r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

Краткая история ботанической иллюстрации — от древнегреческих фресок до эко-арта

Сегодня ‎ботаническая‏ ‎иллюстрация ‎переживает ‎настоящий ‎бум. ‎Более‏ ‎чем ‎на‏ ‎столетие‏ ‎забытый ‎жанр ‎живописи‏ ‎неожиданно ‎снова‏ ‎обрел ‎популярность ‎и ‎сумел‏ ‎подстроиться‏ ‎под ‎запросы‏ ‎наступившего ‎века‏ ‎экологической ‎осознанности. ‎Однако ‎корни ‎искусства‏ ‎изображения‏ ‎растений ‎лежат‏ ‎в ‎далеком‏ ‎прошлом, ‎когда ‎влияние ‎человека ‎на‏ ‎природу‏ ‎было‏ ‎минимальным, ‎а‏ ‎глобальных ‎экологических‏ ‎проблем ‎не‏ ‎существовало.‏ ‎О ‎главных‏ ‎вехах ‎развития ‎ботанической ‎иллюстрации ‎со‏ ‎времен ‎первых‏ ‎растительных‏ ‎изображений ‎до ‎современного‏ ‎эко-арта ‎рассказывает‏ ‎Иван ‎Дмитриев.

Зарождение ‎живописной ‎традиции

Первые‏ ‎изображения‏ ‎растений ‎появились еще‏ ‎в ‎Древнем‏ ‎Египте ‎и ‎Месопотамии ‎около ‎4000‏ ‎лет‏ ‎назад. ‎Эти‏ ‎цивилизации ‎славились‏ ‎развитым ‎сельским ‎хозяйством ‎и ‎высоким‏ ‎уровнем‏ ‎художественной‏ ‎культуры, ‎поэтому‏ ‎неудивительно, ‎что‏ ‎свои ‎истоки‏ ‎ботаническое‏ ‎искусство ‎берет‏ ‎именно ‎там. ‎Изображениями ‎растений ‎в‏ ‎первую ‎очередь‏ ‎декорировали‏ ‎стены ‎дворцов ‎правителей,‏ ‎сосуды ‎для‏ ‎вина, ‎вазы, ‎посуду, ‎реже‏ ‎—‏ ‎монеты, ‎оружие‏ ‎и ‎одежду.


«Спелый‏ ‎ячмень», ‎ок. ‎1353–1336 ‎до ‎н.‏ ‎э.‏ ‎Реалистичность ‎образа‏ ‎отличает ‎рельеф‏ ‎от ‎многих ‎дошедших ‎до ‎нас‏ ‎живописных‏ ‎фрагментов‏ ‎древности, ‎выполненных‏ ‎в ‎стилизованной‏ ‎или ‎орнаментальной‏ ‎технике.‏ ‎Источник

Культура ‎Древнего‏ ‎Египта, ‎во ‎многом ‎основанная ‎на‏ ‎культе ‎смерти,‏ ‎породила‏ ‎и ‎другой ‎тип‏ ‎изображений ‎—‏ ‎наполненный ‎мистическим, ‎сакральным ‎смыслом.‏ ‎Древние‏ ‎египтяне ‎верили, что‏ ‎при ‎переходе‏ ‎умершего ‎в ‎мир ‎иной ‎любые‏ ‎скульптурные‏ ‎и ‎живописные‏ ‎изображения ‎предметов‏ ‎быта, ‎продуктов, ‎оружия ‎«оживают» ‎и‏ ‎обеспечивают‏ ‎человеку‏ ‎безбедное ‎вечное‏ ‎существование. ‎Именно‏ ‎поэтому ‎стены‏ ‎древнеегипетских‏ ‎усыпальниц ‎нередко‏ ‎украшали ‎рисунками ‎или ‎рельефами ‎с‏ ‎изображениями ‎различных‏ ‎плодов,‏ ‎сахарного ‎тростника ‎и‏ ‎лотоса.

Символизирующие ‎фертильность‏ ‎и ‎возрождение ‎растения ‎помещали‏ ‎не‏ ‎только ‎в‏ ‎гробницах, ‎но‏ ‎и ‎у ‎жертвенников, ‎посвященных ‎богам.‏ ‎К‏ ‎примеру, ‎финиковая‏ ‎пальма ‎ассоциировалась‏ ‎с ‎богом ‎Солнца ‎Ра, ‎а‏ ‎гифена,‏ ‎или‏ ‎дум-пальма, ‎—‏ ‎с ‎богом‏ ‎Луны ‎Тотом.

Фрагмент‏ ‎фрески‏ ‎из ‎гробницы‏ ‎Небамона, ‎изображающий ‎фруктовый ‎сад ‎с‏ ‎прудом. ‎Хатор,‏ ‎богиню‏ ‎любви ‎и ‎плодородия,‏ ‎можно ‎увидеть‏ ‎в ‎верхнем ‎правом ‎углу.‏ ‎Фивы,‏ ‎1350 ‎год‏ ‎до ‎н.‏ ‎э. ‎Источник

Растительные ‎мотивы ‎встречались ‎и‏ ‎в‏ ‎преимущественно ‎антропоцентричном‏ ‎искусстве ‎Древней‏ ‎Греции. ‎Их ‎использовали ‎в ‎декоративных‏ ‎целях‏ ‎в‏ ‎домах ‎богатых‏ ‎греков ‎и‏ ‎храмах, ‎а‏ ‎также‏ ‎для ‎украшения‏ ‎амфор. ‎Один ‎из ‎примеров ‎древнегреческой‏ ‎живописной ‎традиции‏ ‎—‏ ‎найденная ‎в ‎доме‏ ‎богатого ‎грека‏ ‎на ‎острове ‎Санторини ‎фреска‏ ‎с‏ ‎красными ‎лилиями‏ ‎и ‎ласточками,‏ ‎которую ‎ученые ‎относят к ‎самым ‎ранним‏ ‎реалистичным‏ ‎ботаническим ‎изображениям.‏ ‎И ‎всё‏ ‎же ‎подавляющее ‎большинство ‎сохранившихся ‎образцов‏ ‎флористической‏ ‎живописи‏ ‎того ‎периода‏ ‎лишены ‎сходства‏ ‎с ‎настоящими‏ ‎цветами‏ ‎и ‎кустарниками‏ ‎и ‎представляют ‎собой ‎разнообразные ‎узоры‏ ‎и ‎орнаменты.

Ботаническая‏ ‎иллюстрация‏ ‎на ‎службе ‎науки

Со‏ ‎временем ‎изображения‏ ‎растений ‎стали ‎служить ‎не‏ ‎только‏ ‎мистическим ‎и‏ ‎декоративным ‎целям,‏ ‎но ‎и ‎научным. ‎Лекари ‎и‏ ‎ученые‏ ‎Древнего ‎мира‏ ‎использовали ботанический ‎рисунок‏ ‎при ‎составлении ‎травников ‎и ‎лечебников,‏ ‎в‏ ‎которые‏ ‎наряду ‎с‏ ‎описанием ‎свойств‏ ‎целебных ‎растений‏ ‎помещали‏ ‎и ‎их‏ ‎изображения. ‎Ученики ‎и ‎преемники ‎составителей‏ ‎таких ‎документов‏ ‎дополняли‏ ‎их ‎новыми ‎зарисовками‏ ‎и ‎описаниями,‏ ‎постепенно ‎накапливая ‎научные ‎знания‏ ‎о‏ ‎пользе ‎трав,‏ ‎ягод ‎и‏ ‎кустарников ‎и ‎передавая ‎их ‎последующим‏ ‎поколениям.

Несмотря‏ ‎на ‎то,‏ ‎что ‎самые‏ ‎ранние ‎экземпляры ‎таких ‎книг ‎были‏ ‎утрачены,‏ ‎известно,‏ ‎что ‎еще‏ ‎в ‎IV‏ ‎веке ‎до‏ ‎н.‏ ‎э. ‎Аристотель‏ ‎изучал применение ‎растений ‎в ‎медицине ‎и‏ ‎не ‎обходился‏ ‎без‏ ‎визуализации ‎объектов ‎исследования.‏ ‎Его ‎ученик‏ ‎Теофраст ‎(ок. ‎371–287 ‎годов‏ ‎до‏ ‎н. ‎э.),‏ ‎которого ‎справедливо‏ ‎называют отцом ‎ботаники, ‎внес ‎огромный ‎вклад‏ ‎в‏ ‎развитие ‎естественных‏ ‎наук ‎и‏ ‎медицины. ‎Он ‎оставил ‎два ‎многотомных‏ ‎труда‏ ‎—‏ ‎трактаты ‎«История‏ ‎растений» ‎(Historia‏ ‎Plantarum) ‎и‏ ‎«Причины‏ ‎растений» ‎(De‏ ‎causis ‎plantarum), ‎— ‎в ‎которых‏ ‎впервые ‎предпринял‏ ‎попытку‏ ‎систематизировать ‎растительный ‎мир‏ ‎и ‎подробно‏ ‎описал ‎структуру, ‎размножение, ‎пользу‏ ‎и‏ ‎вред, ‎а‏ ‎также ‎места‏ ‎произрастания ‎более ‎500 ‎видов ‎растений.

Наряду‏ ‎с‏ ‎древнегреческим ‎фармакологом‏ ‎Кратеуасом ‎(I‏ ‎век ‎до ‎н. ‎э.), ‎чьи‏ ‎рисунки‏ ‎многократно‏ ‎копировались ‎его‏ ‎последователями, ‎именно‏ ‎Теофраст ‎заложил‏ ‎основы‏ ‎ботанической ‎иллюстрации‏ ‎в ‎традиционном ‎ее ‎понимании.

Точность ‎и‏ ‎простота ‎изображения,‏ ‎а‏ ‎также ‎гиперболизация ‎отличительных‏ ‎признаков ‎каждого‏ ‎вида ‎для ‎упрощения ‎их‏ ‎дифференциации‏ ‎стали ‎характерными‏ ‎особенностями ‎научного‏ ‎ботанического ‎рисунка ‎и ‎оставались ‎неизменными‏ ‎в‏ ‎течение ‎многих‏ ‎веков.

Этого ‎же‏ ‎стиля ‎изображения ‎придерживался ‎древнегреческий ‎врач‏ ‎Диоскорид‏ ‎(ок.‏ ‎40–90) ‎—‏ ‎составитель ‎выдающегося‏ ‎сочинения ‎De‏ ‎materia‏ ‎medica, или ‎«О‏ ‎лекарственных ‎веществах». ‎Знаменитая ‎фармакопея, ‎написанная‏ ‎в ‎I‏ ‎веке,‏ ‎включала ‎описания ‎и‏ ‎изображения ‎порядка‏ ‎1000 ‎медицинских ‎препаратов, ‎более‏ ‎800‏ ‎из ‎которых‏ ‎— ‎растительного‏ ‎происхождения. ‎В ‎отличие ‎от ‎работ‏ ‎упомянутых‏ ‎авторов ‎пятитомный‏ ‎трактат ‎Диоскорида‏ ‎был ‎переведен ‎на ‎латынь ‎уже‏ ‎в‏ ‎начале‏ ‎VI ‎века.‏ ‎Благодаря ‎этому‏ ‎он ‎получил‏ ‎широкое‏ ‎распространение ‎и‏ ‎стал ‎основным ‎источником ‎знаний ‎о‏ ‎применении ‎различных‏ ‎растений,‏ ‎который ‎использовали лекари ‎и‏ ‎ученые ‎Запада‏ ‎и ‎Востока ‎вплоть ‎до‏ ‎XVII‏ ‎века.

Ботаническое ‎Возрождение

После‏ ‎нескольких ‎столетий‏ ‎культурной ‎стагнации, ‎начиная ‎с ‎середины‏ ‎XV‏ ‎века ‎художники‏ ‎Европы ‎снова‏ ‎обращаются ‎к ‎миру ‎флоры, ‎теперь‏ ‎—‏ ‎в‏ ‎поисках ‎новых‏ ‎эстетических ‎идеалов‏ ‎и ‎источников‏ ‎вдохновения.‏ ‎Экспериментируя ‎с‏ ‎техниками ‎и ‎материалами, ‎такие ‎художники,‏ ‎как ‎Пизанелло‏ ‎(1395–1455)‏ ‎и ‎Жан ‎Бурдишон‏ ‎(1457–1521), ‎пытаются‏ ‎изменить ‎художественный ‎язык ‎изображения‏ ‎растений.‏ ‎Благодаря ‎усилиям‏ ‎этих ‎и‏ ‎других ‎живописцев ‎Раннего ‎Возрождения ‎ботаническая‏ ‎иллюстрация‏ ‎выходит ‎за‏ ‎рамки ‎служебного‏ ‎искусства ‎и ‎постепенно ‎оформляется в ‎полноценный‏ ‎жанр‏ ‎живописи.

На‏ ‎картине ‎Сандро‏ ‎Боттичелли ‎«Весна»‏ ‎(ок. ‎1482)‏ ‎ученые‏ ‎насчитывают более ‎190‏ ‎видов ‎растений, ‎из ‎которых ‎около‏ ‎130 ‎можно‏ ‎идентифицировать.‏ ‎Источник

Так, ‎если ‎раньше‏ ‎самостоятельные ‎изображения‏ ‎растений ‎использовали ‎исключительно ‎в‏ ‎научных‏ ‎(травники ‎и‏ ‎фармакопеи), ‎декоративных‏ ‎(украшение ‎помещений, ‎одежды ‎и ‎предметов‏ ‎быта)‏ ‎целях, ‎то‏ ‎теперь ‎популярность‏ ‎обретает ‎идея ‎об ‎их ‎самодостаточности.

Одним‏ ‎из‏ ‎художников,‏ ‎вдохнувших ‎новую‏ ‎жизнь ‎в‏ ‎искусство ‎ботанического‏ ‎рисунка,‏ ‎был ‎немецкий‏ ‎живописец ‎и ‎гравер ‎Альбрехт ‎Дюрер‏ ‎(1471–1528). ‎Апологет‏ ‎натурализма‏ ‎— ‎максимально ‎реалистичного‏ ‎изображения ‎объектов‏ ‎наблюдения ‎без ‎прикрас, ‎—‏ ‎Дюрер‏ ‎оставил ‎12‏ ‎акварелей, ‎живо‏ ‎и ‎точно ‎передающих ‎красоту ‎и‏ ‎сложноустроенность‏ ‎растительного ‎мира.‏ ‎Сухие ‎листья,‏ ‎надломленные ‎стебли, ‎завядшие ‎бутоны ‎—‏ ‎всё‏ ‎это‏ ‎интересовало художника ‎не‏ ‎меньше, ‎чем‏ ‎яркие ‎пышные‏ ‎соцветия‏ ‎и ‎спелые‏ ‎плоды.

«Большой ‎кусок ‎луга» ‎(1503) ‎—‏ ‎важная ‎работа‏ ‎в‏ ‎истории ‎не ‎только‏ ‎ботанической, ‎но‏ ‎и ‎экологической ‎иллюстрации. ‎Здесь‏ ‎объектом‏ ‎исследования ‎Дюрера‏ ‎становится ‎не‏ ‎отдельное ‎растение, ‎а ‎небольшая ‎экосистема.‏ ‎Источник

Наряду‏ ‎с ‎Дюрером‏ ‎в ‎этот‏ ‎период ‎творил ‎не ‎нуждающийся ‎в‏ ‎представлении‏ ‎Леонардо‏ ‎да ‎Винчи‏ ‎(1452–1519). ‎Итальянский‏ ‎мастер ‎так‏ ‎же,‏ ‎как ‎и‏ ‎его ‎современник, ‎изображал ‎растения ‎в‏ ‎стиле ‎натурализма,‏ ‎исследуя‏ ‎их ‎физиологические ‎особенности‏ ‎и ‎эстетические‏ ‎качества. ‎Большую ‎часть ‎его‏ ‎ботанических‏ ‎рисунков, ‎тем‏ ‎не ‎менее,‏ ‎нельзя ‎отнести ‎к ‎самостоятельным ‎произведениям‏ ‎искусства:‏ ‎это ‎зарисовки‏ ‎и ‎эскизы‏ ‎к ‎ныне ‎утраченной ‎картине ‎«Леда‏ ‎и‏ ‎лебедь».‏ ‎Ветки ‎ежевики‏ ‎и ‎дуба,‏ ‎цветы ‎ветреницы‏ ‎и‏ ‎ежеголовника ‎—‏ ‎эти ‎и ‎другие ‎растения, ‎детализированные‏ ‎изображения ‎которых‏ ‎мы‏ ‎можем ‎увидеть ‎сегодня,‏ ‎украшали полотно, ‎подчеркивая‏ ‎природную ‎красоту ‎и ‎изящество‏ ‎заглавной‏ ‎героини.

В ‎надписях‏ ‎на ‎этом‏ ‎рисунке ‎(ок. ‎1510) ‎да ‎Винчи‏ ‎называет‏ ‎изображенные ‎растения‏ ‎«третьим ‎и‏ ‎четвертым ‎видом ‎камыша», ‎поскольку ‎в‏ ‎то‏ ‎время‏ ‎у ‎них‏ ‎еще ‎не‏ ‎было ‎научных‏ ‎латинских‏ ‎наименований. ‎Источник

Флора‏ ‎заокеанья

В ‎эпоху ‎Великих ‎географических ‎открытий‏ ‎(XV–XVII ‎века)‏ ‎и‏ ‎последующей ‎колонизации ‎новых‏ ‎земель ‎крупнейшими‏ ‎европейскими ‎державами ‎представление ‎человека‏ ‎об‏ ‎окружающем ‎мире,‏ ‎в ‎частности‏ ‎о ‎флоре ‎и ‎фауне, ‎изменилось.‏ ‎В‏ ‎это ‎время‏ ‎происходит так ‎называемый‏ ‎«Колумбов ‎обмен» ‎— ‎перемещение ‎растений,‏ ‎животных,‏ ‎культурного‏ ‎наследия, ‎человеческих‏ ‎популяций, ‎болезней,‏ ‎технологий ‎между‏ ‎Старым‏ ‎Светом, ‎Америкой‏ ‎и ‎Африкой, ‎— ‎который ‎полностью‏ ‎меняет ‎существующий‏ ‎миропорядок.

Именно‏ ‎в ‎это ‎время‏ ‎в ‎Европу‏ ‎привозят такие ‎сельскохозяйственные ‎культуры, ‎как‏ ‎помидоры,‏ ‎картофель, ‎рис,‏ ‎табак, ‎кукурузу,‏ ‎какао, ‎которые ‎довольно ‎быстро ‎полюбились‏ ‎жителям‏ ‎метрополий ‎и‏ ‎значительно ‎изменили‏ ‎их ‎потребительские ‎привычки.

Установление ‎связей ‎с‏ ‎Новым‏ ‎Светом‏ ‎повлияло ‎и‏ ‎на ‎науку.‏ ‎С ‎получением‏ ‎доступа‏ ‎к ‎тысячам‏ ‎неизвестных ‎ранее ‎видов ‎растений ‎и‏ ‎животных, ‎требующих‏ ‎изучения,‏ ‎зоологи ‎и ‎ботаники‏ ‎поняли, ‎что‏ ‎существующего ‎свода ‎знаний ‎о‏ ‎флоре‏ ‎и ‎фауне‏ ‎недостаточно. ‎Однако‏ ‎привозимые ‎из-за ‎океана ‎экземпляры ‎не‏ ‎удовлетворяли‏ ‎их ‎научных‏ ‎запросов: ‎информацию‏ ‎о ‎механизмах ‎адаптации, ‎особенностях ‎размножения‏ ‎и‏ ‎распространения‏ ‎неисследованных ‎видов‏ ‎можно ‎было‏ ‎получить ‎лишь‏ ‎в‏ ‎местах ‎их‏ ‎обитания ‎— ‎в ‎горах, ‎джунглях‏ ‎и ‎прериях.

Так,‏ ‎в‏ ‎течение ‎XVI–XVIII ‎веков‏ ‎практически ‎на‏ ‎каждом ‎корабле, ‎который ‎шел‏ ‎в‏ ‎Африку ‎или‏ ‎Америку, ‎находился‏ ‎ученый, в ‎чьи ‎задачи ‎входило ‎не‏ ‎только‏ ‎исследование, ‎но‏ ‎и ‎зарисовка‏ ‎экзотической ‎флоры ‎и ‎фауны. ‎Ученый-живописец‏ ‎был‏ ‎одним‏ ‎из ‎центральных‏ ‎членов ‎первых‏ ‎географических ‎экспедиций,‏ ‎однако‏ ‎нередко ‎и‏ ‎торговые ‎и ‎военные ‎корабли ‎соглашались‏ ‎взять ‎на‏ ‎борт‏ ‎дополнительного ‎пассажира.


Одним ‎из‏ ‎выдающихся ‎художников‏ ‎того ‎периода ‎был ‎естествоиспытатель‏ ‎Жак‏ ‎Ле ‎Муан‏ ‎де ‎Морг‏ ‎(1533–1588). ‎В ‎1564 ‎году ‎король‏ ‎Франции‏ ‎Карл ‎IX‏ ‎нанял его ‎как‏ ‎официального ‎картографа ‎миссии ‎по ‎колонизации‏ ‎полуострова‏ ‎Флорида,‏ ‎в ‎ходе‏ ‎которой ‎он‏ ‎создал ‎несколько‏ ‎десятков‏ ‎рисунков, ‎изображающих‏ ‎культуру ‎местных ‎народов, ‎экзотические ‎растения,‏ ‎пейзажи ‎и‏ ‎представителей‏ ‎фауны. ‎Альбом ‎с‏ ‎59 ‎акварельными‏ ‎ботаническими ‎иллюстрациями ‎— ‎его‏ ‎главный‏ ‎вклад ‎в‏ ‎развитие ‎этого‏ ‎жанра ‎живописи.

Наряду ‎с ‎де ‎Моргом‏ ‎значительными‏ ‎фигурами ‎в‏ ‎истории ‎ботанической‏ ‎живописи ‎этого ‎периода ‎были ‎Мария‏ ‎Сибилла‏ ‎Мериан‏ ‎(1647–1717) ‎и‏ ‎две ‎ее‏ ‎дочери ‎—‏ ‎Йоханна‏ ‎Хелена ‎(1668‏ ‎— ‎ок.1723) ‎и ‎Доротея ‎Мария‏ ‎(1678–1743). ‎Посвятив‏ ‎более‏ ‎50 ‎лет ‎жизни‏ ‎научной ‎работе‏ ‎в ‎Германии ‎и ‎Голландии,‏ ‎в‏ ‎1699 ‎году‏ ‎художница ‎решает‏ ‎покинуть ‎Европу ‎и ‎уезжает ‎в‏ ‎Нидерландскую‏ ‎Гвиану, ‎ныне‏ ‎Суринам. ‎Там‏ ‎она ‎проводит более ‎двух ‎лет, ‎совершая‏ ‎экспедиции‏ ‎в‏ ‎труднопроходимые ‎джунгли,‏ ‎исследуя ‎и‏ ‎зарисовывая ‎различные‏ ‎растения,‏ ‎а ‎также‏ ‎птиц ‎и ‎членистоногих.

Позже ‎на ‎основе‏ ‎своих ‎наблюдений‏ ‎она‏ ‎подготовит ‎двухтомную ‎работу‏ ‎«Метаморфозы ‎насекомых‏ ‎Суринама» ‎(1705), ‎в ‎которой‏ ‎подробно‏ ‎опишет и ‎изобразит‏ ‎все ‎стадии‏ ‎жизненного ‎цикла ‎насекомых ‎и ‎их‏ ‎взаимосвязь‏ ‎с ‎растениями-хозяевами.‏ ‎Вскоре ‎после‏ ‎публикации ‎книга ‎произведет ‎революцию ‎в‏ ‎науке‏ ‎и‏ ‎внесет ‎имя‏ ‎Марии ‎Сибиллы‏ ‎Мериан ‎в‏ ‎историю‏ ‎не ‎только‏ ‎энтомологии ‎и ‎ботаники, ‎но ‎и‏ ‎искусства.

Мария ‎Сибилла‏ ‎Мериан,‏ ‎«Метаморфозы ‎насекомых ‎Суринама»‏ ‎(1705). ‎Источник

В‏ ‎то ‎же ‎время ‎интерес‏ ‎к‏ ‎ботанической ‎живописи‏ ‎возникает ‎и‏ ‎в ‎высших ‎кругах ‎европейского ‎общества.‏ ‎Члены‏ ‎королевских ‎семей,‏ ‎придворные ‎вельможи‏ ‎и ‎другие ‎состоятельные ‎европейцы ‎заказывают‏ ‎у‏ ‎ботанических‏ ‎иллюстраторов ‎так‏ ‎называемые ‎флорилегиумы — богато‏ ‎иллюстрированные ‎альбомы‏ ‎с‏ ‎акварельными ‎рисунками‏ ‎растений. ‎Некоторые ‎заказчики ‎посылают ‎своих‏ ‎придворных ‎художников‏ ‎за‏ ‎океан ‎в ‎составе‏ ‎географических ‎экспедиций.‏ ‎Другие ‎нанимают ‎знаменитых ‎живописцев‏ ‎для‏ ‎работы ‎над‏ ‎созданием ‎таких‏ ‎альбомов ‎в ‎своих ‎дворцовых ‎и‏ ‎приусадебных‏ ‎садах ‎и‏ ‎парках, ‎полных‏ ‎завезенных ‎из ‎Нового ‎Света ‎экзотических‏ ‎растений.

Благодаря‏ ‎этим‏ ‎и ‎другим‏ ‎художникам ‎эпохи‏ ‎колонизации ‎к‏ ‎началу‏ ‎XVIII ‎века‏ ‎ботаническая ‎живопись ‎окончательно ‎обретает ‎свои‏ ‎жанровые ‎очертания‏ ‎и‏ ‎становится ‎важным ‎направлением‏ ‎искусства, ‎сочетающим‏ ‎и ‎научные, ‎и ‎художественные‏ ‎начала.



Золотой‏ ‎век ‎ботанической‏ ‎живописи

В ‎1750–1850-е‏ ‎происходит расцвет ‎ботанического ‎искусства. ‎В ‎Европе‏ ‎открываются‏ ‎публичные ‎ботанические‏ ‎сады ‎и‏ ‎аптекарские ‎огороды, ‎организуются ‎научные ‎конференции,‏ ‎посвященные‏ ‎вопросам‏ ‎изучения ‎растений,‏ ‎проводятся ‎первые‏ ‎выставки ‎работ‏ ‎ботанических‏ ‎иллюстраторов ‎—‏ ‎всё ‎это ‎подогревает ‎общественный ‎интерес‏ ‎к ‎живописному‏ ‎жанру‏ ‎и ‎обеспечивает ‎ему‏ ‎огромную ‎популярность.

С‏ ‎этим ‎периодом ‎связано ‎имя‏ ‎Пьера-Жозефа‏ ‎Редуте ‎(1759–1840),‏ ‎одного ‎из‏ ‎самых ‎продуктивных ‎художников ‎в ‎истории‏ ‎живописи.‏ ‎За ‎67‏ ‎лет ‎активной‏ ‎творческой ‎деятельности ‎Редуте ‎успел ‎поработать учителем‏ ‎рисования‏ ‎последней‏ ‎королевы ‎Франции‏ ‎Марии-Антуанетты, ‎организовать‏ ‎классы ‎по‏ ‎акварельной‏ ‎живописи ‎для‏ ‎богатых ‎аристократов ‎при ‎Национальном ‎музее‏ ‎естественной ‎истории‏ ‎в‏ ‎Париже, ‎выпустить ‎более‏ ‎десятка ‎иллюстрированных‏ ‎каталогов, ‎получить ‎орден ‎Почетного‏ ‎легиона‏ ‎— ‎высшую‏ ‎награду ‎Франции‏ ‎— ‎и ‎даже ‎заслужить ‎покровительство‏ ‎императрицы‏ ‎Жозефины ‎де‏ ‎Богарне, ‎первой‏ ‎жены ‎Наполеона ‎Бонапарта. ‎По ‎свидетельствам‏ ‎историков,‏ ‎императрица‏ ‎была ‎одним‏ ‎из ‎самых‏ ‎преданных ‎поклонников‏ ‎творчества‏ ‎Редуте: ‎свою‏ ‎спальню ‎во ‎дворце ‎Мальмезон ‎она‏ ‎украсила именно ‎его‏ ‎рисунками.

Пьер-Жозеф‏ ‎Редуте, ‎Rosa ‎Hudsoniana‏ ‎Salicifolia, ‎1817‏ ‎год. ‎Благодаря ‎непревзойденной ‎техники‏ ‎рисования,‏ ‎в ‎особенности‏ ‎передачи ‎цвета,‏ ‎Редуте ‎справедливо ‎называли «Рафаэлем ‎цветов». ‎Источник

Сегодня‏ ‎наследие‏ ‎художника ‎насчитывает‏ ‎более ‎2100‏ ‎ботанических ‎иллюстраций, ‎изображающих ‎около ‎1800‏ ‎различных‏ ‎видов‏ ‎растений. ‎Главным‏ ‎плодом ‎его‏ ‎творчества, ‎бесспорно,‏ ‎является‏ ‎альбом ‎«Лилейные»‏ ‎(Les ‎Liliacées) ‎— ‎выдающийся ‎памятник‏ ‎ботанической ‎живописи,‏ ‎над‏ ‎которым ‎он ‎работал‏ ‎с ‎1802‏ ‎по ‎1816 ‎год. ‎Полное‏ ‎издание‏ ‎альбома ‎состояло из‏ ‎486 ‎точечных‏ ‎гравюр, ‎раскрашенных ‎вручную ‎самим ‎художником‏ ‎или‏ ‎его ‎помощниками,‏ ‎а ‎также‏ ‎сопроводительной ‎информацией ‎о ‎каждом ‎растении.

Эстетически‏ ‎совершенные,‏ ‎«Лилейные»‏ ‎произвели ‎такое‏ ‎сильное ‎впечатление‏ ‎на ‎императора‏ ‎Наполеона‏ ‎Бонапарта, ‎что‏ ‎он ‎приказал разослать ‎копии ‎альбома ‎во‏ ‎все ‎крупнейшие‏ ‎музеи‏ ‎и ‎библиотеки ‎Франции,‏ ‎европейским ‎монархам,‏ ‎послам ‎и ‎другим ‎значительным‏ ‎фигурам‏ ‎того ‎времени.

В‏ ‎это ‎же‏ ‎время ‎творят ‎и ‎другие ‎талантливые‏ ‎живописцы,‏ ‎благодаря ‎которым‏ ‎жанр ‎ботанической‏ ‎иллюстрации ‎достигает ‎вершины ‎своего ‎развития.‏ ‎В‏ ‎их‏ ‎числе ‎Уильям‏ ‎Кертис ‎(1746–1799),‏ ‎Маргарет ‎Мин‏ ‎(1751–1834),‏ ‎Франц ‎(1758–1840)‏ ‎и ‎Фердинанд ‎(1760–1826) ‎Бауэры ‎и‏ ‎еще ‎целый‏ ‎ряд‏ ‎художников. ‎Одни ‎служат‏ ‎при ‎монарших‏ ‎семьях ‎в ‎Европе ‎и‏ ‎создают‏ ‎серии ‎рисунков‏ ‎для ‎украшения‏ ‎их ‎резиденций; ‎другие ‎преподают ‎в‏ ‎академиях‏ ‎художеств ‎и‏ ‎публикуются в ‎периодических‏ ‎журналах; ‎третьи ‎продолжают ‎научную ‎работу‏ ‎в‏ ‎отдаленных‏ ‎уголках ‎планеты‏ ‎и ‎исследуют‏ ‎флору ‎и‏ ‎фауну‏ ‎заокеанских ‎колоний.

Однако‏ ‎к ‎концу ‎1870-х ‎интерес ‎к‏ ‎этому ‎направлению‏ ‎в‏ ‎искусстве ‎стремительно ‎угасает.‏ ‎Ученые ‎теперь‏ ‎всё ‎чаще ‎обращаются к ‎новому‏ ‎способу‏ ‎визуализации ‎объектов‏ ‎исследования ‎—‏ ‎фотографии, ‎а ‎молодые ‎художники ‎порывают‏ ‎с‏ ‎традициями ‎классической‏ ‎живописи ‎и‏ ‎манифестируют ‎создание ‎новых ‎течений.

В ‎итоге‏ ‎напоминающее‏ ‎об‏ ‎эпохе ‎колонизации‏ ‎направление ‎в‏ ‎искусстве ‎просто‏ ‎не‏ ‎выдерживает ‎конкуренции‏ ‎с ‎активно ‎развивающимися ‎импрессионизмом, ‎символизмом,‏ ‎а ‎чуть‏ ‎позднее‏ ‎— ‎модерном ‎и‏ ‎авангардизмом ‎—‏ ‎и ‎надолго ‎уходит ‎в‏ ‎тень.

Наступает‏ ‎ХХ ‎век‏ ‎— ‎время‏ ‎стагнации ‎жанра. ‎Ограниченный ‎круг ‎художников,‏ ‎практикующих‏ ‎ботаническую ‎иллюстрацию,‏ ‎уже ‎не‏ ‎переплывают ‎океаны ‎в ‎поисках ‎редких‏ ‎экзотических‏ ‎растений‏ ‎и ‎не‏ ‎служат ‎при‏ ‎королевских ‎дворах.‏ ‎Некоторые,‏ ‎используя ‎приемы‏ ‎и ‎техники, ‎доведенные ‎до ‎совершенства‏ ‎предыдущими ‎поколениями‏ ‎живописцев,‏ ‎занимаются ‎сохранением ‎традиции.‏ ‎Другие ‎рисуют‏ ‎растения ‎исключительно ‎из ‎эстетических‏ ‎соображений‏ ‎и ‎делают‏ ‎акцент ‎на‏ ‎красоте ‎изображения, ‎а ‎не ‎его‏ ‎ботанической‏ ‎достоверности.


Эко-арт ‎эпохи‏ ‎экологического ‎кризиса

С‏ ‎наступлением ‎эпохи ‎глобальных ‎экологических ‎проблем‏ ‎ситуация‏ ‎начинает‏ ‎меняться. ‎Экологический‏ ‎бум ‎конца‏ ‎1970-х ‎—‏ ‎появление‏ ‎первых ‎зеленых‏ ‎организаций, ‎рост ‎интереса ‎к ‎садоводству‏ ‎и ‎разведению‏ ‎растений‏ ‎в ‎домашних ‎условиях,‏ ‎проведение ‎масштабных‏ ‎кампаний ‎по ‎сохранению ‎биоразнообразия‏ ‎—‏ ‎побуждает художников ‎снова‏ ‎обратиться ‎к‏ ‎миру ‎флоры ‎в ‎поисках ‎вдохновения.


По‏ ‎этому‏ ‎поводу ‎Екатерина‏ ‎Баранова ‎пишет:

«В‏ ‎XX ‎веке ‎ботаническое ‎искусство ‎перестало‏ ‎быть‏ ‎подспорьем‏ ‎науки ‎и‏ ‎окончательно ‎обособилось‏ ‎в ‎самостоятельный‏ ‎жанр‏ ‎— ‎в‏ ‎первую ‎очередь ‎из-за ‎проблем ‎экологии,‏ ‎которые ‎отразились‏ ‎на‏ ‎популяции ‎некоторых ‎видов‏ ‎растений. ‎Исчезающие‏ ‎или ‎уже ‎исчезнувшие ‎растения,‏ ‎запечатленные‏ ‎когда-то ‎для‏ ‎науки, ‎попали‏ ‎на ‎экологические ‎плакаты ‎и ‎тематические‏ ‎тиражные‏ ‎открытки».

Смена ‎потребительских‏ ‎привычек ‎(к‏ ‎примеру, ‎распространение ‎веганства) ‎и ‎внедрение‏ ‎программ‏ ‎экологического‏ ‎образования ‎в‏ ‎школах ‎оказывают‏ ‎сильное ‎влияние‏ ‎на‏ ‎отношение ‎человека‏ ‎к ‎природе. ‎Зеленая ‎эстетика ‎обретает всё‏ ‎большую ‎популярность‏ ‎—‏ ‎и ‎мода ‎на‏ ‎традиционную ‎ботаническую‏ ‎иллюстрацию ‎возрождается.

ИСТОЧНИК


Предыдущий Следующий
Все посты проекта
1 комментарий

Комментарий удален. Восстановить?
0
avatar
Уровень внутри проекта
0
Уровень на sponsr.ru
0
buyv 3 месяца назад

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048