r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

Шурыгин Александр. Мраморная вуаль. Нетленные шедевры

МРАМОРНАЯ ‎ВУАЛЬ.‏ ‎НЕТЛЕННЫЕ ‎ШЕДЕВРЫ


В ‎начале ‎1700-х ‎годов‏ ‎для ‎коллекции‏ ‎Петра‏ ‎I, ‎российского ‎императора,‏ ‎в ‎Италии‏ ‎была ‎приобретена ‎за ‎немалые‏ ‎по‏ ‎тем ‎временам‏ ‎деньги ‎необычная,‏ ‎фантастическая ‎по ‎своему ‎исполнению ‎скульптура,‏ ‎изваянная‏ ‎из ‎каррарского‏ ‎мрамора ‎в‏ ‎натуральную ‎величину ‎человеческого ‎роста. ‎Необычность‏ ‎её‏ ‎была‏ ‎в ‎том,‏ ‎что ‎безукоризненно‏ ‎исполненное ‎скульптурное‏ ‎изображение‏ ‎тела ‎молодой‏ ‎женщины ‎было ‎укрыто ‎тончайшей ‎мраморной‏ ‎вуалью. ‎Автором‏ ‎этого‏ ‎изображения ‎был ‎итальянский‏ ‎скульптор ‎Антонио‏ ‎Коррадини ‎(1668–1752 ‎гг. ‎г.),‏ ‎которого‏ ‎по ‎праву‏ ‎считают ‎основоположником‏ ‎нового ‎жанра ‎изобразительного ‎искусства, ‎несмотря‏ ‎на‏ ‎некоторые ‎сообщения‏ ‎о ‎том,‏ ‎что ‎подобная ‎техника ‎обработки ‎мрамора‏ ‎существовала‏ ‎ещё‏ ‎в ‎Древней‏ ‎Греции

Эта ‎скульптура‏ ‎была ‎установлена‏ ‎в‏ ‎Летнем ‎саду‏ ‎Санкт-Петербурга ‎и ‎находилась ‎здесь ‎до‏ ‎конца ‎XVIII‏ ‎века,‏ ‎затем ‎она ‎была‏ ‎перенесена ‎в‏ ‎Георгиевский ‎зал ‎Зимнего ‎дворца,‏ ‎где‏ ‎в ‎1837‏ ‎году ‎пострадала‏ ‎от ‎пожара. ‎Восстановить ‎удалось ‎лишь‏ ‎верхнюю‏ ‎часть ‎статуи‏ ‎в ‎виде‏ ‎бюста, ‎названного ‎реставраторами ‎«Дама ‎под‏ ‎вуалью».‏ ‎Бюст‏ ‎этот ‎был‏ ‎установлен ‎в‏ ‎садике ‎Царицынского‏ ‎павильона‏ ‎в ‎Петергофе.

Однако,‏ ‎мировая ‎известность ‎и ‎слава ‎пришли‏ ‎к ‎Коррадини‏ ‎после‏ ‎завершения ‎им ‎мраморного‏ ‎шедевра, ‎хранящегося‏ ‎ныне ‎в ‎капелле ‎Сан-Северо‏ ‎в‏ ‎Неаполе. ‎Это‏ ‎статуя ‎«Целомудрие»‏ ‎(«Pudizia», ‎1752 ‎г.), ‎являющаяся ‎надгробным‏ ‎памятником‏ ‎Чечилии ‎Гаэтани,‏ ‎матери ‎Раймондо‏ ‎де ‎Сангри, ‎князя ‎Сан-Северо, ‎умершей‏ ‎вскоре‏ ‎после‏ ‎родов. ‎Вот‏ ‎фотография ‎этой‏ ‎скульптуры ‎и‏ ‎снимки‏ ‎отдельных ‎её‏ ‎фрагментов, ‎показывающие ‎детали ‎изумительно ‎тонкой‏ ‎работы ‎великого‏ ‎мастера‏ ‎в ‎дотоле ‎неизвестной‏ ‎технике ‎обработки‏ ‎мрамора.

Вскоре ‎после ‎окончания ‎работы‏ ‎над‏ ‎«Целомудрием» ‎Антонио‏ ‎Коррадини ‎получил‏ ‎заказ ‎от ‎князя ‎Раймондо ‎на‏ ‎создание‏ ‎другой ‎скульптуры,‏ ‎которая ‎позднее‏ ‎будет ‎названа ‎«Христос ‎под ‎плащаницей».‏ ‎Он‏ ‎успел‏ ‎изготовить ‎глиняную‏ ‎модель ‎будущего‏ ‎творения, ‎но‏ ‎болезнь‏ ‎и ‎последовавшая‏ ‎за ‎ней ‎смерть ‎не ‎позволили‏ ‎ему ‎завершить‏ ‎эту‏ ‎работу. ‎Её ‎исполнение‏ ‎князь ‎доверил‏ ‎молодому ‎скульптору ‎Джузеппе ‎Санмартино,‏ ‎который‏ ‎сохранил ‎замысел‏ ‎Коррадини ‎и‏ ‎внес ‎в ‎него ‎лишь ‎небольшие‏ ‎изменения.‏ ‎Завершенная ‎скульптура‏ ‎— ‎это‏ ‎самый ‎удивительный ‎и ‎бесценный ‎шедевр,‏ ‎который‏ ‎как‏ ‎и ‎«Целомудрие»‏ ‎хранится ‎в‏ ‎капелле ‎князей‏ ‎Сан-Северо.‏ ‎Вызывает ‎восхищение‏ ‎в ‎этом ‎шедевре ‎всё ‎—‏ ‎и ‎образ‏ ‎Христа,‏ ‎и ‎композиционное ‎решение‏ ‎скульптуры ‎и‏ ‎эта ‎удивительная ‎тончайшая ‎мраморная‏ ‎вуаль‏ ‎плащаницы.

«Христос ‎под‏ ‎плащаницей» ‎считается‏ ‎вершиной ‎творчества ‎Джуэеппе ‎Санмартино, ‎ничего‏ ‎равного‏ ‎этой ‎скульптуре,‏ ‎по ‎мнению‏ ‎специалистов ‎и ‎критиков, ‎он ‎больше‏ ‎создать‏ ‎не‏ ‎смог.

А ‎у‏ ‎произведений ‎Коррадини‏ ‎другая ‎судьба‏ ‎—‏ ‎многие ‎его‏ ‎работы, ‎выполненные ‎в ‎той ‎же‏ ‎технике ‎мраморной‏ ‎вуали,‏ ‎украшают ‎музеи, ‎соборы‏ ‎и ‎площади‏ ‎Венеции, ‎Рима, ‎Вены, ‎Дрездена,‏ ‎Неаполя,‏ ‎Праги, ‎Лондона‏ ‎и ‎других‏ ‎городов. ‎Вот ‎одна ‎из ‎таких‏ ‎работ‏ ‎— ‎бюст‏ ‎«Женщина ‎под‏ ‎вуалью» ‎(«Puritas», ‎1717 ‎г.), ‎которая‏ ‎хранится‏ ‎в‏ ‎Museo ‎del‏ ‎Settecento ‎в‏ ‎Венеции.

Прошло ‎почти‏ ‎столетие,‏ ‎прежде ‎чем‏ ‎другие ‎скульпторы ‎(кстати, ‎это ‎тоже‏ ‎были ‎итальянцы)‏ ‎вернулись‏ ‎к ‎технике ‎мраморной‏ ‎вуали, ‎безупречно‏ ‎освоенной ‎ранее ‎Коррадини ‎и‏ ‎Санмартино.‏ ‎Среди ‎них‏ ‎были ‎Джованни‏ ‎Страцца ‎и ‎Джованни ‎Мария ‎Бенцони.

В‏ ‎середине‏ ‎XIX ‎века‏ ‎Джованни ‎Страцца‏ ‎завершил ‎работу ‎над ‎бюстом ‎«Дева‏ ‎Мария‏ ‎под‏ ‎вуалью» ‎(«The‏ ‎Veiled ‎Virgin»),‏ ‎завораживающую ‎своей‏ ‎почти‏ ‎нереальной ‎точностью‏ ‎воспроизведения ‎в ‎мраморе ‎настоящей ‎шелковой‏ ‎вуали. ‎Вот‏ ‎снимки‏ ‎этого ‎бюста, ‎сделанные‏ ‎в ‎разных‏ ‎ракурсах, ‎и ‎детализирующий ‎снимок,‏ ‎показывающий‏ ‎эту ‎потрясающую‏ ‎«почти ‎нереальную‏ ‎точность».

Джованни ‎Мария ‎Бенцони, ‎работавщий ‎в‏ ‎Риме,‏ ‎создал ‎многочисленные‏ ‎великолепные ‎изваяния‏ ‎из ‎мрамора ‎в ‎стиле ‎неоклассицизма‏ ‎(его‏ ‎«Диану»‏ ‎можно ‎увидеть‏ ‎в ‎с-петербургском‏ ‎Эрмитаже). ‎Но‏ ‎только‏ ‎одна ‎из‏ ‎множества ‎его ‎скульптур ‎выполнена ‎в‏ ‎технике ‎мраморной‏ ‎вуали‏ ‎— ‎это ‎скульптура‏ ‎«Ребекка ‎под‏ ‎вуалью» ‎(1864г). ‎На ‎фото‏ ‎—‏ ‎фрагмент ‎этого‏ ‎творения ‎Бенцони,‏ ‎хранящегося ‎в ‎Музее ‎Салара ‎Юнга‏ ‎в‏ ‎индийском ‎Хайдарабаде.

О‏ ‎том, ‎как‏ ‎достигается ‎эффект ‎тончайшей ‎вуали ‎на‏ ‎мраморных‏ ‎скульптурах,‏ ‎рассказал ‎талантливейший‏ ‎итальянский ‎ваятель‏ ‎Рафаэль ‎Монти‏ ‎(1819–1881‏ ‎гг. ‎г.).‏ ‎Он ‎родился ‎в ‎Милане, ‎обучался‏ ‎скульптурному ‎искусству‏ ‎у‏ ‎себя ‎на ‎родине‏ ‎и ‎в‏ ‎Вене, ‎но ‎волею ‎судьбы‏ ‎большую‏ ‎часть ‎жизни‏ ‎провел ‎в‏ ‎Англии, ‎где ‎создал ‎значительную ‎часть‏ ‎замечательных‏ ‎работ, ‎выполненных‏ ‎в ‎технике‏ ‎мраморной ‎вуали.

Техника ‎создания ‎вуали, ‎которую‏ ‎использовал‏ ‎в‏ ‎своей ‎работе‏ ‎Монти, ‎заключалась,‏ ‎по ‎его‏ ‎словам,‏ ‎в ‎следующем.‏ ‎Он ‎подбирал ‎для ‎создания ‎скульптур‏ ‎куски ‎или‏ ‎глыбы‏ ‎мрамора ‎с ‎неоднородной‏ ‎двухслойной ‎структурой‏ ‎— ‎верхний ‎слой ‎мрамора‏ ‎был‏ ‎более ‎прозрачен‏ ‎и ‎менее‏ ‎плотен, ‎а ‎нижний ‎— ‎более‏ ‎плотен‏ ‎и ‎непрозрачен.‏ ‎После ‎тончайшей‏ ‎ручной ‎обработки ‎верхнего ‎слоя ‎он‏ ‎превращался‏ ‎в‏ ‎вуаль, ‎под‏ ‎которой ‎скрывалось‏ ‎создаваемое ‎автором‏ ‎художественное‏ ‎изображение. ‎По-видимому,‏ ‎этой ‎же ‎техникой ‎пользовались ‎и‏ ‎его ‎знаменитые‏ ‎предшественники.

Как‏ ‎уже ‎было ‎отмечено,‏ ‎Монти ‎создал‏ ‎значительное ‎число ‎скульптур ‎в‏ ‎технике‏ ‎мраморной ‎вуали.‏ ‎Среди ‎них‏ ‎наиболее ‎известны ‎«Дама ‎под ‎вуалью»,‏ ‎несколько‏ ‎работ ‎под‏ ‎общим ‎названием‏ ‎«Весталка» ‎(весталка ‎— ‎девственная ‎жрица‏ ‎богини‏ ‎Весты,‏ ‎покровительницы ‎домашнего‏ ‎очага ‎и‏ ‎жертвенного ‎огня‏ ‎в‏ ‎древнем ‎Риме),‏ ‎скульптура ‎«Сёстры ‎милосердия» ‎и ‎аллегория‏ ‎«Сон ‎скорби‏ ‎и‏ ‎радость ‎мечты».

Вот ‎как‏ ‎выглядят ‎эти‏ ‎скульптуры ‎на ‎фотографиях, ‎которые‏ ‎расположены‏ ‎в ‎том‏ ‎же ‎порядке,‏ ‎как ‎указано ‎выше ‎(фотография ‎«Весталка»‏ ‎—‏ ‎снимок ‎лишь‏ ‎одной ‎из‏ ‎скульптур ‎Рафаэля ‎Монти ‎с ‎этим‏ ‎названием).

Читатели‏ ‎этого‏ ‎очерка, ‎которые‏ ‎посетили ‎мадридский‏ ‎музей ‎Прадо,‏ ‎несомненно‏ ‎познакомились ‎с‏ ‎творением ‎ещё ‎одного ‎итальянского ‎скульптора‏ ‎XIX ‎века‏ ‎—‏ ‎Камилло ‎Торреджани. ‎Его‏ ‎бюст ‎«Изабелла‏ ‎II», ‎выполненный ‎в ‎технике‏ ‎мраморной‏ ‎вуали, ‎является‏ ‎одним ‎из‏ ‎наиболее ‎известных ‎экспонатов, ‎хранящихся ‎в‏ ‎музее.‏ ‎Создан ‎он‏ ‎был ‎по‏ ‎заказу ‎Изабеллы ‎II, ‎королевы ‎Испании,‏ ‎правящей‏ ‎страной‏ ‎в ‎1833–1868‏ ‎гг.

Очередная ‎фотография‏ ‎— ‎фрагмент‏ ‎этого‏ ‎бюста, ‎созданного‏ ‎Торреджани ‎в ‎1855 ‎году.

И ‎ещё‏ ‎об ‎одной‏ ‎мраморной‏ ‎скульптуре ‎XIX ‎века‏ ‎хочется ‎рассказать.‏ ‎Её ‎автор ‎— ‎американец‏ ‎Чонси‏ ‎Бредли ‎Айвс‏ ‎(Chauncey ‎Bradley‏ ‎Ives, ‎1810–1894 ‎гг. ‎г.). ‎В‏ ‎1844‏ ‎год ‎он‏ ‎переехал ‎в‏ ‎Европу, ‎жил ‎и ‎работал ‎в‏ ‎Италии‏ ‎до‏ ‎конца ‎жизни.‏ ‎Похоронен ‎в‏ ‎Риме. ‎Поэтому,‏ ‎пожалуй,‏ ‎не ‎будет‏ ‎большой ‎ошибкой ‎отнести ‎его ‎к‏ ‎славной ‎плеяде‏ ‎итальянских‏ ‎мастеров ‎мраморной ‎вуали.

Одна‏ ‎из ‎его‏ ‎лучших ‎скульптур ‎была ‎изваяна‏ ‎в‏ ‎1880 ‎(по‏ ‎другим ‎данным‏ ‎в ‎1884) ‎году. ‎Называется ‎она‏ ‎«Ундина,‏ ‎выходящая ‎из‏ ‎воды». ‎Хранится‏ ‎«Ундина» ‎в ‎галерее ‎Йельского ‎университета,‏ ‎США.‏ ‎Вот‏ ‎снимки ‎скульптуры‏ ‎и ‎отдельных‏ ‎её ‎фрагментов.

При‏ ‎завершении‏ ‎этого ‎очерка,‏ ‎посвященного ‎искусству ‎итальянских ‎скульпторов ‎XVII–XIX‏ ‎веков, ‎создавших‏ ‎непревзойденные‏ ‎по ‎сюжетной ‎задумке‏ ‎и ‎мастерству‏ ‎исполнения ‎шедевры ‎в ‎технике‏ ‎мраморной‏ ‎вуали, ‎непременно‏ ‎нужно ‎отметить‏ ‎не ‎только ‎необычайный ‎талант ‎этих‏ ‎мастеров.‏ ‎Не ‎менее‏ ‎важно ‎понять,‏ ‎в ‎каких ‎условиях ‎создавались ‎творения‏ ‎их‏ ‎рук.‏ ‎Ведь ‎им‏ ‎приходилось ‎найти‏ ‎для ‎работы‏ ‎редкий‏ ‎материал ‎—‏ ‎куски ‎мрамора ‎с ‎неоднослойной ‎структурой,‏ ‎а ‎затем‏ ‎обработать‏ ‎их ‎вручную, ‎используя‏ ‎при ‎этом,‏ ‎образно ‎выражаясь, ‎только ‎молоток‏ ‎и‏ ‎долото. ‎Талант‏ ‎художника ‎и‏ ‎титанический ‎труд, ‎а ‎ещё ‎«золотые‏ ‎руки»‏ ‎мастера ‎—‏ ‎всё ‎это‏ ‎нужно ‎для ‎создания ‎любых ‎выдающихся‏ ‎произведений‏ ‎искусства,‏ ‎но ‎в‏ ‎прежние ‎времена,‏ ‎когда ‎ещё‏ ‎не‏ ‎существовало ‎современных‏ ‎технологий ‎обработки ‎материалов, ‎для ‎создателей‏ ‎мраморной ‎вуали‏ ‎эти‏ ‎требования ‎приумножались ‎многократно.‏ ‎Вот ‎почему‏ ‎мы ‎с ‎особым ‎восхищением‏ ‎любуемся‏ ‎сейчас ‎их‏ ‎творениями.

Справедливости ‎ради‏ ‎нужно ‎сказать, ‎что ‎и ‎в‏ ‎наше‏ ‎время ‎ваятели‏ ‎не ‎чуждаются‏ ‎создания ‎скульптур ‎с ‎имитацией ‎вуального‏ ‎покрытия‏ ‎—‏ ‎не ‎обязательно‏ ‎мраморного. ‎Современные‏ ‎технологические ‎решения‏ ‎и‏ ‎инструменты ‎позволяют‏ ‎создавать ‎подобие ‎вуали ‎на ‎скульптурах,‏ ‎основой ‎для‏ ‎которых‏ ‎служат ‎глина, ‎бронза,‏ ‎пластики ‎и‏ ‎другие ‎материалы.

Я ‎хочу ‎упомянуть‏ ‎здесь‏ ‎имена ‎лишь‏ ‎двух ‎известнейших‏ ‎современных ‎мастеров ‎этого ‎вида ‎изобразительного‏ ‎искусства,‏ ‎создавших ‎десятки‏ ‎работ, ‎которые‏ ‎хранятся ‎и ‎демонстрируются ‎в ‎музеях‏ ‎и‏ ‎выставочных‏ ‎залах ‎многих‏ ‎стран ‎мира.

Первый‏ ‎из ‎них‏ ‎—‏ ‎Бенджамин ‎Метью‏ ‎Виктор ‎(Benjamin ‎Matthew ‎Viktor) ‎родился‏ ‎в ‎1979‏ ‎году‏ ‎в ‎Калифорнии, ‎работает‏ ‎и ‎преподает‏ ‎в ‎шт.Айдахо, ‎США. ‎В‏ ‎свои‏ ‎двадцать ‎шесть‏ ‎лет ‎он‏ ‎стал ‎самым ‎молодым ‎скульптором, ‎произведение‏ ‎которого‏ ‎было ‎включено‏ ‎в ‎коллекцию‏ ‎Национального ‎скульптурного ‎зала ‎Капитолия ‎(сейчас‏ ‎здесь‏ ‎находятся‏ ‎уже ‎три‏ ‎его ‎скульптуры).‏ ‎Материалы, ‎с‏ ‎которыми‏ ‎работает ‎Виктор‏ ‎— ‎это, ‎в ‎основном, ‎глина‏ ‎и ‎бронза.‏ ‎Многие‏ ‎его ‎работы ‎созданы‏ ‎в ‎стиле‏ ‎неоклассицизма.

Второй ‎не ‎менее ‎знаменитый‏ ‎современный‏ ‎скульптор, ‎применяющий‏ ‎технику ‎создания‏ ‎вуали ‎в ‎своих ‎творениях ‎—‏ ‎Кевин‏ ‎Френсис ‎Грей‏ ‎(Kevin ‎Francis‏ ‎Gray) ‎родился ‎в ‎Северной ‎Ирландии‏ ‎в‏ ‎1972‏ ‎году, ‎в‏ ‎последние ‎годы‏ ‎работает ‎и‏ ‎живет‏ ‎в ‎Лондоне.‏ ‎Материалы ‎— ‎бронза, ‎мрамор, ‎стеклопластик‏ ‎и ‎др.‏ ‎Скульптуры‏ ‎Грея ‎в ‎основном‏ ‎изваяны ‎в‏ ‎модернистском ‎стиле.

Для ‎того, ‎чтобы‏ ‎узнать,‏ ‎чего ‎удается‏ ‎достичь ‎современным‏ ‎ваятелям ‎при ‎создании ‎вуали ‎с‏ ‎помощью‏ ‎новейших ‎технологий‏ ‎и ‎инструментов,‏ ‎достаточно ‎посмотреть ‎на ‎работы ‎Бенджамина‏ ‎Виктора‏ ‎«Вирсавия»‏ ‎(2013 ‎год).‏ ‎На ‎первой‏ ‎из ‎фотографий‏ ‎(спаренной)‏ ‎— ‎скульптура‏ ‎Вирсавии, ‎матери ‎царя ‎Соломона, ‎изваянная‏ ‎из ‎глины.‏ ‎На‏ ‎второй ‎и ‎третьей‏ ‎— ‎отлитая‏ ‎из ‎бронзы ‎и ‎её‏ ‎фрагмент.

Нет‏ ‎сомнения ‎—‏ ‎это ‎великолепные‏ ‎образцы ‎изобразительного ‎искусства. ‎Но ‎при‏ ‎всем‏ ‎их ‎великолепии‏ ‎и ‎высочайшем‏ ‎таланте ‎автора ‎(и ‎других ‎современных‏ ‎авторов),‏ ‎вряд‏ ‎ли ‎они‏ ‎могут ‎конкурировать‏ ‎с ‎творениями‏ ‎старых‏ ‎итальянских ‎творцов‏ ‎мраморной ‎вуали.

Ведь ‎подсознание ‎наше ‎воспринимает‏ ‎не ‎только‏ ‎внешние‏ ‎достоинства ‎любого ‎произведения‏ ‎искусства, ‎но‏ ‎и ‎чутко ‎улавливает ‎нечто‏ ‎иное,‏ ‎скрытое ‎от‏ ‎глаз, ‎то,‏ ‎что ‎кажется ‎нам ‎невозможным ‎или‏ ‎недоступным.‏ ‎Для ‎работ‏ ‎старых ‎итальянских‏ ‎мастеров ‎мраморной ‎вуали ‎трудными ‎для‏ ‎восприятия‏ ‎являются‏ ‎не ‎только‏ ‎данные ‎им‏ ‎свыше ‎талант,‏ ‎чувство‏ ‎прекрасного ‎и‏ ‎золотые ‎руки, ‎но ‎и ‎то,‏ ‎что ‎эти‏ ‎руки‏ ‎при ‎работе ‎над‏ ‎шедевром ‎не‏ ‎держали, ‎образно ‎говоря, ‎ничего‏ ‎кроме‏ ‎молотка ‎с‏ ‎долотом.

Александр ‎Шурыгин

ИСТОЧНИК

Предыдущий

Все посты проекта
0 комментариев

Статистика

2 подписчика

Контакты

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048