О браке
«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: "по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?" Он сказал им в ответ: "не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?" И сказал: "посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Они говорят Ему: "как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?" Он говорит им: "Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует". Говорят Ему ученики Его: "если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться". Он же сказал им: "не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит"» (Мф. 19:3-12).
В мире развод принял характер эпидемии. По некоторым данным, более 40% заключающихся сегодня браков приходят к преднамеренному концу. Развод наносит большую душевную травму и боль; это смерть брака. Чему учит наш текст по этим важным темам брака, развода и повторного брака?
Неясная ситуация — два противоположных взгляда (Мф. 19:3)
В дни Иисуса, в основном, существовало два противоположных взгляда. Шаммай («консерватор») утверждал, что «противное» во Втор. 24:1-4 может означать только прелюбодеяние. Гиллель («либерал») говорил, что это «противное», служащее оправданием для развода, — все, что не нравится мужу.
Таким было столкновение идей у фарисеев, которые задали этот вопрос Иисусу. Ясно, что их целью не было выяснение истины; они хотели подловить Иисуса. Он же удивил слушавших, не заняв в споре ни ту, ни другую сторону.
Поправка Спасителя — «Вернитесь к Творцу» (Мф. 19:4-6)
Иисус не пытался снять ограничения с развода, сделать его более легким. Он не защищал развод и, уж конечно, не заповедовал его. Собственное учение по этим вопросам Он преподнес ни с одной из популярных позиций, как не обратился для этой цели и к Моисею. Он вернулся к изначальному предписанию Бога в книге Бытие.
Божий замысел — это один мужчина для одной женщины на всю жизнь (Быт. 2:21-25). Это исключает полигамию, полиандрию и однополые союзы (Рим. 1:26, 27). Когда люди отступают от Божьего установления, результатом может быть только грех и несчастье.
Запутанный сценарий — «Моисей позволил разводиться» (Мф. 19:7-9)
В своей полемике иудеи попытались противопоставить Моисея Богу. Предписание Моисея о разводе они использовали не для защиты святости брака, а чтобы подвести основу под разрешение расторгать брак.
«Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с ней?» — спросили они. Это и сегодня хороший вопрос. Иисус ответил: «…по жестокосердию вашему». В действительности Моисей никогда не заповедовал разводиться; он просто регулировал то, что уже существовало, чтобы защитить брак.
Иисусу был задан вопрос: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женой своей?» Он ответил, что есть только одна законная причина, и это «прелюбодеяние» (неверность) одного из супругов. Иисус Сам заговорил о повторном браке. Он сказал, что повторный брак позволителен, если причиной развода является супружеская неверность.
Критическая ситуация — «Лучше не жениться» (Мф. 19:10-12)
Ученики посчитали наставление Господа о разводе и повторном браке трудным. Многие и сегодня думают так же. Ученики поняли, что лучше вообще не жениться, чем вступить в брак, который будет чрезвычайно трудно расторгнуть.
Иисус согласился с тем, как они поняли Его наставление. Он признал, что это трудное учение и не каждый может принять его и жить в соответствии с ним. В завершение дискуссии Он сказал, что лучше быть «скопцом» (оставаться безбрачным) для царства небесного, чем нарушать святость брака.
0 комментариев