Перечень народов в Быт. 10
На первый взгляд кажется, что такое родословие, какое приведено в Быт. 10, не имеет большого значения в плане теологии. Этот список содержит, в основном, имена без привязки к истории, за исключением разве что одного человека, Нимрода. Он не содержит никаких хронологических данных относительно жизни людей, когда у них рождались дети или в каком возрасте они умирали (как происходит в главе 5). Несмотря на такие ограничения, из этого родословия можно извлечь несколько ценных уроков.
Господь Бог властвует над всеми народами. Бог разместил на земле народы и безраздельно властвует над всем миром. Здесь уместно привести слова Моисея: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых» (Втор. 32:8; см. Ам. 9:7, 8). Похожим образом высказался и Павел в своем обращении к афинянам, заявив относительно народов: «От одной крови [Бог] произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17:26). Хотя в этом тексте человек не упоминается, понятно, что под словами «от одной крови» подразумевается «от одного человека». Некоторые под «одной кровью» понимают Адама, что, конечно, возможно. Другие считают, что Павел говорил о Ное как о втором Адаме и источнике — через его трех сыновей — всех народов после потопа.
Родословие в главе 10 книги Бытия предваряет историю искупления, начинающуюся в главе 11. Авраам и его потомки в конечном итоге станут израильским народом, из которого выйдет Мессия, Сын Божий и «Спаситель мира» (Ин. 4:42). Однако история взаимоотношений Бога с одним конкретным человеком и избранным народом помещена в международный контекст многих племен, народов и наций. После потопа Бог сказал Ною и его сыновьям: «Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю» (9:1); и родословие главы 10 говорит нам, что они положили этому очень хорошее начало. Текст снова и снова рассказывает о разделении и распространении этих племен и народов: «От этих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих… Впоследствии племена ханаанские рассеялись» (Быт. 10:5-18).
И, наконец, автор подытоживает раздел, говоря: «Вот племена сыновей Ноя, по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа» (Быт. 10:32). Божье провидение было в том, чтобы через разделение народов и установление границ их обитания работать в качестве Господа истории над исполнением Своих высших замыслов.
Бог устроил мир так, чтобы все народы произошли от одной семьи. Поскольку прародителями рода человеческого были Ной и его сыновья и поскольку все человечество ведет свой род от Сима, Хама или Иафета, то ни один народ и ни одна этническая группа не может претендовать на превосходство над какой бы то ни было другой расой или другим народом. Хотя некоторые народы добились большего прогресса в материальной, политической и экономической области, нежели другие, их достижения в этих сферах не доказывают, что они вследствие этих своих успехов лучше других или более угодны Богу (Прит. 22:1, 2). Бог никогда не терпел расизма. Во время действия Закона Бог велел Израилю не только любить своего еврейского ближнего, как себя, но точно так же любить и «пришельца» (гер, что значит «чужой» или «язычник»), поселившегося среди них (Лев. 19:18, 33, 34; см. Мф. 28:18-20; Мк. 11:17; Деян. 10:35, 36).
Бог наглядно показывает, что памятники человеческой гордости и тщеславию часто таят в себе семя собственного разрушения. Потомки Каина были основателями культуры. Они строили города и создавали музыкальные инструменты, произведения искусства, а также утварь из бронзы и железа (4:17-22). И они же взрастили трагический поток людей, которые не только убивали своих соплеменников, но и гордились своими нечестивыми делами (4:23, 24; 6:1-5, 11).
В родословии главы 10 записаны только дела Нимрода. О нем сказано, что он был «силен на земле» (Быт. 10:8), но все его наследие ограничивалось областью охоты и строительства. Он построил Вавилон, Ниневию и другие города в Месопотамской долине, которые позже в ветхозаветной истории стали печально известны всевозможными грехами и чудовищными преступлениями. Включение Нимрода в эту главу готовит почву для рассказа о Вавилонской башне в 11:1-9. Она служит напоминанием о том, что культурные достижения — технология, города, башни и прочее — часто берут начало в гордости и высокомерии. Всякий прогресс, игнорирующий истинного Бога и Его волю, может в конечном итоге быть для человечества разрушительным и унижающим достоинство. Подобная деятельность также способствует разъединению; сказанное о Фалеке в 10:25, «во дни его земля разделена», также готовит нас к следующему рассказу в 11:1-9.
0 комментариев