Буква убивает, но дух животворит
«Он дал нам способность быть служителями нового завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6).
Павел назвал ряд отличий между законом Моисея и законом Христа. Во-первых, он назвал закон Моисея «служением смертоносным буквам» (2 Кор. 3:7). Он противопоставил это описание Закона христианскому посланию, которое назвал «служением духа» (2 Кор. 3:8).
Назвать закон Моисея «служением смерти» было довольно резким заявлением. Разве и Иисус, и Павел не чтили Закон? Сам Бог дал этот Закон (Рим. 7:12). Как он мог быть «служением смерти»? Иисус сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков ― не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Когда мы внимательно читаем слова Павла, то видим, что он не ставил перед собой цель дискредитировать славу Закона. Израильтяне справедливо считали Закон самым ценным даром Бога Своему народу. Бог дал Израилю во владение Ханаанскую землю. Он щедро благословил его, но ни одно из Его благословений не сравнится с Законом.
Когда Моисей обратился к Израилю, прежде чем войти в землю обетованную, он напомнил народу, что Бог благословил его, дав ему Закон (Втор. 4:6). Книгой песнопений Израиля были Псалмы. Самый длинный из них, псалом 118, воспевает Закон. Окружавшим Израиль народам были ведомы лишь сделанные из дерева или камня бессловесные и безжизненные идолы. Эти народы находились во мраке, без божественного руководства в виде Закона.
Пророки никогда не уставали противопоставлять Бога Израиля бесполезным идолам языческих народов. Книга Исаии 46 изображает процессию, в которой люди шествовали через город, неся идола, истукана, которого они сняли с его постамента в храме. В Ис. 46:7 пророк, по сути, говорит: «Бог, которого надо носить, вовсе не бог». Словно высмеивая идолопоклонников, Исаия фактически сказал: «Бога Израиля носить не нужно; Он сам носит нас» (см. Ис. 46:3, 4). Будет справедливо утверждать, что Закон сделал Израиль тем народом, каким он стал. Ни земля, ни Иерусалим, ни храм не составляли суть Израиля, но Закон.
Неудивительно, что израильтяне так восторгались своим Законом! И все же Павел называет его «служением смерти». Почему Павел так назвал Закон, о котором сам говорил как о «добром» (Рим. 7:16; 1 Тим. 1:8)? Апостол использовал это выражение для сравнения. В отличие от откровения, дарованного христианам во Христе, Закон является «служением смерти». Когда христианин приобщается к Христу, когда человек приходит к Богу через Его кровь, он или она получает благословение, о котором Израиль даже не мог помыслить. Павел не боялся сравнивать жизнь, которую он вел, повинуясь Закону, с жизнью во Христе:
«Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетой. Да и все почитаю тщетой ради превосходящего познания Христа Иисуса» (Фил. 3:7, 8).
Павел не мог найти лучшего выражения, нежели «служение духа», чтобы описать жизнь со Христом. Он объявил коринфянам, что Святой Дух служит христианам, открывая им Слово и активно действуя в жизни верующих. Каким бы славным ни был Закон, по которому ранее жил Израиль, слава Христа превзошла его.

0 комментариев