному ‎Рустамом‏ ‎Ибрагимбековым ‎и‏ ‎Валентином ‎Ежовым.

Съёмочный ‎коллектив ‎и ‎актёрский‏ ‎ансамбль‏ ‎были‏ ‎удостоены ‎Государственной‏ ‎премии ‎Российской‏ ‎Федерации ‎1998‏ ‎года.

Начало‏ ‎1920-х, ‎восточный‏ ‎берег ‎Каспийского ‎моря ‎(бывшая ‎Закаспийская‏ ‎область ‎Российской‏ ‎империи).‏ ‎Закончилась ‎Гражданская ‎война,‏ ‎но ‎в‏ ‎Средней ‎Азии ‎всё ‎ещё‏ ‎орудуют‏ ‎банды ‎басмачей.‏ ‎Красноармеец ‎Фёдор‏ ‎Иванович ‎Сухов ‎идёт ‎через ‎пустыню,‏ ‎возвращаясь‏ ‎к ‎любимой‏ ‎жене, ‎Катерине‏ ‎Матвеевне, ‎под ‎Самару. ‎Фёдор ‎—‏ ‎опытный‏ ‎солдат,‏ ‎что ‎и‏ ‎позволило ‎ему‏ ‎уцелеть ‎на‏ ‎войне.‏ ‎По ‎дороге‏ ‎Сухов ‎спасает ‎местного ‎жителя ‎Саида,‏ ‎закопанного ‎по‏ ‎шею‏ ‎в ‎песок. ‎Тот‏ ‎рассказывает, ‎что‏ ‎на ‎мучительную ‎смерть ‎его‏ ‎обрёк‏ ‎бандит ‎Джавдет,‏ ‎который ‎убил‏ ‎его ‎отца ‎и ‎забрал ‎всё‏ ‎имущество.‏ ‎Саид, ‎чувствуя‏ ‎себя ‎должником‏ ‎Сухова, ‎ничего ‎ему ‎не ‎обещает,‏ ‎но‏ ‎собирается‏ ‎при ‎случае‏ ‎отдать ‎долг.

Далее‏ ‎Сухов ‎встречает‏ ‎красного‏ ‎командира ‎Рахимова‏ ‎и ‎его ‎отряд. ‎Рахимов ‎уговаривает‏ ‎Сухова ‎помочь‏ ‎ему‏ ‎накрыть ‎Абдуллу ‎или‏ ‎хотя ‎бы‏ ‎сопроводить ‎гарем ‎Абдуллы ‎до‏ ‎приморского‏ ‎посёлка ‎Педжент.‏ ‎Абдулла, ‎собравшись‏ ‎бежать ‎за ‎границу, ‎уже ‎успел‏ ‎убить‏ ‎двух ‎жён‏ ‎и ‎планирует‏ ‎убить ‎всех ‎остальных, ‎поскольку ‎они‏ ‎связывают‏ ‎его‏ ‎своим ‎присутствием.‏ ‎Сухов ‎поначалу‏ ‎отказывается, ‎заявив,‏ ‎что‏ ‎идёт ‎домой.‏ ‎Однако ‎Рахимов ‎оставляет ‎ему ‎жён‏ ‎Абдуллы ‎и‏ ‎молодого‏ ‎красноармейца ‎Петруху, ‎после‏ ‎чего ‎уезжает.‏ ‎Сухов ‎знает ‎об ‎Абдулле:‏ ‎он‏ ‎высочайший ‎профессионал‏ ‎боя, ‎примерно‏ ‎равный ‎Сухову ‎по ‎силе. ‎Басмача‏ ‎уважают‏ ‎и ‎Саид‏ ‎(чей ‎отец‏ ‎дружил ‎с ‎отцом ‎Абдуллы), ‎и‏ ‎даже‏ ‎красноармейцы,‏ ‎хотя ‎он‏ ‎и ‎враг.‏ ‎Говоря ‎о‏ ‎Джавдете‏ ‎и ‎Абдулле,‏ ‎Саид ‎отметил, ‎что ‎«Джавдет ‎—‏ ‎трус, ‎а‏ ‎Абдулла‏ ‎— ‎воин». ‎Сухов‏ ‎вынужденно ‎сопровождает‏ ‎бывших ‎жён ‎Абдуллы ‎в‏ ‎Педжент:‏ ‎солдат ‎не‏ ‎может ‎допустить‏ ‎убийства ‎женщин. ‎В ‎скором ‎времени‏ ‎в‏ ‎Педжент ‎приходит‏ ‎и ‎Абдулла‏ ‎со ‎своей ‎бандой, ‎планируя ‎здесь‏ ‎морем‏ ‎переправиться‏ ‎за ‎границу.‏ ‎Фёдор ‎понимает,‏ ‎что ‎он‏ ‎остался‏ ‎с ‎бандитами‏ ‎один ‎на ‎один: ‎Петруха ‎-‏ ‎необстрелянный ‎парень,‏ ‎не‏ ‎имеющий ‎никакого ‎боевого‏ ‎опыта.

За ‎оружием‏ ‎и ‎поддержкой ‎Сухов ‎обращается‏ ‎на‏ ‎бывший ‎пост‏ ‎царской ‎таможни‏ ‎к ‎его ‎старому ‎начальнику, ‎Павлу‏ ‎Артемьевичу‏ ‎Верещагину. ‎Тот‏ ‎вначале ‎предлагает‏ ‎свою ‎помощь, ‎но ‎жена ‎Настасья‏ ‎отговаривает‏ ‎его.‏ ‎Тогда ‎Сухов‏ ‎ремонтирует ‎старый‏ ‎пулемёт ‎«Льюис»,‏ ‎находит‏ ‎ящик ‎с‏ ‎динамитом ‎и ‎минирует ‎«Тверь» ‎—‏ ‎единственный ‎баркас‏ ‎у‏ ‎берега. ‎Теперь, ‎если‏ ‎басмачи ‎сядут‏ ‎на ‎баркас ‎и ‎заведут‏ ‎мотор,‏ ‎они ‎неминуемо‏ ‎погибнут. ‎Сухов‏ ‎захватывает ‎Абдуллу ‎в ‎плен ‎и‏ ‎сажает‏ ‎в ‎подвал,‏ ‎но ‎тот‏ ‎сбегает, ‎заманив ‎и ‎убив ‎самую‏ ‎молодую‏ ‎из‏ ‎жён ‎—‏ ‎14-летнюю ‎Гюльчатай.‏ ‎Чуть ‎позже‏ ‎Абдулла‏ ‎закалывает ‎штыком‏ ‎Петруху, ‎несмотря ‎на ‎отчаянное ‎сопротивление‏ ‎парня.

Сухов ‎выводит‏ ‎гарем‏ ‎из ‎Педжента ‎по‏ ‎подземному ‎ходу,‏ ‎который ‎ему ‎показал ‎Лебедев,‏ ‎хранитель‏ ‎местного ‎музея.‏ ‎Приехавший ‎Абдулла,‏ ‎ничего ‎не ‎добившись ‎от ‎Лебедева‏ ‎и‏ ‎не ‎зная‏ ‎жалости, ‎убивает‏ ‎беззащитного ‎старика. ‎Беглецы ‎укрываются ‎в‏ ‎старом‏ ‎нефтяном‏ ‎резервуаре, ‎где‏ ‎их ‎осаждают‏ ‎бандиты. ‎Абдулла‏ ‎решает‏ ‎поджечь ‎резервуар,‏ ‎облив ‎его ‎нефтью ‎из ‎стоящей‏ ‎рядом ‎цистерны.‏ ‎Но‏ ‎в ‎бой ‎неожиданно‏ ‎вступает ‎Саид:‏ ‎он ‎хотя ‎и ‎считает,‏ ‎что‏ ‎Фёдор ‎ввязался‏ ‎не ‎в‏ ‎своё ‎дело, ‎но ‎всё ‎равно‏ ‎хочет‏ ‎вернуть ‎долг.‏ ‎Саид ‎убивает‏ ‎часть ‎людей ‎Абдуллы, ‎серьезно ‎сокращая‏ ‎численность‏ ‎банды.‏ ‎Тем ‎временем‏ ‎Сухов ‎вылезает‏ ‎из ‎резервуара‏ ‎и‏ ‎шквальным ‎огнём‏ ‎из ‎пулемёта ‎истребляет ‎большую ‎часть‏ ‎басмачей.

Тем ‎временем,‏ ‎узнав‏ ‎от ‎Сухова ‎о‏ ‎гибели ‎Петрухи,‏ ‎в ‎котором ‎он ‎видел‏ ‎своего‏ ‎сына, ‎Верещагин,‏ ‎наконец, ‎понимает,‏ ‎кого ‎он ‎должен ‎поддержать. ‎Силач-таможенник‏ ‎отбивает‏ ‎у ‎басмачей‏ ‎баркас, ‎сбрасывая‏ ‎их ‎за ‎борт, ‎и ‎направляет‏ ‎судно‏ ‎к‏ ‎берегу, ‎не‏ ‎зная, ‎что‏ ‎оно ‎заминировано.‏ ‎Сухов,‏ ‎срывая ‎голос,‏ ‎кричит ‎Верещагину ‎о ‎динамите, ‎но,‏ ‎не ‎будучи‏ ‎услышанным,‏ ‎получает ‎ранение ‎в‏ ‎плечо. ‎Верещагин,‏ ‎баркас ‎и ‎цепляющиеся ‎за‏ ‎него‏ ‎бандиты ‎уничтожены‏ ‎взрывом. ‎Абдулла,‏ ‎единственный ‎оставшийся ‎в ‎живых, ‎поднимается‏ ‎на‏ ‎цистерну, ‎чтобы‏ ‎уничтожить ‎жён.‏ ‎Сухов ‎легко ‎может ‎убить ‎его,‏ ‎но‏ ‎честь‏ ‎русского ‎солдата‏ ‎не ‎позволяет‏ ‎стрелять ‎в‏ ‎спину.‏ ‎Поэтому ‎Фёдор‏ ‎окликает ‎Абдуллу, ‎после ‎чего ‎убивает‏ ‎противника ‎выстрелом‏ ‎из‏ ‎револьвера. ‎Гарем ‎возвращается‏ ‎под ‎опеку‏ ‎Рахимова.

Сухов ‎предлагает ‎Саиду ‎помочь‏ ‎с‏ ‎Джавдетом, ‎но‏ ‎тот ‎отказывается,‏ ‎поскольку ‎из ‎соображений ‎кровной ‎мести‏ ‎должен‏ ‎убить ‎Джавдета‏ ‎своими ‎руками.‏ ‎Сухов ‎возобновляет ‎свой ‎путь ‎на‏ ‎родину.

В‏ ‎ролях.

Анатолий‏ ‎Кузнецов ‎—‏ ‎Фёдор ‎Иванович‏ ‎Сухов, ‎красноармеец‏ ‎Закаспийского‏ ‎интернационального ‎революционного‏ ‎пролетарского ‎полка ‎имени ‎Августа ‎Бебеля.

Павел‏ ‎Луспекаев ‎—‏ ‎Павел‏ ‎Артемьевич ‎Верещагин, ‎бывший‏ ‎начальник ‎дореволюционного‏ ‎таможенного ‎поста.

Спартак ‎Мишулин ‎—‏ ‎Саид.

Кахи‏ ‎Кавсадзе ‎—‏ ‎Чёрный ‎Абдулла,‏ ‎бандит ‎и ‎главный ‎антагонист ‎фильма‏ ‎(озвучивает‏ ‎Михаил ‎Волков).

Паша‏ ‎Абдулрагимов ‎—‏ ‎Махмуд, ‎бандит ‎и ‎правая ‎рука‏ ‎Чёрного‏ ‎Абдуллы.

Раиса‏ ‎Куркина ‎—‏ ‎Настасья, ‎жена‏ ‎Верещагина.

Николай ‎Годовиков‏ ‎—‏ ‎красноармеец ‎Петруха.

Татьяна‏ ‎Федотова ‎— ‎Гюльчатай, ‎девятая ‎по‏ ‎старшинству ‎жена‏ ‎Абдуллы‏ ‎(озвучивает ‎Надежда ‎Румянцева).

Муса‏ ‎Дудаев ‎—‏ ‎красный ‎командир ‎Рахимов ‎(озвучивает‏ ‎Игорь‏ ‎Ефимов).

Николай ‎Бадьев‏ ‎— ‎Лебедев,‏ ‎хранитель ‎музея. ‎Убит ‎Абдуллой ‎(озвучивает‏ ‎Алексей‏ ‎Кожевников).

Владимир ‎Кадочников‏ ‎— ‎подпоручик‏ ‎Семён.

Игорь ‎Милонов ‎— ‎Аристарх, ‎бандит.

Виталий‏ ‎Матвеев‏ ‎—‏ ‎бандит.

Галина ‎Лучай‏ ‎— ‎Катерина‏ ‎Матвеевна, ‎жена‏ ‎Сухова.

Во‏ ‎второй ‎половине‏ ‎1960-х ‎на ‎волне ‎популярности ‎дилогии‏ ‎«Неуловимые ‎мстители»‏ ‎(1966)‏ ‎советское ‎кинематографическое ‎руководство‏ ‎обращается ‎к‏ ‎жанру ‎«истерна» ‎(тогда ‎такого‏ ‎термина‏ ‎ещё ‎не‏ ‎существовало). ‎С‏ ‎1966 ‎года ‎в ‎кинематографической ‎системе‏ ‎СССР‏ ‎начала ‎работать‏ ‎ЭТК ‎(Экспериментальная‏ ‎творческая ‎киностудия). ‎Она ‎представляла ‎собой‏ ‎коммерческое‏ ‎предприятие‏ ‎с ‎широкой‏ ‎свободой ‎действий‏ ‎по ‎подбору‏ ‎кадров‏ ‎и ‎выбору‏ ‎творческого ‎материала ‎и ‎могла ‎не‏ ‎согласовывать ‎свои‏ ‎действия‏ ‎с ‎Госкино ‎СССР.

В‏ ‎1967 ‎году‏ ‎руководство ‎ЭТК ‎приглашает ‎к‏ ‎работе‏ ‎над ‎сценарием‏ ‎нового ‎фильма‏ ‎Андрея ‎Михалкова-Кончаловского ‎и ‎Фридриха ‎Горенштейна.

Первоначальный‏ ‎вариант‏ ‎сценария ‎под‏ ‎рабочим ‎названием‏ ‎«Басмачи» ‎руководство ‎киностудии ‎не ‎устроил,‏ ‎и‏ ‎Кончаловскому‏ ‎дали ‎новых‏ ‎соавторов: ‎Валентина‏ ‎Ежова ‎и‏ ‎Рустама‏ ‎Ибрагимбекова. ‎Сценаристы‏ ‎начали ‎собирать ‎материал. ‎В ‎разговоре‏ ‎с ‎ветераном‏ ‎Гражданской‏ ‎войны ‎Валентин ‎Ежов‏ ‎услышал ‎историю‏ ‎о ‎том, ‎как ‎басмач‏ ‎бросил‏ ‎в ‎пустыне‏ ‎во ‎время‏ ‎бегства ‎свой ‎гарем. ‎Эта ‎история‏ ‎привлекла‏ ‎сценариста ‎и‏ ‎стала ‎сюжетообразующим‏ ‎началом ‎для ‎нового ‎сценария.

Официально ‎работа‏ ‎над‏ ‎сценарием‏ ‎началась ‎7‏ ‎июня ‎1967‏ ‎года ‎и‏ ‎была‏ ‎закончена ‎в‏ ‎июле. ‎Кончаловский ‎покинул ‎проект ‎ещё‏ ‎до ‎окончания‏ ‎работы‏ ‎над ‎сценарием, ‎получив‏ ‎предложение ‎об‏ ‎экранизации ‎романа ‎Ивана ‎Тургенева‏ ‎«Дворянское‏ ‎гнездо». ‎1‏ ‎августа ‎того‏ ‎же ‎года ‎сценарий ‎был ‎принят‏ ‎в‏ ‎работу, ‎и‏ ‎начались ‎поиски‏ ‎режиссёра. ‎Предложения ‎возглавить ‎съёмки ‎последовательно‏ ‎отклонили‏ ‎Витаутас‏ ‎Жалакявичюс, ‎Юрий‏ ‎Чулюкин ‎и‏ ‎даже ‎Андрей‏ ‎Тарковский.

После‏ ‎долгих ‎обсуждений‏ ‎предложение ‎стать ‎режиссёром ‎было ‎сделано‏ ‎Владимиру ‎Мотылю.‏ ‎Картина‏ ‎«Женя, ‎Женечка ‎и‏ ‎„катюша“» ‎уже‏ ‎принесла ‎ему ‎определённую ‎известность,‏ ‎и‏ ‎руководство ‎студии‏ ‎полагало, ‎что‏ ‎опытный ‎режиссёр ‎не ‎испортит ‎картину,‏ ‎хотя‏ ‎Мотыль ‎был‏ ‎из ‎категории‏ ‎«неблагонадёжных».

В ‎то ‎время ‎он ‎мечтал‏ ‎о‏ ‎постановке‏ ‎фильма ‎о‏ ‎декабристах ‎«Звезда‏ ‎пленительного ‎счастья»,‏ ‎но‏ ‎при ‎отсутствии‏ ‎других ‎предложений, ‎испытывая ‎затруднения ‎денежного‏ ‎характера, ‎согласился.‏ ‎В‏ ‎первом ‎прочтении ‎сценарий‏ ‎понравился, ‎но‏ ‎Мотыль ‎считал, ‎что ‎такое‏ ‎кино‏ ‎снимать ‎ему‏ ‎не ‎разрешат.‏ ‎По ‎опыту ‎предыдущих ‎картин ‎можно‏ ‎было‏ ‎догадаться, ‎что‏ ‎подобный ‎сюжет‏ ‎в ‎глазах ‎советской ‎цензуры ‎мог‏ ‎выглядеть‏ ‎осквернением‏ ‎образа ‎солдат‏ ‎Гражданской ‎войны.

Тем‏ ‎не ‎менее‏ ‎Григорию‏ ‎Чухраю ‎(руководителю‏ ‎ЭТК) ‎и ‎Валентину ‎Ежову ‎удалось‏ ‎уговорить ‎Мотыля,‏ ‎пообещав‏ ‎ему ‎полную ‎свободу‏ ‎действий ‎на‏ ‎съёмочной ‎площадке. ‎На ‎этом‏ ‎этапе‏ ‎судьба ‎картины‏ ‎оказалась ‎под‏ ‎большим ‎вопросом.

14 сентября ‎1967 ‎года ‎сценарий‏ ‎картины‏ ‎под ‎новым‏ ‎рабочим ‎названием‏ ‎— ‎«Пустыня» ‎— ‎было ‎предложено‏ ‎включить‏ ‎в‏ ‎тематический ‎план‏ ‎Комитета ‎по‏ ‎кинематографии ‎СССР‏ ‎на‏ ‎следующий ‎год.‏ ‎В ‎ответ ‎неожиданно ‎было ‎предложено‏ ‎договориться ‎о‏ ‎совместных‏ ‎съёмках ‎этого ‎фильма‏ ‎с ‎одной‏ ‎из ‎киностудий ‎республик ‎Средней‏ ‎Азии.

В‏ ‎результате ‎сложных‏ ‎переговоров ‎сценарий‏ ‎был ‎переработан ‎так, ‎что ‎доля‏ ‎национального‏ ‎колорита ‎уменьшилась,‏ ‎а ‎роли‏ ‎русских ‎героев ‎(Сухова ‎и ‎Верещагина)‏ ‎стали‏ ‎более‏ ‎выпуклыми. ‎Сценарий‏ ‎был ‎принят‏ ‎в ‎работу‏ ‎на‏ ‎1968 ‎год,‏ ‎а ‎окончательное ‎название ‎картины ‎—‏ ‎«Белое ‎солнце‏ ‎пустыни»‏ ‎— ‎было ‎предложено‏ ‎первым ‎заместителем‏ ‎председателя ‎Госкино, ‎Владимиром ‎Баскаковым.

Пробы‏ ‎начались‏ ‎в ‎январе‏ ‎1968 ‎года.‏ ‎На ‎главную ‎роль ‎красноармейца ‎Сухова‏ ‎пробовались‏ ‎Георгий ‎Юматов‏ ‎и ‎Анатолий‏ ‎Кузнецов. ‎Первый ‎из ‎них ‎был‏ ‎более‏ ‎известен‏ ‎как ‎актёр,‏ ‎снявшись ‎в‏ ‎1950-х ‎и‏ ‎1960-х‏ ‎годах ‎в‏ ‎нескольких ‎героико-приключенческих ‎картинах ‎в ‎главных‏ ‎ролях. ‎К‏ ‎концу‏ ‎1960-х ‎от ‎героических‏ ‎ролей ‎он‏ ‎начал ‎переходить ‎к ‎характерным,‏ ‎и‏ ‎его ‎слава‏ ‎стала ‎несколько‏ ‎блёкнуть.

Юматов ‎имел ‎репутацию ‎человека, ‎склонного‏ ‎к‏ ‎алкоголизму, ‎и‏ ‎мог ‎сорвать‏ ‎съёмки. ‎Через ‎неделю ‎после ‎начала‏ ‎съёмок‏ ‎его‏ ‎обнаружили ‎в‏ ‎состоянии ‎тяжёлого‏ ‎опьянения ‎с‏ ‎лицом,‏ ‎сильно ‎пострадавшим‏ ‎после ‎драки. ‎О ‎дальнейших ‎съёмках‏ ‎не ‎могло‏ ‎быть‏ ‎и ‎речи, ‎и‏ ‎Владимир ‎Мотыль‏ ‎вновь ‎обратился ‎к ‎Кузнецову,‏ ‎чью‏ ‎кандидатуру ‎первоначально‏ ‎отклонили ‎на‏ ‎пробах. ‎Тот ‎не ‎был ‎занят‏ ‎и‏ ‎потому ‎согласился‏ ‎принять ‎участие‏ ‎в ‎съёмках.

На ‎роль ‎Саида ‎пробовался‏ ‎Игорь‏ ‎Ледогоров,‏ ‎а ‎на‏ ‎роль ‎Верещагина‏ ‎— ‎Ефим‏ ‎Копелян.‏ ‎Однако ‎роль‏ ‎Саида ‎досталась ‎актёру ‎Театра ‎сатиры‏ ‎Спартаку ‎Мишулину,‏ ‎а‏ ‎роль ‎Верещагина ‎—‏ ‎актёру ‎Ленинградского‏ ‎БДТ ‎Павлу ‎Луспекаеву. ‎Он‏ ‎был‏ ‎хорошо ‎известен‏ ‎как ‎театральный‏ ‎актёр, ‎но ‎его ‎кинематографическая ‎карьера‏ ‎была‏ ‎не ‎слишком‏ ‎успешной.

К ‎моменту‏ ‎начала ‎съёмок ‎Луспекаев ‎был ‎уже‏ ‎тяжело‏ ‎болен‏ ‎— ‎после‏ ‎ампутации ‎пальцев‏ ‎на ‎обеих‏ ‎ступнях‏ ‎ходить ‎мог‏ ‎только ‎с ‎тростью.

Мотыль ‎предложил ‎Луспекаеву‏ ‎сняться ‎на‏ ‎костылях‏ ‎и ‎даже ‎хотел‏ ‎соответствующим ‎образом‏ ‎изменить ‎сценарий. ‎Актёр ‎отмёл‏ ‎все‏ ‎эти ‎варианты‏ ‎и ‎поставил‏ ‎условие, ‎что ‎сниматься ‎будет ‎без‏ ‎каскадёров.‏ ‎Режиссёр ‎согласился,‏ ‎и ‎личность‏ ‎Павла ‎Луспекаева ‎и ‎его ‎актёрская‏ ‎игра‏ ‎серьёзно‏ ‎повлияли ‎на‏ ‎сценарий. ‎Наблюдая‏ ‎за ‎воплощением‏ ‎роли‏ ‎Верещагина, ‎режиссёр‏ ‎увеличил ‎первоначально ‎незаметную ‎роль ‎таможенника‏ ‎практически ‎до‏ ‎главной.‏ ‎Даже ‎имя ‎персонажу‏ ‎сменили: ‎из‏ ‎Александра ‎он ‎стал ‎Павлом.

Многие‏ ‎из‏ ‎участвовавших ‎в‏ ‎съёмках ‎не‏ ‎были ‎профессиональными ‎актёрами. ‎Только ‎три‏ ‎«жены‏ ‎Абдуллы» ‎из‏ ‎девяти ‎были‏ ‎актрисами. ‎Так ‎как ‎после ‎съёмок‏ ‎основных‏ ‎сцен‏ ‎девушкам ‎нужно‏ ‎было ‎срочно‏ ‎возвращаться ‎на‏ ‎работу,‏ ‎в ‎эпизодах‏ ‎отсутствующих ‎«жён» ‎пришлось ‎дублировать ‎солдатами.‏ ‎Местные ‎девушки‏ ‎отказались‏ ‎участвовать ‎в ‎съёмках,‏ ‎и ‎«жён»‏ ‎подбирали ‎со ‎всего ‎Союза‏ ‎(одну‏ ‎из ‎них‏ ‎нашли ‎в‏ ‎Латвии). ‎Галина ‎Лучай ‎работала ‎редактором‏ ‎студии‏ ‎«Останкино» ‎и‏ ‎после ‎долгих‏ ‎уговоров ‎согласилась ‎сыграть ‎роль ‎жены‏ ‎Сухова.

Подбор‏ ‎актёра‏ ‎на ‎важную‏ ‎роль ‎второго‏ ‎плана, ‎Петрухи,‏ ‎шёл‏ ‎сложно. ‎На‏ ‎неё ‎даже ‎пробовался ‎Савелий ‎Крамаров.‏ ‎Режиссёром ‎Владимиром‏ ‎Мотылём‏ ‎был ‎утверждён ‎уже‏ ‎актёр ‎Юрий‏ ‎Чернов, ‎но ‎он ‎всё-таки‏ ‎выбрал‏ ‎цирковой ‎путь.

В‏ ‎результате ‎роль‏ ‎досталась ‎Николаю ‎Годовикову, ‎также ‎непрофессионалу,‏ ‎работавшему‏ ‎слесарем ‎на‏ ‎заводе.

«Белое ‎солнце‏ ‎пустыни» ‎— ‎последнее ‎общее ‎появление‏ ‎Годовикова‏ ‎и‏ ‎Луспекаева ‎на‏ ‎экране. ‎До‏ ‎этого ‎они‏ ‎совместно‏ ‎снялись ‎в‏ ‎фильме ‎«Республика ‎ШКИД» ‎(1966), ‎где‏ ‎Годовиков ‎исполнил‏ ‎эпизодическую‏ ‎роль ‎одного ‎из‏ ‎беспризорников, ‎в‏ ‎то ‎время ‎как ‎Луспекаев‏ ‎сыграл‏ ‎Косталмеда.

Оркестровые ‎партии‏ ‎для ‎саундтрека‏ ‎были ‎исполнены ‎музыкальным ‎коллективом ‎Ленинградского‏ ‎академического‏ ‎Малого ‎театра‏ ‎оперы ‎и‏ ‎балета ‎под ‎управлением ‎Лео ‎Корхина.‏ ‎Владимир‏ ‎Мотыль‏ ‎уже ‎работал‏ ‎с ‎творческим‏ ‎тандемом ‎Исаака‏ ‎Шварца‏ ‎и ‎Булата‏ ‎Окуджавы. ‎Ими ‎была ‎написана ‎песня‏ ‎«Капли ‎датского‏ ‎короля»‏ ‎для ‎его ‎предыдущего‏ ‎фильма ‎«Женя,‏ ‎Женечка ‎и ‎„катюша“». ‎Песня‏ ‎«Ваше‏ ‎благородие» ‎была‏ ‎написана ‎специально‏ ‎для ‎фильма, ‎а ‎исполнил ‎её‏ ‎Павел‏ ‎Луспекаев. ‎Партию‏ ‎гитары, ‎звучащую‏ ‎в ‎песне, ‎записал ‎гитарист ‎Алексей‏ ‎Якушев,‏ ‎игравший‏ ‎в ‎то‏ ‎время ‎в‏ ‎известном ‎Московском‏ ‎трио‏ ‎гитаристов ‎и‏ ‎много ‎работавший ‎в ‎кино.

Несмотря ‎на‏ ‎то, ‎что‏ ‎Исаак‏ ‎Шварц ‎создал ‎музыку‏ ‎более ‎чем‏ ‎для ‎100 ‎фильмов, ‎это‏ ‎его‏ ‎самая ‎известная‏ ‎и ‎узнаваемая‏ ‎мелодия. ‎Как ‎впоследствии ‎признавался ‎Шварц,‏ ‎песню‏ ‎он ‎написал,‏ ‎представляя ‎себе,‏ ‎как ‎её ‎будет ‎петь ‎Павел‏ ‎Луспекаев.‏ ‎Актёр‏ ‎тоже ‎не‏ ‎первый ‎раз‏ ‎работал ‎с‏ ‎Исааком‏ ‎Шварцем, ‎который‏ ‎писал ‎музыку ‎и ‎песни ‎для‏ ‎спектаклей ‎БДТ.‏ ‎Песня‏ ‎Верещагина ‎стала ‎одной‏ ‎из ‎самых‏ ‎популярных ‎мелодий ‎советского ‎кинематографа‏ ‎и‏ ‎приобрела ‎самостоятельную‏ ‎известность.

Съёмки ‎фильма‏ ‎на ‎производственной ‎базе ‎студии ‎«Ленфильм»‏ ‎начались‏ ‎24 ‎июля‏ ‎1968 ‎года‏ ‎в ‎Ленинградской ‎области, ‎(деревня ‎Мистолово,‏ ‎Всеволожский‏ ‎район).‏ ‎Первые ‎отснятые‏ ‎сцены ‎фильма‏ ‎— ‎сон‏ ‎Сухова,‏ ‎где ‎он‏ ‎отбивает ‎серп ‎и ‎затем ‎пьёт‏ ‎чай ‎вместе‏ ‎с‏ ‎супругой ‎и ‎остальным‏ ‎гаремом.

Сразу ‎после‏ ‎этого ‎съёмочная ‎группа ‎отправилась‏ ‎в‏ ‎первую ‎командировку‏ ‎в ‎Дагестан‏ ‎в ‎окрестности ‎Махачкалы ‎на ‎побережье‏ ‎Каспийского‏ ‎моря. ‎Здесь‏ ‎были ‎созданы‏ ‎декорации ‎маленького ‎среднеазиатского ‎городка ‎Педжента,‏ ‎возле‏ ‎которого‏ ‎по ‎сценарию‏ ‎должны ‎были‏ ‎развернуться ‎основные‏ ‎события.‏ ‎Саида ‎закапывали‏ ‎в ‎песках ‎Бархана ‎Сарыкум. ‎Часть‏ ‎картины ‎снята‏ ‎в‏ ‎Туркменистане, ‎на ‎территории‏ ‎Древнего ‎Мерва.‏ ‎Существует ‎миф ‎о ‎том,‏ ‎что‏ ‎местом ‎съёмки‏ ‎служила ‎Куршская‏ ‎коса.

Съёмки ‎шли ‎тяжело ‎и ‎были‏ ‎плохо‏ ‎организованы. ‎Осенью‏ ‎1968 ‎года‏ ‎в ‎СССР ‎создавалась ‎киноэпопея ‎«Освобождение»,‏ ‎куда‏ ‎были‏ ‎брошены ‎лучшие‏ ‎кинематографические ‎силы‏ ‎и ‎все‏ ‎ресурсы.‏ ‎«Белому ‎солнцу…»‏ ‎даже ‎не ‎досталось ‎съёмочного ‎крана‏ ‎— ‎его‏ ‎пришлось‏ ‎мастерить ‎прямо ‎на‏ ‎площадке ‎из‏ ‎подручных ‎средств. ‎К ‎участию‏ ‎в‏ ‎съёмках ‎привлекли‏ ‎эскадрон ‎—‏ ‎подразделение ‎знаменитого ‎кавалерийского ‎полка, ‎созданного‏ ‎для‏ ‎съёмок ‎фильма‏ ‎«Война ‎и‏ ‎мир». ‎Однако ‎в ‎итоге ‎в‏ ‎картину‏ ‎так‏ ‎и ‎не‏ ‎вошли ‎сколько-нибудь‏ ‎сложные ‎конные‏ ‎трюки.‏ ‎При ‎этом‏ ‎в ‎ходе ‎съёмок ‎один ‎из‏ ‎кавалеристов-каскадёров ‎по‏ ‎неосторожности‏ ‎погиб.

Впоследствии ‎при ‎разбирательстве‏ ‎о ‎перерасходе‏ ‎средств ‎на ‎съёмки ‎всё‏ ‎это‏ ‎вменили ‎в‏ ‎вину ‎Владимиру‏ ‎Мотылю. ‎Дисциплина ‎в ‎творческой ‎группе‏ ‎хромала‏ ‎— ‎вне‏ ‎съёмок ‎актёры‏ ‎постоянно ‎участвовали ‎в ‎пьянках ‎и‏ ‎драках‏ ‎в‏ ‎соседних ‎ресторанах.‏ ‎Эпизод, ‎где‏ ‎у ‎Верещагина‏ ‎во‏ ‎время ‎схватки‏ ‎на ‎баркасе ‎кровоточит ‎лицо, ‎натурален‏ ‎— ‎накануне‏ ‎в‏ ‎драке ‎с ‎местными‏ ‎хулиганами ‎Луспекаеву‏ ‎рассекли ‎бровь.

В ‎ноябре ‎1968‏ ‎года‏ ‎съёмки ‎были‏ ‎закончены, ‎а‏ ‎с ‎ноября ‎того ‎же ‎года‏ ‎по‏ ‎январь ‎следующего‏ ‎шли ‎павильонные‏ ‎съёмки, ‎а ‎также ‎запись ‎музыки‏ ‎и‏ ‎песни.

Рабочий‏ ‎материал ‎отсмотрела‏ ‎комиссия ‎творческого‏ ‎объединения ‎и‏ ‎осталась‏ ‎недовольна ‎результатами.‏ ‎15 ‎января ‎1969 ‎года ‎Григорий‏ ‎Чухрай, ‎художественный‏ ‎руководитель‏ ‎ЭТК, ‎указал ‎в‏ ‎письме ‎режиссёру,‏ ‎что ‎качество ‎отснятого ‎материала‏ ‎неудовлетворительно‏ ‎и ‎картина‏ ‎находится ‎под‏ ‎угрозой ‎перерасхода ‎средств. ‎Следовательно, ‎она‏ ‎может‏ ‎быть ‎закрыта.‏ ‎Режиссёра ‎обвинили‏ ‎в ‎профессиональной ‎непригодности ‎— ‎материал,‏ ‎запланированный‏ ‎к‏ ‎съёмке ‎в‏ ‎ходе ‎командировки,‏ ‎не ‎был‏ ‎готов.‏ ‎Фильм, ‎уже‏ ‎снятый ‎на ‎две ‎трети, ‎оказался‏ ‎законсервирован ‎на‏ ‎четыре‏ ‎месяца.

Руководство ‎ЭТК ‎рассматривало‏ ‎вариант ‎передать‏ ‎незаконченный ‎фильм ‎другому ‎режиссёру.‏ ‎Вопрос‏ ‎обсуждался ‎с‏ ‎Владимиром ‎Басовым,‏ ‎но ‎тот ‎отказался. ‎Владимир ‎Мотыль‏ ‎пошёл‏ ‎по ‎инстанциям‏ ‎вплоть ‎до‏ ‎министра ‎кинематографии ‎СССР ‎Алексея ‎Романова,‏ ‎пытаясь‏ ‎доказать‏ ‎перспективность ‎работы.‏ ‎Всё ‎было‏ ‎бесполезно.

Студия ‎уже‏ ‎была‏ ‎готова ‎свернуть‏ ‎работу ‎над ‎фильмом, ‎когда ‎в‏ ‎дело ‎неожиданно‏ ‎вмешалось‏ ‎Министерство ‎финансов, ‎отказавшееся‏ ‎списать ‎более‏ ‎300 ‎тысяч ‎истраченных ‎рублей.‏ ‎Было‏ ‎решено ‎пересмотреть‏ ‎бюджет, ‎выделить‏ ‎дополнительные ‎средства ‎и ‎закончить ‎фильм.‏ ‎Комиссия‏ ‎указала ‎режиссёру‏ ‎на ‎то,‏ ‎что ‎картина ‎получается ‎слишком ‎трагической,‏ ‎и‏ ‎требовалась‏ ‎её ‎серьёзная‏ ‎доработка.

Чтобы ‎удовлетворить‏ ‎требования, ‎было‏ ‎необходимо‏ ‎переснять ‎несколько‏ ‎ключевых ‎сцен, ‎в ‎том ‎числе‏ ‎полностью ‎изменить‏ ‎концовку.‏ ‎Так, ‎в ‎первоначальном‏ ‎варианте ‎Настасья‏ ‎(жена ‎Верещагина) ‎от ‎горя‏ ‎сходит‏ ‎с ‎ума,‏ ‎а ‎жёны‏ ‎Абдуллы ‎вылезают ‎из ‎нефтяного ‎танка,‏ ‎в‏ ‎отчаянии ‎бросаются‏ ‎к ‎мёртвому‏ ‎мужу ‎и ‎рыдают. ‎Финальная ‎схватка‏ ‎Абдуллы‏ ‎и‏ ‎Сухова ‎выглядела‏ ‎совсем ‎иначе.‏ ‎Все ‎эти‏ ‎сцены‏ ‎не ‎вошли‏ ‎в ‎окончательный ‎вариант ‎или ‎были‏ ‎полностью ‎переделаны.

18 мая‏ ‎1969‏ ‎года ‎съёмочная ‎группа‏ ‎вылетела ‎во‏ ‎вторую ‎командировку, ‎но ‎теперь‏ ‎уже‏ ‎на ‎восточный‏ ‎берег ‎Каспийского‏ ‎моря ‎— ‎в ‎Туркмению ‎в‏ ‎район‏ ‎города ‎Байрам-Али.‏ ‎В ‎результате‏ ‎столь ‎большой ‎паузы ‎в ‎работе‏ ‎группа‏ ‎лишилась‏ ‎актрисы, ‎игравшей‏ ‎Гюльчатай. ‎Вместо‏ ‎Татьяны ‎Денисовой‏ ‎на‏ ‎роль ‎утвердили‏ ‎17-летнюю ‎студентку ‎Вагановского ‎училища ‎Татьяну‏ ‎Федотову. ‎С‏ ‎мая‏ ‎по ‎июль ‎прошла‏ ‎вторая ‎экспедиция,‏ ‎в ‎результате ‎которой ‎фильм‏ ‎значительно‏ ‎изменился, ‎и‏ ‎у ‎него‏ ‎фактически ‎появилась ‎другая ‎концовка.

Съёмки ‎завершились‏ ‎в‏ ‎сентябре ‎1969‏ ‎года, ‎но‏ ‎на ‎этом ‎проблемы ‎не ‎закончились.‏ ‎Даже‏ ‎после‏ ‎второй ‎экспедиции‏ ‎материалы ‎не‏ ‎удовлетворили ‎руководство‏ ‎студии.‏ ‎Владимиру ‎Мотылю‏ ‎пришлось ‎внести ‎ещё ‎около ‎30‏ ‎правок. ‎Фильм‏ ‎начинали‏ ‎снимать ‎на ‎базе‏ ‎студии ‎«Ленфильм»,‏ ‎а ‎заканчивали ‎на ‎«Мосфильме»‏ ‎(в‏ ‎выходных ‎данных‏ ‎значатся ‎обе‏ ‎крупнейшие ‎советские ‎киностудии). ‎18 ‎сентября‏ ‎1969‏ ‎года ‎состоялась‏ ‎приёмка ‎картины.‏ ‎Её ‎отсмотрел ‎директор ‎«Мосфильма» ‎Владимир‏ ‎Сурин.‏ ‎Он‏ ‎остался ‎недоволен‏ ‎качеством ‎и‏ ‎не ‎подписал‏ ‎акт‏ ‎о ‎приёмке.

Обновления проекта

Статистика

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048