Когда приходит смерть
У смерти нет лицеприятия. Наоборот, она — великий уравнитель. Она забирает молодых и старых, богатых и бедных, мужчин и женщин невзирая на их жизненные обстоятельства. Смерть приходит как незваный гость, разрывая ткань брака, семьи, а иногда и общества. Время плача приходило к Давиду (2 Цар. 12:15-23), Иову (Иов. 1:20), Иеремии и народу Иудеи (2 Пар. 35:20-25), а также к Иисусу и Его друзьям (Ин. 11:31-36). Павел называл смерть «последним врагом» (1 Кор. 15:26). Когда бы ни пришла смерть, она вызывает плач, потому что забирает близких людей.
Быт. 23:2 говорит: «И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее». Когда патриарх вошел в шатер оплакать свою любимую жену Сарру, его, несомненно, переполнили воспоминания. Он, наверное, вспомнил, как они прожили в браке сто или больше лет, вспомнил взлеты и падения их совместной жизни. Он, безусловно, думал о том, какой любящей и верной женой она была и как ему будет ее не хватать, несмотря на ссоры и разногласия, которые у них случались за многие годы. Он, конечно, вспомнил, как она обвинила его в своем гневе и ревности к Агари из-за рождения Измаила (Быт. 16:1-6) и как его расстроило и огорчило ее требование навсегда выгнать их из дома (Быт. 21:8-14). Разумеется, он не мог не вспомнить и то, что некоторые их проблемы были результатом его эгоизма и отсутствия веры.
Но больше всего он, вероятно, думал о том, как Бог по Своей благодати благословил их жизнь, несмотря на их грехи и недостатки. Конечно, они вместе очень радовались, когда они уже потеряли было всякую надежду на сына, а Бог чудесным образом дал жизнь их дряхлым телам и способность родить Исаака, сына обетования (Быт. 21:1-7). Потом они радовались в тот день, когда Авраам вернулся домой и рассказал Сарре, как Бог спас их возлюбленного сына Исаака от смерти на горе Мориа (Быт. 22:1-12). Патриарх, должно быть, пересказал вторичное обетование Яхве, что Он благословит их сына, чьи потомки в конечном итоге благословят «все народы земли» (Быт. 22:18). Это заверение очень поддерживало Авраама и Сарру в их преклонных годах, когда они наблюдали, как растет и мужает Исаак.
Мы не знаем, какие мысли теснились в голове Авраама в том доме плача, но раз он был назван «отцом верных» (см. Рим. 4:16), то, конечно, не мог не думать о том, что Сарра была не только хорошей женой, но также «святой» женщиной, «уповавшей на Бога» (1 Пет. 3:5). Верой он предвкушал то время, когда вновь будет с ней в «городе, имеющем основание, которого художник и строитель Бог» (Евр. 11:10). Такую же надежду имеет Божий народ сегодня.
Когда мы сами оказываемся перед лицом смерти или оплакиваем близкого человека, ушедшего из этой жизни, воспоминания могут быть великим благословением, потому что мы имеем обетования во Христе (Ин. 5:24-29; 11:25, 26). Воспоминания могут также вызвать огромную душевную боль, лишить людей радости жизни и надежды на будущее. Все зависит от того, как мы смотрим на свои прошлые поступки. Вспоминать свои грехи хорошо и полезно, если это приводит к покаянию перед Богом и исправлению ошибок, которые мы допустили по отношению к тем, кого обидели. Тогда Бог простит нас и «беззаконий наших не вспомнит более» (Евр. 8:12; см. 10:17).
С одной стороны, христиане смотрят на смерть одинаково с Авраамом. Нам бы очень хотелось услышать громкий голос заверения от Бога, но небеса молчат. А с другой стороны, наша вера опирается на более определенную надежду, нежели вера патриарха. Автор Послания к евреям предлагает такое сравнение: в прошлом Бог говорил «отцам» (Аврааму и тем, кто был после него), а «в последние дни эти говорил нам в Сыне» (через апостолов и других слышавших Его) (Евр. 1:1, 2; 2:3, 4). Бог через Иисуса сказал последнее веское слово о смерти — устами (Ин. 5:24-29; 11:23-26, 38-44) и демонстрацией (Ин. 20:19-31) — свидетелям Своего славного воскресения. Наша вера зиждется не на фантазии, а на истинном свидетельстве людей, которые видели Господа живым после смерти. Они охотно пожертвовали всем ради возвещения евангелия (доброй вести), чтобы мы могли вместе с Ним воскреснуть к вечной жизни (1 Кор. 15:1-8, 20-26, 50-58; 1 Фес. 4:13-18).
0 комментариев