Новости культуры. На днях в МХАТ имени Горького произошли кадровые перестановки. Новым директором театра стал Владимир Кехман, а худрук Эдуард Бояков покинул свой пост вследствие конфликта с ним. В длящемся уже около трёх лет кризисе вокруг МХАТ, казалось бы, поставлена точка: сторонники Татьяны Дорониной (в том числе и я) удовлетворены сложившейся ситуацией, поскольку Кехман на деле дал понять, что управление театром он будет согласовывать с ней. Однако вся эта ситуация нуждается в тщательном анализе для понимания ряда политических процессов в рамках смычки либерального лагеря и псевдопатриотов в противодействии российскому государству.
Для начала нужно пояснить, кто такой Бояков. В мире культуры он начинал с либералом Маратом Гельманом, занимал антипутинскую позицию, поддерживал Болотную площадь. В 2014 году вдруг "поменял" свои взгляды, поддержав на словах присоединение Крыма к России, и вроде как пытался привнести в театральное искусство то, что сам называл "осмысленным консерватизмом". Вот только ничего консервативного, равно как и осмысленного, там не было. Бояков стал королём ужасного жанра "новой драмы". Чтобы понять суть этого жанра, представьте себе спектакль, одной из сцен которого являются похороны. Горе, траур - всё по канонам драмы. Но внезапно у главной героини случается диарея или месячные, которые отодвигают основную драму на задний план и превращают её в трагикомичный абсурд. Помимо этого, Бояков щедро "ловил хайп" на консервативных и патриотических темах, примером чего является его спектакль (заранее приношу всем извинения) "Х** и Бог". В целом Бояков довольно повёрнут на теме "слова из трёх букв".
И вот этот человек в 2018 году стал худруком МХАТ, сменив великую Татьяну Доронину и в ходе своего "худручества" уничтожая весь её репертуар и любую память о ней. Причиной такой смены руководства стало желание одного известного кинорежиссёра пропихнуть компанию, связанную с одной из его дочерей, в качестве подрядчика по оказанию ремонтных работ в здании МХАТ. Татьяна Васильевна была резко против такого желания известной семейки, за что и поплатилась своей должностью. Театр оказался захвачен Бояковым и его завлитом Прилепом Зулейхиным. Именно этим двум людям мы "обязаны" Бузовой на сцене МХАТ.
Большая часть труппы не приняла новое руководство, извратившее репертуар и пытавшееся уничтожить всё "доронинское". Однако Бояков жестоко подавлял любую фронду: так, Андрей Чубченко и Юлия Зыкова были вынуждены уйти из МХАТ в Малый театр, а Дмитрий Корепин дважды был уволен и дважды восстанавливался через суд. Не помогло даже изменение устава МХАТ и назначение в качестве директора театра Олега Михайлова: он, по факту, по доверенности передал все свои полномочия Боякову. Минкульт не мог или не хотел ничего делать, ведь министр культуры Любимова - хорошая подруга той самой семьи, присосавшейся к МХАТ через Боякова и Зулейхина.
Ситуацию изменило письмо Татьяны Дорониной Владимиру Путину, которая посетовала на бездействие Минкульта и попросила "очистить театр от торгашей". Внимание к ситуации со стороны Администрации Президента было вызвано не только непосредственно театральными скандалами и даже ситуацией с Бузовой. Под управлением Боякова и Прилепа МХАТ фактически стал культурной площадкой для антигосударственной тусовки всех мастей. Либералы и псевдоконсерваторы объединились под крышей театра, которым через своих протеже управлял известный режиссёр, в 2000 году метивший при поддержке определённых кругов англосаксонской политики в кресло президента России и обиженный на Путина, хотя всегда клялся ему в верности.
Именно с подачи Администрации Президента и аппарата Правительства в МХАТ произошли кадровые перестановки. Характерно, что об увольнении Боякова в Минкульте узнали... из СМИ, и это свидетельствует о том, что инициатива исходила не от них. Безусловно, г-жа Любимова вряд ли могла пойти против интересов того, с кем она дружит семьями, поэтому её просто поставили перед фактом необходимости кадровых решений. В итоге - Михайлов и Бояков уволены, а вот Прилепин остался, что насторожило многих. На самом деле, удивительного в этом ничего нет: он просто сдал хозяевам положения дел схемы хищения денег бывшим директором и худруком, фактически выторговав невозбуждение против себя уголовного дела и сохранение (по меньшей мере, временное) должности для себя. Но ведь мы знаем, что новый директор МХАТ Кехман все действия согласует с Дорониной, а Татьяна Васильевна может не захотеть видеть в театре не только Боякова...
Ситуация сделала многим "момент истины". Боякова принялись защищать представители тусовки, а его увольнение называли чуть ли не рейдерским захватом (можно подумать, отнять МХАТ у Дорониной - не рейдерство). Но "момент истины" состоял в том, что поддержанный либералами Бояков - никакой не консерватор, а псевдопатриоты с "Царьграда" фактически солидаризовались с либералами. Кроме того, всю эту шушеру поддержал Антон "Гей на передержке" Красовский, назвавший Боякова "пропутинским", "патриотом" и "хоругвеносцем" (какой он пропутинский патриот, мы уже видели) и заклеймивший Татьяну Доронину "брежневской плесенью". Одним из первых в защиту экс-худрука выступил Иосиф Райхельгауз. Тот самый осевший в Москве одесский режиссёр, что аплодировал сожжению людей в одесском Доме Профсоюзов, назвал ситуацию "расправой". Райхельгауза поддержал "царьградец" Холмогоров, который в течение нескольких лет чуть ли не глотку рвал за Донбасс. Какое трогательное единодушие, не правда ли?
В комментариях в поддержку Боякова засветился и Андрей Афанасьев, тоже журналист с "Царьграда". Всё это наводит на определённые размышления: 1) либерда и псевдопатриоты - никакие не враги, а их редкие перебранки - борьба нанайских мальчиков; 2) корчащие из себя "радетелей за русскую культуру" готовы закрыть глаза на Бузову, надругательство над Дорониной и другие примеры борьбы с русской культурой, когда им это политически и финансово выгодно; 3) ради борьбы с российским государством объединённая тусовка готова мимикрировать как угодно, но не перестанет гадить. По сути, Райхельгауз, Холмогоров и Красовский - это братья-близнецы по отсутствию убеждений и мастера спорта по переобуванию в воздухе. Как, впрочем, и Бояков с Зулейхиным, и тот, кто за ними стоит и чьи планы выжать деньги из ремонта здания МХАТ были разрушены увольнением Боякова.